Исследовательский проект "Игре все возрасты покорны"
проект по обж (7 класс) на тему

Решетникова Ольга  Евгеньевна

Исследовательский проект затрагивает проблему  компьютерной игровой зависимости подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сухобезводненская  средняя  школа»

Районный  конкурс  исследовательских и проектных работ

«Ступень в будущее»

Номинация:

Исследовательский  проект по теме:

«Игре все  возрасты  покорны?»

 

Проект  выполнил учащийся 7 «а» класса

                            Смелышев  Владислав.

                            Руководитель проекта:

                                              преподаватель-организатор ОБЖ

                    Решетникова О.Е.

2015-2016 уч.год

Оглавление:

I.  Введение ……………………………………………………………… …3-5

II. Теоретический аспект исследования:

    2.1.Игромания как одна из вредных и опасных социальных

    привычек………………………………………………………………….  6-7

    2.2.Возрастные  особенности детей и подростков,  склонных к игровой

    зависимости……………………………………………………………….  8-10

    2.3.Компьютерная зависимость, понятие и виды…………………….10-15

    2.4.Притягательность мобильных игр………………………………...16-17

    2.5.Влияние электронных  игр на здоровье подростка……………...     23

    2.6. Рекомендации родителям, взрослым, находящимся рядом

    с подростком……………………………………………………………...26-27

III. Практический аспект исследования:

    3.1.Исследование №1 Подверженность  игровой зависимости

    обучающихся   школы разных возрастов……………………………...17-22

    3.2. Исследование №2 Влияние игровой зависимости на здоровье

    ребёнка…………………………………………………………………...24-25

IV .Заключение……………………………………………………………..28-29

V. Литература………………………………………………………………     30

VI. Рецензия………………………………………………………………...     31

VII. Тезисы  работы………………………………………………………..32-33

VIII. Приложение………………………………………………………….      34

I. Введение

21 век – век технического прогресса, век  появления  новых  технологий, а значит новых возможностей для  человека. Но, к сожалению, не всегда  современный  человек  может  только  на благо  использовать  всё  то новое, что  появляется. В результате  своих  слабостей  на  этом  фоне  образуются  и  новые  проблемы. Сегодня  мы  говорим  о  расширении понятия «вредные привычки», куда  наряду с   курением, алкоголизмом и наркоманией,  входит компьютерная зависимость, игромания и мобиломания. Особенно печально, когда эти вредные привычки касаются подростков, моих одноклассников, а  также детей намного младше меня.

Однажды на глаза  мне  попала  книга «Зеркальный лабиринт» современной писательницы Ирины Рогалёвой, отдельные строки которой  заставили  ужаснуться, приведу  некоторые из них: «Всё  чаще  выходя из игры, Никита не мог понять, кто он – четырнадцатилетний подросток или супергерой Крон? Где игра, а где настоящая жизнь?» А что, если  то же  самое  происходит  и  с  моими  сверстниками?  Как  далеко  зашли  их  отношения  с  компьютерными, электронными  играми…

Актуальность моего исследования состоит в том, что проблема  игровой (компьютерной, мобильной) зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий. В последние годы компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение электронных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей. Школа  не  всегда  может  контролировать  воспитание личности ребёнка вне её  стен. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. кроме компьютера сегодня появляются более мелкие (мобильные) гаджеты, которые  сочетают в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

Положительные стороны в этом  явлении  отметить  можно – это и  уровень обученности  детей, их продвинутость в  умении  работать с Интернет-сайтами, компьютерными программами, но и отрицать негативное воздействие компьютеризации  мы  не  можем. Негативным последствием этого процесса является компьютерная зависимость.   Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами.

 

 Цель: выявление проблемы игровой зависимости среди обучающихся школы разных возрастов

Задачи: 

- познакомиться с имеющейся информацией об игровой зависимости человека;

- выявить причины компьютерной и мобильной зависимости у подростков;

- провести социологический опрос среди учащихся нашей школы с целью изучения,  степени вовлечённости в проблему;

- найти способы избавления от нее,

- составить рекомендации родителям и подросткам

Объект: игровая  зависимость у подростков.

Предмет: подростки, уделяющие особенно много времени электронным играм.

Гипотеза: современные подростки подвержены игровой зависимости, а мобильный телефон сделал доступ к вредным для здоровья факторам  все 24 часа в сутки.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. анализ литературы по изучаемой проблеме;

2.        анкетирование  учащихся;

3.        анализ результатов анкетирования

4. Разработка  памятки  родителям, чьи  дети  подвержены  игровой зависимости

Результатом  моего  исследования  будет  являться:

  1. Информация  об  отношении  ребят  разных  возрастов к  электронным и компьютерным  играм.
  2. Выработка  рекомендаций для  родителей  по  своевременному  выявлению детей, подверженных игровой зависимости и способам  борьбы  с  нею.

II. Теоретический аспект  исследования

2.1. Игромания как одна из вредных и опасных социальных привычек

Издавна психические заболевания, связанные с пристрастием к играм, нашли термин - игромания.

 Еще в конце 19 века достаточно популярными стали карточные игры. Уже тогда доктора начали заниматься этой проблемой. Но только во второй половине 20 века подвели черту научной базы, хотя она еще не до конца изучена.

 Игромания – это, в первую очередь, болезнь, которая привязана к азартным играм (игры в казино, игровые автоматы, карты и компьютерные игры). Когда человек живет насыщенной жизнью, и у него происходят непредвиденные ситуации, он уже не может продолжать жить в прежнем режиме, ищет некую замену, и тут появляется желание постоянно играть.    

 Одним из элементов игромании являются компьютерные игры. Болезнь к компьютерным играм проявляется в основном у скромных людей или вспыльчивых. Но в первую очередь у подростков, которые только начинают жить. Подросток вокруг себя видит сплошное насилие и несправедливость мира. Порой дети замыкаются в себе, ищут «укрытие» в компьютерных играх, где можно обрести свободу, управлять виртуальными героями и находить общение с другими любителями игр.  

«Сев на первое попавшееся  место, Никита достал блокнот и записал:

Как тошно тут и пусто,

И мне порой так грустно.

Забыться я желаю в грёзах

И позади оставить страх,

Встать на краю у бездны

И сделать свой последний шаг…»(1)

 Существует опасность и для тех, кто увлекается чатами, несмотря на то, что психологи считают общение в чате источником положительных эмоций. Человек раскрепощается, так как может поговорить на любые интересующие его темы, однако подобное бывает вредно для людей с больной психикой. Игроман порой настолько вживается в роль какого-нибудь рыцаря в игре или придумывает о себе легенду в чате, в результате чего у него появляется раздвоение личности.

 Чат не может быть прямой причиной заболевания, он лишь провоцирует дальнейшее развитие уже существующей психической болезни. Многие психологи считают, что компьютерные игры и игры в целом, приносят пользу в плане жизненного опыта и необходимости снять напряжение. Даже для психических больных тоже разработали специальные игры помогающие восстановиться после болезни, это всевозможные психологические тесты и тренинги.

  Игромания лечению поддается, но с трудом, на это нужно время и терпение. За помощью необходимо обратиться к психологу. Только специалист может помочь в том случае, если человек осознает свою проблему. Но проблема игромании – это только вершина айсберга, она как зависимость, которую нужно устранять. Для этого существует психологическая и духовная работа, а это и есть основное лечение.

   

 

  ____________________________________________________________

(1) Рогалёва И.С.Зеркальный лабиринт (стр. 32)

2.2. Возрастные особенности детей и подростков, склонных к игровой зависимости

Уровень развития, характеризующий детей подросткового возраста, не является постоянным. Он растет и изменяется вместе с изменением условий жизни общества. Современный подросток всесторонне информирован. Для поведения подростка характерно и то, что он перестал все принимать на веру, стал тоньше подмечать недостатки в поведении и высказываниях взрослых. Однако ярко выраженная критичность по отношению к окружающим уживается у него с недостаточной самокритичностью, неумением объективно оценить свои успехи и неудачи, нежеланием признать свою вину.  

Ребенок, став подростком, обнаруживает неподготовленность управлять собственным бурным развитием, своими переживаниями.   Восприятие детей и подростков характеризуется большей организованностью, осознанностью и целенаправленностью по сравнению с восприятием детей младшего школьного возраста.  Подросток внимателен к тому, что его интересует, и увлекательной работой занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуя усталости.   В подростковом возрасте становятся более совершенными мышление и речь. Доминирующим у подростка становится логическое мышление, наблюдается расширение круга усваиваемых абстрактных понятий и качественное их обогащение. Вместе с тем расширяется круг конкретных образов и представлений, обогащается их содержание.   Важной особенностью их мышления является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности.  В подростковом возрасте такие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде.  

Особенно остро у детей и подростков проявляется чувство коллективизма.   Подросток дорожит мнением одноклассников и старается заслужить своим поведением их одобрение. Неумение найти свое место в коллективе учащихся приводит к замкнутости, одиночеству, что может явиться причиной недисциплинированности, поисков деятельности вне коллектива сверстников.   В сознании и поведении подростка одновременно уживаются детство и зрелость.

В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения детей и подростков.

В чём представляется игровой интерес подростков?

Каждый раз подросток "с головой" уходит в игру, взаимодействуя с объектами, участвующими в ней, которые подчиняются определенным законам, описывающим их поведение. Он имеет возможность исследовать в деталях все время новый, постоянно обновляющийся мир игры, сталкиваясь порой с неожиданными явлениями в рамках предварительно определенных законов этого мира. В основном его любимые персонажи или объекты "живут", чтобы, изменяясь в бесконечных сочетаниях и вариациях, доставлять ему радость. Среди них есть "плохие" и "хорошие", "добрые" и "злые", "умные" и "глупые". Прежде всего, игра дает все те эмоции, которые не всегда предоставляет ребенку жизнь. Игра дает выход избыточной жизненной силы, отдых и разрядку, стремление к главенству,   удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.  В игре детям и подросткам хорошо. Они сильные, смелые, успешны. Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром, практически не прикладывая усилий, используя лишь в качестве аналога волшебной палочки компьютерную мышь.  У него создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся фрагмент игры. Это особенно захватывает детей и подростков, который болезненно ощущает свою неуспешность, которого привлекает возможность избавления от своих комплексов, сиюминутного получения удовольствия, представления себя в различных обличьях. В основном состояние компьютерной зависимости дезадаптирует детей и подростков, выбивает из жизни, причем таким образом, что у него не остается других интересов, кроме игры. Ребенок уже не может без нее жить. Она становится доминантной, в связи с этим можно сказать, что игровая зависимость - своеобразный вид наркомании.

Рассмотрим  наиболее  доступные формы и способы  игры, а значит и формы зависимости.

2.3. Компьютерная форма игровой зависимости: понятие и виды

  •  

 Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин "компьютерная зависимость" все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Эта новая вредная привычка поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть она, как заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям.

 Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.   У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п.   Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), данная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности:

  • Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
  • Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;
  • Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, Интернет-общением

 Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Необходимость в компьютере или игровых приставках, гаджетах  возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.

 

Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

) хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

) невозможность остановиться;

) увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

) пренебрежение семьей и друзьями;

) ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

) ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

) проблемы с работой или учебой;

Физические симптомы:

) синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

) сухость в глазах;

) головные боли по типу мигрени;

) боли в спине;

) нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

) пренебрежение личной гигиеной;

) расстройства сна, изменение режима сна

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компьютерная зависимость поражает не только психические стороны человека, но и его физическое здоровье.

Потенциальная категория

У кого может возникнуть проблема компьютерной  игровой зависимости? Так, в первую очередь у тех детей, родители которых часто не бывают дома, а ребенок просто предоставлен сам себе. Это же касается и детей богатых родителей, которые также часто находятся дома одни или с обслуживающим персоналом, советов которого они просто не слушают. Больше зависимых подростков среди мальчиков (как говорит статистика, на 10 мальчиков только одна зависимая девочка), что касается возраста, самый опасный – 12-15 лет.

Причины и последствия ухода в игровой мир

Интересной может показаться информация о том, почему может возникать компьютерная зависимость у подростков. Так, в первую очередь, это обычный недостаток внимания со стороны родителей и сверстников, которое ребенок компенсирует при помощи такого вот друга. Сейчас, в то время, когда очень популярными являются различные социальные сети, эта проблема стала еще более актуальной: там ребенок создает себе новый образ, обзаводится с друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью. В таком случае говорят не об игромании, а об интернет-зависимости ребенка. Что еще может погнать подростка в иной мир? Неуверенность в себе, в своих силах, возможно также недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения). Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников (тут чаще всего речь идет об игровой зависимости, однако с развитием социальный сетей эта тенденция изменяется). Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить. Ну и, конечно же, способствует развитию различных зависимостей манера общения в семье, воспитание. Если ребенку можно в сутки находится за компьютером не более двух часов (а так и должно быть), то у него просто не получится стать интернет-зависимым.

Что повлечет за собой зависимость?

Зависимость от компьютерных игр может повлечь за собой много негативных последствий. Так, в первую очередь, у ребенка постепенно будет уменьшаться круг общения, что приведет к полной изоляции подростка в реальной жизни со всеми вытекающими последствиями. Также могут произойти необратимые изменения со здоровьем. Так, это нарушение зрения, обмена веществ, возможно ожирение различных степеней. Со временем точно нарушится и дестабилизируется психика.

«Прозвучал Голос наяву  или  ему  послышалось, Никита не понял. «Так бывает, - успокоил его  сосед  по  лестнице, тоже  заядлый геймер. – От недосыпа или от усталости. Я уже давно голоса  слышу. Просто  стараюсь к ним не прислушиваться. А то мелют всякую чушь. Представляешь, один прямо зудит: прыгни в окно – взлетишь!»…(1)

Важно сказать и то, что все проблемы игромана из подросткового возраста рискуют перейти во взрослую жизнь. А это чревато огромными негативными последствиями. Также ребенок может начать воровать, ведь часто интернет или игры требуют определенной платы. А это уже наказуемо согласно букве закона.

Главные опасности

Важно сказать и о том, что компьютерная зависимость у подростков – дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия. В первую очередь, находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное, часто опаздывает. Ребенок может постоянно прогуливать школу, пропускать занятия.

«Правда, учиться  стало  труднее. Он (Никита)  стал  рассеянным, часто  засыпал  на  уроках. Мать начали  вызывать в школу…» (2)

Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры. Если у подростка что-то не

______________________________________________________________

(1) Рогалёва И.С.Зеркальный лабиринт (стр 32)

(2) Рогалёва И.С.Зеркальный лабиринт (стр 14)

удается, возникает буря эмоций, постепенно дестабилизируется и расшатывается психика. Это же дитя переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями.

«Но  когда  дома  она (мать) пыталась с ним (Никитой) поговорить, Никита затыкал уши, и мать срывалась на  крик… Однажды Ольга не выдержала и пошла за ним. Выдернув  компьютерный шнур из розетки, она  хотела  продолжить разговор, но, обжегшись о наполненные  ненавистью глаза  сына, разрыдалась…» (3)

Повлиять на будущее может и то, что в компьютерной игре рано или поздно подростку все всегда удается, если не с первого раза, то с n-ного точно. Ребенок может решить, что и в реальной жизни все так просто получается. А это чревато последствиями и сильным разочарованием во взрослой реальной жизни. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.

_____________________________________________________________

(1) Рогалёва И.С.Зеркальный лабиринт (стр 14)

2.4. Притягательность мобильных игр

Сотовый  телефон, как и другие технические устройства, прочно вошёл в нашу  жизнь. На данный период времени мы просто не представляем свою жизнь без сотового телефона.  С ним нам удобно, мы всегда  можем  связаться с нужным  человеком. Телефон заменил нам часы и будильник, плейер и фотокамеру, и даже телевизор.

В настоящее время редко встретишь человека, у которого есть обычный  сотовый - большинство предпочитает мобильники на базе Android, смартфоны. Сейчас без труда возможно бесплатно закачать на такой телефон разнообразные игры. Выбор у Play-маркета достаточно большой. И  ты  уже  не  моден, если  не  обладаешь  нужными  играми, горе  тому,  кто  вообще  не  умеет  пользоваться  современным  гаджетом.

«Никита  изо  всех  сил  сдерживался, чтобы  не хамить  старым  людям. «Зачем  им  вообще  жить? Они уже  своё  отжили. Они СМС-сообщения   не  умеют посылать, думал он, глядя  на полуслепую бабусю…ещё  можно  стариков отвозить в заброшенные деревни подальше от городов… А в городах останутся молодые, сильные, смелые и умные… Быстрее бы открыли  порталы  для  перехода из этой серятины в виртуальные миры… Я к тому времени  стану  повелителем Зеркального королевства…»(1)

Мобильный телефон помимо функций связи стал использоваться как средство «убивания времени». Это может быть и неосознанное включение телефона, просмотр приложений, но также и форма игры. Зависимость от телефонных игр можно сравнить с зависимостью от компьютерных игр, отличие - его удобный способ использования в любое время и в любом месте. _____________________________________________________________

(1) Рогалёва И.С.Зеркальный лабиринт (стр 17)

Есть несколько признаков зависимости от «мобильных» игр:

- Нежелание оторваться от игры на телефоне.

- Улучшение настроения от игр.

- Раздражение и агрессия в случае отрыва от игры.

- Отказ от общения с друзьями.

- Пренебрежение домашними делами.

- Пренебрежение сном и личной гигиеной.

- Головные боли.

- Бессонница.

- Нарушение зрения.

- Повышенная утомляемость.

Если приглядеться повнимательней, то симптомы  один в один  совпаддают с  симптомами зависимости от компьютерных игр, а  значит  и  помощь «зависимым» людям  будет  та же.

3.1. Исследование №1. Подверженность  игровой зависимости обучающихся школы разных возрастов

Цель исследования: выявление игровой зависимости  у обучающихся  школы 12-17 лет.   И в первую очередь у моих однокласников.

Ход исследования: Опрошенных 20 человек (7 класс): 9 мальчиков и 11 девочек

Вопрос

Мальчики

Кол-во чел.

%

Девочки

Кол-во чел.

%

1.

Чем вы  любите  заниматься  в свободное  время?

А)Играть в компьютер

Б)гулять

В)читать книги

6

4

3

66,6

44,4

33,3

А) играть в компьютер

Б) гулять

В) читать книги

Г) слушать музыку

Д) рисовать

1

4

4

4

5

9

36,3

36,3

36,3

45,4

2.

Любите ли вы  «работать» за компьютером или другим электронным  устройством?

А)да

Б)нет

В) по настроению

7

0

2

77,7

0

22,2

А) да

Б) нет

В) по настроению

6

1

4

54,5

9

36,3

3.

Какой  вид  деятельности  вы  осуществляете при  работе  за  компьютером или другим электронным устройством?

А)познавательная  

Б) игровая

В)коммуникат.  

Г) использую все три  вида  деятельности

1

0

0

8

11,1

88,8

А)познават.

Б) игровая

В)коммуникат.  

Г)исполь-

зую все три  вида деят-ти

2

1

2

8

18,1

9

18,1

72,7

4.

Сколько  времени  в день вы  проводите  за  компьютером или другим электронным устройством?

А) 30 мин-1 час

Б) 1-2 часа

В) 2-4 часа

Г) 4-6 часов

Д) всё свободное время

0

5

2

1

1

0

55,5

22,2

11,1

11,1

А) 30 мин-1 час

Б) 1-2 часа

В) 2-4 часа

Г) 4-6 часов

Д) всё свобод.время

1

2

4

3

1

9

18,1

36,3

27,2

9

5.

Любите  ли  вы  играть в  компьютерные (электронные)  игры?

А) да

Б) нет

9

100

А) да

Б) нет

7

4

63,6

36,3

6.

В какие  игры  вы  предпочитаете  играть?

А) «бродилки»

Б) «стрелялки»

В) «стратегии»

Г) учебные

5

5

2

0

55,5

55,5

22,2

0

А) «бродилки»

Б)«стрелялки»

В) «стратегии»

Г) учебные

4

2

0

2

36,3

18,1

0

18,1

7.

С помощью  каких электронных  устройств  вы  играете (общаетесь в сети)

А) компьютер (ноутбук)    

 Б) сотовый телефон    

В) планшет

Г) использую  несколько  устройств, исходя из ситуации

1

2

1

5

11,1

22,2

11,1

55,5

А)компью

тер/ноутбук  

 Б) сотовый телефон    

В) планшет

Г)исполь

зую несколь

ко  устрой

ств, исходя из ситуации

2

2

0

7

18,1

18,1

0

63,6

8.

Где  вы  предпочитаете  играть

А) дома    

Б) в школе    

 В) в  общественном  месте (транспорте)  

 Г) где придется

2

0

0

7

22,2

77,7

А) дома     

Б) в школе    

 В) в  общественном  месте    

 Г) где придется

Д) я не играю

6

0

0

2

3

54,5

18,1

27,2

9.

Как  к  вашему  увлечению  относятся  ваши  родители?

А) ограничивают время    

Б) не обращают внимание    

 В) не разрешают играть

6

10

4

30

50

20

Результаты исследования (по 7 классу):  Мои  одноклассники  живо  используют  компьютерные  технологии, как  в  познавательной, так  и  в  игровой деятельности. Для  этого  используют  разные  электронные  устройства (гаджеты). Однако,  игровой  зависимостью  в  большей  степени  страдают мальчики, которые  играют и в школе, и дома, и даже  в  общественных  местах (девочки же  в  большей  степени  используют  электронное  устройство в  домашних условиях  как  поисковик  информации, источник  музыки, хотя  это  тоже  оказывает  вред  для  здоровья, так  как  исследование  показало, что  7 девочек   из 11 (63,6%)  находятся  за  работой у компьютера (или другого электронного  устройства)  от 4 до 6  часов  в  день).  Родители  по - разному реагируют на  увлечение детей, но большая  часть (50%) относятся  нейтрально (10 человек), причем в  эту  категорию  попадают  родители двух учеников, которые  проводят  за  компьютером  более 6 часов  в  день. Радует, что помимо  игр в  свободное  время  мои  одноклассники  гуляют, рисуют, помогают  родителям, читают  книги.

Сравнительный  анализ результатов  анкетирования обучающихся  разных  возрастов (от 12 до 17 лет):

Анкетирование  на предмет зависимости от электронных  игр  было  проведено также  и в других классах, возрастная амплитуда: 12-17 лет – всего приняло  участие 85 человек. При  анализе  результатов были получены  следующие  сведения:

На  вопрос: любите  ли  вы  «работать» за  компьютером  или  другим  электронным  устройством, утвердительно  ответили большинство  обучающихся.

На вопрос: какой  вид  деятельности   вы  осуществляете при  работе  за  компьютером или другим электронным  устройством, получил  ответ, что  все  виды  деятельности  востребованы в  разные  периоды  возраста, в том  числе  и  игровая. Однако, чем  старше ребёнок, тем  больше  он  общается, и тем  больше  ему  приходится  осуществлять  поиск  информации, поэтому и процент коммуникативной и познавательной деятельности немного выше.

На  вопрос: сколько  времени в день  вы  проводите  за  компьютером или  другим  электронным устройством, я  получил  ответы, которые  меня  немного  озадачили и насторожили: действительно, осуществляя  разные  виды  деятельности  за  электронным  устройством, обучающиеся  слишком  много  проводят  за ними часов, что  может  негативно  отразиться  на  их  здоровье.  И  выделить  кого-то  особо  здесь  некого. Правда  шестиклассники (12 лет) являются  здесь  более  осмотрительными, их  время  самое  оптимальное, и  как  показало  анкетирование 81,2% детей  здесь  контролируется  родителями.

На вопрос: Любите ли вы играть в компьютерные (электронные) игры? Большинство опрашиваемых ответили – да. Причём для  этих целей  используют  «широкую гамму»  всевозможных электронных устройств: от  мобильного телефона, планшета, приставок до компьютера и ноутбука.

На вопрос: где предпочитаете  играть?  получил такой ответ:

Таким  образом, проанализировав  данные  результаты, можно  сказать, что  игровой  зависимости  как  таковой  у  обучающихся  не  наблюдается, но  в  каждой  возрастной  группе  есть  обучающиеся, которые слишком  много  отдают  времени  на  игру  и  выделяют  это  занятие  в  категории  занятий  для  свободного  времени. Из 85 человек – 15 человек  я  бы  отнес  к  «группе  риска», а это 17,6%.

2.5. Влияние  электронных  игр  на  здоровье  человека

 Вредно ли играть в электронные игры на компьютере или другом электронном  устройстве? Сколько времени можно «развлекаться», не опасаясь за свое здоровье?  Ответы  на  эти вопросы  мне бы  хотелось  узнать в ходе  моей работы.

Многие учёные утверждают, что компьютер, сотовый телефон наносят реальную угрозу для здоровья и жизни человека. Особенно  вредит  электромагнитное излучение, оно влияет  не только на зрение, но и на весь организм в целом.  

 От игр в мобильном телефоне излучению подвергается мозг, тем самым ухудшает кровоснабжение, которое поступает к глазу. Конечно, электромагнитные лучи вредны для хрусталика, и если очень часто пользоваться телефоном, то хрусталик со временем мутнеет, а если он начал мутнеть, то это уже безвозвратно. Взрослому человеку играть в мобильные игры рекомендуется до 1,5ч за сутки, кроме того необходимо делать перерывы. Расстояние  между экраном и глазом человека  должно составлять 30см. Если не соблюдать эту дистанцию, нарушается фокусировка, это может привести к спазму глазных мышц. Следовательно, это ведет к ложной близорукости, которая в дальнейшем перерастает к истинной.

  • Не рекомендуется играть при движении, в транспорте, при плохом освещении.
  • Необходимо делать профилактику – гимнастику для глаз, витаминотерапию, капать глазные капли.
  • Лучше всего покупать электронные устройства с большим экраном, чтобы шрифт был не мелкий.
  • Если возникли какие-то симптомы, то первым делом нужно обратиться к специалисту.  

3.2.  Исследование №2  Влияние игровой  деятельности  на  здоровье  человека

Цель: выявление  воздействия  игровой деятельности  на  здоровье школьников

Метод исследования: измерение артериального давления до и после игры

 Для  того  чтобы  выяснить  влияние электронных  игр  на  здоровье  человека,  я  решил  провести  следующий  эксперимент: в течение 40 минут  мои  одноклассники  играли в электронные   игры с использованием  разных  гаджетов. Перед игрой  и  после  игры у них замерялось  кровяное  давление. Поскольку большинство  симптомов негативного воздействия  игровой деятельности  связано  с  напряжением  зрительного  нерва, мозговой  активности, то  вероятность  изменения  давления  во  время  игры  большая.

Результаты  исследования:

№ п/п

Ф.И. ученика

Показатель давления до игры

Показатель давления сразу после  игры

Показатель  давления спустя 10 – 15 минут после игры

Резултат измерений

1.

Новикова Анна

113/76

109/69

113/75

Давление понизилось

2.

Белова Татьяна

120/67

114/66

117/75

Давление понизилось

3.

Видманов  Михаил

114/74

103/58

108/60

Давление понизилось

4.

Верещагин Никита

121/77

162/70

111/58

Давление «головное»

повысилось

5.

Севрюгин Данила

106/66

116/62

110/63

Давление «головное»

повысилось

6.

Михеева  Татьяна

110/72

100/58

110/65

Давление понизилось

7.

Корякова Полина

121/83

114/81

120/80

Давление понизилось

8.

Скопин Алексей (пришёл с информатики)

136/54

108/52

117/57

Давление понизилось

9.

Старцев  Дмитрий (пришёл с информатики)

127/63

112/67

115-80

Давление понизилось

10.

Свечина Алина

(пришла с информатики)

141/90

120/73

120/75

Давление понизилось

Результаты  исследования: Исследование  показало, что во  время  взаимодействия  с  сотовым  телефоном  и  находясь  в  процессе  игры 40 минут без отрыва, происходит  небольшое но воздействие  на  организм  ребёнка. В  восьми  случаях  из 10-ти давление  у  детей за  период  игры   понизилось (80%), а у  двоих ребят  повысилось.  Я  не  берусь  отвечать за  правильность  показаний  измерительного прибора  (многие взрослые  не  верят  показаниям  электронных измерителей давления), для  меня  важно  было  зафиксировать изменения – а они  на  лицо.  То, что  разное давление и  разная  реакция на игру – это я считаю от  того, что  у  всех  разное  состояние  организма. Тем  более  интересно  было  отметить  показатели  давления  у  ребят, которые  пришли  с  информатики – у них уже  давление  было  повышено (скорее  всего  из-за  работы  за компьютером), тем  не  менее  они  сами  захотели  продолжить  эксперимент  и  результат  получили  тот же – понижение давления. Кто-то  скажет – это  хорошо, но ведь  симптомы  пониженного  давления  также  отрицательны. После эксперимента некоторые ребята  делились  своими впечатлениями, вспоминали о своём  самочувствии и  говорили, что  ощущают лёгкое  головокружение и  состояние «уплывания».

2.6. Рекомендации родителям, взрослым, находящимся рядом с подростком

Как определить, что у подростка зависимость от электронных игр?

Зависимость от электронных игр относится к наиболее распространенным вредным привычкам подросткового возраста. Несмотря на очевидность симптомов, подтвердить или опровергнуть наличие зависимости  может профессиональный психолог после диагностической беседы с подростком и его родителями. Однако мамы и папы могут самостоятельно предположить наличие данной проблемы по таким признакам:

  • Подросток проводит за игрой более двух часов в сутки без учета времени на выполнение домашнего задания.
  • Молодой человек предпочитает электронные игры и интернет-серфинг активным видам отдыха, например, прогулкам с друзьями или посещением физкультурной секции.
  • Подросток включает компьютер немедленно после пробуждения, возвращения из школы и т.п. Это очень характерный признак зависимости — человеку требуется, чтобы ПК работал в фоновом режиме, даже если пользователь в данный момент не работает за ним.
  • Попытки родителей ограничить время игровых развлечений завершаются конфликтом с подростком.

Как избежать зависимости?

Чтобы не возникала зависимость подростков от компьютерных игр, от Интернета, нужно соблюдать довольно простые, но действенные правила.

  • Так, нужно точно регулировать время нахождения ребенка перед монитором.  Лучше все делать последовательно, медленно сокращая время, проведенное перед монитором компьютера или сенсором другого гаджета.
  • Также необходимо контролировать, какие же игры пришлись по вкусу вашему ребёнку. Ведь не все они плохие, есть и полезные, которые развивают интеллект и имеют даже образовательную составляющую.
  •  Огромное влияние имеет личный пример взрослых: если папа все свободное время проводит перед монитором, совсем неудивительно, что и ребенок будет поступать также.
  •  Еще нужно грамотно планировать свободное время семьи: больше проводить времени вместе на природе.  
  •  Хорошо загрузить своего ребёнка  как можно больше: отправить на кружки, к репетиторам, уделять больше времени учебе. Тогда на игры и различные зависимости просто не останется времени.
  • Как радикальный способ, можно ограничивать работу за компьютером ребенка при помощи различных программ, которые на это и направлены.

Какими бы ни были причины игровой зависимости у ребенка, помочь справиться с ней должно ближайшее окружение: родители, одноклассники, друзья. Подросток должен понять,  что он не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть еще и реальная, не менее интересная жизнь.  

Но самым главным правилом, как справиться с зависимостью, является ее признание. Близкое окружение ребенка должно показать подростку, что он болен, что у него есть проблемы, ребенок должен это понять, и только тогда результаты  борьбы с зависимостью будут видимыми.

 

IV. Заключение

С появлением  компьютеров почти одновременно появились и компьютерные игры, которые нашли множество  поклонников среди  пользователей. Игры  развивались и улучшались, привлекая всё больше людей, а  вместе  с  ними  появлялись и устройства, позволяющие в  любой  момент обратиться  в  виртуальный  мир. Игромания сегодня становится опаснее,  чем интернет-зависимость или информационная перенасыщенность. Возрастные  категории игроманов  могут  быть  разными, но наиболее подвержены данной  вредной привычке – дети 12-14 лет (из-за  психологических особенностей возраста).

Среди игроманов есть те, которые относятся к своему увлечению спокойно и понимают, что игра- это не жизнь. Другие уходят в игру от реальности, обрекая  себя на одиночество.

В последнее время игровую зависимость часто сравнивают с наркотической, алкогольной и другими  более известными. Нельзя  сказать, что  они  одинаково  опасны, но  у  них  есть  общие  механизмы  возникновения. Любая зависимость является  результатом  психологических проблем. Вид зависимости – алкоголь, наркомания и игромания – это дело  случая, результат проявления среды, в которой живёт человек.

Убывание степени зависимости может  быть  связано с  разными факторами, например с процессом  становления личности и увеличением  жизненного  опыта.

Таким образом, я как человек, находящийся в подростковом  возрасте, опасном  для  возникновения  любых зависимостей, должен  предупредить  себя  и  своих  одноклассников  о проблемах, которые  существуют. Для  этого  я  и  провел  свою  работу  по  теме «Игре все возрасты покорны? Или игровая зависимость подростков».

Герой  рассказа  Ирины  Рогалёвой «Зеркальный лабиринт» Никита – ученик 5 класса, смог победить игровую  зависимость с помощью  добрых  людей, находящихся рядом  с  ним, которые  увлекли  его  трудовыми  делами  и  показали другой  мир  общения -  с настоящими  людьми. Оказалось, что  у  него  есть  любящие  брат  и  сестра, родители, верная  подруга  Варя и  священник - отец Владимир.  А  что  касается  пристрастия  к  игре, то  нашлась  альтернатива – возможность  писать  стихи  и  в  будущем  возможно  стать  поэтом…

Время  петляет, пощады  не  знает.

И глупо в игры с ним  играть.

Оно умело нами управляет.

Учись ценить, пока не  поздно,

То, что сейчас имеешь ты.

Ведь  потерять и это  можно.

И не смотри на мир так грозно.

Ему  нет  дела  до  твоих обид.

Всем  нам  бывает  в  жизни  сложно.

Сквозь мрак теней, что в нем  блуждают,

Продолжить  свой  старайся  путь,

Что для  других примером  станет.

Но одному не потянуть  такую  ношу.

Не отвергай  ты  дружеской  руки.

В друзей я  веру  никогда не брошу…

И ты в них веру сохрани! (1)

______________________________________________________________

(1) Рогалёва И.С.Зеркальный лабиринт (стр. 55)

V.   Литература

1.  Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.- М.: Просвещение,2008

2. Разумова Е.В. Что такое  игромания?

 http://www.vekzdorovia.ru/lechenie/vrednye_privychki/igromaniya/

 3. Игромания как одна из вредных и опасных социальных привычек

http://obrazz.moy.su/publ/vrednye_privychki/igromanija_kak_odna_iz_vrednykh_i_opasnykh_socialnykh_privychek/54-1-0-374

4. Компьютерная зависимость у подростков: симптомы. Зависимость от компьютерных игр.  Дом и семья Подростки Ав. Садыкова Татьяна http://fb.ru/article/136707/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov-zavisimost-ot-kompyuternyih-igr-kompyuternaya-zavisimost-simptomyi

5. Притягательность мобильных игр. Юлия Яковлева

http://www.exo-ykt.ru/articles/24/309/7743/

6. Рогалёва И.С. Зеркальный лабиринт: рассказы  и  сказки для детей и юношества.-М.: Сибирская Благозвонница, 2013.

VI. Рецензия

Данная  пректная  работа  посвящена  актуальной  теме сохранения здоровья  подростков, через  борьбу  с  «новейшей» вредной привычкой – игроманией. Существует  всем известная  фраза «Игре  все  возрасты  покорны», и действительно это так. Сегодня  в любом  общественном  месте (транспорте, кинотеатре, школе  и даже магазине) можно  встретить  людей, которые  просто  не  могут  оторваться от электронного гаджета. В ходе  работы Владиславу  предстояло ответить на  вопрос: игре  все возрасты покорны? И он ответил  на  него. Интересно было наблюдать за  истиной, которая  рождалась  в  процессе  обработки  исследуемого материала. Оказывается,  сам  ученик  находится  в  «игровой» поре  и  у  него  есть  все  шансы  стать  зависимым.  

Работа  по  проекту  шла  в  тесном  контакте  с  работой над текстом  художественного  произведения.  Одно дело – найти информацию о последствиях игромании в  интернет – статье, другое дело – проникновенное  описание тех же  последствий  в рассказе И.С.Рогалёвой «Зеркальный лабиринт». Как  говориться, пока  тебя  эта  проблема  не  коснётся, ты  ничего делать не будешь. Необходимо было окунуться в омут игры и почувствовать себя на грани, вместе  с героем книги, чтобы сделать правильные выводы.

Хорошим завершением работы  стало создание  памятки  подросткам и взрослым «Игре все возрасты покорны!..», а  также  хороший  информационный материал, который  можно  использовать  на  классных  часах или  родительских собраниях.

VII.  Тезисы

21 век – век технического прогресса, век  появления  новых  технологий, а значит новых возможностей для  человека.   Сегодня  мы  говорим  о  расширении понятия «вредные привычки», куда  наряду с   курением, алкоголизмом и наркоманией,  входит компьютерная зависимость, игромания и мобиломания.

Актуальность моего исследования состоит в том, что проблема  игровой (компьютерной, мобильной) зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий.   Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение электронных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей.  

Положительные стороны в этом  явлении  отметить  можно – это и  уровень обученности  детей, их продвинутость в  умении  работать с Интернет-сайтами, компьютерными программами, но и отрицать негативное воздействие компьютеризации  мы  не  можем. Негативным последствием этого процесса является игровая зависимость.   Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами.  

 Цель: выявление проблемы игровой зависимости среди обучающихся школы разных возрастов

Задачи: 

- познакомиться с имеющейся информацией об игровой зависимости человека;

- выявить причины компьютерной и мобильной зависимости у подростков;

- провести социологический опрос среди учащихся нашей школы с целью изучения,  степени вовлечённости в проблему;

- найти способы избавления от нее,

- составить рекомендации родителям и подросткам

Объект: игровая  зависимость у подростков.

Предмет: подростки, уделяющие особенно много времени электронным играм.

Гипотеза: современные подростки подвержены игровой зависимости, а мобильный телефон и другие современные гаджеты сделали доступ к вредным для здоровья факторам  все 24 часа в сутки.

В ходе  исследования  мною были  проработаны теоретические аспекты проблемы, касающиеся  истории  появления игромании, признаков  и  последствий данной  зависимости, а  также  разработаны  рекомендации родителям (взрослым) к руководству  в  ликвидации данной  зависимости у подростков. Но  самым  интересным  оказалась  практическая  часть  работы, в  которой  я  провел  два исследования: на «Подверженность  игровой зависимости обучающихся школы разных возрастов» и на  «Влияние игровой зависимости на здоровье ребёнка». В  результате  исследований  вывел, что  проблема  игровой  зависимости среди обучающихся  школы  существует, но  выражена  в средних формах, а значит  работать с подростками  можно и нужно. По второму  исследованию (измерение кровяного давления), также  видны  изменения, происходящие в организме ребёнка, что  является  неоспоримым  фактом для  начала  бесед  с  обучающимися и  их  родителями.

С данным  проектом  я  решил  выйти  на  классные  часы в 5-11 классы, а  также  родительские  собрания.

Приложение 1

Вопросы анкеты:

1. Чем вы  любите  заниматься  в свободное  время?

2. Любите ли вы  «работать» за компьютером или другим электронным  устройством?

3. Какой  вид  деятельности  вы  осуществляете при  работе  за  компьютером или другим электронным устройством?

А) познавательная (для  подготовки  к  учебным  занятиям)

Б) игровая

В) коммуникативная (общение в соц.сетях)

Г) использую все три  вида  деятельности

4. Сколько  времени  в день вы  проводите  за  компьютером или другим электронным устройством? 

5. Любите  ли  вы  играть в  компьютерные (электронные)  игры?

А) да  б) нет

6. В какие  игры  вы  предпочитаете  играть?

А)  «бродилки»        Б)  «стрелялки»

В)  «стратегии», «квест-игры»               Г) «учебные игры»

7. С помощью  каких электронных  устройств  вы  играете (общаетесь в сети)

А) компьютер (ноутбук)     Б) сотовый телефон     В) планшет

Г) использую  несколько  устройств, исходя из ситуации

8. Где  вы  предпочитаете  играть

А) дома     Б) в школе      В) в  общественном  месте (транспорте)   Г) где придется

9. Как  к  вашему  увлечению  относятся  ваши  родители?

А) ограничивают время    Б) не обращают внимание      В) не разрешают играть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Любви все возрасты покорны"

Презентация, подготовленная для школьного праздника, посвященного Дню Святого Валентина....

Сценарий праздника, посвященного Дню Святого Валентина "Любви все возрасты покорны"

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню Святого Валентина....

Классный час "Конькам все возрасты покорны"

Тема классного часа: «Конькам все возрасты покорны»Цель: пропаганда  общественных  ценностей, направленная  на воспитание  интеллектуальной, физически  здоровой   личност...

Сценарий тематического праздника, посвященного Дню студента "Студенчеству все возрасты покорны"

Цель: формирование у студентов интереса к культуре и традициям своей стран, воспитывать уважение к себе и своим одногруппникам, воспитание у студентов умение работать в команде, развитие творческих сп...

Сценарий вечера для старшеклассников "Любви все возрасты покорны"

Сценарий вечера для старшеклассников к 14 февраля....

Любви все возрасты покорны...

Внеклассное занятие...

Сети все возрасты покорны

Уроки для граждан пожилтго возраста...