Контрольно-измерительные материалы по ОБЖ
тест по обж

Баландин Александр Евгеньевич

Контрольно- измерительные материалы составлены к рабочим программам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

  1. Все ситуации, которые происходят с нами ежедневно в повседневной жизни, называются:
  1. опасными;            
  2. обычными;
  3. чрезвычайными.    

  1. Ситуация как уже свершившийся факт, приведшая к ухудшению здоровья, называется:
  1. опасной;
  2. обычной;
  3. чрезвычайной.

  1. Катание на велосипеде по улицам города относится:
  1. к обычным ситуациям;
  2. опасным ситуациям;
  3. ЧС ситуациям.

  1. Оставленный без присмотра костер в лесу:
  1. обычная ситуация;
  2. опасная ситуация;
  3. ЧС ситуация.

  1. Основные принципы формулы безопасности:
  1. предвидеть – избегать – действовать;
  2. действовать – догадываться – избегать;
  3. оставаться спокойным – действовать – предвидеть.

  1. Все ЧС, происходящие в жизни, случаются:
  1. планомерно (заранее планируемые);
  2. случайно;
  3. в определенные дни.

  1. Жизнь городского жителя значительно проще, чем сельского, потому что:
  1. условия жизни обеспечены работой службы быта;
  2. городской житель получает более высокую заработную плату;
  3. в городе много мест для отдыха.

  1. В многолюдном городе преступнику:
  1. спрятаться невозможно;
  2. легко затеряться среди людей;
  3. преступников в городе нет.

  1. Особые психологические условия жизни в городе объясняются:
  1. наличием большого выбора товаров;
  2. наличием театров и стадионов;
  3. большим скоплением транспорта и людей.

  1. Большое количество транспорта в городе:
  1. помогает при решении различных задач;
  2. мешает нормальной жизни;
  3. повышает риск дорожных аварий и ухудшает экологию.

  1. Подойдя к перекрестку вы увидели желтый мигающий сигнал светофора. Ваши действия?
  1. останетесь на месте;
  2. быстро перейдете перекресток;
  3. начнете переход перекрестка, соблюдая особую осторожность.

  1. Как лучше всего поступить, если после выхода из автобуса вам нужно перейти на другую сторону?
  1. обойти автобус сзади и перейти дорогу;
  2. подождать, пока автобус отъедет подальше, или же дойти до пешеходного перехода и перейти дорогу;
  3. обойти автобус спереди и перейти дорогу;

  1. Как вы поступите, если желтый сигнал светофора загорелся тогда, когда вы пересекли середину проезжей части?
  1. закончите переход;
  2. вернетесь на середину проезжей части;
  3. остановитесь и будете ждать разрешающего сигнала светофора.

  1. Соотнесите знаки дорожного движения в соответствии с вопросом:
  1. На каком из рисунков изображен знак «Уступить дорогу»
  2. На каком из рисунков изображен знак «Главная дорога»
  3. На каком из рисунков изображен знак «Пешеходная дорожка»
  4.  На каком из рисунков изображен знак «Пешеходный переход»

Вопрос

1

2

3

4

Ответ

  1. Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города? Выберите правильные ответы.
  1. «Скорая помощь»;
  2. служба городского пассажирского транспорта;
  3. пожарная охрана;
  4. служба спасения;
  5. городская справочная служба;
  6. служба связи;
  7. служба газа;
  8. милиция;
  9. служба погоды.

  1. Укажите какие данные и в какой последовательности необходимо назвать при вызове по телефону службы безопасности:
  1. свое имя и фамилию;
  2. свое имя и фамилию и проживающих в квартире;
  3. номер телефона и адрес;
  4. адрес местожительства и номера рядом расположенных домов;
  5. причину вызова.

  1. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:
  1. «Внимание всем!»;
  2. «Внимание! Опасность!»
  3. «Тревога».

  1. Во время урока вы отсутствовали в классе. В школе объявили экстренную эвакуацию. Ваши действия:
  1. постараетесь найти свой класс;
  2. соберете свои вещи и пойдете домой;
  3. спросите разрешение у преподавателя школы и эвакуируетесь с другим классом.

  1. Министром МЧС РФ является:
  1. В.В. Путин;
  2. С.К. Шойгу;
  3. Ю.М. Лужков.

  1. При передвижении на легковом автомобиле разрешается сидеть на переднем сиденье при достижении:
  1. 12 лет;       2.  14 лет;           3.  10 лет;               4.  возраст значения не имеет.


Ответы за 5 класс

5  КЛАСС

2

3

2

2

1

2

1

2

3

3

3

2

1

9,4,6,12

1.3.4.7.8.

5.1.3

1

3

2

2



Предварительный просмотр:

6 класс

  1. Все ситуации, которые происходят с нами ежедневно в повседневной жизни, называются:
  1. опасными;            
  2. обычными;
  3. чрезвычайными.    

  1. Оставленный без присмотра костер в лесу:
  1. обычная ситуация;
  2. опасная ситуация;
  3. ЧС ситуация.

  1. Основные принципы формулы безопасности:
  1. предвидеть – избегать – действовать;
  2. действовать – догадываться – избегать;
  3. оставаться спокойным – действовать – предвидеть.

  1. Особые психологические условия жизни в городе объясняются:
  1. наличием большого выбора товаров;
  2. наличием театров и стадионов;
  3. большим скоплением транспорта и людей.

  1. Укажите какие данные и в какой последовательности необходимо назвать при вызове по телефону службы безопасности:
  1. свое имя и фамилию;
  2. свое имя и фамилию и проживающих в квартире;
  3. номер телефона и адрес;
  4. адрес местожительства и номера рядом расположенных домов;
  5. причину вызова.

  1. Во время урока вы отсутствовали в классе. В школе объявили экстренную эвакуацию. Ваши действия:
  1. постараетесь найти свой класс;
  2. соберете свои вещи и пойдете домой;
  3. спросите разрешение у преподавателя школы и эвакуируетесь с другим классом.

  1. Министром МЧС РФ является:
  1. В.В. Путин;
  2. С.К. Шойгу;
  3. Ю.М. Лужков.

  1. При передвижении на легковом автомобиле разрешается сидеть на переднем сиденье при достижении:
  1. 12 лет;                2.  14 лет;                     3.  10 лет;               4.  возраст значения не имеет.

  1. Метро считается самым безопасным и удобным видом транспорта из-за:
  1. отсутствия аварий из-за четкого графика движения поездов;
  2. высокой скорости поездов и большого потока грузо-пассажироперевозок;
  3. движение поездов осуществляется на разных уровнях в любом направлении.
  1. В ожидании поезда вы замечаете, как один из пассажиров роняет на рельсы сумку и пытается ее достать. Какие действия вы предпримете?
  1. отправитесь искать сотрудника транспортной милиции;
  2. предостережете пассажира от необдуманного поступка;
  3. посмотрите, что будет дальше, а затем начнете действовать;
  4. подскажите данному человеку, чтобы он обратился к дежурному.

  1.  Пассажирский вагон поезда служит для перевозки пассажиров, их вещей. Для этих целей в каждом вагоне находится:
  1. 9 купе;                 2. 7 купе;                     3. 8 купе.

  1.  Для тушения пожара в вагоне поезда используются огнетушители:
  1. только ОХВП-10;  
  2. только ОП-5;  
  3. один их огнетушителей должен быть ОП или ОУ.
  1.  Спасательный круг имеет яркую двухцветную окраску для того, чтобы:
  1. быть заметным на судне;
  2. быть заметным на воде для упавшего за борт;
  3. быть заметным в любое время суток.
  1.  Для изготовления простейшего компаса в природных условиях ( выбери нужное):
  1. пуговица
  2. нитки
  3. иголка
  4. лист бумаги
  5. карандаш
  6. вода
  7. консервная банка
  8. часы
  9. доска
  1.   При изготовлении ВМП (ватно-марлевая повязка) в средней части материи кладут ровный слой ваты толщиной:
  1. 1-2 см;
  2. 2-3 см;
  3. 3-4 см.
  1.  Вставьте необходимый термин: 

_________________________- это многократное воздействие на поверхность тела разных температур, вызывающее появление приспособленности организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур.

__________________________ - это процесс постепенного приспособления человека к новым климатическим условиям.

  1.  Что нужно сделать сразу после пореза?
  1. Перевязать рану;
  2. Обмыть рану водой;
  3. Смазать рану йодом;
  4. Обработать место вокруг раны перекисью водорода.

  1.  Что нужно сразу же сделать при солнечном ударе?
  1. Побрызгать на лицо водой;
  2. Дать вдохнуть нашатырный спирт;
  3. Уложить, чтобы голова находилась выше туловища.

  1.  Чего нельзя делать при сильном обморожении?
  1. Растирать снегом обмороженные конечности;
  2. Ложиться в горячую ванну;
  3. Сразу заходить в хорошо натопленное помещение.

       

       


Ответы за 6 класс

2

2

1

3

5.1.3

3

2

2

3

4

1

3

3

3.4.6.7.

1

1.Закаливание.

2.Акклиматизация.

4

3

1.2.3



Предварительный просмотр:

(7 класс)

  1. Каковы требования к месту сооружения временного жилища?
  1. ровная возвышенная продуваемая площадка, возле источника воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи сигналов бедствия;
  2. место среди сухостоя, который можно использовать для костра, на берегу реки на уровне воды;
  3. недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и ягод.

  1. Какова роль канавки вокруг временного жилища?
  1. отток воды при осадках;
  2. защита от насекомых;
  3. укрепление строения;
  4. противопожарная защита.

  1. Вход в иглу делается ниже пола. Зачем?
  1. улучшается режим сохранения тепла;
  2. защищает от хищников;
  3. сохраняется прочность конструкции.

  1. Как развести костер?
  1. положить на почву растопку, разжечь ее, а сверху положить ветки и затем дрова;
  2. поджечь ветки в костре двумя-тремя спичками, а затем сверху положит дрова;
  3. приготовить растопку и дрова, сверху веток положить поленья, дрова и соблюдать правила пожарной безопасности.

  1. Каким должно быть место для костра?
  1. место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега;
  2. место разведения костра должно быть не далее 10 метров от воды;
  3. в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 метров.

  1. На каком костре можно быстро вскипятить воду?
  1. «нодья»;
  2. «таежный»;
  3. «колодец»
  4. «шалаш».

  1. В очень дождливую погоду сухую растопку можно получить из:
  1. из нижних веток хвойных деревьев;
  2. из заранее запасенных дров;
  3. из сердцевины расколотых мокрых поленьев и валежника.

  1. Какой из перечисленных материалов позволяет наиболее «тонко» очистить воду от примесей?
  1. глина;
  2. трава;
  3. древесный уголь;
  4. мелкие камешки;
  5. песок.

  1. Что не указывает на признаки близкого нахождения  воды?
  1. «яркие» места растений или цветов;
  2. роение мошек;
  3. присутствие вязкой глины;
  4. бурно растущие мхи и лишайники;
  5. таких признаков в вариантах нет.

  1. Определить азимут на объект. (            - стрелка компаса,        - объект)

        

                 

           

    Ответ: __________                                                   Ответ: __________                  

 

11.Какой из костров долго горит, не требует присмотра, но требует определенного опыта при его разведении?

1.«нодья»;

2.«таежный»;

3.«колодец»

4.«шалаш».

12.Назовите потребность человека в воде при умеренных физических нагрузках в сутки:

1.более 2х литров;

2.1,2 литра;

3.1,5 – 2 литра;

4.до 2х литров.

  13.         Определите истинные размеры квадратов:

            М 1:10                                                                                                     М 2:1                                              

           Ответ: ______________                                Ответ: ______________                

14.Область возникновения подземного удара в толще земной коры или верхней части мантии – это:

  1. эпицентр землетрясения;
  2. очаг землетрясения;
  3. землетрясение.

15. Каким образом измеряется магнитуда землетрясения?

            1.определяют глубину нахождения очага землетрясения;

            2.определяют амплитуду смещения частиц почвы, фиксируемой   сейсмографом;

           3.используют сравнительный анализ по шкале Рихтора и МSК – 86.

 16.  К экзогенным  опасным явлениям относятся:

  1. извержения вулканов;
  2. сильные приливные волны;
  3. оползни.

17. Какой лед (по цвету) указывает на присутствие пресной воды?

1.синий;

2.голубой;

3.желтый;

4.белый.

18.Для изготовления простейшего компаса в природных условиях ( выбери нужное):

  1. пуговица
  2. нитки
  3. иголка
  4. лист бумаги
  5. карандаш
  6. вода
  7. консервная банка
  8. часы
  9. доска


Ответы за 7 класс

1

1

1

3

1

4

1,2,3

5

5

1.2650

2.800

1

3

1.10х10 см

2.5х5 мм

2

2

1

2

3.4.6.7.



Предварительный просмотр:

8 класс

  1. Под опасным природным явлением понимают:
  1. техногенные аварии и катастрофы;
  2. стихийные события природного происхождения;
  3. любая деятельность человека, направленная на улучшение условий жизни.

  1. Для защиты населения от последствий различных природных явлений в РФ принят ряд законов. Назовите основной.
  1. Постановление Правительства РФ от 24.07.1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС»
  2. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
  3. Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 г. №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

  1. К гидрогеологическим опасным явлениям относятся:
  1. изменение уровня грунтовых вод;
  2. наводнения;
  3. сильные засухи.

  1. К геофизическим опасным явлениям относятся:
  1. различные ветровые явления;
  2. пожары горючих природных ископаемых;
  3. землетрясения.

  1. Самую большую опасность при извержении вулкана представляют:
  1. раскаленные лавовые потоки;
  2. палящие лавины;
  3. тучи пепла и газов («палящая туча»);
  4. взрывная волна и разброс обломков;
  5. водяные и грязекаменные потоки;
  6. резкие колебания температуры.

  1. Основным способом спасения людей при извержении вулканов является:
  1. укрытие в специально оборудованных убежищах;
  2. эвакуация;
  3. использование индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи.
  1. Основными поражающими факторами волны цунами являются:
  1. наводнение;
  2. разряды статического электричества;
  3. ударное воздействие воды;
  4. вихревые вращающиеся потоки;
  5. размывание.

  1. Особенностями волны цунами является:
  1. сильное возмущение воды на ее поверхности;
  2. колебательное движение воды по всей толще;
  3. поверхностные волны, резко меняющие высоту при приближении к берегу.

  1. Последствиями лесных пожаров являются:
  1.   уничтожение деревьев и растительности;
  2.   изменение ландшафта;
  3.   нарушение планового ведения с/х и использования лесных ресурсов;
  4.   уничтожение жилых и общественных зданий;
  5.   возникновение селей;
  6.   возникновение бурь;
  7.   уничтожение опор, линий связи и электропередач, элементов трубопроводного транспорта;
  8.   поражение людей, домашних и диких животных;
  9.   резкое изменение климата;
  10.     нарушение хозяйственной деятельности на значительных территориях.

  1.  Что необходимо сделать, если вы оказались в лесу, где возник пожар? Определите очередность действий:
  1. быстро выходить из леса в наветренную сторону;
  2. определить направление распространения огня;
  3. выбрать маршрут выхода из леса в безопасное место;
  4. определить направление ветра.

  1.  Наибольшую опасность при торфяных пожарах представляют:
  1. образовавшиеся пустоты;
  2. высокие температуры в зоне горения;
  3. выделение ядовитых газов, образовавшихся при горении.

  1.   Сильные природные пожары трудно потушить, т.к.:
  1. высокая температура горения затрудняет действия пожарных;
  2. постоянно происходит приток свежего воздуха при достатке горючего материала;
  3. отсутствие пожарных водоемов и спецтехники снижают оперативность действий.
  1.  Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра?
  1. Рихтер;
  2. Ломоносов;
  3. Бофорт;
  4. Менделеев;
  5. группа ученых, занимающихся изучением ветровых явлений.

  1.  Сильный ветер в каждой стране называют по-своему:
  1. циклон;
  2. тайфун;
  3. бег-виз;
  4. ураган;
  5. бери-бери;
  6. вилли-вилли.

       Найдите ошибку в данных примерах.

  1.  Мы помним, что сильные ветра возникают в:
  1. теплых морях;
  2. на горных плато;
  3. тайге;
  4. пустыне.

       Найдите ошибку в данных примерах.

  1.  Последствиями ураганов являются:
  1. разрушение жилищ, ЛЭП;
  2. эпидемии;
  3. пожары;
  4. аварии на производстве.

в данной цепочке названы как первичные, так и вторичные последствия. Но одно из этих последствий всегда вторично. Какое?

 

  17. Соотнесите  термины и определения:

№ п/п

Термин

Определение

1

РАЗЛИВ

длительное затопление местности от весеннего таяния снега

2

ПОЛОВОДЬЕ

интенсивное, но короткое затопление местности, формируемое дождями, таянием снега при оттепели

3

ПАВОДОК

наводнение, вызванное нагромождением льдин во время весеннего ледохода…

4

ЗАТОПЛЕНИЕ

наводнения в устьях рек, вызванное действием ветра…

5

ПОДТОПЛЕНИЕ

высота плоскости воды, служащая для сравнительной оценки уровня воды

6

ЗАТОР

средний за много лет уровень воды…

7

 ЗАЖОР (САЛО)

затопление водой местности, не сопровождающийся ущербом…

8

ВЕТРОВОЙ НАГОН

рейка с делениями для измерения уровня воды…

9

НУЛЬ ПОСТА

проникновение воды в подвальные помещения и в коммуникации

10

ОРДИНАР  

наводнение, вызванное скоплением рыхлого льда и снега при ледоставе… 

11

ФУТШТОК

покрытие водой местности с проникновением ее на улицы и первые этажи

18.Соотнесите знаки дорожного движения в соответствии с вопросом:

  1. На каком из рисунков изображен знак «Уступить дорогу»
  2. На каком из рисунков изображен знак «Главная дорога»
  3. На каком из рисунков изображен знак «Пешеходная дорожка»
  4. На каком из рисунков изображен знак «Пешеходный переход»

Вопрос

1

2

3

4

Ответ

19.Как вы поступите, если желтый сигнал светофора загорелся тогда, когда вы пересекли середину проезжей части?

 1.закончите переход;

     2.вернетесь на середину проезжей части;

     3.остановитесь и будете ждать разрешающего сигнала светофора.


Ответы за 8 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

2

2

1

3

3

2

3

2

1.2.3.4.7.8.

2.4.1

1

2

1

5

3

2

7.1.2.11.9.3.10.4.5.6.8.

9.4.6.12.

1




Предварительный просмотр:

(9 класс)

  1. Из перечисленных ниже причин выберете те, которые являются причинами вынужденного автономного существования:
  1. потеря ориентировки, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;
  2. несвоевременная регистрация маршрута, отсутствие средств связи;
  3. потеря части продуктов питания, потеря компаса.
  1. Какая задача при подготовке и проведении похода является главной:
  1. обеспечение безопасности;
  2. выполнение цели и задачи похода;
  3. полное прохождение маршрута.
  1. Руководитель похода обязан сообщить о маршруте группы в поисково - спасательную службу(ПСС) для того, чтобы:
  1. ПСС могла контролировать прохождение маршрута и в случае ЧС или несвоевременного завершения маршрута оперативно оказать ей помощь;
  2. от ПСС был выделен представитель для сопровождения;
  3. ПСС могла контролировать прохождение намеченного маршрута;
  4. ПСС выделило группе рацию для связи при прохождении маршрута.

  1. Если во время движения Вы отстали от группы, то:
  1. сойти с трассы для поиска следов;
  2. оставаться на месте;  
  3. сойти с трассы и встать на развилке тропы.
  1. Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы, то необходимо:
  1. прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от дорог и рек;
  2. остановиться, искать тропу или дорогу, ручей или реку;
  3. найти возвышенность и оглядеться, а затем двигаться в направлении захода солнца.
  1. Требования к одежде в походе:  
  1. чистая, сухая, свободная, носиться в несколько слоев;
  2. должна быть синтетической;
  3. однотонная или камуфлированная, чистая и сухая.
  1. В солнечный полдень тень указывает направление:
  1.  север;
  2.  юг;
  3.  запад;  
  4. восток.
  1. По каким ориентирам можно определить стороны света:
  1. кустарникам и сухой траве, по течению рек, по колее;
  2. стволам и коре деревьев, склонам, муравейникам;
  3. полыньям на реках, направлению спиленных деревьев.

  1. При устройстве шалаша крышу накрывают:
  1. сверху вниз;  
  2. снизу вверх;  
  3. не имеет значения.
  1.  Укажите самый простой способ обеззараживания воды:
  1. очистка через специальный фильтр;  
  2. кипячение;
  3. очистка через самодельный фильтр;    
  4. добавление в воду марганцовки.
  1.  Съедобными являются:
  1. кузнечики, термиты, змеи;  
  2. колорадский жук, дождевые черви, жабы;
  3. личинки майского жука, улитки всех видов, медведка.

12. Травматизм школьников можно разделить на:

  1. травматизм, связанный с особенностями возраста;
  2. травматизм бытовой, транспортный, уличный, криминальный;
  3. травматизм, как результат недостаточного жизненного опыта.

13. При возникновении пожара прежде всего необходимо:

  1. открыть окна и сообщить криком об опасности прохожих и соседей;
  2. плотно закрыть окна и двери, сообщить соседям и покинуть помещение;
  3. позвонить «01», попытаться потушить пожар, в случае опасности покинуть помещение, сообщить соседям об опасности.

14. При тушении бытовой электротехники в домашних условиях можно использовать (приборы включены в сеть):

  1. смоченные водой одеяла и землю из цветов;
  2. покрывало или плотную одежду;
  3. воду из водопровода.

15. Бытовой газ в плитах для приготовления пищи имеет неприятный запах, потому что:

  1. легко обнаруживается утечка;  
  2. создается экономия при эксплуатации плиты;
  3. имеет синеватый цвет горения, заметен, лучше горит.

16. При работе с компьютером более 3 часов необходимо воздержаться от просмотра телевизора

  1. 10 – 15 минут;
  2. 1час;  
  3. 2  - 3 часа

17. Кипящие жидкости нельзя вливать в стеклянную посуду, если

  1. предварительно ее не подогрели;
  2. не выдержали на воздухе менее одного часа;
  3. посуда не помыта;  
  4. можно в любом случае, т. к. это предусмотрено при производстве посуды.

18. При пользовании спиртовками или газовыми горелками при разжигании в первую очередь необходимо:

  1. зажечь спичку, снять колпачок, поджечь;
  2. снять колпачок, зажечь спичку, поджечь;
  3. порядок действий значения не имеет из-за особенностей устройства.

19. Работу с едкими щелочами рекомендовано проводить в специально отведенном месте с применением защитных очков, резиновых перчаток, т. к.

  1. щелочные металлы энергично взаимодействуют с водой; при этом выделяющийся кислород воспламеняется с взрывом;
  2. щелочные металлы энергично взаимодействуют с воздухом; при этом выделяется газ, который способен обжечь слизистые оболочки глаз и кожу рук;
  3. щелочные металлы на воздухе интенсивно вступают  в реакцию с молекулами воды с выделением пара высокой температуры.

20. При проведении л/р по физике запрещено прикасаться к конденсаторам, потому что:

  1. при нахождении под напряжением они длительное время способны сохранять заряд электричества;
  2. при нахождении под  напряжением они способны произвольно вызывать сильные разряды электричества;
  3. при нахождении под напряжением они выделяют непахучую жидкость, способную разъедать кожу.

21. При работе с режущими и колющими инструментами необходимо, чтобы они:

  1. находились не на видном месте, чтобы не вызвать случайных порезов;
  2. находились на видном месте, чтобы не вызвать случайных травм;
  3. каждый раз должны убираться в специальное место, чтобы посторонние не смогли нанести случайных травм себе и окружающим.

22. Все обрабатывающие станки оборудуются прочными защитными экранами для защиты от

  1. вылетающей заготовке;
  2. попадания в станок волос и пыли;
  3. осколков и стружки.

23. Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): здоровье человека-это

  1. состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;
  2. отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным трудом;
  3. отсутствие болезней и физических недостатков.

24. Все продукты питания могут быть поделены на группы:

  1. животного и растительного происхождения;
  2. минеральные и искусственные;
  3. мясные и молочные.

25. Основными составляющими тренированности организма человека являются:

  1. сердечно – дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость;
  2. сила, ловкость, умение выдерживать различные нагрузки, высокая работоспособность;
  3. выносливость опорно - двигательного аппарата, своевременная реакция центральной нервной системы  на изменение условий физических нагрузок, гибкость и ловкость.

26. Личная гигиена включает в себя выполнение гигиенических правил, требований и норм, направленных:

  1. на постоянное поддержание здоровья человека независимо от воздействия на него внешних и внутренних факторов природной среды;
  2. на точное выполнение законов природы, влияющих на здоровье человека и его безопасную жизнедеятельность в условиях среды активного обитания;
  3. на сохранение здоровья отдельного человека, его работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний.

27. Закаливанию организма способствуют:

  1. правильный режим дня и правильное питание;
  2. соответствие микроклимата и индивидуального здоровья;
  3. факторы внешней среды: солнце – воздух – вода.

28. Какой сок способствует стимуляции синтеза белка и ускорению роста и рекомендуется при отставании в физическом развитии?

  1. морковный сок;
  2. свекольный сок;
  3. свекольный в сочетании с морковным в сочетании 1 : 4.

29. Из перечисленных ниже симптомов выберете те, которые являются признаками острого отравления никотином:

  1. покраснение глаз, покашливание, отек лица;
  2. горечь во рту, кашель, головокружение, тошнота недомогание, бледность лица;
  3. потеря ориентировки, увеличение лимфатических узлов.

30. Алкоголизм-это:

  1. умеренное, но постоянное употребление алкоголя;
  2. заболевание на почве пьянства, в большинстве случаев с неблагоприятным исходом;
  3. кратковременное опьянение с синдромом абстиненции.

31. Какова первая помощь при алкогольном опьянении?

  1. уложить пострадавшего на спину, очистить дыхательные пути, промыть желудок, положить к ногам теплую грелку, понюхать нашатырь, вызвать скорую помощь;
  2. уложить пострадавшего на бок, промыть желудок, на голову холодный компресс, понюхать нашатырь;
  3. уложить на бок, очистить дыхательные пути, промыть желудок, на голову холодный компресс, понюхать нашатырь, вызвать скорую помощь.

32. В старину курение в России многократно запрещалось по причине:

  1. передозировке никотином и последующим частым отравлением;
  2. частых пожаров;
  3. недовольством зажиточного сословия.

33. Что следует сделать для оказания первой помощи пострадавшему при переломе ключицы?

  1. наложить две шины на плечо.
  2. подвесить руку на косынке, прибинтовать руку к туловищу.
  3. правильны оба варианта.

34. В чем заключается первая помощь пострадавшему при травматическом шоке?

  1. обрызгать лицо холодной водой, растереть кожу лица, дать понюхать нашатырь.
  2. предоставить полный покой, укрыть, применить болеутоляющие средства.
  3. придать положение лежа или полусидя, на лоб и затылок положить холод.

35. Что следует сделать для оказания помощи при повреждении позвоночника?

  1. наложить повязку на грудную клетку, подложить пострадавшему валики под спину, чтобы он принял полусидящее положение.
  2. уложить пострадавшего на спину на твердую ровную поверхность, подложив валики под шею и спину.
  3. положить пострадавшего на бок.

36. Как правильно снять одежду с пострадавшего при повреждении конечности?

  1. одежду следует снимать сначала с поврежденной конечности.
  2. одежду следует снимать сначала с неповрежденной конечности.
  3. последовательность действий значения не имеет.

37. На какой срок накладывается кровоостанавливающий жгут?

  1. на 0,5 – 1,5 часа.
  2. на 3 - 4 часа.  
  3. на 5 - 6  часов.  
  4. время не ограничено.

38. Как наложить шину при переломе костей голени?

  1. наложить шину с внешней стороны ноги от конца стопы до тазобедренного сустава.
  2. наложить две шины с внешней и внутренней сторон ноги от конца стопы до середины бедра.
  3. правильны оба варианта.

39. Что следует сделать для оказания первой помощи пострадавшему без видимых наружных повреждений, но находящемуся в бессознательном состоянии?

  1. поднести к носу вату с нашатырем, приподнять голову, дать питьё.
  2. подложить под ноги валик, дать анальгин или валидол.
  3. повернуь голову на бок, укрыть, вызвать «03», контролировать дыхание и сердечную деятельность.

40. В каком положении следует транспортировать пострадавшего с переломами ребер и грудины?

  1. лежа на боку.    
  2. лежа на спине.    
  3. сидя или в полусидящем положении.

  1. Соотнесите АХОВ и характер их действия на человека:

Аммиак

Сильное раздражение слизистых, кожи, затрудненное дыхание и глотание, кашель, жжение, покраснение кожи.

Сероводород

Головная боль, раздражение слизистых, тошнота, понос, боли в груди, обморок, удушье, светобоязнь.

Хлор

Раздражение слизистых и кожи, ожоги, резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, одышка, резь в глазах, нарушение координации движений.

Фосген

Раздражение слизистых и кожи, насморк, кашель, удушье, сердцебиение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах.

Сернистый ангидрид

Слезотечение, боль в груди, затрудненное дыхание, кашель, тошнота, удушье, скрытый период действия.

1

2

3

4

5

42. Впишите недостающие слова:

________________________ - результат действия удушающих отравляющих веществ;

43.    Определите истинные размеры квадратов:

        

                                М 1:5                                           М 1:20                                                 М 5:1                                              М 10:1

               Ответ 1: _____                Ответ 2: ___________                       Ответ 3: ____                Ответ 4: _____________

44. Вооруженные Силы – это:

  1. вооруженная система государства, обеспечивающая защиту его интересов, находящаяся в постоянной боеготовности для отпора возможной агрессии со стороны других государств;
  2. составная часть государства, защищающая его рубежи от нападения противника, владеющая современной военной техникой и вооружением;
  3. вооруженная организация государства, одно из важнейших орудий политической власти.
  1. Боевые традиции – это:
  1. определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;
  2. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы;
  3. специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период  прохождения воинской службы.
  1.  Гангутское сражение в ходе Северной войны между русским и шведским флотами произошло:
  1. в 1725 г.,
  2. в 1853 г.,
  3. в 1714 г.,
  1.  Русская эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова нанесла поражение превосходящей по численности турецкой эскадре у мыса Тендра:
  1. в 1853 г.;
  2. в 1709 г.;
  3. в 1790 г.

48. Семья – это:

  1. Социальная группа людей, состоящая из мужчин и женщин, объединенная для совместной жизни;
  2. Ячейка общества, объединяющая мужчину и женщину для совместной жизни и продолжения потомства;
  3. Выработавшаяся за многие века объединения людей мужского и женского полов для повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения детей, осуществлении преемственности.

49. В РФ официальным признается брак, который:

  1. Зарегистрирован в территориальных органах внутренних дел по месту жительства;
  2. Зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
  3. Официально не зарегистрирован, но отношения продолжаются более 3 лет, есть общие дети, хозяйство.

 

Ответы за 9 класс

1

1

1

2

2

1

1

2

2

2

1

2

2

2

1

3

1

2

2

1

2

1,3

1

1

1

3

1,2,3

1

2

2

3

2

2

2

2

2

1

2

3

3

      мм

4,2,3,5,1

Асфиксия

1.75х75 2.225х225 3.3х3       4. 1,5х1,5

1

2

3

3

2

2



Предварительный просмотр:

10 класс

  1. Все ситуации, которые происходят с нами ежедневно в повседневной жизни, называются:
  1. опасными;            
  2. обычными;
  3. чрезвычайными

  1. Какие пять уровней имеет РСЧС:
  1. Производственный, поселковый, территориальный, региональный, федеральный;
  2. Объектовый, местный, территориальный, региональный, федеральный;
  3. Объектовый, местный, районный, региональный, республиканский.

  1. Экологическая обстановка в городе зависит:
  1. от количества человек, проживающих в городе;
  2. от наличия различных предприятий;
  3. от обучения населения правилам поведения в природе.  

  1. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:
  1. «Внимание всем!»;
  2. «Внимание! Опасность!»
  3. «Тревога».

