План-конспект урока ОБЖ 7 класс на тему:" Лесные и торфяные пожары, и их характеристика"
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему

Владимир Михайлович Федоров

Открытый - урок ОБЖ в 7 классе посвященный "Всемирному дню гражданской обороны 1 марта" на тему:"Лесные и торфяные пожары, и их характеристика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_lesnye_i_torfyanye_pozhary._-_kopiya.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый-Урок  ОБЖ в 7 классе посвященный

"Всемирному дню гражданской обороны 1 марта"на тему:

«Лесные и торфяные пожары и их характеристика».

        Преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ №427

Федоров Владимир Михайлович

Цели урока:

- организация деятельности учащихся по изучению и закреплению понятий лесные и торфяные пожары, усвоение классификации пожаров;

- развитие критического мышления учащихся;

- воспитание бережного отношения к лесу.

Задачи

Обучающие:

- актуализировать правила безопасного поведения с огнем;

- познакомить учащихся с видами природных пожаров и их разрушительной силой;

- научить ориентироваться в классификации природных пожаров.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету через использование интересных исторически фактов и мифологических персонажей;

- развивать осознание проблемы опасности природных пожаров;

- развивать умение к самостоятельной работе, умение слушать,

- развивать речь.

Воспитательные:  

- формировать культуру поведения и бережного отношения к природе;

- воспитывать  познавательный интерес к предмету;

- продолжить  повышать активность и самостоятельность учащихся при выполнении заданий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска;  презентация к уроку; раздаточный материал с рабочими таблицами.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: 

- информационно-коммуникативная технология;

- проблемное обучение;

- элемент здоровьесберегающей технологии;

- элементы обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа).

 

Формы обучения:

- работа в группах (в ходе открытия новых знаний);

- фронтальная работа (в ходе устной работы);

- индивидуальная работа (в ходе закрепления изученного материала и рефлексии);

Ход урока

п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин)

11

Организацин-ный момент.

Создание рабочего настроя на урок.

Учитель предлагает учащимся отгадать загадку:

Кротким пленником годами

Я живу внутри печи

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь. (Огонь)

Огонь нам очень нужен , но он может стать нашим врагом. Что может произойти из-за неправильного обращения с огнем?

Самостоятельно проверяют готовность к уроку.

Учащиеся настраиваются на урок.

Отгадывают загадку и догадываются, что на уроке сегодня будут говорить про огонь.

ПОЖАР.

1 мин

3  2

Актуализация знаний учащихся.

Повторение материала за 6 класс:

Что может привести к пожару?

Что мы знаем о пожаре?

Слайды № 2,3,4 из презентации. Приложение №1

Учитель на доске выписывает критерии оценки теста и предупреждает учащихся о том, что некоторые работы перепроверит лично. За неверное оценивание 1 балл снимется у проверяющего.

Учащиеся письменно отвечают на вопросы теста для актуализации знаний.

Меняются работами друг с другом и делают проверку заданий по слайду с правильными ответами.

Оценивают работы, в соответствии с озвученными учителем критериями.

Дети диктуют отметки, учитель ставит их в журнал.

5 мин

43

Сообщение темы урока. Целеполага-ние.

Мы вспомнили, что изучали на уроках ОБЖ  в 5-6 классах о пожарах и причинах их возникновения. В 7 классе мы продолжаем изучение темы пожаров, но уже будем говорить о лесных пожарах – как опасном стихийном природном явлении.

Тема урока: «Лесные и торфяные пожары».

 Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Прошли тысячелетия как человечеству подарили огонь, а он  так и не научился с ним обращаться.

Сообщение темы урока  «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров». (Запись в тетрадях).Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним.

Кто помнит, как зовут мифологического персонажа, который подарил огонь людям?

Учитель приглашает ученика (подготовленный дома материал) для короткого выступления о Прометее и его подвиге.

Веками длились страдания Прометея.

Но столь, же долгой была людская благодарность. Люди веками почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества. Учитель просит прочесть со слайда ученика фрагмент стихотворения Иоганна Вольфганга Гете «Прометей»

Записывают тему урока: «Лесные и торфяные пожары» тетрадь.

Учащиеся рассматривают слайды презентации.

Учащийся делает доклад

Вызванный ученик читает стихотворение.

4 мин.

А кто-нибудь знает, что в микрорайоне, в котором мы с вами живем, есть памятник Прометею? А где он находится?

Слайды № 3, 6,7,8,9,10,11.

Ученики. Объясняют где находится памятник, что они много раз мимо него проходили,  и что этот памятник  находится рядом с полуразрушенным уже не действующим кинотеатром «ПРОМЕТЕЙ».

54

6

Изучение нового материала.

С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним.

Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.

 К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары.

Что же такое пожар?

Слайды № 12,13.

Учитель. По типу пожары бывают: Индустриальные. (Знакомство состоится в 8 классе)

Бытовые. (Эту тему изучали в 5-6 классах.)

Природные. (Тема нашего урока).

Занесем схему в тетрадь

Слайд № 14.

Учитель. Что же такое лесной пожар? И как называется наука, их изучающая? (Работа  учащихся с учебником). На доске учитель выписывает задания, поставленные перед учащимися:

  • Найти определение лесного пожара в учебнике.
  • Как называется наука изучающая пожары?
  • Какую пользу приносит лес человеку.

Учитель выборочно опрашивает учащихся по поставленным вопросам.

 Российская Федерация славится своими лесами, она – один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения – лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются вспышки  торфяных пожаров. А ведь леса приносят огромную пользу:

смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;

защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;

служат домом для большинства видов живых организмов;

служат одним из основных мест отдыха людей.

поглощают углекислый газ, выделяют кислород (таким образом, леса необходимы для поддержания климата – как в глобальном, так и местном масштабах);

защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;

служат домом для большинства видов живых организмов;

служат одним из основных мест отдыха людей.

Верховой пожар (Слайд № 16) распространяется по кронам деревьев. Чаще всего сгорает весь древостой. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки, заросли

кедрового стланика, хвойные насаждения на крутых склонах.

Низовые пожары (Слайд № 16) – это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки. При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни.

Горят лесной опад, лесная подстилка, ветки, живой покров изо мхов и травы, мелкие кусты и кора в нижней части стволов деревьев

 Почвенный пожар (торфяной)

Учащиеся сравнивают определения из различных источников. Находят их очень похожими друг с другом. Записывают определение пожара в тетрадь (Федеральный закон «О пожарной безопасности»).

Учащиеся зарисовывают в тетради схему типов пожаров.

Типы пожаров

Индустриальные   Бытовые  Природные

Читают учебник на стр. 109.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся с помощью учебника отвечают на вопросы.

Записывают в тетради определения: лесной пожар, пирология.

Учащиеся зарисовывают схему в тетради.

Учащиеся заполняют во время объяснения учителем материала таблицу «Классификация пожаров»

17 мин

 (Слайд № 16)  развивается в результате проникновения огня в нижние слои почвы, в том числе в торфяной слой. При таком пожаре сгорают корни растений, и деревья падают вершинами к центру пожара. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

По интенсивности возгорания  лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные (Слайд № 17).

Учитель задает вопросы учащимся:

Можно ли это записать схематично?

Как?

Предлагает занести эту схему в тетради. На доске показывает как это сделать. Фиксирует основные характеристики интенсивности всех видов лесных пожаров: скорость распространения (м/с) и высоту (глубину в м, см.) пламени.

Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра.

 Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет большее развитие.

Можно от заголовка «Интенсивность возгорания лесных пожаров» нарисовать стрелки и выписать виды пожаров в зависимость их интенсивности.

Учащиеся зарисовывают в тетрадь схему «Интенсивность возгорания лесных пожаров». (слабые, средние, сильные)

Р5

Физкульт-минутка

Учитель предлагает детям поиграть в интересную игру: «Верю – не верю». Приложение №2

Объясняет правила игры.

Зачитывает 10 утверждений (интересных фактов), которые учащиеся должны определить как верные и неверные.

ВЕРЮ – хлопок в ладоши.

Не ВЕРЮ – топанье ногами.

Учащиеся играют в игру.

 

5 мин

66

Изучение нового мате-риала.

  • Мы немного отдохнули узнали, какие-то новые интересные факты про огонь, а теперь продолжим. Как мы уже поняли пожар очень опасное явление.
  • Как же надо себя вести в лесу, и какие необходимо соблюдать правила, чтобы не произошел пожар? Учитель ставит перед учащимися вопрос (проблему).
  • Учитель предлагает учащимся создать в тетради памятку «Противопожарная безопасность в лесу» (что можно, а что нельзя делать в лесу). Для этого весь класс делится на группы и осуществляется групповая работа.

  • Подведение итогов работы в группах. Записывается правильный вариант Памятки с нужной коррекцией и дополнениями.
  • Слайды № 18,19,20.

Работа в группах. Учащиеся записывают в тетрадях памятки по противопожарному поведению в лесу.

Выступление представителей из каждой группы. Учащиеся дополняют ответы друг друга.

Обсуждение всех предложенных вариантов и выбор верных. Учащиеся фиксируют в тетради конечный (верный) вариант Памятки.

3 мин

67

Закрепление изученного материала.

 

Тест на закрепление изученного материала.

После того как тестовые задания выполнены, учитель предлагает обменяться учащимся работами и произвести проверку теста.

Учитель на доске выписывает критерии оценки теста и предупреждает учащихся о том, что некоторые работы перепроверит лично. За неверное оценивание 1 балл снимется у проверяющего (то есть, переходя на «язык пожаров» - ваши баллы сгорят).

Учащиеся отвечают на вопросы предложенного теста.

Учащиеся проверили тест (обменялись тетрадями и поставили отметки, в соответствии с озвученными учителем критериями). Дети продиктовали отметки, учитель поставили их в журнал.

7 мин.

78

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Слайд № 22

Подведение итогов урока.

Что мы сегодня узнали на уроке?

На следующем уроке мы с вами выясним причины лесных и торфяных пожаров, меры борьбы с ними и правила поведения человека  во время лесных и торфяных пожаров.

Оцените сами свою работу на уроке, используя анкету.

Мы сегодня узнали, что такое пожар, какие типы пожаров бывают, как классифицируются природные пожары, какой урон наносят природные пожары человеку.

Познакомились с правилами противопожарного поведения в лесу.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке и ставят отметки.

3 мин

         9

Домашнее задание.

Инструктаж и рекомендации по выполнению творческого домашнего задания

Придумать и зарисовать на отдельном листе А4 3 – 4 запрещающих и предупреждающих знака на тему «Природные пожары».

Для выполнения задания можно использовать различные источники, в том числе и интернет.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы учителю.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....