Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников
статья на тему

Коленкова Инна Васильевна

В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

(Коленкова И. В., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Калининского района )

           В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении, обусловленные нарушением письменной речи. Опыт показывает, что у   80% детей, которым рекомендованы логопедические занятия, в письменных работах отмечаются ошибки оптико-кинетического характера.  Среди данной категории учащихся выделяется 3 группы:  

                                                                         

1) В письменных работах учеников отмечаются  только ошибки оптико-кинетического характера. При этом лексико-грамматический строй речи достаточно сформирован, дети отличаются высокой познавательной активностью (15%).

2) В письменных работах  отмечаются оптико-кинетические замены и пропуски букв. Дети характеризуются низкой речевой активностью, в экспрессивной речи встречаются единичные аграмматизмы (30%).

3) Ученики со смешанной  дисграфией, в письменных работах которых замены букв, сходных по начертанию, встречаются наряду с другими специфическими ошибками. У детей отмечаются: несформированность лексико-грамматического строя речи, невозможность последовательного пересказа, специфические ошибки при чтении (55%).

        Замены букв по оптико-кинетическому признаку зачастую носят стойкий характер, могут наблюдаться у учащихся старших классов и даже студентов, несмотря на то, что другие специфические ошибки успешно преодолены на логопедических занятиях. Чтобы закрепить оптико-графические навыки при написании сходных букв, необходимо периодически возвращаться к системе специальных упражнений по дифференциации смешиваемых графем, то есть включать данные упражнения в систему работы по исправлению других форм дисграфии.

        Система коррекционной работы по устранению оптических нарушений письма и чтения включает несколько направлений. Так, в целях формирования зрительного гнозиса, анализа и синтеза, буквенного гнозиса, совершенствования навыка чтения и связной речи были разработаны дидактические пособия: «Карты-подсказки»,  «Пальчиковые дорожки», «Лоскутки», «Буквы все найди - сказку сочини», «Через буквы читаю – слова собираю», «Посчитай буквы», «Буквенная мозаика», а также система тетрадей для домашних заданий. Рассмотрим некоторые из перечисленных дидактических материалов.

 «КАРТЫ-ПОДСКАЗКИ»

Цели:

1.Формировать зрительный образ букв, сходных по начертанию.

2. Работать над речевым обозначением зрительно-пространственных отношений.

3.Показать и закрепить связь между фонемой- артикулемой- графемой- кинемой.

4. Развивать навыки связной речи, пользуясь планом ответа, составленным в виде схемы.

5.Формировать навыки знаковой символизации.

Комплектность. 7 карт-плакатов (звуки и буквы а-о, х-ж… )

Описание работы с пособием: 

     Пособие используется на уроках по выделению и дифференциации оптически- сходных букв. Карта состоит из пяти частей:

1.Схематическое изображение артикуляции звуков.

2. Изображение букв.

3.Поэлементная запись каждой буквы.

4. Соотнесение букв с  предметами или символами, опорными словами.

5. Закрепление за буквами определённого цвета.

        Пользуясь системой «Карт-подсказок», дети учатся отвечать по плану-схеме, уточняют зрительный образ букв. Ориентация детей на опорные сигналы  помогает  выбрать нужную кинему для написания буквы.        Каждому ребёнку рекомендуется иметь «Карту-подсказку» на рабочем столе.

 «ЛОСКУТКИ»

Цели:

 1. Совершенствовать буквенный гнозис и конструктивный праксис.

2. Развивать языковой анализ и синтез (на материале предложений и текста).

З. Развивать  навыки связной речи.

4. Закреплять графо-моторные образы букв при письме.

5.Закреплять навыки самопроверки.

 

Комплектность: наборы маленьких карточек с частями слов, написанных прописными буквами.

Описание работы с пособием:  Пособие «Лоскутки» используется на последнем этапе работы по дифференциации сходных по начертанию букв. У каждого ученика имеется набор карточек со словами, из которых можно составить предложение. Карточки со словами разделены на 2 - 4 части по типу мозаики. Ребёнок собирает слова, составляет из них предложение, читает его, записывает на доске, вместо смешиваемых букв  изображает опорный символ или точку. Так записываются все предложения. Затем ученики составляют рассказ, дают ему название, записывают текст в тетрадь, расшифровывая  графически сходные буквы,  обводят их, проверяют написанное.

Для повышения эффективности логопедических занятий нами была разработана система тетрадей для выполнения заданий дома. На обложке тетради формулируется цель работы: «Я пишу правильно буквы … п и т  », «Я рисую по клеткам», «Я пишу красиво» (тетрадь по формированию почерка), «Я учу словарные слова». Необходимость ведения дополнительных тетрадей определяется логопедом в зависимости от характера речевых нарушений ученика и обязательно согласовывается с родителями. Выполнение домашнего логопедического задания и творческое участие в этом процессе родителей должно приносить ребёнку положительные эмоции.  

Тетрадь «Я учу словарные слова» 

     Логопед даёт домой карточку со словарными словами, которые содержат графически сходные буквы, например а-о. Выполняя         задания по определённому алгоритму, учащийся закрепляет написание словарных слов, автоматизирует написание смешиваемых букв, а также развивает слоговой анализ,  навыки проверки написанного, тренируется в подборе родственных слов.

Например, на карточке даны слова: Б2Г2Ж, К1РЗИН2. Предлагается выполнить следующие задания:

1. Расшифровать слово (1= о, 2= а), обвести буквы цветными карандашами.

2. Разделить слово на слоги.

3. Разделить слово для переноса.

4.Записать слово и обозначить слоги-слияния (профилактика пропусков букв).

5. Подобрать родственные слова.

Каждое  задание выполняется на отдельной строке, слово повторяется до конца строки.

          Применение указанных дидактических материалов помогает  реализовать индивидуальный подход к каждому ученику  и способствует устранению конкретных оптико-кинетических ошибок. Задания и упражнения интересны ребёнку, предъявляются в виде мозаики, тетрадей, цветных карт-подсказок. Ученик имеет  «Логопедическую папку», пользуется её материалами в школе и дома, а так же сам принимает активное участие в создании пособий. Родители помогают ребёнку, участвуют в коррекционном процессе. При таком подходе формируются эмоционально-волевые качества ученика, направленные на осознанное преодоление трудностей в процессе письма. Представленные выше дидактические пособия могут быть использованы учителями начальных классов и родителями, что содействует  работе учителя-логопеда по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

Занимательные домашние задания для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

Применение представленных дидактических материалов помогает  реализовать индивидуальный подход к каждому ученику  и способствует устранению конкретных оптико-кинетических ошибок. Задания и у...

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной раб...

«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».

Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...

Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.

В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

 В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы корр...