Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В КОРЕКЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ОВЗ.
статья на тему

Федосова Екатерина Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В КОРЕКЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_ovz.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В КОРЕКЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ОВЗ.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности.

В соответствии с определением В.Н. Веденского, профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Одним из составляющих профессиональной компетентности, наряду с информационной, регулятивной, интеллектуально-педагогической и операционной компетентностями, является коммуникативная компетентность педагога: эмоциональная устойчивость, экстраверсия, способность конструировать прямую и обратную связь, речевые умения, умение делать коммуникацию «гладкой».

Современные образовательные стандарты (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897) также требуют развития комплекса компетентностей у учащихся, в том числе и коммуникативных компетентностей. Как показывает практика, развитие коммуникативных компетентностей необходимо детям с ОВЗ именно из-за трудностей подросткового возраста. Однако у педагогов наблюдается недостаток владения технологиями формирования коммуникативных компетентностей в учебном процессе. Выявленные несоответствия определили актуальность проблемы нашего исследования, которая заключается в поиске оптимальных условий, путей и средств, направленных на формирование коммуникативной компетентности учащихся среднего школьного возраста в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе.

Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Формирование коммуникативных компетентностей у детей с ОВЗ».

Цель исследования: повысить компетентность педагога в области формирования коммуникативных компетентностей у детей с ОВЗ в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе.

Объект исследования: интегрированное обучение как средство расширения коммуникативного пространства детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметисследования: организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

I.Блок задач работы педагога:

определить уровень коммуникативной компетентности педагога в учебной деятельности;

организовать необходимые условия для повышения уровня коммуникативной компетентности в учебной деятельности;

создать дидактический инструментарий для накопления коммуникационного опыта;

развить ориентации на самостоятельное и успешное участие в деятельности, постоянное обновление знаний; стремления к профессиональному росту, самореализации в профессии;

проанализировать результаты проводимой работы по формированию коммуникативных компетенций педагога в учебной деятельности.

II. Блок задач работы педагога для детей с ОВЗ:

определить уровень сформированности коммуникативных компетентностей у детей с ОВЗ;

провести анализ программы по предмету с точки зрения формирования коммуникативных компетентностей;

подобрать методические рекомендации, направленные на формирование коммуникативных компетентностей.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования,

педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, библиографический метод (изучение документации),

моделирование педагогических ситуаций, метод статистической обработки экспериментальных данных.

Этапы исследования:

1. Диагностический (выявление уровня сформированности коммуникативных компетентностей у педагога в учебной деятельности с детьми ОВЗ)

2. Информационно-мотивирующий (анализ психолого-педагогической литературы, формулирование проблемы, определение целей, задач, понятийного аппарата)

3. Практико-ориентированный (отбор и практическое применение приёмов по формированию коммуникативных компетентностей)

4. Обобщающий (анализ, обобщение, систематизация полученных результатов)

1.1 Анализ тенденций развития образования свидетельствует о необходимости расширения и совершенствования подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Современная система образования ориентирована на то, чтобы подготовить выпускников профессионально мобильными, расширить возможности их трудоустройства и обеспечить широкий диапазон деятельности в условиях работы одного учреждения.

Важной составляющей профессиональной компетентности педагога по работе с детьми, имеющими ОВЗ, является профессионально-личностная готовность. В её основу положена коммуникативная компетентность, направленная на осознании им гуманистических ценностей профессиональной деятельности, целеустремлённости в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в решении задач воспитания и обучения.

Педагог должен не только осознавать ценности профессий, мотивы своей деятельности, энергозатратность труда, но и свою готовность к выполнению профессиональной деятельности, сформированность личных свойств, востребованных профессией.

Высокий уровень регуляции коммуникативной деятельности педагога, работающего с детьми( с ОВЗ), подразумевает умение контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменения обстоятельств и принимать решения, поэтому педагогу необходимо иметь в своём арсенале навыки и умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, способность адаптироваться в трудных неожиданных ситуациях. Самообладание учителя, его эмоциональная устойчивость позволяет предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебного процесса.

Педагог несёт ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания. Обладая коммуникативными компетентностями педагог, должен уметь прогнозировать события и действия, владеть способами анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений, гибкого построения коррекционно-педагогических программ.

В современных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты должны быть созданы условия для удовлетворения особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ. В связи с чем, возникает необходимость новых требований к подготовке специалистов, которые должны владеть основами знаний в области коммуникативных компетентностей.

Рассматривая профессиональную коммуникативную компетентность как показатель качества образования следует выделить следующие ее параметры:

актуальная квалифицированность (знаний, умений и навыков из профессиональной области, способности продуктивного владения современными информационными технологиями, необходимые и достаточные для осуществления профессиональной деятельности);

когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать профессию, способность к поиску и освоению научной информации, умение учиться и учить других);

коммуникативная подготовленность (владение родными и иностранными языками и т.д.);

владение инструментальными методами анализа своей деятельности с целью его рационализации и гуманизации;

креативная подготовленность как способность к поиску новых принципиальных подходов к решению известных задач;

понимание тенденции и основных направлений развития профессиональной области в сочетании с духовным, политическим, социальным и экономическими процессами;

осознание позитивного отношения к своей деятельности как готовность к профессиональному совершенствованию, корпоративной самоидентификации и позиционированию;

устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества.

2.2. Успешность процесса коммуникации в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативной компетентности. Понятие «коммуникативная компетентность» широко разрабатывается в психолого-педагогической литературе и понимается как: ключевая характеристика, обеспечивающая все стороны социальной жизни и деятельности человека, необходимая для успешной самореализации личности (А. Г. Асмолов, Л. Н. Боголюбов, В. М. Соколов и др.), цель подготовки специалиста, личностно значимое качество и необходимая составляющая общей профессиональной компетентности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.), условие, повышающее эффективность образования (Б. Г. Ананьев, А. А. Брудный, Н. Ф. Талызина и др.). Механизмы процесса становления, развития и формирования коммуникативной компетентности рассмотрены в работах Г. М Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева и др., понимающих процесс общения как единство трех взаимосвязанных компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Многообразие подходов к ее характеристике в целом и к выделению особенностей ее проявления в деятельности педагога - в частности, приводит к необходимости уточнения определения. Коммуникативная компетентность педагога – это профессионально-значимое свойство личности, выражающее готовность и возможность субъекта педагогической деятельности оснащать ее средствами передачи и приема информации с целью повышения уровня образованности обучающихся.

В ходе анализа выделена возможность использования развивающего потенциала учебной деятельности детей с ОВЗ. Для повышения эффективности учебной деятельности необходимо решить следующие задачи:

- оснастить и наполнить психолого-педагогические дисциплины коммуникативным содержанием;

- использовать в учебном процессе формы, методы и приемы, активизирующие развитие коммуникативных способностей и умений у детей с ОВЗ;

- разработать и внедрить курсы по выбору (к примеру, разработанный и апробированный курс по выбору «Психологические основы коммуникативной компетентности»);

- реализовать систему коммуникативно-развивающих профессионально-значимых заданий в процессе учебной и педагогической практики;

- организовать учебно-исследовательскую работу детей по психологическому аспекту коммуникативной компетентности.

3.3. Самостоятельность учащихся в рамках коммуникативных компетентностей является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию учащихся, что согласно Концепции модернизации российского образования принятой до 2010 года, определяется важной задачей воспитания. Педагог может способствовать развитию у детей с ОВЗ коммуникативных компетентностей, владея методами:

— метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;

— метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);

— метод творческого поиска.

Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают:

— метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;

— метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);

— метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;

— метод самоопределения — создание ситуаций,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

— метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

— метод самоконтроля;

— метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.

4.4. Основными результатами проведенного исследования являются:

- определено понятие «коммуникативная компетентность педагога»;

- проведено исследование, подтверждающее необходимость целенаправленного развития коммуникативной компетентности у детей;

- выявлена возможность использования развивающего потенциала психолого- педагогических дисциплин для освоения коммуникативной компетентности;

- создана и апробирована система коммуникативно-развивающих профессионально-значимых заданий, выполнение которых в процессе учебной деятельности способствует эффективному становлению коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ.

В ходе исследования выявлены резервы развития коммуникативной компетентности педагогов , к ним относятся: эмпатийность по отношению к детям; открытость и гибкость в общении; нацеленность на успех в педагогической деятельности; открытость и любознательность.

Факторами, выступающими в качестве препятствий в развитии данного вида компетентности являются:

- недостаточная мотивация;

- расхождение между самооценкой и реальным коммуникативным поведением;

- отсутствие глубоких знаний по психологии и методических умений по их использованию;

- недостаток эффективных развивающих и обучающих программ для системы вузовской подготовки и повышения квалификации.

К числу основных направлений развития коммуникативной компетентности относятся:

- повышение психологической информированности с акцентом на практико-ориентированных технологиях;

- совершенствование психологических умений, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с ребенком;

- развитие профессиональной рефлексии, позволяющей выдать индивидуальную специфику и степень целесообразности системы применяемых воздействий в ходе общения;

- повышение коммуникативного самоконтроля;

- развитие профессионально-значимых коммуникативных качеств;

- развитие интереса к ребенку как партнеру в общении.

Анализ опыта апробации программы развития коммуникативной компетентности педагогов позволяет заключить, что ее можно рассматривать как динамичное, целостное образование, изменяющееся на протяжении всего профессионализма. Повышение уровня коммуникативной компетентности возможно при условии включения педагога в систему разноплановых мероприятий, направленных на развитие ее когнитивной, личностной, поведенческой и прогностической составляющей.

Ожидаемый результат: повышениеуровня коммуникативных компетентностей у детей с ОВЗ среднего звена путём профессионального роста педагога в области формирования коммуникативных компетентностей.

Литература: 1. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 104 с.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб.пособие / Э. Ф. Зеер. – М. : Изд-во МПСИ, 2003. – 480 с.

3. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. – М. : Изд-во МГУ, 1987. – 301 с.

4. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

5. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности : учеб.пособие / С. Д. Смирнов. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 394

6.Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 62-68

7.Абакнрова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Дисс. . канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 191 с.

8. Атлосова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. педнаук. СПб., 1995.

9. Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации. Дисс. . д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001.

10. Доманов А.Г. Индивидуальные особенности оценочной деятельности педагога: дис. канд. психол. наук. СПб., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты