Главные вкладки

    Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Методические рекомендации на тему: «Проблемы экологии современного русского языка»
    статья на тему

    Федосова Екатерина Александровна

    Методические рекомендации  на тему:

    «Проблемы экологии современного русского языка»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_ekologiya_russk_yaz.doc111 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации  на тему:

    «Проблемы экологии современного русского языка»

    Введение     

    Термин "экология" обычно употребляется в естественнонаучном смысле: как наука о биосфере, о взаимодействии человека с природой, как с домом, в котором он живёт. Но, с конца 70-х годов ХХ века, в  журнальной и газетной публицистике все чаще возникает проблема экологии культуры, и постепенно приобретает  все более глубокое содержание, превращаясь  в термин гуманитарной области знания.      

    В настоящее время актуальным стал термин языковая экология или экология слова. Экология слова охватывает слой всех "некультурных" слов, противопоставляя его "культурному", тем самым выступая за "экологически чистый" русский язык без мата, слов-паразитов, отдельных жаргонизмов и вульгаризмов и т.д. Появилось даже понятие – "экология речевой среды", т.е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении.     

    Обращение к этой проблеме позволяет актуализировать уже добытое знание о слове, нарастить новое и проанализировать и оценить состояние речевой культуры современного общества, разглядеть некоторые опасные процессы, протекающие в ней. Таким образом, хорошее владение русским языком, правильная речь были, есть и будут актуальными.  
     Цель  работы – всесторонне изучение и обобщение проблемы экологии современного языка . Для этого будут решены следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятия "экология слова", "экология речевой культуры".
    2. Изучить состояние речевой культуры общества на современном этапе.
    3. Охарактеризовать необходимость защиты русского языка.
    4. Выявить пути повышения речевой культуры.

     

    1. Экология слова:  постановка проблемы.     

    Сегодня проблемы экологии волнуют всех и  каждого. В первую очередь, речь идет о катастрофическом состоянии природной среды обитания человека, о загрязнении воды и воздуха, рек и морей, лесов и полей. В наши дни формируется новое направление -это экология культуры речи.     

    Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Речевое взаимодействие - непременное условие социального взаимодействия. Язык - среда обитания любого человеческого коллектива, данного народа и каждого человека.     

    Родоначальником понятия экологии языка (эколингвистики) принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена, который в 1970 г. в докладе "Экология языка" отмечал: "Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением".     

    В отечественной науке о "лингвоэкологии" заговорили в конце 80-х, появился целый ряд публикаций, посвященных лингвоэкологии, поскольку состояние современного русского языка, его дальнейшая судьба не могли не волновать лингвистов, литературоведов, культурологов, философов. Появилось целое культурологическое течение, которое в последние годы постепенно разрастается и все более набирает силу благодаря работам академика В.В.Виноградова, Л.И.Скворцова, В.П.Григорьевой, С.И.Виноградовой, В.В.Колесовой, Ю.Н.Караулова и других; концепции Ю.М.Лотмана о "семиосфере" и "онтокоммуникации" Г.Сатищева.     

    Что такое экология слова - определить не просто ввиду широты и юности этого понятия. Экология слова:

    • это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья;
    • это наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа и с земной семиосферой;
    • это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его отношениях с биосферой, с языком живой природы;
    • это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой взаимосвязи с личностью, с характером и судьбой народа, с высшими духовными сферами.

     

         Экологией являются культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и "оздоровление" литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи.     

    На  данный момент выделяется три аспекта экологии языка:

    • Интралингвальный (связан с культурой речи, стилистикой, риторикой и включает исследования нарушений правильности, ясности, логичности, выразительности и других коммуникативных свойств речи).
    • Интерлингвальный (связан с полиязычием как средой обитания отдельного этнического языка и с проблемой исчезновения языков, а значит, и с уменьшением лингвистического разнообразия на Земле).
    • Транслингвальный (связан с использованием единиц, средств, реалий одного языка, одной культуры в контексте и средствами иного языка, принадлежащего другой культуре в художественной литературе, фольклоре, публицистике).

     

         Рассматривая  данную тему, следует выделить работу Л.И.Скворцова "Язык общения и культура (экология и язык)", в которой охарактеризована проблематика "лингвоэкологии". Статья посвящена проблеме состояния современного литературного языка и русской речи. В работе описываются вопросы экологии культуры и предметы лингвистической экологии, а также факторы и условия развития современного русского языка, что оказывает на него наибольшее влияние.     

    Писатель  придает особое значение предмету лингвистической  экологии, которым является культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и "оздоровление" литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи. Также подчеркивает, что экология языка и экология культуры становится одной из актуальных задач современности.     

    Автор подчеркивает, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется. Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности. Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия не всегда оправданных иноязычных заимствований в области терминологии. Публицистика подчас грешит многословием, невнятностью и невыразительностью. "В русском литературном языке сконцентрирована наша национальная культура. И пока мы хорошо говорим и пишем по-русски, нам не грозит никакая денационализация" - пишет Л.И.Скворцов.     

    Писатель  подтверждает, что лингвоэкологическое  "культивирование" родного языка как языка нации помогает духовному возрождению народа. Оно служит базой для укрепления экономической, хозяйственной, политической, государственной и других сторон общественной жизни.

    2. Культура русской  речи и экология  слова   

    Культура  речи в ее традиционном понимании – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации.    

    Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем.   

    Все это и составляет существо экологического аспекта культуры речи. 

    Состояние речевой  культуры общества  на современном  этапе      

    Развитие  и состояние того или иного  языка неразрывно связано с экономическим, культурным и политическим состоянием народа, который является его носителем. Все бурные языковые изменения в современной России вызваны социальными, экономическими и политическими переменами, стремительность которых обусловливает впечатление языковых катаклизмов. Это обстоятельство дает основания многим людям, в том числе и лингвистам, говорить о порче, распаде, разложении, кризисе, упадке современного русского языка и ставить вопрос о его сохранении и спасении.     

    Лингвоэкологический мониторинг позволяет судить о некоторых  нездоровых явлениях и тенденциях массовой речи. С одной стороны, наше обыденное понимание слова кризис (резкое ухудшение, угрожающее существованию) вроде бы дает определенные основания говорить об этом – в русском языке наблюдается огромное количество иностранных слов, жаргонизмов, в повседневном общении распространяется грубость, мат, растет малограмотность и безграмотность во всех сферах. Но, с другой стороны наоборот, русский язык сейчас переживает период интенсивного развития. Интенсивные изменения в языке всегда тесно связаны с изменениями социальными. Чем значительнее последние, тем более интенсивно происходят изменения в языке.     

    Наиболее  важный (если не основной, то, во всяком случае, наиболее очевидный) источник новой лексики - заимствования (преимущественно  из американского варианта английского языка): имидж, киллер, мейнстрим, нотбук, он-лайн, папарацци, поп-корн, прайс, пресс-релиз, промоутер, ремикс, сайт, секьюрити, сиквел, сингл, слоган, тамагочи, ток-шоу, транш, холдинг, эксклюзивный и множество других, разной степени освоенности, при этом многие частотные слова, преимущественно термины информатики, употребляются в текстах современных газет, журналов, деловой литературы в написании латиницей, что демонстрирует их недостаточную освоенность языком (Unix, notebook, BMW, CD, CD-ROM, Coca-Сola, Hi-fi, IBM, mass-media, on-line, Pentium, PR, VIP, Windows).      

    Этот лексический материал чрезвычайно  важен для лингвистической науки  и для современного языкового  сознания, так как дает возможность  "схватить" момент соприкосновения двух разноязычных систем и зафиксировать самый первый шаг на пути процесса заимствования слова.     

