методическая разработка на тему "действия спасательных групп при проведении аварийно-спасательных работ"
методическая разработка по обж по теме

разработка данного занятия посвящениа ознакомлению учащихся с правилами эксплуатации индивидуальных средств защиты органов дыхания, и отрабртке практических вопросов по оказанию ПМП при чрезвычайных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

по основам безопасности жизнедеятельности

«Действия спасательных групп при проведении аварийно-спасательных работ»

Разработал: преподаватель ОБЖ

Костенко Вячеслав Леонидович

Аннотация

Разработка данного занятия посвящена ознакомлению учащихся  с правилами эксплуатации индивидуальных средств защиты органов дыхания, и отработке практических вопросов по оказанию ПМП населению при чрезвычайных ситуациях. Основной целью занятия является воспитывание у учащихся чувство долга и ответственности при проведении аварийно-спасательных работ.

Введение

Учащийся не умеющий пользоваться средствами защиты и не знающий правил оказания помощи при чрезвычайных ситуациях ставит под угрозу не только свою жизнь, но и жизни окружающих его людей.

Каждый учащийся образовательного учреждения должен уметь:

  • Действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • Изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
  • Проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;
  • Оказывать помощь себе и другим в условиях ЧС.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала является изучение основных мероприятий ГО и правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

В образовательном учреждении для защиты учащихся и персонала разрабатываются план действия в чрезвычайных ситуациях и план ГО.

В учебных целях в учреждении из числа учащихся могут создаваться формирования: спасательная группа, санитарный пост и т.д.

2. Тема занятия: «Действия спасательных групп при проведении аварийно-спасательных работ»

Тип занятия: Урок-лекция с соревнованием между учащимися

Цели занятия:

  1. Отработка практических вопросов по оказанию ПМП населению при чрезвычайных ситуациях.
  2. Ознакомить учащихся с правилами эксплуатации индивидуальных средств  защиты органов дыхания.
  3. Воспитывать у учащихся чувства долга и ответственности при проведении аварийно-спасательных работ.

Оборудование:

План урока

п/п

Этап урока

Содержание (цель) этапа

1

Организационный момент

Отметить присутствующих, сообщить тему урока

2

Проверка домашнего задания

Проверить усвоение материала прошедшего урока

3

 Беседа

Изложение нового материала учителем

4

Самостоятельная работа

Учащиеся с помощью учебника изучают назначение и устройство противогаза ГП 7

5

Закрепление пройденного материала

Решение тестовых заданий по изученному материалу

6

Подведение итогов урока

В форме открытой беседы, разбирается ряд вопросов пройденного материала

7

Домашнее задание

Разъясняется содержание домашнего задания

Ход занятия.

  1. Проверка домашнего задания.

Построение, приветствие, проверка л/с по списку.

Преподаватель просит нескольких учеников дать развернутый рассказ о видах чрезвычайных ситуаций опираясь на материалы учебника.

Чрезвычайные ситуации: землетрясение, наводнение, пожар, ураган, цунами

  1. Изучение нового материала

Вводное слово преподавателя

Мы живем в прекрасном, но не спокойном мире. Землетрясения, наводнения, крупные промышленные аварии, транспортные трагедии на дорогах и другие катаклизмы природного и технологического характера сотрясают нашу планету. Только за последние 30 лет количество стихийных бедствий возросло в 4 раза, в результате погибло около трех миллионов человек.

Обеспечение безопасности человека - основная проблема государства. Для ее решения на территории России создаются спасательные службы.

«Предупреждение – спасение - помощь» - вот основной девиз спасательной службы, которая всегда приходит на помощь людям, попавшим в беду.

Но иногда спасателям требуется время, чтобы начать действовать. Поэтому в экстремальной ситуации каждый человек должен уметь оказать помощь себе и своим близким, сохраняя выдержку и хладнокровие. А для этого  необходимо точно знать мероприятия ПМП при различных ранениях, кровотечениях, травмах, прекращении сердечной деятельности и дыхания.

Сегодня мы с вами попробуем разыграть экстремальную ситуацию, и убедимся, готовы ли мы оказать помощь, как эффективна она будет.

Но для начала вы попробуете  самостоятельно с помощью учебника разобрать строение противогаза.

  1. Самостоятельная работа

Учитель предлагает учащимся взять учебники  и  раскрыть вопрос о назначении и устройстве противогаза.

  • Для защиты органов дыхания от радиоактивных средств и при действиях в облаке бактериальных средств применяется ватно – марлевая повязка.   При использовании ватно-марлевой повязки для защиты от аммиака, её необходимо смочить в 5% растворе лимонной кислоты. Для защиты от хлора – смочить в 2% растворе пищевой соды.
  • Респираторы Р-2 применяются для защиты органов дыхания от различных видов пыли; от радиоактивной пыли и при действиях в облаке бактериальных средств.
  • Фильтрующие противогазы защищают органы дыхания, глаза и лицо человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. При порыве шлем – маски необходимо открутить противогазовую коробку, снять поврежденную шлем – маску, предварительно затаив дыхание и закрыв глаза и взяв в рот противогазовую коробку, продолжить дыхание. При повреждении противогазовой коробки достаточно заткнуть отверстие подручным материалом или рукой и выйти из зоны заражения.

Практическая тренировка в надевании противогаза. Большие пальцы рук снаружи противогаза, остальные четыре внутри. Противогаз надевается с подбородка вверх на затылок.

Норматив: 7 сек.- отлично; 9 сек. - хорошо; 11 сек. -удовлетворительно.

  1. Закрепление пройденного материала

Закрепление наших предыдущих занятий  и сегодняшнее мы проведем в виде соревнования групп спасения. Для этого учащихся поделим на 4 группы по 6 человек примерно. Каждой группе будет дано задание в виде теста. (Приложение 1)

  1. Подведение итогов занятия

При подведении итогов занятия, в форме беседы, рассматриваются следующие вопросы:

  • Назначение спасательных групп?
  • Самое простое средство защиты органов дыхания?
  • Принцип действия противогаза?

  1. Домашнее задание

Учащимся предлагается дома самостоятельно изготовить ватно – марлевую повязку.

Сделать сообщение на тему: три химические реакции, проходящие в противогазе при очищении зараженного воздуха (адсорбция, хемадсорбция, катализ).

  1. Заключение

Оценка действий и ответов учащихся. Указание ошибок. Общее подведение итогов занятия. Выставление оценок юношам, выполнившим норматив по одеванию противогаза на «отлично» и «хорошо».

  1. Список используемых источников
  1. А.Т. Смирнов. «ОБЖ» 10 класс: учебник-Москва: Академия 2001 год.
  2. У
  3. Журналы – Основы безопасности жизни: Москва: «Русский журнал»;   год.
  4. Интернет-ресурсы:

http://www.debryansk/-lpsch/index.htm

учитель & ученик – информационно-методический сайт

http://www.school.edu.ru/catalog.asp

Российский образовательный портал

Приложение 1

Группа 1

1. Что такое «землетрясение»

А. подземные удары и колебания поверхности земли

Б. область возникновения подземного удара

2. Переломы, при которых отсутствует рана в месте перелома, это –

А. закрытые переломы

Б. наружные переломы

3. Хлор – это

А. зеленовато-желтый газ с резким запахом

Б. бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта

4. Каково максимальное время наложения жгута зимой

А. не более 120 мин

Б. не более 30 мин

5. Оказывающий первую помощь пострадавшим при термических и электрических ожогах обязан:

А. вывести пострадавшего из зоны действия источника высокой температуры;

Б. потушить горящие части одежды (набросить любую ткань, одеяло и т.п. или сбить пламя водой)

В. на обожженные места наложить стерильную повязку

Г.  смазывать мазями или присыпать порошками обожженные участки кожи и слизистых поверхностей

6. При травме головы (могут наблюдаться: головная боль, потеря сознания, тошнота, рвота, кровотечение из ушей) необходимо:

А. уложить пострадавшего на спину;

Б. зафиксировать голову с двух сторон мягкими валиками и наложить тугую повязку;

Г. при наличии раны наложить стерильную повязку;

Правильные ответы: 1-А;  2-А; 3-А; 4-А; 5-А, Б, В; 6-А,Б,Г

Группа 2

  1. Быстро и внезапно возникающее движение снега и льда вниз по крутым склонам гор называется

А. селем

Б. лавиной

2. Определите последовательность  оказания ПМП при закрытых переломах

А. дать обезболивающее

Б. доставить пострадавшего в медицинское учреждение

В. провести иммобилизацию.

3. Аммиак – это

А. бесцветный газ с резким удушливым запахом легче воздуха

Б. бесцветный газ с резким запахом тяжелее воздуха

4. Противогаз служит для защиты от

А. ОВ

Б. РВ

В. БС

Г. высоких температур внешней среды.

Найдите ошибку.

5.  Кровотечения – это

А. быстрое выделение крови их органов

Б. истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении их целостности

В. выход крови наружу их поврежденных органов.

6. Оказывающий первую помощь при химических ожогах обязан:

А. при попадании твердых частичек химических веществ на пораженные участки тела удалить их тампоном или ватой

Б. немедленно промыть пораженное место большим количеством чистой холодной воды (в течение 10 - 15 мин.)

В. при ожоге кожи кислотой делать примочки (повязку) с раствором питьевой соды (1 чайная ложка соды на стакан воды)

Г. при ожоге кожи щелочью делать примочки (повязку) с раствором борной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды) или со слабым раствором уксусной кислоты (1 чайная ложка столового уксуса на стакан воды)

Д.  срывать одежду и обувь с обожженного места

Правильные ответы: 1-Б; 2-А,В,Б; 3-А; 4-Г; 5-Б; 6-А, Б, В, Г

Группа 3

1.  Гигантские океанские волны, возникающие в результате подводных или островных землетрясений, а также извержений вулканов это –

А. шторм

Б. цунами

2. Можно ли накладывать жесткую шину на тело пострадавшего при иммобилизации

А. нельзя; под шину надо разорить мягкую подкладку

Б. можно, т.к. между ней и телом небольшое воздушное пространство

3. Выходить из зоны химического заражения следует с учетом направления ветра

А. по направлению ветра

Б. перпендикулярно направлению ветра

4. Порядок действий по определению признаков клинической смерти следующий

А. убедиться в отсутствии сознания, реакции  зрачков на свет, дыхания и пульса на сонной артерии

Б. определить наличие реагирования зрачков глаз на свет и отсутствие сознания

В. убедиться в полной дыхательной активности и наличии у пострадавшего травм

5. Определите порядок действий при промывании желудка

А. дать выпить пострадавшему не менее двух стаканов холодной воды

Б. дать выпить пострадавшему не менее двух стаканов кипяченой воды или слабого раствора пищевой соды

В. надавливая на область живота вызвать рвоту

Г. раздражая корено языка, вызвать рвоту

6. При отравлении кислотой необходимо:

А. давать пострадавшему внутрь через каждые 5 минут по столовой ложке раствора соды (2 чайные ложки на стакан воды) или 10 капель нашатырного спирта, разведенного в воде

Б. дать пить пострадавшему молоко или взболтанный в воде яичный белок

В. доставить пострадавшего в медпункт

Правильные ответы: 1-Б; 2-А; 3-Б; 4-А; 5-Б, Г; 6-А,Б.В.

Группа 4

1. Основными поражающими факторами цунами являются

А. наводнение

Б. ударное воздействие волны

2. Накладывая тугую повязку на грудную клетку при переломе ребер первые ходы бинта делаются

А. в состоянии вдоха

Б. в состоянии выдоха

3. По сигналу «Внимание!» всем необходимо

А. включить радио и ТВ для прослушивания сообщений

Б. сообщить соседям и родственникам о случившемся

В. привести домой детей

4. Как вы будете действовать после оповещения об аварии на химическом предприятии при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища и возможности выхода из зоны аварии. Определите очередность действий

А. отойти от окон и дверей

Б. включить радиоприемник, ТВ, прослушать информацию

В. перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату

Г. входные двери закрыть плотной тканью

Д. плотно закрыть окна и двери

Е. подавать сигнал о помощи

Ж. провести герметизацию жилища.

5. Какие из перечисленных признаков являются признаками переломов

А. нарушения функций конечности

Б. тошнота и рвота

В. появление боли при попытке движения рукой или ногой.

6. При отравлении хлором необходимо:

А. промыть глаза, нос и рот раствором питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды);

Б. дать пострадавшему пить небольшими глотками теплое питье;

В. направить пострадавшего в медпункт.

Правильные ответы: 1-Б; 2-Б; 3-А; 4-Б, Д, Г, Ж; 5-А; 6-А,Б,В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дети в логопедической группе"

Рекомендовано родителям детей логогруппы....

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Конспект урока по ОБЖ на тему: "Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций"

Тема: «Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций»Цель: сформировать представление об аварийно-спасательных работах.Задачи урока: 1)...

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Цель: рассмотреть основы инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени....

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС...