Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Индивидуальный план работы с обучающимися, имеющими отягощённый диагноз (колясочники, дети группы «особый ребёнок»)
статья на тему

Федосова Екатерина Александровна

Индивидуальный план работы с обучающимися, имеющими отягощённый диагноз (колясочники, дети группы «особый ребёнок»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobyy_rebenok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ленинградской области

“Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы,

 “Красные Зори”

                 

Индивидуальный план работы с обучающимися, имеющими отягощённый диагноз (колясочники, дети группы «особый ребёнок»)

    Разработчик: учитель-логопед                    

                                                                                                                                                              Федосова Екатерина Александровна

 

                                       

                                                                                                                                                                         

2016-2017 учебный год

Петергоф, Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, по состоянию здоровья (ДЦП), заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

Индивидуальный план работы с обучающимися Школе-интернате “Красные Зори” занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. В соответствии ФГОС.

В период школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями его развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель: программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  1. Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий
  2. Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
  3. Организовывать творческую и досуговую деятельность ученика.
  4. Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Данная программа разработана и составлена в соответствии ФГОС с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи его родителям.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка. Компенсация дефекта в учебных условиях по русскому языку реализуется с помощью обучения письму и коррекции звукопроизношения.

 Особое внимание уделено психологической и логопедической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Задача родителей и педагогов, логопедов – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультации об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

Индивидуальная программа развития:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ:

- создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти);

обсуждение на классных часах по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе.

заместитель директора по ВР

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;

2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное

развитие личности;

4) использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования

логопедическая коррекция (согласно учебному плану)

 повышения мотивации к учению, обучение по общеобразовательным предметам

учитель

педагог-психолог, учитель -логопед

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

учитель

учитель, родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты