Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных
план-конспект на тему

Федосова Екатерина Александровна

Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных».

Общность дефекта:

нарушение письма и чтения

Цель занятия: совершенствовать умение употреблять в речи относительные прилагательные в прямом значении и в значении качественных.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать навыки осмысленного чтения;
  • продолжать учить анализировать лексическое значение слова;
  • актуализировать умение выделять прилагательные в словосочетаниях и предложениях;

воспитательные:

  • закреплять навыки контроля и самоконтроля;
  • развивать умение работать в паре;
  • продолжать формировать умение слушать ответы одноклассников;

здоровьесберегающие:

  • создание комфортного психологического климата на занятии;
  • чередование различных форм и видов работы.

Оборудование: карточки на каждого обучающегося; карточки со словами  «качественное имя прилагательное», «относительное имя прилагательное» на каждого обучающегося.


Приложение.

Карточка №1.

Укажите, в каком значении употреблено слова КИСЛЫЙ в данных словосочетаниях: в прямом или переносном. Рядом впишите соответствующую буквы (прям., перен.). Над прилагательными укажите разряд (к – качественное, о - относительное).

        

кислое настроение

кислый крыжовник

кислый лимон

кислое выражение лица

кислая клюква

кислое яблоко

кислый вид

кислое молоко

кислая капуста

кислая улыбка

кислое тесто

Карточка №2.

Самостоятельно определите, качественным или относительным является имя прилагательное в словосочетаниях слово ХРУСТАЛЬНЫЙ.

хрустальная ваза

хрустальный ручей

хрустальная синева неба

хрустальная посуда

хрустальная коллекция

хрустальная песня жаворонка

Карточка №3.

Определите, в каком словосочетании имя прилагательное употреблено как качественное, а в каком – как относительное, написав над прилагательными буквы К  (качественное), О (относительное).

хлебный квас – хлебный год

 воздушная походка – воздушные массы

зеркальная гладь пруда – зеркальная фабрика

 весенняя непогода – весеннее настроение

каменные обломки – каменное сердце

музыкальный инструмент – музыкальная натура

сердечное поздравление – сердечные сосуды

железная руда – железная воля

Карточка №4.

Прочитайте предложения.

        Двор окружен был крепкой и непомерно толстой деревянной решёткой.

        С лицом сосредоточенным и серьёзным, опираясь на палку, прямой, несколько деревянной походкой пожилой джентльмен, доктор Ф. Г. Колокольчиков шагал по песчаной аллее.

  1. Качественным или относительным является прилагательное ДЕРЕВЯННЫЙ  в первом предложении? Почему?
  2. В прямом или переносном значении употреблено это прилагательное во втором предложении?  Качественное оно или относительное? Как это доказать?

Этапы занятия.

Задачи.

Деятельность педагога.

Деятельность учащихся.

1. Организационный.

(1  минута)

Настроить учащихся на работу, активизировать основные психические функции.

Проверяет готовность учащихся к занятию.

Готовятся к занятию.

2. Ориентировочный.

(5 минут)

Формировать умение учащихся делать логические выводы после проделанной работы.

Предлагает учащимся выполнить задание на карточке №1, формулирует тему и цель занятия.

 

Выполняют задание на карточке №1.

  3. Репродуктивно-  продуктивный.

(17 минут)

Развивать умение выполнять задание по аналогии и переносить полученные знания на похожие задания.

Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №2. Коллективная проверка.

Организует коллективное выполнение задания по карточке №3, оказывает помощь.

Самостоятельно выполняют задание по карточке №2. По очереди зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный.

Совместно выполняют задание по карточке №3, сопровождая свои действия объяснениями.

4. Физминутка.

(1 минута)

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Дает инструкцию выполнения упражнений.

Выполняют упражнения по инструкции педагога.

5. Продуктивно-творческий.

(5 минут)

Закрепить навык осмысленного чтения и умение учащихся определять лексическое значение слова в контексте. Развивать умение работать с многоступенчатой инструкцией.

Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №4. Коллективная проверка.

Самостоятельно выполняют задание по карточке №4. По очереди зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный.

6. Итог занятия.

(1 минута)

Систематизировать полученные на занятии знания и умения.

Логопед просит учащихся рассказать, с какими прилагательными производилась работа. Оценивает работу учащихся на занятии  (оценка носит стимулирующий характер).

По памяти рассказывают о том, какие упражнения выполнялись на занятии и для чего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты