Землетрясение, причины их возникновения и их последствия
презентация к уроку по обж (7 класс) на тему

Галочкин Михаил Владимирович

Разработка к уроку ОБЖ в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.97 МБ
Файл urok_4_.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЖ 7 класс Занятие №4 землетрясения. Причины их возникновения и его последствия. мбоу сош 31 учитель м.в. галочкин

Слайд 2

Землетрясением называют подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Очаг землетрясения - место, где происходят сдвиги и откуда исходят сейсмические волны Для измерения энергии, выделяемой в очаге землетрясения, была введена шкала Рихтера

Слайд 3

Чарльз Рихтер (1900-1985) крупнейший американский сейсмолог. магнитуда это безразмерная величина, которая характеризует общую энергию сейсмических колебаний.

Слайд 4

Эпицентр землетрясения - условная точка на поверхности земли, расположенная над очагом землетрясения, над местом (гипоцентром), где в глубине идут импульсы и колебания. продольные поперечные поверхностные

Слайд 5

Сила землетрясения, его интенсивность оценивается в баллах по шкале Меркалли Джузеппе Меркалли (1850-1914)

Слайд 6

Шкала Меркалли имеет 12 делений

Слайд 7

Шкала Меркалли имеет 12 делений

Слайд 8

карта сейсмического районирования Среднеазиатский пояс тихоокеанский пояс

Слайд 9

Сейсмически опасные районы России

Слайд 10

Последствия землетрясений

Слайд 11

Последствия землетрясений - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - ПОЛИТИЧЕСКИЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ - КУЛЬТУРНЫЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ 31

Основы безопасности жизнедеятельности
(поурочные разработки)

7 класс, занятие 4

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И ЕГО ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Преподаватель Галочкин М.В


Цель: рассмотреть характерные особенности, причины возникновения и возможные последствия землетрясений.

Ход уроков

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Актуализация знаний.
  1. Дайте определения опасной и чрезвычайной ситуаций. В чём их сходство и различие? Приведите примеры опасных и чрезвычайных ситуаций из публикаций в газетах и журналах.
  2. Что такое стихийное бедствие? Подберите примеры стихийных бедствий геологического, метеорологического и гидрологического характера.
  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Землетрясение проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процессами, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает и растёт до тех пор, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообразно сбрасывается. Потенциальная энергия деформации переходит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмические волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда в глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3-5 км, чаще всего это происходит на глубине 10-15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные землетрясения зарождаются на глубине 40-60 км. Место разрушения горной породы называюточагом землетрясения или гипоцентром. Очаг землетрясения – это пространство внутри Земли, где произошло разламывание горных пород.

Для измерения энергии, выделяемой в очаге землетрясения, была введена шкала Рихтера (Чарльз Рихтер – крупнейший американский сейсмолог), имеющая 9 делений – от 1 до 9. За единицу измерения вшкале Рихтера взята магнитуда – условная величина, которая показывает не энергию, выделившуюся при разломе, а величину, пропорциональную ей. Магнитуда – это безразмерная величина, которая характеризует общую энергию сейсмических колебаний.

Эпицентр землетрясения – это условная точка на земле, расположенная над очагом землетрясения, над тем местом, где в глубине Земли зародился первый толчок колебания и смещения горных пород, возникли сейсмические волны, которые разбежались от центра в разные стороны.

Сейсмические волны могут быть разных типов – продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение.

Сила землетрясения, его интенсивность оценивается в баллах по шкале Меркали (Джузеппе Меркали – итальянский учёный). Оценка силы землетрясений в баллах – величина условная и относительная. Баллы не являются физическими единицами, но служат для удобства определения относительной силы землетрясения по внешним его проявлениям.

Шкала Меркали имеет 12 делений – от 1 до 12. Это значит, что все возможные землетрясения разбиты на 12 групп по нарастающей силе их проявления.

1 балл (незаметное) – землетрясение, при котором только приборы улавливают колебания почвы.

2 балла (очень слабое) – землетрясение практически не ощущается людьми.

3 балла (слабое) – колебания отмечаются немногими людьми.

4 балла (умеренное) – землетрясение отмечается многими людьми; открываются неплотно закрытые окна и двери.

5 баллов (довольно сильное) – раскачиваются висящие предметы, скрипят полы, дребезжат стёкла, осыпается побелка в домах.

6 баллов (сильное) – землетрясение ведёт к лёгкому повреждению некоторых зданий: появляются тонкие трещины в штукатурке, в печах.

7 баллов (очень сильное) – неизбежны значительные повреждения некоторых зданий: появляются трещины в штукатурке, отламываются отдельные её куски, возникают тонкие трещины в стенах, повреждаются дымовые трубы.

8 баллов (разрушительное) – наблюдаются разрушения в зданиях: образуются большие трещины в стенах, падают карнизы, дымовые трубы; на склонах гор появляются оползи и трещины шириной до нескольких сантиметров.

9 баллов (опустошительное) – происходят обвалы во многих зданиях, обрушиваются стены, перегородки, кровля; в грунтах образуются трещины шириной 30 см и более; наблюдаются обвалы, осыпи, оползни в горах.

10 баллов (уничтожающее) – разрушение большинства зданий; в некоторых – серьёзные повреждения; образуются трещины в грунте до 1 м шириной, происходят обвалы, оползни; за счёт завалов в речных долинах возникают озёра.

11 баллов (катастрофа) – характерны многочисленные трещины на поверхности земли и вертикальные перемещения по ним, большие обвалы в горах; общие разрушения зданий.

12 баллов (сильная катастрофа) – происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений.

Таким образом, толчок землетрясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах; возникают сейсмические волны, которые распространяются во все стороны и, достигнув поверхности Земли, вызывают колебания земной поверхности, сила которых измеряется в баллах и определяет последствия, к которым привели эти колебания. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определённой точки поверхности Земли от очага землетрясения (гипоцентра).

При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения.

Например, Ташкентское землетрясение 1966 г. имело магнитуду 5,3, глубина очага находилась на 8 км, сила землетрясения достигла 8 баллов в эпицентре, который пришёлся на центр города.

Если бы землетрясение с такой же магнитудой произошло на глубине 15-25 км, подземные толчки вызвали бы землетрясение силой не более 4-5 баллов.

В каких районах Земли происходят землетрясения?

Большая часть земного шара сейсмически безопасна. Только пограничные области между литосферными плитами являются сейсмически опасными. Местности, наиболее подверженные землетрясениям, называются сейсмическими областями или сейсмическими поясами. На карте видно, что землетрясения скапливаются преимущественно в двух поясах:

  • Средиземноморско-Азиатском, охватывающем страны Европы (Португалия, Италия, Греция), Ближнего и Среднего Востока (Турция, Иран), Центральной Азии (Северная Индия, Индонезия);
  • Тихоокеанском, охватывающем Японию, Китай, Дальний Восток, Камчатку, Сахалин, Курильские острова.

Напомним, что на территории России к сейсмически опасным областям относятся: Северный Кавказ, Байкальский регион, полуостров Камчатка, остров Сахалин и Курильские острова.

Районы, где возможны 8-9-балльные и более землетрясения, расположены на Алтае в Саянах, в Восточной Сибири, Якутии, на Камчатке, Курильских островах и Сахалине.

Последствия землетрясений: 
Экономические: разрушение объектов экономики (заводов, фабрик, трубопроводов, газовых и электрических сетей, железнодорожных и дорожных сетей, плотин, дамб, мостов и т.д.), на восстановление функционирования которых нужно время (вынужденный простой усиливает убытки)и средства (материалы и деньги).

Политические: ослабление власти на территории, которая подверглась воздействию стихии, что может привести к массовым протестам местного населения (почему нет помощи или её мало, почему не предупредили или эвакуируют не всех и т.п.). Может привести к исчезновению целого государства или цивилизации.

Социальные: гибель и увечья большого количества людей (личное горе и потеря трудовых ресурсов для государства), мародёрство, преступность (с целью выжить и с целью наживы), эпидемии, миграция в безопасные районы (контролируемая и нет), голод.

Культурные: разрушение архитектурных сооружений и построек имеющих историческую и культурную ценность (направление в архитектурных стилях той или иной эпохи, памятник творчества архитектора и т.п.), одичание местного населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Тема2: ЧС геологического происхождения. Урок 4 "Землетрясение Причины возникновения и его возможные последствия"

Данная публикация иллюстрирует четвёртый урок ОБЖ в 7 классе  «Землетрясение Причины возникновения и его возможные последствия» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельн...

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Обобщить и систематизировать знания уча­щихся о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения и возможных последствиях....

Конспект урока по теме: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....

Презентация по теме:"Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....

разработка урока по обж, 7 класс, "Ураганы, бури и смерчи, причины их возникновения и возможные последствия"

ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯ-ТИЯ Ураганы, бури и смерчи, причины их возникновения и возможные последствия. Цели, направленные на достижение личностных результатов: - формировать положительное отношение к учен...

Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия. 7 класс

Презентация по ОБЖ в 7 классе.Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия....