Игровые занятия в курсе ОБЖ
учебно-методический материал по обж на тему

Уткин Сергей Юрьевич

Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, является игра. В игре ребенок (подросток) развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igr.zanyatie.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Играющий и есть мыслящий.

Обучение - это ремесло, использующее

бесчисленное количество маленьких трюков.

Д.Пойа

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране, направлены на построение открытого, демократического и сильного государства, качественное улучшение жизни всех россиян. В этой перспективе вопросы здорового образа жизни, создания благоприятных условий для развития каждого человека выходят на первый план.

Они особенно актуальны сегодня, потому что в социальной сфере очень много проблем. К ним относятся, например, сложная демографическая ситуация и высокая заболеваемость. Среди молодёжи быстрыми темпами растут наркомания, злоупотребление алкоголем и табаком, увеличивается детская и подростковая преступность. Страшную угрозу представляет СПИД.

В настоящее время органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации принимаются меры по изменению сложившейся негативной ситуации. Так, большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, в которой активно участвуют средства массовой информации и общественность нашей страны. Важную роль играет изучение соответствующей дисциплины как отдельно, так и в качестве раздела предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в средних медицинских и педагогических учреждениях, а также в общеобразовательных школах.

Здоровый образ жизни - лучшее средство профилактики многих заболеваний, возникновению которых способствуют, в частности, неблагоприятная экологическая ситуация, неизбежные стрессы и другие отрицательные факторы. Учащимся необходимы знания о том, как сохранить и укрепить здоровье не только в их собственной повседневной жизни, но и в будущей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирование у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и охватывает как урочное, так и внеурочное время, что позволяет создать оптимальные условия для подготовки школьников.

При этом возрастает воспитательный потенциал учебных занятий за счёт включения в уроки элементов внеурочной работы (ролевые имитационные игры, использование игровых ситуаций, выполнение учащимися творческих работ и проектов, разновозрастные занятия).

Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, является игра. В игре ребёнок (подросток) развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуализовать имеющиеся знания, и проверить свои умения и навыки.

В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлечённости, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность их социальной практики, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе и несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях.

Теоретическая часть

В процессе обучения школьники главным образом выполняют учебно-познавательную деятельность, которую можно определить как целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащихся с окружающей действительностью, результатом которого является овладение учащимися знаниями и способами действий по их добыванию.

Одним из видов такой деятельности является игра. Чаще всего при обучении используются познавательные (дидактические) игры.

Условно их можно подразделить на три вида:

•   прямого дидактического воздействия, когда учитель организует свою деятельность совместно с обучаемыми в роли одной из играющих сторон;

•   опосредованного дидактического воздействия, когда учитель находится в роли наблюдателя, судьи или болельщика;

•  смешанного дидактического воздействия, когда учитель принимает участие в игре в роли ведущего, судьи, эксперта или консультанта.

Дидактические игры проводятся по специально созданным для обучения и воспитания учащихся правилам. Обычно они включают в себя педагогические и игровые задачи, правила, действия и результат. Дидактические задачи в них реализуются не открыто, а косвенным образом через игровые задания, правила и   собственно действия.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся:

•   на настолько-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения целого из частей (разрезные картинки);

•   на словесные;

•   на предметные (с дидактическими игрушками и материалами).

По способу организации деятельности игры подразделяются на игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

Кроме познавательных игр, в учебно-воспитательном процессе используются:

•   имитационные игры, в которых осуществляется активная самостоятельная деятельность школьников по моделированию конкретных систем и профессиональной деятельности человека в этих системах;

•   ролевые игры, предполагающие имитацию типичных и существенных черт профессиональной деятельности или социальных функций;

•   деловые игры, представляющие собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, которые характерны для данного вида практики»

•   собственно имитационные игры - имитация деятельности или отношений исторических личностей, литературных героев, животных, предметов и т.д.

•   игровые ситуации - конкретные сюжеты, которые необходимо обыграть (вы — один в лесу, вы — на необитаемом острове, вы — в зоне чрезвычайной ситуации, вы - президент страны и т.д.)

Среди ролевых игр выделяют такую их разновидность, как социально ориентирующие игры. Педагогический смысл таких игр заключается в формировании условий для социальных проб учащихся в имитируемой деятельности. Это предполагает создание ситуаций выбора, в которых обучаемый должен найти решение той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта.

Большинству игр, применяемых в педагогической практике, присущи следующие черты:

•   свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию не только для получения результата, но и ради получения удовольствия от самого процесса игры (процедурное удовольствие);

•   творческий, зачастую импровизационный, очень активный характер деятельности («поле творчества»);

•   эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

•   наличие прямых или косвенных правил, которые отражают содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

Игровые мероприятия, включаемые в плановые и внеклассные занятия, выполняют ряд различных функций.

Основные функции игры:

1. Обучающая - развитие познавательных процессов, закрепление полученных знаний, формирование необходимых умений и навыков.

2. Развлекательная - получение удовольствия от процесса игры, благоприятная атмосфера на занятиях.

3. Коммуникативная - развитие коммуникабельности и общительности обучаемых, сплочение коллектива.

4. Релаксационная - снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащихся при обучении.

5. Психотехническая - формирование у учащихся навыков по подготовке своего физиологического состояния для эффективной деятельности.

Включение игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс позволяет решить ряд конкретных задач:

1. Дидактические задачи: расширение кругозора обучаемых, развитие их познавательной деятельности, умение применять знания на практике, формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных и трудовых умений и навыков.

2. Развивающие задачи: развитие памяти, внимания, мышления, речи, воображения, фантазии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие творческих способностей, рефлексии, способностей находить оптимальные решения, формирование мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Воспитательные задачи: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов и позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание коллективизма, общительности, коммуникативности, сотрудничества.

4. Социализирующие задачи: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль и саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

Структура игры включает в себя те же составляющие, что и любая другая человеческая деятельность. В неё органично входит планирование, реализация цели и анализ результатов.

Если рассматривать игру как процесс, то в её состав входят:

•   роли, которые берут на себя играющие;

•   игровые действия как средство реализации этих ролей;

•   игровое употребление предметов как замещение реальных объектов игровыми, условными;

•   реальные отношения между играющими;

•   сюжет (содержание), представляющий собой область

действительности, которая условно воспроизводится в игре.

В игровой деятельности можно выделить три этапа:

1. Подготовительный этап - выбор игры, постановка целей, разработка программы проведения с учётом материально-технических возможностей и состава участников.

2. Проведение игры - реализация программы проведения в ходе игры с соблюдением логики действий, правил и условностей.

3. Подведение итогов - анализ игры в целом и по элементам, оценка действий участников, рекомендации.

Для эффективного осуществления игровой деятельности необходима тщательная подготовка (проектирование) учителем будущей совместной с учащимися работы. Проектирование, как правило, осуществляется на этапе планирования учебного процесса в целом и подготовки каждого игрового занятия в отдельности.

Процедура проектирования игры в учебно-воспитательный процесс:

1. Анализ темы и содержания урока или внеклассного мероприятия, определение педагогических и игровых задач.

2. Выбор вида игры (ролевая, деловая, соревнование, путешествие, игра-викторина и т.д.).

3. Разработка сюжета игры.

4. Разработка способов установки на игру, постановки игровой задачи и приёмов активизации деятельности учащихся.

5. Разработка форм постановки задач учащимся.

6. Определение принципа распределения ролей, объяснение правил.

7. Разработка подробного плана игры, алгоритма или сценария с детальным описанием всех этапов, видов деятельности участников, содержания занятий, разработкой графической модели взаимодействия участников.

8. Прогнозирование результатов.

9. Определение критериев и формы подведения итогов игры (самооценка, взаимная оценка, шкала оценки), способов обобщения работы (систематизация, расстановка акцентов, выделение главного).

Ю.Подготовка необходимого оборудования (демонстрационного, лабораторного), раздаточного материала, справочников, пособий, плакатов и других необходимых средств.

11.Организационная подготовка: знакомство участников с будущей игрой (в случае использования имитационных игр).

При осуществлении проектирования игры необходимо учитывать возраст обучаемых, развитие их умственных и физических способностей, особенности протекания познавательных процессов, сплочённость коллектива, материально-технические возможности.

В процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности производится моделирование ряда опасных ситуаций, с которыми учащиеся могут встретиться в жизни. Таким образом, школьники получают возможность создания модели предстоящих действий, учатся проектировать свои поступки в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вкладывая в данный процесс определённый личностный смысл. При этом эффективность обучения возрастает при проведении уроков и внеклассных мероприятий с использованием игровых форм.

Практическая часть

В своей работе я пытаюсь использовать различные виды игровых моментов, как на уроке, так и во внеурочное время.

Основной целью данных занятий является формирование у учащихся умения проектировать свою деятельность по выходу из чрезвычайных ситуаций, в которых они могут реально оказаться в процессе своей жизнедеятельности.

1.  Решение кроссвордов.

Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, содержащий понятия, известные каждому путешественнику. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее разгадает свой кроссворд.

I вариант

- Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)

- Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров. (Солнце)

- Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар. (Костёр)

- Сумка туриста. (Рюкзак)

Разгадав эти слова, участники узнают главное слово кроссворда - палатка.

(Вид временного укрытия)

II вариант

- Средство для ловли рыбы. (Удочка)

- Его используют для преодоления болота. (Шест)

- С его помощью можно преодолеть водную преграду. (Плот)

- Место, где река берёт своё начало. (Исток)

Главное слово кроссворда - котелок. (Ёмкость для приготовления пищи в походе)

 

2.  Игра-лото

Для игры необходимо подготовить карточки с изображением опасных предметов, ситуаций, несущих угрозу жизни и здоровью, условных знаков, а также предметов, используемых для предотвращения и ликвидации опасных ситуаций.

В игре могут участвовать несколько человек. Ведущим может быть учитель или один из учащихся. Ведущий зачитывает вопрос на карточке, не называя её номер. Игроки должны определить номер соответствующего рисунка, описать его сюжет, сформулировать основные правила, определить первоочередные действия, изложить возможные последствия развития события.