  1. г. Нижневартовск является звеном:
  1. территориального уровня;
  2. регионального уровня;
  3. федерального уровня;
  4. объектового уровня;
  5. местного уровня.

  1. Укажите какие данные и в какой последовательности необходимо назвать при вызове по телефону службы безопасности:
  1. свои имя и фамилию;
  2. свои имя и фамилию и проживающих в квартире;
  3. номер телефона и адрес;
  4. адрес местожительства и номера рядом расположенных домов;
  5. причину вызова.

  1. Министром МЧС РФ является:
  1. В.В. Путин;
  2. С.К. Шойгу;
  3. Д.А Медведев.

  1. Дайте характеристику человеку, относящегося к психотипу - «созерцатель» («С») ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что означает понятие «реакклиматизация»?  ________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. При устройстве шалаша крышу следует накрывать:
  1. снизу – верх;
  2. сверху – вниз;
  3. справа – налево;
  4. с большим навалом сверху.

  1. Вход в иглу делается ниже пола. Зачем?
  1. улучшается режим сохранения тепла;
  2. защищает от хищников;
  3. сохраняется прочность конструкции.

  1. Какой из костров долго горит, не требует присмотра, но требует определенного опыта при его разведении?
  1. «нодья»;
  2. «таежный»;
  3. «колодец»
  4. «шалаш».

  1. Укажите самый простой способ обеззараживания воды  в полевых условиях из предложенных вариантов:
  1. очистка воды через фильтр из песка и материи;
  2. очистка воды через фильтр из песка и материи, а также ваты;
  3. кипячение воды;
  4. добавление в  воду марганцовки.

  1.   Что не указывает на признаки близкого нахождения  воды?
  1. «яркие» места растений или цветов;
  2. роение мошек;
  3. присутствие вязкой глины;
  4. бурно растущие мхи и лишайники;
  5. таких признаков в вариантах нет.

  1.   Для защиты населения от последствий различных природных явлений в РФ принят ряд законов. Назовите основной.
  1. Постановление Правительства РФ от 24.07.1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС»
  2. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
  3. Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 г. №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

  1. Возможна ли связь между эндогенными и геологическими опасными явлениями?
  1. да;                2. нет;                3. да, но только через промежуточные явления.

  1. Сильные природные пожары трудно потушить, т.к.:
  1.   высокая температура горения затрудняет действия пожарных;
  2.   постоянно происходит приток свежего воздуха при достатке горючего материала;
  3.   отсутствие пожарных водоемов и спецтехники снижают оперативность действий.

  1. В чем заключается способ отжига при тушении лесных и степных пожаров?
  1.   исключение из процесса горения окислителя;
  2.   исключение из процесса горения источника огня;
  3.   исключение из процесса горения горючих материалов;
  4.   снижение температуры горения.

  1. Тушение пожаров водой объясняется:
  1.   исключением из процесса горения окислителя;
  2.   исключением из процесса горения источника огня;
  3.   исключением из процесса горения горючих материалов;
  4.   снижением температуры горения.

  1. Какие реки наиболее подвержены вероятностью возникновения заторов?
  1. протекающие по гористой местности;
  2. протекающие с юга на север;
  3. протекающие с севера на юг;
  4. все реки, покрывающиеся льдом в зимний период времени.

  1. Холмистые территории, расположенные по берегам рек, относятся к зонам рискованного сельского хозяйства. Какая распашка таких склонов снижает риск затопления территорий?
  1. вдоль склона;
  2. поперечная распашка;
  3. при любой распашке риск затопления одинаковый.

  1. Какие термины связаны с измерением уровня воды в водоеме?

1. футшток;   2. ветровой нагон;    3. паводок;    4. ординар;    5.  площадь затопления;   6. нуль поста.

  1. Какова основная причина образования оползней?
  1. вулканическая деятельность;
  2. сдвиг горных пород;
  3. вода, просочившаяся в трещины вглубь пород;
  4. осадки в виде дождя и снега.

  1. Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы называется:
  1. обвалом;
  2. селем;
  3. оползнем;
  4. лавиной.

  1. По географическим названиям укажите название сейсмического пояса. Простирается от Пиренейского полуострова до Малайского архипелага через Альпы, Карпаты, Кавказ, Гималаи.
  1. Тихоокеанский пояс;
  2. Средиземноморский пояс;
  3. Второстепенный пояс.

  1. При определении силы землетрясения используются девятибалльная шкала Рихтора и шкала Меркалли, а также шкала MSK – 86 (12 баллов). Напишите, каким образом отличается запись по шкале Рихтора и шкале Меркалли. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. При аварии на ХОО произошла утечка хлора, вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. Вы живете на 1-м этаже 9-этажного дома. Как вы поступите?
  1. Укроетесь в подвале;
  2. Подниметесь на верхний этаж;
  3. Останетесь в своей квартире.

  1.  В первую мировую войну, 22 апреля 1915 года на западном фронте Германия впервые применила газовую атаку с использованием хлора. Было отравлено 15000 человек. На какой реке происходили эти события? _________________________________________________________

  1.  От чего зависит стойкость химического заражения?
  1. От токсичности ОВ и направления ветра;
  2. От площади разлива и рельефа местности;
  3. От свойств ОВ, погоды и условий местности.

  1.  ПДК – это:
  1. Количества вещества на единице площади;
  2. Количество вещества, попадающих на кожу и в организм;
  3. Количество вещества в единице объема;
  4. Количество вещества, приводящее к гибели живых организмов.

  1.  Радиоактивные вещества – это:
  1. моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте и могут распространяться на несколько десятков километров;
  2. имеют специфический запах, интенсивность которых не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данных веществ;
  3. не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или другим способом, способны вызвать поражение на расстоянии от источника.

  1.  Цель йодной профилактики – не допустить:
  1. поражения щитовидной железы;
  2. возникновения лучевой болезни;
  3. внутреннего облучения.

  1.  Наиболее сильной проникающей способностью обладает:
  1. альфа-излучение;
  2. бета-излучение;
  3. гамма-излучение.

  1.  Естественный радиационный фон представляет собой:
  1. количество тепловой энергии, получаемой ежедневно;
  2. внешнее космическое излучение и тепловую энергию, получаемую ежедневно;
  3. внутреннее облучение продуктами жизнедеятельности и внешнего облучения, получаемое ежедневно.

  1.  При авариях на РОО возникает ряд поражающих факторов, действующих сразу на организм человека: (найдите допущенную ошибку)
  1. лучевая болезнь;
  2. взрыв;
  3. радиоактивное заражение местности;
  4. проникающая радиация;
  5. ЭМИ.

  1.  Из перечисленных зон поражения при аварии на РОО укажите ту, где возможны наибольшие человеческие жертвы через день после аварии:
  1. зона экстренных мер защиты;
  2. зона ограничений;
  3. зона профилактических мероприятий.

  1.  Высота волны прорыва и скорость ее распространения возрастают при:
  1. выходе из под контроля водного потока на широких реках в центре плотины;
  2. выходе из под контроля водного потока с узкой части реки в более широкую ее часть;
  3. выходе из под контроля водного потока с широкой части реки в более узкую.

  1.  К прямому ущербу от гидродинамических аварий относятся

         (найдите ошибку):

  1. гибель скота;
  2. ухудшение условий жизни;
  3. затраты на эвакуацию населения;
  4. смыв плодородного слоя почвы;
  5. затраты на доставку в пострадавшие районы продуктов питания;
  6. повреждение и разрушение коммуникаций.
  1.   Асфиксия – это:
  1. наличие стрихорозного дыхания;
  2. удушение собственным языком;
  3. вдыхание содержимого ротовой полости.
  1.   При черепно-мозговой травме необходимо в первую очередь:
  1. нанести прекардиальный удар;
  2. остановить кровотечение;
  3. перевернуть пострадавшего на живот.

  1.  При проведении непрямого массажа сердца необходимо:
  1. постоянно держать руки на грудине пострадавшего;
  2. отпускать после каждого нажатия до полного возвращения грудины;
  3. начинать повторное нажатие на грудину до возвращения ее в исходную точку.
  1.  Аритмичный ритм работы сердца является признаком:
  1. повторной остановки сердца;
  2. отека легких;
  3. черепно-мозговой травмы.

  1.  Появление сухой пены изо рта – это признак:
  1. отека легких;
  2. синего утопления;
  3. бледного утопления.
  1. Соотнесите термины и определения:

1

Плотина

Узкий проток в теле ГТС, возникающий под различным воздействием

2

Бьеф

Водоподпорное или регуляционное ГТС

3

Проран

Водопроводящее ГТС

4

Волна прорыва

Участок реки между плотинами или шлюзами

5

Дамба

Искусственное или естественное водоподпорное ГТС

6

Шлюз

Волна, образующаяся во фронте потока воды в проране

7

Прорыв ГТС

Разрушение ГТС по различным причинам

45.  Укажите направление движения А= 300 по Полярной звезде и Луне в указанных фазах:   (    - Ваше местонахождения)

46. В данном задании допущены ошибки. Укажите их (если они есть) и напишите правильные ответы.

1.Размер противогаза ГП-5 определяется по замкнутой линии: от макушки за ухо к подбородку от подбородка за ухо к макушке.

2.Всего 5 размеров шлем-маски противогаза ГП-5 - №1, №2, № 3, № 4, № 5.

3.Размер шлем-маски противогаза ГП-5 № 2 равен 65 см.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

47. Соотнесите погоны и воинские звания

  1. назовите № погона младшего сержанта
  2. назовите № погона подполковника:
  3. назовите № погона генерал-майора:
  4. назовите № погона капитан - лейтенанта:
  5. назовите № погона старшего сержанта:

   1                 2               3                4                  5                6                7               8                9              10                11              12

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ

48. определите время (зима), если А - 1950.     Ответ: __________

49. Назовите дату победы русских воинов над татаро-монгольскими войсками на Куликовом поле и полководца, под руководством которого была одержана эта победа. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

50. Назовите дату победы Красной Армии над войсками кайзеровской Германии и укажите, какой праздник отмечается в этот день в настоящее время.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ШАБЛОН

2

2

2

1

5

5,1,3

2

Не может выжить один, требует поддержки сильного…

Обратное привыкание…

1

1

1

3

5

2

1

2

3

4

2

2

1, 4, 6

3

2

2

9 Рихтор и IХ Меркалли

2

Ипр

3

3

3

1

3

3

1, 3, 5

2

3

2, 5

2

3

1

2

3

5,4,1,6,2,3,7

См.ниже

а. От макушки через щеку к подбородку другую щеку к макушке.                                           в. размер № 0 до 4                                   с. 66-68 см

5,2,1,7,8

13 часов

08.09.1380 г.; Дмитрий Донской.

23.02.1918 г.; день защитника Отечества

Ответ на вопрос № 45:

            с


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ

НА УРОКАХ ОБЖ



Введение

Педагогическая рефлексия - это деятельностная способность интеллекта объектировать собственные психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность. Являясь механизмом самоанализа, педагогическая рефлексия становится инструментом самоконтроля, осмысления, ответственного поведения, дает возможность проследить причинно-следственные отношения в собственном мире.

Формирование рефлексивных умений у обучающихся требует от преподавателя качественно иной организации взаимодействия с ними. Преподаватель использует приемы рефлексивного выхода во время изучения предметного материала, организует разные (индивидуальные, групповые, парные, коллективные) формы работы, включает обучающихся во все этапы деятельности: планирования, производства, учения, рефлексии.

С помощью процедуры рефлексии достигаются такие цели обучения, как самостоятельное нахождение новых норм деятельности на основе анализа деятельности и ее критической реконструкции. Для эффективности проведения рефлексии выделяют следующие педагогические условия:

  1. Полное доверие к преподавателю, к членам группы.
  2. Отсутствие страха, неуверенности.
  3. Недопустимость нескромности, субъективность оценок, иронии, иных проявлений бестактности.
  4. Демократичность, корректность в отношениях.
  5. Регулярность проведения рефлексии, что проявляется в повторном использовании одного и того же упражнения.
  6. Уместность записи в процессе рефлексии, фиксации впечатления от основных фактов, рисования. Это обеспечивает последовательность хода мыслей.


Приемы рефлексии

Приём «Букет настроения»

В начале урока обучающимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока преподаватель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы удовлетворены своей работой, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось –    голубой»

Прием «Комплимент»

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться данным прием, в котором обучающиеся оценивают работы и вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Метафорическая игра

Это форма организации активной работы обучающихся, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении. Уникальность данного метода заключается в том, что для решения в деловой ситуации берется метафора. 

Например,  нам необходимо выявить последствия употребления вредных привычек. Для этой задачи мы можем использовать метафорическую игру "Пациент". Участники погружаются в ситуацию, когда пациенту наркологической клиники необходимо сделать выбор какую из вредных привычек бросить. Для того, чтобы каждый врач наркологического отделения клиники (наркотическое, алгологическое, табакокурительное) мог выиграть, его готовят медицинские работники этого отделения. В задачи работников входит   представления своего отделения, освещения последствий употребления вредной привычки, способов борьбы с ней и убеждение пациента бросить именно эту привычку. По окончании игры проводится ее разбор с целью выявить эффективные способы борьбы с вредными привычками.

Использование такой формы обучения помогает активизировать творческие способности участников, дает возможность по-новому взглянуть на знакомую ситуацию и изменить сложившиеся стереотипы.

Метафорическую игру можно использовать и применять для любой проблемной ситуации. В ее основе могут лежать сказки, притчи, легенды, передающие проблематику отношений в бизнес-ситуациях.

Прием «Запрет»

Этот прием используется, когда обучающиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Обучающимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия

1. Hа уроках ОБЖ я:

- узнал

- понял

 - научился

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось

3. Основные трудности при изучении темы

4. Оцените свои знания по урокам (в виде оценки, рисунка, цвета) (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»)

Правильное питание

Двигательная активность

Вредные привычки

Закаливание организма

Правила гигиены

Репродуктивное здоровье

5. Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за весь данный период времени (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»).

Правильное питание

Закаливание организма

Двигательная активность

Правила гигиены

Вредные привычки

Репродуктивное здоровье

6. Довольны ли Вы уроками ОБЖ, чтобы я изменил на уроке, чтобы улучшить свои результаты?

9. Что бы Вы изменили в индивидуальных заданиях по предмету?

10 . Мое настроение обычно, когда я иду на урок ОБЖ?

11. Мое настроение после урока ОБЖ?

12.  Сформулируйте пожелания:

а) себе,  

б) своим одногруппникам,

в) преподавателю

Для оценивания обучающимися своей активности и качества своей работы предлагается на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«
| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  обучающиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Прием Синквейн (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться прием «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«+»Что понравилось на уроке?

«-» Что не понравилось на уроке?

«И»Любопытные факты, о которых узнали. Что бы ещё хотелось узнать

Прием ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

 В конце урока в каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет преподавателю проконтролировать работу каждого обучающегося на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Прием «Выглядит, как... Звучит, как ..

Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова обучающимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием.

Выглядит как...

Звучит как...

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.

Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий,  способов организации работы,  итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)

        - Какое задание выполняли? Что надо было сделать? Что  делали?  Как выполняли задание? Что не получилось и почему?  Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)?  Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?

-Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

-Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?

- Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?

-Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили?

- Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок?

- Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?

-Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)

Прием «Схематизация»

Обучающимся предлагается схематизировать, т.е. нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Например: изобрази на схеме организацию работу обучающихся в учебных ситуациях сегодня на нашем занятии.

Можно использовать обратный прием. Например: воссоздай возможные события на учебном занятии, охваченном данной схемой.

Варианты рефлексивных листов

Вариант№1

  1. Понравилось на уроке? (отметьте галочкой Мордашку?)

  1. Поставьте оценку преподавателю за работу по 10 бальной системе
  2. Поставьте оценку себе за работу по 10 бальной системе

Вариант№2

Умение

Задание

Как я выполнил задание

Как нужно было выполнить задание

В чем была моя ошибка

Вариант №3

  1. Каковы мои результаты, что я понял?
  2. Какие задания вызвали трудности, как ты справлялся с ними?
  3.  Готов ли ты к контрольной работе?
  4. Определи в % степень готовности к контрольной работе
  5. Трудно ли было определять траекторию своей деятельности?
  6. Если бы тебе сейчас предложили повторить урок, что бы ты изменил в плане своей деятельности?
  7. Самооценка за урок:   🖒 🖓  👍 👎 🖐   😐

Прием «Демонстрации»

Во время учебного процесса преподаватель сам должен демонстрировать рефлексию своей деятельности:

«Вот сейчас я закончил первую часть своего рассуждения и перехожу ко второй»,

«Мне кажется, что у нас очень хорошо идет работа. Это, наверное, происходит потому, что вначале мы четко определили цели и выделили шаги ее достижения…»,

«Сейчас своей интонацией хотел подчеркнуть, как я отношусь к...»,

«Я очень волнуюсь, потому что…» и т.д.

Прием «Вопрос себе»

Этот прием обучает обучающихся самим себе задавать вопросы. Вопрос – это средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам обучающийся, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию.

Некоторым вопросам обучающегося надо обучить в явной форме. Например, таким: «Что я сейчас делаю?», «Я понял, но что же я понял?», а также вопросам «Почему?»(« Почему я делаю то, что делаю сейчас?», «Почему я понял именно так?», «Почему я сначала понял так, а затем иначе?»), «Как?» («Как я это сделал?») и «Зачем?» («Зачем я это делаю?») применительно ко всем типам ситуаций.

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)

Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как обучающиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать.

Для того, чтобы обучающиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения, проявить инициативу, самостоятельность, предлагаются и такие виды заданий, например:

  • составьте схему (модель) изученного материала, в которой отразите основные понятия и связи между ними;
  • составьте вопросы и задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы;
  • напишите перечень основных вопросов по теме и отметьте, как вы их усвоили;
  • перечислите умения, которые вы формировали в процессе изучения темы.
  • восстановите (перечислите), что сделал за занятие?
  • определите свою деятельность по шкале успеха.
  • подумайте, что нужно изменить, чтобы работать лучше.

Шкала успеха

image032.jpg

Я мог (ла) бы работать и лучше.

image034.jpg

Сегодня понял (а), чего мне не хватает для успешной работы.

image036.jpg

Сегодня я работал (а) в полную силу. У меня все получилось.

image038.jpg

Я очень старался (ась), но у меня не все получилось.

image040.jpg

Я сегодня плохо работал (а).

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

Лист самодиагногстики

Обучающимся предлагается проанализировать свои знания и умения (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»).

Самооценка

Оценка преподавателя

Я знаю:

  1. Последствия употребления наркотиков

  1. Чем вреден никотин

  1. Из чего состоит правильное питание

  1. Как закаливать организм

  1. О вреде алкоголя

  1. Виды кровотечений

Я умею:

  1. Составить свой распорядок дня

  1. Составить меню правильного питания

  1. Останавливать кровотечения

  1. Делать непрямой массаж сердца

  1. Фиксировать переломы

  1. Накладывать повязки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно - измерительные материалы. 9 класс. Контрольные вопросы за I четверть

Контрольные вопросы по теме "Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств" 9класс,  I четверть....

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники».

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники». Дифференцированный зачёт в форме игры....

Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )

В своей педагогической деятельности  я использую тесты для проверки знаний учащихся....

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 5 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 5 класса федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования з...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 6 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 6 классов федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования ...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...