Главные вкладки

    Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников
    методическая разработка на тему

    Старостенкова Ольга Александровна

    Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный подход к организации коррекционно – развивающего процесса. Сочетание данного подхода с  моделированием позволяет по-другому применять методы развития фонематического анализа и слуха. Так, оно предполагает формирование комплексных языковых и интеллектуальных ориентировок в процессе создания объемного образа звука, моделирования интегральных и дифференциальных признаков фонем, что дает возможность повысить эффективность работы по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза. В данном пособии представлены возможные варианты работы с детьми по созданию фонематических моделей звуков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fonematicheskoe_modelirovanie.docx529.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

    Цель данного пособия – повысить эффективность работы по развитию фонематического восприятия с помощью моделирования у учащихся младших классов в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии.

    В данном материале представлены возможные варианты работы с детьми по созданию фонематических моделей звуков.

    Объектом моделирования стали акустические и артикуляторные признаки звуков, необходимые для определения фонемы в процессе письма. Для процедуры создания моделей  создаются специальные домики-символы,  отличие которых в символах и деталях, расположенных на гранях домиков, внутри, а также в их цвете. Для моделирования признаков звуков были определены следующие аналоги.

    Первая пара домиков позволяет обеспечить различение гласных и согласных звуков. Аналогом гласных звуков  является круглое отверстие на гранях одного красного домика – воздух при выдохе выходит свободно, без преград. Аналогом согласных – отверстие, прикрытое бумажными лепестками белого домика. Когда ребенок дует в это окошечко, то слышится характерный шум от движения воздуха через лепестки, которые являются преградой для выдоха. Так же и согласные звуки состоят из шума от преграды для воздушной струи в органах артикуляции.

    C:\Users\вова\Desktop\КУБИКИ\КРАСНЫЙ.jpg                 C:\Users\вова\Desktop\КУБИКИ\СОГЛАСНЫЙ.jpg

    Вторая пара домиков-символов осуществляет противопоставление гласных первого и второго ряда. Для гласных первого ряда подходит домик из первой пары, а на гранях домика гласных второго ряда два символа: 1) значок улыбки зеленого цвета, который обозначает звук [й]; 2) круглое отверстие, обозначающее гласный звук.

    C:\Users\вова\Desktop\КУБИКИ\ДВ ГЛАНЫЙ.jpg           C:\Users\вова\Desktop\КУБИКИ\КРАСНЫЙ.jpg

    Третья  пара домиков дифференцирует звонкие и глухие согласные звуки. У ребенка вырабатывается условный рефлекс на звучание колокольчика внутри одного домика и символ колокольчика или звоночка на его грани.  Формируется аналогия со звонким звуком. Педагог обращает внимание ребенка на ощущения вибрации в горле, образующейся за счет работы голосовых связок. Для выделения глухих звуков проводится аналогия между шумом, издаваемым наполнителем (это могут быть плоды шиповника, горох, крупа) в домике и перечеркнутым колокольчиком на его гранях.

    C:\Users\вова\Desktop\КУБИКИ\ЗВОНКИЙ.jpg            C:\Users\вова\Desktop\КУБИКИ\ГЛУХОЙ.jpg 

    Четвертая пара домиков различает твердые и мягкие звуки за счет разницы ощущений между твердым картоном, приклеенным к граням синего домика, и кусочком меха [2], губки или ваты на гранях зеленого.

    C:\Users\вова\Desktop\КУБИКИ\СИНИЙ.jpg               C:\Users\вова\Desktop\КУБИКИ\ЗЕЛЕНЫЙ.jpg

    Знакомство с парами домиков и дифференциальными признаками фонем, которые они обозначают, происходит в течение нескольких занятий. Как правило, на одном занятии изучается только один символ или одна пара домиков. По мере изучения количество домиков для характеристики того или иного звука увеличивается.

    На первых занятиях по различению звуков речи педагог знакомит детей с домиками – символами, где дети могут изучить их: подуть, потрогать, сравнить ощущения и внимательно послушать издаваемые звуки. Каждый символ дети соотносят со звуком, предлагаемым логопедом и подбирают свои звуки речи, соответствующие данному домику.

    После знакомства с символами и деталями домиков-символов дети выполняют ориентировку на дифференциальные признаки фонем.

    Далее на этом же этапе дети учатся строить «дорожки» или «улицы» из домиков - символов для звуков, и  можно предложить следующие задания:

    • Логопед просит построить дорожку для заданного звука, либо дети сами выбирают себе звук, либо подбирают звук друг другу. В начале дорожки выкладывается соответствующая буква, для закрепления ее зрительного образа. Например, звуковая «дорожка» для звука [к] состоит из трех домиков-символов, обозначающих согласный, глухой и твердый звуки.

    C:\Users\вова\Desktop\к.jpg

    • Затем логопед может попросить подобрать звук, соответствующий данной модели.
    • Логопед может построить несуществующую модель (например, где представлен одновременно символ твердого и мягкого звука) и попросить подобрать звук, или исправить эту модель.
    • Также логопед может нарочно ошибочно составить модель звука, предложенного детьми, а ученикам необходимо проверить ее. Таким образом, дети могут работать в парах или в группе.

    Далее при проведении работы по дифференциации смешиваемых звуков можно предлагать следующие упражнения:

    • Логопед просит построить модель одного звука, охарактеризовать его, выбрать соответствующую букву. Затем ребенок строит модель второго из смешиваемых звуков и выбирает букву. Ученику можно предложить указать, какими домиками – символами отличаются данные модели звуков.
    • Затем можно усложнить задание, попросив построить модель одного звука и заменить в ней символы так, чтобы получилась модель другого из смешиваемых звуков. При выполнении этого задания ученики выделяют одинаковые признаки фонем и признаки характерные для каждого из звуков.

    При выполнении этих заданий логопед стимулирует ребенка к речевой активности, необходимо добиваться, чтобы ученик проговаривал каждое свое действие.

    При дифференциации звуков в слогах и словах можно давать задания такого типа:

    • Построй фонематическую модель первого звука в слоге «БА».
    • Построй фонематическую модель третьего звука в слове «капля».
    • Построй фонематическую модель первого звука в слове «побывать», измени символы в этой «дорожке» так, чтобы получилась модель третьего звука в этом слове.
    • Чем отличаются модели первых звуков в словах «точка» и «дочка», объясняя отличие моделей, ребенок выделяет смыслоразличительную функцию данных звуков.

    Фонематическое моделирование может также быть использовано на занятиях по постановке и автоматизации звуков для закрепления их акустических признаков. Для закрепления навыка различения гласных и согласных звуков, гласных первого и второго ряда, при коррекции дисграфии на почве несформированного языкового анализа и синтеза, правописании разделительного мягкого знака также можно использовать задания по фонематическому моделированию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

         За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

    Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

    В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....

    Занимательные домашние задания для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

    Применение представленных дидактических материалов помогает  реализовать индивидуальный подход к каждому ученику  и способствует устранению конкретных оптико-кинетических ошибок. Задания и у...

    "Применение здоровьесберегающих технологий в профилактике и коррекции оптической дисграфии"

    Применение здоровьесберегающих технологий в профилактике и коррекции оптической дисграфии....

    Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

    В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной раб...

    Формирование лексико-грамматического строя речи.Упражнения.Профилактика и коррекция акустической дисграфии.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"15350804","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"411","width":"600"}}]]При ОНР формирование грамматического строя происходит с бол...