Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
методическая разработка по обж (10 класс) на тему

Цель: рассмотреть основы инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_nemtseva_o.a.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     10 класс

Тема: Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Цель: рассмотреть основы инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Ход урока

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Актуализация знаний.
  1. С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновениям чрезвычайных ситуаций?
  2. Как организованы централизованные системы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях?
  3. Для каких целей создаётся единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 112?
  4. Как вы будете действовать, если по радио услышали об угрозе наводнения (например, в результате гидродинамической аварии) и распоряжение об эвакуации? Что возьмёте с собой в первую очередь? Обоснуйте свой ответ.
  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивания ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

Инженерная защита населения от опасностей, возникающая при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется заблаговременно в мирное время и включает в себя накопление фонда защитных сооружений в городах, населённых пунктах и на объектах.  

 Инженерная защита населения в первую очередь осуществляется в защитных сооружениях гражданской обороны, к которым относят убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

Защитные сооружения могут быть построены как заблаговременно, так и по особому указанию. Заблаговременно строят, как правило, отдельно стоящие или встроенные в подвальные часть здания сооружения, рассчитанные на длительной срок эксплуатации. Необходимо отметить, что укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надёжным способом защиты от современных видов оружия. Защитные сооружения в первую очередь предназначены для защиты от воздействия воздушной ударной волны.

  Перспективное направление, особенно для мегаполисов - защита в искусственных и естественных подземных пространствах (метрополитен, подземные выработки, пустоты и т.п.)

     Убежища

К убежищам относят сооружения, обеспечивающие наиболее надёжную защиту людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва – ударной волны, светового излучения, проникающей радиации (включая и нейтронный поток), радиоактивного заражения. Убежища защищают также от ОВ и биологических средств, от высоких температур и вредных газов зонах пожаров, от обвалов разрушений при взрывах.

  Люди могут находиться в убежищах длительное время (рис. 4). Даже в заваленных убежищах безопасность обеспечивается в течении нескольких суток.

   Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности (рис.5).Кроме того, они защищают от светового излучения, проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду людей радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств.

Защитные свойства ПРУ от радиоактивных излучений оцениваются коэффициентом защиты, который показывает, во сколько раз уровень радиации на открытой местности на высоте 1 м больше уровня радиации в укрытии. Иными словами, коэффициент защиты показывает, во сколько раз ПРУ ослабляет действие радиации, а следовательно, и дозу облучения людей.

  1. Выводы
  1. Основным способом защиты населения от отравляющих веществ (ОВ) и аварийно химически опасных веществ (АХОВ) является его укрытие в убежищах и загерметизированных помещениях.
  2. Защитные сооружения подразделяются на убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ) и укрытия, приспособленные для защиты населения.
  3. Щели – самые доступные простейшие укрытия. Они значительно уменьшают возможность облучения в результате радиоактивного заражения.
  1. Вопросы.
  1. Какие существуют виды защитных сооружений гражданской обороны? Для чего они предназначены?
  2. Какие существуют простейшие виды укрытий? В чем заключаются требования к их оборудованию?
  3. Для чего предназначены противорадиационные укрытия (ПРУ)? Продумайте и обоснуйте свой ответ.
  1. Задания.
  1. Используя раздел «Дополнительны материалы» и специальную литературу, подготовьте сообщение на тему «Мероприятия, необходимые для усиления защитных свойств помещений, используемых под противорадиационные укрытие (ПРУ)».
  2. Используя специальную литературу и пройденный в 8 классе материал, подготовьте сообщение на тему «Как действовать при угрозе радиоактивного заражения».
  3. Подготовьте сообщения о том, как с помощью своих защитных свойств убежища защищают от всех поражающих факторов ядерного взрыва (ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и др.)
  4. Подберите примеры из специальной литературы, как защитные сооружения спасали население от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
  1. Дополнительные материалы к §33. Как устраивают ПРУ.

ПРУ устраивают так, чтобы коэффициент защиты их был наибольшим. Они оборудуются прежде всего в подвальных этажах зданий и сооружений. Подвалы в деревянных домах ослабляют радиацию в 7 – 12 раз, в каменных зданиях – в 200 – 300 раз, а средняя часть подвала каменного здания в несколько этажей в 500 – 1000 раз. Под ПРУ могут быть использованы также наземные этажи зданий и сооружений, наиболее пригодны для этого внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов. Первые этажи двухэтажных каменных зданий ослабляют радиацию в 5 – 7 раз. В сельской местности особое внимание должно уделяться использованию под ПРУ погребов (рис. 6), находящихся в личном пользовании, а также овощехранилищ.

В целях усиления защитных свойств помещений, используемых под ПРУ, их следует соответствующим образом дооборудовать.
Для
повышения защитных свойств в помещении заделывают оконные и лишние дверные проемы, насыпают слой грунта на перекрытие и делают, если нужно, грунтовую подсыпку снаружи у стен, выступающих выше поверхности земли. Герметизация помещений достигается тщательной заделкой трещин, щелей и отверстий в стенах и потолке, в местах примыкания оконных и дверных проемов, стыков отопительных и водопроводных труб; подгонкой дверей и обивкой их войлоком с уплотнением притвора валиком из войлока или другой мягкой плотной ткани.

Дооборудование подвальных этажей и внутренних помещений зданий повышает их защитные свойства в несколько раз. Так, коэффициент защиты оборудованных подвалов деревянных домов повышается примерно до 100, каменных домов до 800 – 1000. Необорудованные погреба ослабляют радиацию в 7 – 12 раз, а оборудованные в 350 – 400 Наиболее доступными простейшими укрытиями являются щели – открытые и особенно перекрытые. Если, к примеру, люди укроются даже в простых, открытых щелях, то вероятность их поражения ударной волной уменьшится в 1,5 – 2 раза по сравнению с пребыванием на открытой местности, а возможность облучения в результате радиоактивного заражения – в 2 - 3 раза.

  1. Окончание урока.
  1. Домашнее задание. Подготовить к пересказу §33 «Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; выполнить  задания  1 – 4 .
  2. Выставление и комментирование оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему "действия спасательных групп при проведении аварийно-спасательных работ"

разработка данного занятия посвящениа ознакомлению учащихся с правилами эксплуатации индивидуальных средств защиты органов дыхания, и отрабртке практических вопросов по оказанию ПМП при чрезвычайных с...

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Цель урока: Познакомить с видами защитных сооружений и их назначением, понятием «убежище», его характеристиками и устройством. Ознакомить с устройством противорадиационных укрытий. Изучить правила пов...

Конспект урока по ОБЖ на тему: "Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций"

Тема: «Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций»Цель: сформировать представление об аварийно-спасательных работах.Задачи урока: 1)...

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС...

Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Наличие опасных объектов, широкий спектр природных явлений, экологическая обстановка, непрерывное совершенство ракетно-ядерного оружия предъявляют повышенные требования к организации и проведению авар...