ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ НВП
статья по обж по теме

Бельгибаева Айжан Серикпеккызы

В данной статье говорится о технологиях мультимедийного обучения, и их применении на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_belgibaeva_a._nvp.doc93.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА

ЗАНЯТИЯХ НВП

        Бельгибаева Айжан

Преподаватель – организатор НВП

КГУ «Чапаевская средняя школа»

Перемены в мировом сообществе, в жизни Республики Казахстан
характеризуются, прежде всего, переходом к информационной экономике,
принципиальным отличием которой является повсеместное использование
глобальных        информационных        сетей,        возможностей

телекоммуникационного общения для создания и передачи знаний. В этой связи первостепенной становится задача информатизации всех сфер человеческой деятельности и, безусловно, образования. Современные информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.

Анализ развития процессов информатизации образовательных систем на всех уровнях (мировом, национальном, региональном) выстраивает логически связанную последовательность проблем, которые выступают как алгоритм создания информационного образования, и определяет, в конечном счете, основные цели и задачи, а также комплекс программных мероприятий, необходимых для достаточно эффективной информатизации образовательной системы.

Основной стратегической целью информатизации образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании путем внедрения и широкого использования инновационных технологий в системе образования Республики Казахстан, создания единого информационного пространства.

Аудиовизуальные средства обучения обладают большой информативностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений, обеспечивают большую наглядность обучения, содействуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия материала.

При условии воспроизведения обучающимися учебного материала и осуществления интерактивной связи, уровень запоминания информации увеличивается в 3-5 раз по сравнению с традиционными способами передачи информации (чтение, наблюдение).

Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.


Технология мультимедийного обучения

Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях. Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии, в том числе и по военным наукам -тактике, топографии, огневой подготовке и других дисциплинам).

Получили широкое распространение современные технические средства - цифровые проекторы. Они позволяют увидеть на большом экране то, что мы видим на экранах компьютеров и телевизоров. Преподавателю легко управлять информацией, которая передается с его компьютера через мультимедиа-проектор на экран.

Ярким примером технического мультимедийного интерактивного средства обучения являются так называемые "интерактивные доски". Они позволяют студентам воспринимать информацию не только аудио - и визуально, но и тактильно, что по ряду исследований существенно повышает эффективность обучения, так как развивает моторную память. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого — поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы студентов, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение   объема   практических   и   творческих   работ   поискового   и исследовательского характера.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил". Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности студентов и отвечает запросам современного общества.

Планируя занятие с применением новых информационных технологий, преподаватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми необходимо:

- четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на занятии в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации; - согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитывать специфику учебного материала, особенности учебной группы, характер объяснения новой информации;

- анализировать и обсуждать с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Информационные  технологии на  разных этапах  урока

  1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.
  2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение.
  3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
  4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение  является  зрительной  опорой,   которая  помогает  наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
  5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия преподаватель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у учеников образных представлений, а на их основе - понятий.

В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе преподаватели используют демонстрационные программы, к которым кроме видеофрагментов, фотографий можно отнести и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point.

Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к занятию, комбинируя различные средства наглядности, максимально  используя достоинства каждого и  нивелируя  недостатки.

Заключение:

Использование интерактивной доски оставляет привычную систему, где преподаватель всегда находится в центре внимания, обращен к слушателям лицом и поддерживает постоянный визуальный контакт с группой. Использование интерактивной доски не вносит в педагогическую стратегию ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией учителя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его значительно расширяются.

Но при всех достоинствах информационных технологий важным является желание педагога расширить свои кругозор и фантазию. В конечном счете, лучший способ обучения, будь то математика, история или НВП, - это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета.


Список литературы:

1 .Конституция Республики Казахстан.

2.3акон   Республики   Казахстан   «О   воинской   обязанности   и   военной службе» от 8 июля 2005 года;

3.Постановление Правительства Республики Казахстан № 449 от 24 мая 2006    года    «Об   утверждении    Правил    организации    и    обеспечения государственными органами подготовки граждан воинской службе»;

4.Учебник НВП  для   10-х  классов  под  редакцией  Министра  обороны Республики    Казахстан    генерала    армии   Алтынбаева   М.К.    Алматы: Издательство «Мектеп», 2006;

5.Учебник  НВП для   11-х  классов  под  редакцией  Министра обороны Республики    Казахстан    генерала   армии   Алтынбаева   М.К.    Алматы: Издательство «Мектеп», 2007.

6.Республиканский      военно-патриотический      педагогико-методический журнал «Алғашкы әскері дайындьқ Өмір қауіпсіздігі негіздері – начальная военная подготовка. Основы безопасности жизнедеятельности» Алматы:2002-2011 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных методов обучения,

В работе дан анализ актуальности и значимости данной темы для плодотворной педагогической деятельности...

Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».

Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы  среды на городского жителя.     Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...

Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения

Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...

Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения

Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...

Презентация "Применение интерактивных методов обучения"

Презентация "Применение интерактивных методов обучения"...

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Материалы доклада на тему: Применение интерактивных методов обучения на современном уроке.

Данный доклад содержит материал об интерактивных методах обучения. Автор надеется, что  публикация поможет коллегам в организации эффективного и интересного процесса обучения....