План-конспект; Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сердечно-легочная реанимация.
план-конспект урока по обж (11 класс) по теме

Стародубов Владимир Юрьевич

Представлены некоторые научно обоснованные решения, внедрение которых способствует существенному улучшению результатов оказания первой медицинской помощи при ДТП. Главное практическое значение имеет методика экстренной поэтапной оценки ситуации и состояния пострадавшего, позволяющие очевидцам приступить к оказанию ПМП уже через 15-30 секунд после начала осмотра, что значительно повышает шансы на спасение пострадавшего.Использование новой технологии первой медицинской помощи с учетом психологии очевидцев значительно повышает её эффективность и уменьшает угрозу инфицирования СПИДом, гепатитом, туберкулёзом и другими опасными инфекционными заболеваниями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervaya_meditsinskaya_pomoshch_pri_ostanovke_serdtsa.doc325.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сердечно-легочная реанимация.

            Тип урока. Урок-практикум.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Создание обстановки на уроке для осознания и понимания учащимися идеи и практической значимости изучаемого материала.
  2. Усвоение материала путем воспроизведения получаемых знаний и их использования на практике.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: реанимация, клиническая смерть, об алгоритме определения клинической смерти, с основами СЛР. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.

Развивающая: способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых «докторов» в экстремальных ситуациях.

Воспитательная: воздействовать на личность учащихся с целью формирования у них чувства ответственности за безопасность жизни не только своей, но и окружающих их граждан, готовность оказать первую медицинскую помощь.

Оборудование: компьютер, мулитимедийный проектор, экран, тренажер «Максимка».

 Структура урока.

Этапы урока

Содержание этапа

Время

1

Организационный момент

Отметить присутствующих и объявить тему урока

1 мин.

2

Вступительное слово учителя

Заинтерисовать учащихся, нацелить их на изучение темы

2 мин.

3

Беседа

Изложение материала урока в форме беседы

5 мин.

4

Практическая часть

На тренажере «Максимка» закрепить основные правила и умения проведения непрямого массажа сердца и  искусственной вентиляции лёгких.

10 мин.

5

Обобщение нового материала

Вопросы

2 мин.

1. Организационный момент

2. Введение в тему.

Вопросы урока:

  1. Что такое реанимация?
  2. Признаки клинической смерти?
  3. Прекардиальный удар.
  4. Непрямой массаж сердца. (НМС).
  5. Искусственная вентиляция легких. (ИВЛ).

Слайд 1.

Видеоролик 2.

Вопрос: По каким признакам вы определили, что наступила смерть?

Слайд 3.

     Жизнь – это великое благо природы. Каждый человек должен быть достойным его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда – за восстановление этой огромной, единственно реальной ценности.

     С возникновением первых проблесков интеллекта человек стремился понять, что такое жизнь и смерть, каким путем, через какие «ворота» приходит смерть, как защититься от неё.

     В 1936-1940гг. замечательный русский ученый, академик В.А.Неговский обосновал систему приемов оживления. Им впервые были определены показания, основные принципы, методы возвращения к жизни.

     В 1961г. Им же была создана новая наука – реаниматология (наука о медицинской помощи при состояниях, пограничных между жизнью и смертью).

Слайд 4 – 5 – 6.

Клиническая смерть.

     При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин.

     Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью.

     Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.

Слайд 7.

Признаки клинической смерти:

  •  потеря сознания,
  •  отсутствие дыхания,
  •  отсутствие реакции зрачков на свет,
  •  отсутствие пульса на сонной артерии.

     Самое главное при клинической смерти - добиться, чтобы появился пульс (восстановилось сердцебиение и дыхание) и только потом если нужно останавливать кровотечение, накладывать повязки и шины.

     При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).

Слайд 8.

Прекардиальный удар.

  Прекардиальным ударом можно заставить сердце заработать так же синхронно, как и прежде.

  Цель удара как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что станет толчком к запуску остановившегося сердца.

  Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50%.

  При нанесении удара в случае наличия пульса на сонной артерии, есть риск спровоцировать остановку сердца.

Слайд 9.

Непрямой массаж сердца

     При выполнении непрямого массажа сердца следует положить ладонь одной руки в точку проекции сердца на грудине, а сверху на нее другуюладонь, пальцы держать приподнятыми, большие пальцы должны

смотреть в разные стороны.          

Слайд 10.

     Руки не следует отнимать от груди после каждого надавливания, но перед каждым новым надавливанием необходимо дать грудной клетке подняться в исходное положение, с тем чтобы не препятствовать наполнению полостей сердца кровью.

Слайд 11.

     Ритм надавливаний на грудную клетку должен соответствовать частоте сердечных сокращений  в состоянии покоя, примерно 1 раз в секунду.

Минимальное время проведения непрямого массажа сердца даже при отсутствии его эффективности не менее 15-20 минут.

Слайд 12.

Искусственная вентиляция легких

     При искусственной вентиляции лёгких необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей: зажать нос пострадавшего, запрокинуть голову, делать выдох в лёгкие.

Слайд 13.

Сочетание проведения

непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких

     Вначале делают 4 вдоха, затемесли оживляет ОДИН, тона каждые 15 надавливаний на грудину нужно делать 2 нагнетания воздуха в легкие;

     если оживляют ДВОЕ, то один делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание: чередуют 5 надавливаний на грудину и одно вдувание в легкие.

Универсальная схема оказания первой помощи

       Какое бы несчастье ни произошло: автодорожное происшествие, падение с высоты, поражение электрическим током или утопление, — в любом случае оказание помощи следует начинать с восстановления сердечной деятельности и дыхания, а затем производить временную остановку кровотечения. Только после решения этих задач можно приступить к наложению повязок и транспортных шин. Именно такой алгоритм действий поможет сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицинского персонала.

I - Если нет сознания и пульса на сонной артерии —

нанести удар по грудине и приступить к реанимации.

II -Если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии —

повернуть на живот и очистить ротовую полость.

III - При сильном кровотечении — наложить жгут.

IV - При наличии ран — наложить стерильные повязки.

V - При наличии переломов костей конечностей — наложить шины.

Оказание первой помощи пострадавшим при ДТП

Условия: Вы ожидаете автобус под навесом остановки общественного транспорта. На Ваших глазах произошло ДТП. После дождя на скользкой дороге с двусторонним движением транспорта подросток «Гоша» на скутере сбил девушку «Глаша» и врезался в столб городского освещения, с которого на проезжую часть упал электрический провод.

Упавший электрический провод лежит поперёк всей полосы движения  в 2-х метрах от «Глаши» и в непосредственной близости к придавленному скутеру подростку «Гоше». Под навесом автобусной остановки лежат старая лыжная палка, рваный ботинок, журнал ОБЖ, лопата с деревянным черенком. Возле остановки валяется ведро и картонная коробка из-под оргтехники.

Пострадавший «Гоша» лежит на обочине и стонет. Его ноги и таз придавлены скутером. Он жалуется на сильные боли в области таза. Возле скутера лежит аптечка первой помощи, бутылка с холодной водой, удочка из стеклопластика, мокрые кроссовки и клюшка.

Пострадовшая «Глаша» лежит на проезжей части и кричит от боли, под её левой ногой уже образовалась большая лужа крови.

Практическое занятие.

     На тренажере «Максимка» закрепить основные правила и умения проведения непрямого массажа сердца и  искусственной вентиляции лёгких.

Обобщение  и закрепление пройденного материала                           

1.Признаки клинической смерти?

2.При каких условиях наносится прекардиальный удар?

3.Техника выполнения непрямого массажа сердца?

4.ИВЛ проводится, когда….?

    А) наступила клиническая смерть;

    Б) человек спит;

    В) частота самостоятельных дыхательных движений менее 10 раз в минуту;

   Г) человек храпит.

Урок закончен. Спасибо за работу.