Карточки с вопросами (в скобках указан сюжет)

1) Самодельное плавательное средство. (Плот)

2) Обитатели водоёмов, часто используемые в походе в качестве пищи. (Рыба)

3) Растущие рядом с деревом грибы могут служить одним из ориентиров. (Грибы с южной стороны дерева)

4) Её используют для освещения. (Свеча)

5) Жест - сигнал «Нуждаемся в медицинской помощи» (Лежащий человек)

6) Опасность, связанная с разрушением горных пород. (Камнепад)

7) Лесная ягода, обладающая жаропонижающим действием. (Малина)

3. «Да. Нет»

Вопрос

Да

Нет

1 . Верно ли, что в любой чрезвычайной ситуации нужно сохранять спокойствие?

2. Верно ли, что при попадании в район снежных заносов лучше всего закопаться в снег?

3. Верно ли, что, находясь вблизи действующего вулкана, нужно смотреть на него через тёмные очки?

Участникам игры раздаются карточки с вопросами, на которые нужно дать один конкретный ответ. Побеждает тот, кто даст большее количество правильных ответов

4. «Узнай знак»

Командам предлагаются конверты с дорожными знаками, которые они должны правильно назвать и объяснить их значение.

Конверт № 1

•   движение на велосипедах запрещено

•   пешеходный переход

•   въезд запрещён

•   железнодорожный переезд со шлагбаумом

•   место стоянки

Конверт № 2

•   ремонтные работы

•   велосипедная дорожка

•   пешеходное движение запрещено

•   подземный пешеходный переход

•   место остановки трамвая и т.д.

5. Игра «Крестики-нолики»

Учащимся предлагается отметить крестиком красного цвета причины опасности в квартире, в окружающей среде.

Объект

Причина

Люди

Техника

Другое

Утюг

Печь

Телевизор

Елочная гирлянда

Лес

Газ

Густой дым

6. «Брейн-ринг».

Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всём протяжении ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание и память. Она приносит прямую пользу не только участникам команд, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры, простой или сложный, способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Всё это, вместе взятое, может помочь участнику определить свои способности. Правила игры:

Команды садятся за разные столы. Ведущий задаёт вопрос. Для ответа командам даётся 30 секунд. Если ответ не верен, то право ответа переходит другой команде. Команды, не ответившие 3 раза подряд, удаляются с ринга, и вызывается следующая команда. Победителем будет являться та команда, которая дольше всех была на ринге, т.е. одержала несколько побед подряд.

Заключение

Использование игровых занятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности способствует формированию у школьников культуры безопасного поведения, помогает им получить новые знания, лучше овладеть необходимыми в жизни навыками и умениями, повышает их интерес к изучению предмета.

Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей и подростков, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, желанием решать разного рода проблемы и участвовать в жизни взрослых.

В специально организованной игре применяется и обогащается накопленный учащимися жизненный опыт, развивается их активность и самостоятельность.

Играя, школьники моделируют опасные и экстремальные ситуации, учатся проектировать свои действия в них, формируя у себя умения безопасной жизнедеятельности.

Список литературы

1. ОБЖ. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с              

    картинками, Попова Г.П. // Учитель 2005 г.

2. Игровые занятия в курсе ОБЖ, Михайлов А. А. // Дрофа 2005 г.

3. Поурочное планирование, Смирнов А.Т. // Корифей 2005 г.

4. Пожарная безопасность, Павлова О.В. // Учитель 2006 г.

5. Безопасность на улицах и дорогах, Фролов М.П. // Тульский

    полиграфист 2006 г.

6. Планирование и организация занятий в школе, Латчук В.Н. // Дрофа

    2006 г.

7. ОБЖ. Здоровый образ жизни, Яшин В.Н. // Айрис Пресс 2006 г.

8. Основы безопасности жизнедеятельности, Смирнов А.Т. // Просвещение

    2007 г.

9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в

    начальной и средней школе, Шумилова В.В. // Учитель 2007 г.

10. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания,

     Тетушкина Л.А // Учитель  2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые занятия в курсе ОБЖ

Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, является игра. В игре ребенок (подросток) развивается...

Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.

"Усвоить науку можно лишь тогда, когда она поглощается с аппетитом"   Анатоль Франсуа Тибо...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:«КОНТРОЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ПИЖАМЫ»

С большой радостью приходят учащиеся на контрольно-игровые уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.Начинается урок , как и любой с повторения. Они заполняют инструкционную карту, фланелеграф...

Занятие элективного курса в 9 классе "Математическое моделирование игровых процессов"

Заключительное занятие темы "Морской бой" элективного курса в 9 классе "Математическое моделирование игровых процессов"....

Статья "Игровые технологии в курсе Естествознания".

В данной статье раскрывается понятие "Игровые педагогические технологии", в ней вы найдёте полезную информацию о том, в каких случаях возможно применение игровых технологий, каковы признаки игровых те...

База вопросов для игровых занятий «Самый умный» внеурочной деятельности учащихся по курсу «Методы решения творческих задач»

35 вопросов из разных областей знаний предназначен для учащихся, обладающих широким кругозором, смекалкой и определённой базой знаний для игр "самый умный"....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...