    Все чаще в родную русскую речь вторгаются "о-кей", "вау". У нас уже не осталось операторов, приемщиц, агентов, администраторов, кадровиков. Все – менеджеры, дистрибютеры, промоутеры, провайдеры, мерчандайзеры, маркетологи, дилеры, хедхантеры, хакеры.     

    Многие  считают иностранную лексику  более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей". Например:

    • эксклюзивный - исключительный;
    • топ-модель - лучшая модель;
    • прайс-лист - прейскурант;
    • продакшн - (кино)производство;
    • тинейджер - подросток;
    • бэби - ребенок, малыш;
    • секьюрити – охранник;
    • ксерокс - копировальный аппарат, а ещё более по-русски – "множитель".

     

         Последнее из упомянутых слов вызывает особые опасения, ибо оно уже успело немало навредить: в русском языке появились такие слова, как "отксерить" (размножить).     

    Или, например "бэбиситтер" - (англ. "baby"- ребенок, 'sit' - сидеть) - по-русски "няня". "Бебиситтинг" - процесс ухода за ребенком. Это слово режет слух и трудно в написании, слишком длинное, неблагозвучное, в нем встречается удвоенная согласная "т". Гораздо понятнее употребить простое русское слово "няня".     

    Массовый  характер заимствований, их интенсивность  и стремительность адаптации  в русском языке вызывает крайне негативную реакцию многих членов общества, обычно тех, чья профессиональная деятельность так или иначе связана со словом: преподавателей, переводчиков и некоторых лингвистов. Существует даже мнение о "языковой интервенции".     

    Можно отметить ряд явлений, к которым  привело активное заимствование:      

    1. Не установлен единый орфографический  облик многих слов (таун-хаус, биг-мак, фаст-фуд, ноутбук, скейтборд).     

    2.Обилие безграмотной документации  вследствие контаминации русской и англоамериканской орфографических  моделей (употребление прописной  / строчной букв:Исполнитель, Учредитель, Директор и т.д.)     

    3.Контаминация произносительных норм,в частности, в аббревиатурах 

    (НЛП - эн элпи).     

    4.Появление двухчленной антропонимики  в официальной номинации 

    вместо  принятой в русском речевом  этикете трёхчленной ("Пётр Чайковский", "Александр Пушкин" и т.д.). Обращение только по имени, практикуемое в деловой среде, имплицитно занижает социальный статус человека.     

    Язык  не может развиваться в самоизоляции, и в языке всегда появляются заимствования, однако нашествие иноязычной лексики на русский язык в последнее время приняло размеры национальной катастрофы. Т.е. Взаимодействие языков - исторически закономерный процесс, однако он не должен приводить к самоуничтожению целых наций, к искусственному изменению норм.     

    Наблюдения показывают, что  этот период уже в основном закончился. Сейчас уже мало появляется новых  слов, ко многим заимствованиям русские  люди уже привыкли. Однако мы видим, что в России наблюдается кризис культуры речи. Современная культура потеряла понятие о слове-святыне, о речи-святыне, оттеснила на периферию  высокие речевые образцы в  виде литургической речи и речи русской  классической литературы. Освоение основополагающего  словаря происходит без раскрытия  и переживания духовных содержаний и исторически присущих родному  слову смыслов. Все это неизбежно  приводит к неверным представлениям о прошлом народа, о его духовном и практическом опыте, о его самосознании, затрудняет правильную оценку явлений  культурной жизни.     

    Культура  речи – это речь, соответствующая  нормам литературного языка, уместная в той или иной ситуации. Культура речи предполагает, что люди обращают внимание на то, как они говорят. Пренебрежение к культуре речи, утрата контроля за своей речью у многих людей самых разных социальных и профессиональных групп и есть кризис культуры речи.

    Соблюдение нормы  – главное условие  культуры речи     

    Колоссальные  проблемы, навалившиеся на людей в  период перехода общества к рыночной экономике, - нищета, безработица, слом стереотипов мышления и поведения и пр. привели к тому, что людям стало "не до языка" и временно даже не до чтения книг. Люди стали пренебрегать нормами речи.     

    Всякое  отклонение от литературной речевой  нормы препятствует непосредственному  и точному восприятию содержания как письменной, так и устной речи. Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: "Наши жАлюзи более красивее ихних", "Вам завтрапозвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста".     

    Причем  это не только ошибки в произношении или написании слов (средствА, свеклА, мОрковь, осУжден, квАртал, килОметр, катАлог, красивЕе и мн. др.), но и ошибки грамматические, лексические, стилистические.     

    Содержательность  речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Чтобы достичь речевого богатства, нужно изучать язык в его литературной и разговорной формах, его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании и грамматике.     

    Важнейшее условие хорошей речи – логичность. Речь – это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть уместны и обоснованы. Не для всякой социальной группы, не для всякой ситуации уместен один и тот же стиль, но в каждом случае, так же как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно. Соблюдение уместности предполагает хорошее знание стилей литературного языка.     

    Существенное  значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона, а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике.     

    Очень важна чистота речи. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности и ограниченности словарного запаса. Например, слова-паразиты – такие как "это самое", "ну", "так сказать", "скажем так", "вот", "типа", "значит", "короче", "на самом деле", "конкретно", "да?", "э-э-э". У людей, не склонных связывать себя моральными ограничениями, эту функцию выполняют известные стереотипные нецензурные выражения, а у тех, кто чуть построже к себе – их цензурные эквиваленты (такие как"блин", "ё-моё").      

    Слова-паразиты – это разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, их употребление не оправданно содержанием и структурой высказывания (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в нашей речи.     

    За  последние два-три года, решительно оттеснив все подобные выражения, поистине эпидемическое распространение получило словосочетание "как бы". Причем, в отличие от перечисленных выше и аналогичных словечек, которые всего лишь "замусоривают" речь, это "как бы" вносит серьезные смысловые искажения в текст высказывания, ставя под сомнение звучащие утверждения. То есть "на самом-то деле не совсем так", "вроде бы, но не вполне". Сам же говорящий зачастую не замечает этого за собой. И когда его переспрашивают: "Как бы или на самом деле?" ("Почему как бы?"), человек нередко теряется, раздражается, а бывает, что и заявляет категорически: "Я не говорил "как бы"!"     

    Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом  высказывания, они затрудняют процесс  передачи и получения информации, то есть процесс общения. От таких слов следует "избавляться".     

    Нельзя  признать нормальным растабуирование  мата, который часто, причем в особо изощренном виде, присутствует даже в художественной литературе и в театре. Интенсивная демократизация языка в сочетании с отменой цензуры привела к тому, что потоки сниженной, жаргонной, а нередко и уголовной и нецензурной лексики вышли за пределы своей социальной среды и стали достоянием всех жанров, требующих экспрессии: художественных текстов, газетных и телевизионных репортажей, публицистических выступлений, политических дебатов: балдёж (наркотическое опьянение; удовольствие), беспредел (беззаконие; в уголовном языке обозначает также группировку преступников, отошедших от криминального мира), разборка (выяснение отношений; самосуд), качать права (грубо добиваться своего), вешать лапшу на уши(вводить в заблуждение), на халяву (не затрачивая средств или усилий), лох (разиня; потерпевший), замочить (убить), кинуть, взять на понт, взять на пушку (обмануть), навар (доход), не светит (не получится что-л., не будет успеха), до лампочки(безразлично) - вот ничтожный список слов уголовного жаргона, ставших общеизвестными и общеупотребительными.      

    Характерно, что исследователи склонны считать  многие жаргонизмы уголовной среды, не утратившие связи с этой средой, такие, как мусор (милиционер), обуть (ограбить, обобрать), важняк (следователь по особо важным делам), мочить(убивать), ксива (паспорт) и др. достоянием "общего жаргона", при этом под общим жаргоном понимается "тот пласт современного русского жаргона, который, не являясь принадлежностью отдельных социальных групп, с достаточно высокой частотностью встречается в языке средств массовой информации и употребляется (или по крайней мере понимается) всеми жителями большого города, в частности, образованными носителями русского литературного языка". Тот факт, что жаргонизмы теперь уже, как правило, не поясняются в текстах, не требуют "перевода" на стандартный и общепринятый язык, свидетельствует о том, что они "если еще и не вошли, то уже ворвались в речевой обиход образованного общества", демонстрируя "свободу самовыражения" и право на выбор любых выразительных средств.     

    Жаргонная лексика уступает литературной в  точности, что определяет ее неполноценность  как средство общения. Значение жаргонизмов, как правило, варьируется в зависимости от контекста. Например, прилагательное "клевый" имеет значения хороший, привлекательный, интересный, надежный.     

    Академик  Д.С.Лихачев отмечал, что жаргон - это не только примитивная речь, она отражает и примитивное сознание. Это беда современного общества, лингвоэкологи говорят о разрушении речевой и культурной традиции, которое выражается в открытом употреблении бранных слов, в легализации мата. Сейчас модно и стильно жонглировать словами типа: клево, кайф, в натуре, стремно, беспредел, облом, козел и так далее. Причем употребляют их не только подростки, но и взрослые образованные люди.     

    Справедливости  ради нужно отметить, что бывают жаргонизмы довольно точные и образные, они имеют шанс со временем войти  и входят в литературный язык, в  ту его часть, которая называется разговорно-бытовым языком (языком неофициального бытового общения). За пределами бытовой сферы их употребление должно быть осторожным и мотивированным специальными целями. Например: "Надо остановить беспредел с ценами на энергоресурсы". Беспредел сильнее передает значение оценки, чем, например, выражение: необоснованное повышение цен на энергоресурсы.     

    Очень много наблюдений лингвоэкологов связано  с языковым воздействием на массовое сознание через средства массовой информации, массовую печать, аудио- и видеопродукцию и т.п. Отмена цензуры привела к появлению в прямом эфире спонтанной устной речи, демократизация - к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и уровень речевой культуры.      

    СМИ в наше время оказывают огромное влияние на развитие языка. Уже достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние СМИ на умы, речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае — не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов.     

    Часто влияние СМИ оценивается как  негативное, оно катастрофически  сказывается на состоянии интеллекта и нравственного здоровья личности. Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли "престижными" словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и с экранов телевизоров. Многие передачи, прежде всего адресованные молодежи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи.     

    Телевидение, газеты и радио каждый день выдают на-гора огромное количество информации, порой не самой качественной и неграмотно оформленной. Многочисленные грамматические ошибки, даже в речи высокопоставленных лиц, - не это ли показатель того, что язык нужно спасать? Современная музыка, как поп, так и рок, не отличается грамотностью. Мат, который льется со сцены на молодые умы, наивные песенки о "счастливой любви" - не только показатель бездуховности нашего общества, но и олицетворение бедности его языка.     

    Кроме того, непомерное употребление в публичной  речи слов и понятий, допустимых лишь в специальных, например, чисто профессиональных, условиях; неоправданное использование иноязычной лексики, а также иноязычной интонации, искаженного, не свойственного национальной речи темпоритма.     

    Отдельная тема - язык рекламы. В рекламе часто используется прием повторов. Все снова и снова повторяется какая-либо мысль, порой в ущерб здравому смыслу, пока потребитель не поймет всю жизненную необходимость для себя рекламируемого продукта, наконец, в конце зазвучит: продукт совершенно уникален и не имеет аналогов в мире. Однако со школьной скамьи всем известно, что уникальный - это единственный, ни на что не похожий. Значит, такое нанизывание однородных понятий представляет собой лексическую избыточность, что является нарушением норм речи. Мало того, понимаешь, что эта болезнь принимает характер эпидемии. Так, ведущий политической программы произносит "главный лейтмотив". "Лейтмотив" в переводе с немецкого - ведущий мотив, т.е. достаточно употребить одно слово, ведь в нем уже заложен руководящий (главный) смысл.     

    Складывается  впечатление, что в рекламе позволено все. В том числе и использование сленга. Нам все время предлагают "оттянуться со вкусом", а тот, кто не использует рекламируемую продукцию, тот попросту "отдыхает", т.е. остается не у дел и ничего в этой жизни не понимает. В свете этого, когда мы слышим от фирмы, торгующей обувью: "Мы обуем всю страну", - то что в первую очередь представляем?: Обилие обуви или то, что нас "обуют", т.е. обманут, ведь это жаргонное значение слова благодаря СМИ, известно всем     

    Итак, русская речь переживает сегодня состояние острого кризиса. Избавить её от неоправданных заимствований, просторечий и вульгаризмов в одночасье невозможно, невозможно одномоментно изменить психологические приоритеты народа России. Сказанного же здесь достаточно для того, чтобы возрастающую тревогу за судьбу среды нашего обитания, питающую разные направления экологии, распространить и на нашуречевую среду, чтобы то, что мы говорим, и особенно то, как мы говорим, перестало быть только личным делом каждого отдельного человека, а стало бы предметом организованных целенаправленных общих усилий по устранению "речевого мусора".

    Необходимость  защиты русского языка

    Поскольку изменения в  речи могут вести к отрицательным  изменениям в языке, стоит задуматься над тем, как защищать язык от нежелательных  изменений. Развитием языка невозможно управлять административными методами. С помощью приказов не сделаешь слово  более выразительным, невозможно приписать слову другое значение, невозможно заставить людей говорить грамотно, если они этого не умеют.

    В защите языка главная  роль принадлежит гражданскому обществу и личности. О защите русского языка  должны заботиться политические партии, общественные и научные организации, журналистские союзы, другие объединения  граждан. Сегодня еще не так много  общественных организаций, которые  бы уделяли внимание вопросам культуры речи. Полезную роль играют такие организации, как Общество любителей российской словесности, Российская гильдия лингвистов-экспертов, Фонд защиты гласности. Большую пользу приносит научно-популярный журнал "Русская  речь", пропагандирующий научные  знания о русском языке, постоянно  публикующий статьи по культуре речи, а также научно-практический журнал "Мир русского слова".

    Очень важно, чтобы проблемы культуры речи обсуждались с участием специалистов по русскому языку. Субъективный или идеологический подход к вопросам культуры речи может привести к неверному  толкованию языковых явлений, ошибочной  оценке состояния речи. В конечном счете, судьба русского языка зависит  от каждого человека. Государство  не может проверить каждое сказанное  слово и поставить на нем печать "грамотно". Человек сам должен заботиться о том, чтобы передать следующим поколениям русский язык в неискаженном виде. С другой стороны, общество должно всячески помогать каждому гражданину совершенствовать знание русского языка. В этом деле может оказаться полезной и государственная поддержка русского языка. В качестве мер такой поддержки можно рекомендовать следующее:

    - обеспечение научных,  массовых и школьных библиотек  новыми словарями русского языка  и современными учебниками;

    - финансирование научных  и научно-популярных журналов  по русскому языку;

    - организацию научно-популярных  передач по русскому языку  на радио и телевидении;

    - повышение квалификации  работников телевидения и радио  в области культуры речи;

    - официальное издание  новой редакции свода правил  орфографии и пунктуации.

    Пути повышения речевой культуры

    Для этого необходимо:

    - разъяснить лицам, чьи  выступления попадают в центр  общественного внимания, необходимость  бережного отношения к родному  языку;-

    разъяснить руководителям СМИ необходимость качественной редакторской работы над стилем  публикуемых текстов;

    - организовать консультативную  службу русского языка;

    - пропагандировать классическую  литературу;

    - обеспечить библиотеки  новыми словарями и учебниками  по русскому языку и культуре  речи;

    - подготовить и издать  новую редакцию официального  свода правил орфографии и  пунктуации;

    - пропагандировать бережное  отношение к русскому языку.

    Как уже говорилось выше, главная роль в деле сохранения родного  языка принадлежит самому человеку. Для того, чтобы состояние языка  не вызывало тревоги, каждый человек  должен постоянно думать над тем, что он говорит, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное  слово, вдумываться в смысл своих  слов, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка. Для этого можно использовать следующие методы:

    - чтение классической  художественной литературы (это  самый главный и эффективный  метод);

    - внимательное изучение  нужных разделов в грамматических  справочниках;

    - использование словарей;

    - обращение за консультацией  к филологам;

    - использование ресурсов  интернета.

    Таким образом, язык - это  наше величайшее национальное и духовное достояние, это часть нашей культуры. Неблагополучное состояние языковой среды, загрязнение языка и культуры вызывает духовную деградацию личности и всего народа может убить народ как культурно-исторический и социальный феномен.

    Лингвистическая экология предполагает не только выявление слабых мест и  сторон в общественно-речевой практике и формулирование соответствующих  рекомендаций в адрес субъектов  языковой политики, но и выявление, фиксацию и пропаганду удачных результатов  языкового творчества писателей, журналистов, политических деятелей и т.д. В этом смысле вполне лингвоэкологическими являются такие специализированные издания, как например: словари синонимов, словари паронимов, словари эпитетов, словари сравнений, словари метафор, словари крылатых слов и выражений, словари и энциклопедии афоризмов, словари языка поэзии и т.д. В такого рода словарях, справочниках, энциклопедиях содержится огромное языковое богатство, которое можно и должно использовать не только профессиональным коммуникаторам (учителям, журналистам, политическим деятелям всех уровней), но и всем культурным людям вообще.

    Необходимость экологии русского языка, его сохранения и развития, очищение и восстановление после  многих десятилетий всеобщего похамления требует следующих строгих мер:

    - Пропаганда русского  языка за пределами России;

    - Восстановление влияния  русской филологии на среду  языкового общения иностранных  поклонников русской словесности;

    - Совершенствование языкового  воспитания в непрерывном образовательном  процессе;

    - Постановка в центр  языкового обучения полноценной  современной филологической школы.

    Нужно упорядочить нормы  русского языка, издавать новые толково- энциклопедические, стилистические словари, годные для всеобщего употребления, в которые должны войти термины общеобразовательные и новейшая общенаучная и общетехническая лексика.

    Для развития русского языка  необходимо так же использовать и  разработать русскую литературу XX в., осознать, что такое язык новейшей литературы с точки зрения эстетики слова, поняв, почему язык современных, реалистических, модернистских и  постмодернистских произведений нередко  грязен и примитивен. Только после  этого будут цениться эстетически  совершенные литературные произведения, дающие образцы стиля и влияющие на языковое развитие общества.

    Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Необходимо воспитывать  в каждом человеке любовь и уважение к родному языку, к культуре и  к истории своего народа, ее прошлому и настоящему.

    Для выхода из языкового  кризиса нужно совершенствовать педагогические приёмы и методики преподавания русского языка, обеспечить качественную подготовку и повышение квалификации преподавателей с учётом конкретных условий организаций образовательного процесса по гибким, интерактивных  моделях обучения.

    Особо важным представляется создание с помощью современных  средств электроники единой системы  разноаспектных сайтов, содержащих банки  данных по филологии: о русском языке  и его функционировании, о языковых процессах, происходящих в России и  за рубежом, а также база данных по русской литературе.

    Забота о чистоте русского языка - важнейшая проблема, решить которую можно, объединив усилия и педагогов, и тех, чьей профессией стало слово, и средств массовой информации. Приобщение школьников и  студентов к национальному языковому  сознанию, а через него - к культуре, выражающей себя в слове есть сложнейшая профилактическая мера, направленная на сохранение культуры русской речи и оздоровления языка.

    Заключение

    Интерес к проблемам речевой  культуры в настоящее время велик, общество наконец то осознало, в каком плачевном состоянии находится речевая культура. Даже появилось такое понятие - "экология речевой среды", т.е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении.

    Слишком много можно назвать  факторов "загрязнения" речи современного человека, это:

    - и засорение языка  иностранными словами. Заимствования  - один из самых динамичных  процессов современного русского  языка. Причина заимствования  заключается в том, что в  последние годы чрезвычайно расширились  политические, общественные, деловые,  культурные связи нашей страны  с другими странами;

    - и обилие слов-паразитов,  слова эти довольно стереотипны  (так сказать, значит, ну, вот, как  бы);

    - и засорение речи жаргонизмами. Речь современных людей - это  речь жаргонизированная. Жаргон перестал быть речевой характеристикой молодежи (студентов, школьников). Жаргонизмы превращаются в модные словечки в речи журналистов, политиков, бизнесменов, разного рода "звезд". Жаргонизированный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных;

    - и просторечные слова  и выражения;

    - и нарушения литературных  норм произношения, словоупотребления,  построения фраз;

    - и употребление ненормативной  лексики стало почти нормальным  явлением, нецензурные слова проникли  даже в СМИ;

    - катастрофическое сужение  объема словарного запаса "среднего  человека";

    - и обеднение выразительных  средств языка.

    Все это свидетельствует  о проблеме речевой культуры, о создавшейся неблагополучной ситуацией в речевом пространстве, с низким уровнем речевой культуры.

    Экология языка зависит  от людей, которые учат его, используют и передают другим людям. Заботу об этом возьмет на себя специальная  отрасль - "экология речи", которая, с одной стороны, будет исследовать, как происходит засорение языка  и что можно и нужно сделать  для преодоления и предотвращения этого явления, с другой стороны, станет формировать такие моральные  требования к речи.

    Современный подход к данной проблеме:

    - устанавливает внутренние  связи между повышением речевой  культуры общества с развитием  национальной культуры;

    - научно анализирует процессы, происходящие в современной речевой  практике;

    - способствует совершенствованию  современного русского литературного  языка с учётом многообразных  общественных функций.

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы

    1. Иванова Е.В. Прагматический  аспект коммуникативной лингвистики  и стилистики: сборник научных  трудов / Е.В.Иванова; Отв. ред. Н.Б.Попова. -- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2007. - С. 41-47

    2. Колганова Л.В. Культура  русской речи и экология слова  (Проблемы лингвистической профилактики) / Л.В.Колганова // Сборник материалов конференции "Русский язык и его роль в развитии культуры, науки, образования". - Тверь, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2berega.spb.ru/user/lkolganovado/file/115506

    3. Кравченко А.В. Бытие  человека и экология языка  / А.В.Кравченко // Лингвистические парадигмы и лингводидактика. Материалы 10-й международной научно-практической конференции. - Иркутск: ИГУ, 2005. - С.59-63

    4. Леонтьев А.А. Язык  и речевая деятельность в общей  и педагогической психологии / А.А.Леонтьев. - М.: МПСИ , 2003. - 214 с.

    5. Линчевский Э. Компетентно о компетентности, или "Речевая безответственность" - от бытового до профессионального уровня / Э.Линчевский // Персонал-Микс. - 2006. - №5-6. - С.91-94; №7-8. - С.89-92.

    6. Мурашов А. А. Культура  речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов. - М.: МПСИ, 2004. - 226 с.

    7. Скворцов Л.И. Экология  слова, или Поговорим о культуре  русской речи / Л.И.Скворцов. - М.: Просвещение, 2009. - 208 с.

    8. Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI столетия: состояние, проблемы, перспективы / Г.Н.Скляревская // Исследования по славянским языкам. - Сеул, 2001. - № 6. - С.177-202.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты