РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине « БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка по обж (11 класс) на тему
Основные цели и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Организация учебного процесса. Самостоятельная работа студентов. Контроль усвоения, рубежный и итоговый контроль знаний.
Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами образовательных программ указанных специальностей. Значение дисциплины для профессии СПО учебного заведения..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Адыгея
Майкопский политехнический техникум
Утверждаю
Зам. директора по УМР
И.В. Зозуля
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по учебной дисциплине
« БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Профессии: мастер общестроительных работ, повар-кондитер,
Разработал: руководитель ОБЖ
Безусько Максим Викторович
Рассмотрено на заседании
МК __________________
протокол №___
от «____» ______201__г.
Председатель МК ___________
г. Майкоп
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
со сроком обучения 2 года 10 месяцев
Содержание учебной дисциплины.
Введение
Основные цели и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Организация учебного процесса. Самостоятельная работа студентов. Контроль усвоения, рубежный и итоговый контроль знаний.
Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами образовательных программ указанных специальностей. Значение дисциплины для профессии СПО учебного заведения..
Методические указания
Цель дисциплины БЖД - обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
Необходимо представлять научные задачи БЖД:
- теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавания и количественная оценка) опасных и вредных факторов;
- комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий обитания на работоспособность и здоровье человека;
- оптимизация условий деятельности и отдыха;
- реализация новых методов зашиты;
- моделирование чрезвычайных ситуаций.
Практические задачи БЖД:
- выбор принципа зашиты;
- разборка и рациональное использование средств защиты человека и природной среды от негативных воздействий техногенных источников и стихийных явлений.
Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
Студент должен знать аксиому о потенциальной опасности, основополагающем постулате БЖД - потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного пути и особо выделить актуальность проблем БЖД.
БЖД - это область научно-практической деятельности, направленная на изучение закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на человека основ защиты его здоровья и жизни, среды проживания, на разработку и реализацию средств и мероприятий по созданию и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности.
Нормативная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» это интегрированная дисциплина гуманитарно-техничного направления, формирующая понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения в дальнейшем вопросов охраны труда, защиты окружающей среды, гражданской обороны и др.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня среднего профессионального образования.
Данная комплексная учебная дисциплина, раскрывает проблемы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания. Она основана на представлении о целостности системы «человек - среда его обитания - применяемая техника». Безопасность жизнедеятельности обеспечивается охраной труда, техникой безопасности в производственной и бытовой сферах и охраной окружающей среды, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Целью изучения дисциплины, входящей в цикл обще профессиональных дисциплин, является получение выпускниками теоретических знаний и приобретение практических умений в сфере профессиональной деятельности, которые необходимы для:
- организации безопасных условий жизнедеятельности;
- участия в реализации мер по защите населения и производственного персонала технических объектов в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и при ликвидации их последствий.
Раздел программы «Основы военной службы» введен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным специальностям.
Управление безопасностью жизнедеятельности (БЖД)
В результате изучения раздела студенты должны иметь представление:
- об основных законодательных и нормативных актах РФ в области БЖ;
знать:
- отражение требований законодательных и нормативных актов в области БЖ в должностных инструкциях специалистов различных категорий;
уметь:
- пользоваться документацией по БЖ, применяемой на предприятиях;
- проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе со средствами измерений в сфере профессиональной деятельности.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Основные цели, задачи и принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидаций ЧС (РСЧС). Силы и средства ликвидации ЧС.
Методические указания
Необходимо уяснить Российскую систему предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначение, структуру и задачи, роль и место гражданской обороны (ГО) по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
В целях зашиты населения, природной среды осуществляется комплекс мероприятий: создание благоприятных условий жизнедеятельности, комфортных условий труда, защита природных сред и рациональное природопользование, защита населения и территорий от ЧС, оповещение и информирование населения об опасности по местному телевидению и по местному радио, приведение в готовность средств защиты, проверка готовности систем и средств управления, подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики, проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий, подготовка к эвакуации, а при необходимости проведение эвакуации из районов и участков, которым угрожает опасность.
Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают сигналы оповещения гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».
Обеспечение БЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и
военного времени.
Мероприятия гражданских властей при возникновении ЧС. Оповещение о ЧС. Оценка обстановки и определение границ и площадей зон поражения. Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация из районов, подвергшихся разрушениям и действию вредных и опасных факторов. Санитарная обработка. Организация снабжения продовольствием. Обеспечение функционирования систем водо-, газо- и теплоснабжения, транспорта, связи и др. Обеспечение деятельности бытовых и технических объектов. Меры поддержания правопорядка.
Методические указания.
В этой теме студент должен разобраться в классификации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного происхождения и военного времени (стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение в случае войны различных видов оружия), причинах аварий и катастроф на промышленных объектах (вследствие воздействия внешних, природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения технологических процессов производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов, нарушение правил техники безопасности).
Следует рассмотреть чрезвычайные ситуации естественного происхождения - стихийные бедствия и способах защиты от них. При изучении темы необходимо представлять, какое значение имеет охрана природы на современном этапе. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов - одна из важнейших экономических и социальных задач государства. Необходимость охраны природы закреплена в Конституции РФ.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Составляющие здорового образа жизни. Питание, двигательная активность и закаливание организма. Режимы труда и отдыха, правила личной гигиены.
Факторы, формирующие и разрушающие здоровье. Профилактика злоупотребления вредными и опасными психоактивными веществами.
Ситуации, при которых необходима первая медицинская помощь. Виды ран и травм. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
Методические указания.
В этой теме студент должен уяснить, как оказать первую медицинскую помощь себе и пострадавшему при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, электротравмах, утоплении, повреждении головы и позвоночника, повреждении грудной клетки.
Простейшими способами реанимации: искусственное дыхания, массаж сердца…
Практические занятия
Первая медицинская помощь при травмах, ожогах, ранениях. Транспортирование пострадавших в укрытие.
Основы военной службы
В результате изучения раздела студенты должны иметь представление:
- об основных требованиях Концепции национальной безопасности и Военной доктрины РФ;
знать:
- нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту;
- основные требования к уровню подготовки призывников;
- права и обязанности военнослужащего;
уметь:
- выполнять нормативы физической подготовки;
- выполнять элементы строевой подготовки.
В результате освоения программы дисциплины студент должен иметь представление:
- о взаимодействии человека со средой обитания, о результатах воздействий опасных и поражающих факторов;
- об организации основных мер по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- структурно-функциональную организацию человека с точки зрения взаимодействия и окружающей средой;
- техногенные, природные, социальные, комбинированные опасности, их источники и порождаемые ими опасные, вредные и поражающие факторы
знать и уметь использовать:
- основы применения экобиозащитной техники и рациональных условий труда, идентификации опасных и поражающих факторов в условиях ЧС;
- принципы организации единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций;
- основные задачи единой государственной системы предупреждения в чрезвычайных ситуациях;
- роль и место гражданской обороны по защите населения в чрезвычайных ситуациях;
- порядок оповещения и информирования населения об угрозе аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- особенности радиоактивного заряжения местности, воздуха и воды;
- бактериологическое оружие, способы и признаки его применения, химическое оружие;
-современные обычные средства поражения;
- борьбу с пожарами;
- грамотное поведение населения в чрезвычайных ситуациях по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- положение военной доктрины как составной части комплекса нормативных, правовых, концептуальных и программных политических документов;
- Федеральный Закон о воинской обязанности и воинской службе;
- структуру Вооруженных Сил РФ, их боевые традиции и символы воинской чести;
- пользоваться теоретическими знаниями для решения практических вопросов в сложных чрезвычайных ситуациях;
- выбирать системы и средства защиты, применяемые в профессиональной деятельности;
- оказывать помощь при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, ожогах,
- извлекать раненых и пострадавших из полуразрушенных зданий, защитных сооружений ;
-пользоваться средствами индивидуальной защиты;
-использовать защитные свойства местности;
владеть навыками:
-наложение жгута при кровотечении;
- наложение бинтовых повязок при ушибах, ранах и переломах на различные части тела;
- искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца;
Изучение материала по всем темам закрепляется проведением практических занятий, или выполнением контрольно-тематических работ. Изложение учебного материала проводится с применением технических средств и аудиовизуальных средств обучения.
После каждого семестра проводится зачет с выставлением оценок.
В соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службы» изучение раздела «Основы военных знаний» является обязательным для лиц мужского пола. В настоящее время Вооружённые Силы РФ комплектуются за счет призыва, в том числе и на контрактной основе, и профессия военного становится престижной, как для граждан мужского, так и женского пола. В связи с этим программа тематического плана предусматривает совместное обучение юношей и девушек.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации,
- Федеральные законы РФ: "Об образовании", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
- Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учеб. заведений / С.В. Белов, В.А. Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школы; НМЦ СПО, 2000.– 357 с.
- Гетия И.Г., Гетия С.И, Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учеб. пособие для среднего проф. образования / Под. ред. И.Г. Гетия. - М.: Колос, ИПР СПО, 2002.
- Костров А. М. Гражданская оборона: Учебник. / А.М. Костров. – М.: Просвещение, 1991.
- Практические задания и тесты по дисциплинам для специальности "Экономика и бухгалтерский учет":Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин и др.; Под ред. А.И. Гомолы. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 352 с.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. -М.: Изд. Центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000.
Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учеб. заведений среднего проф. образования. - М.: Просвещение, 2003.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие понятия
В современном мире потенциально опасными являются все процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации и на жизнь человека отрицательно воздействуют природные, техногенные и антропогенные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так возрастание их негативных последствий. Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требует изучения вопросов безопасности жизнедеятельности (БЖД) на различных этапах обучения, в первую очередь - в средних учебных заведениях.
БЖД - это область научно-практической деятельности, направленная на изучение закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на человека основ защиты его здоровья и жизни, среды проживания, на разработку и реализацию средств и мероприятий по созданию и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности.
Нормативная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» это интегрированная дисциплина гуманитарно-техничного направления, формирующая понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения в дальнейшем вопросов охраны труда, защиты окружающей среды, гражданской обороны и др.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня среднего профессионального образования
Данная комплексная учебная дисциплина, раскрывает проблемы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания. Она основана на представлении о целостности системы «человек - среда его обитания - применяемая техника». Безопасность жизнедеятельности обеспечивается охраной труда, техникой безопасности в производственной и бытовой сферах и охраной окружающей среды и предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Целью изучения дисциплины, входящей в цикл обще профессиональных дисциплин, является получение выпускниками теоретических знаний и приобретение практических умений в сфере профессиональной деятельности, которые необходимы для:
- организации безопасных условий жизнедеятельности;
- участия в реализации мер по защите населения и производственного персонала технических объектов в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и при ликвидации их последствий.
Раздел программы «Основы военной службы» введен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным специальностям.
Содержание учебной дисциплины
Основные цели и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Организация учебного процесса. Самостоятельная работа студентов. Контроль усвоения, рубежный и итоговый контроль знаний.
Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами образовательных программ указанных специальностей. Значение дисциплины для профессии техника, эксперта и техника-метролога.
Методические указания
Цель дисциплины БЖД - обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
Необходимо представлять научные задачи БЖД:
- теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавания и количественная оценка) опасных и вредных факторов;
- комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий обитания на работоспособность и здоровье человека;
- оптимизация условий деятельности и отдыха;
- реализация новых методов зашиты;
- моделирование чрезвычайных ситуаций.
Практические задачи БЖД:
- выбор принципа зашиты;
- разборка и рациональное использование средств защиты человека и природной среды от негативных воздействий техногенных источников и стихийных явлений.
Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
Студент должен знать аксиому о потенциальной опасности, основополагающем постулате БЖД - потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного пути и особо выделить актуальность проблем БЖД.
Изучение материала по всем темам закрепляется проведением практических занятий, или выполнением контрольно-тематических работ. Изложение учебного материала проводится с применением технических средств и аудиовизуальных средств обучения.
После каждого семестра проводится зачет с выставлением оценок.
В соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службы» изучение раздела «Основы обороны государства и воинская обязанность» является обязательным для лиц мужского пола. В настоящее время Вооружённые Силы РФ комплектуются, в том числе, и на контрактной основе, и профессия военного становится престижной как для граждан мужского, так и женского пола, в связи с этим программа тематического плана предусматривает совместное обучение юношей и девушек. Кроме того, в конце учебного года для учащихся мужского пола проводятся пятидневные учебные сборы в объёме 35 часов, сочетающие разнообразные формы организации теоретических и практических занятий.
ПРОГРАММА
учебной дисциплины БЖД
Раздел 1
Государственная система обеспечения безопасности населения.
Введение
Управление и правовое регулирование БЖД
Тема 1. Правила поведения в условиях ЧС.
1.1. Принципы обеспечения устойчивости объектов н/х, прогнозирования развития и оценки последствий при ЧС.
1.2. Основные виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и быту. Производственный травматизм. Требования безопасности.
1.3. Краткая характеристика опасных и ЧС региона. Правила действий и поведения по сигналам оповещения.
1.4. Порядок и правила оказания первой доврачебной медицинской помощи.
Тема 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны
2.1. ГО, основные понятия, задачи и основные мероприятия ГО.
2.2. Современные средства поражения. Очаги поражения и действия в ОП.
2.3. Правила проведения полной и частичной санитарной обработки. Ветеринарная обработка животных, обеззараживание продуктов.
2.4. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. Средства пожаротушения.
2.5. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
2.6. Отработка нормативов:
- правила поведения при получении сигналов оповещения;
- оказание первой медицинской помощи;
- использование ИСЗ.
2.7. Контрольная работа
Раздел 2.
Основы военной службы
Тема 3. Воинская обязанность граждан РФ
Основные мероприятия подготовки допризывной молодежи к военной службе, согласно получаемой профессии СПО.
3.1. Организация и порядок призыва граждан на военную службу. Воинский учет, военно-учетные специальности (родственные, получаемым специальностям СПО).
3.2. Основные виды вооружения, военной техники и спецснаряжения, состоящих в войсках, в которых имеются ВУС, родственные профессиям СПО.
3.3. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.
3.4. Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях прохождения военной службы.
3.5. Оказание первой медицинской помощи на поле боя.
3.6. Отработка нормативов:
-вынос, вытягивание раненного с поля боя;
- оказание ПМП.
3.7. Контрольная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус»
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на : - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социальной ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-376317-1388918248.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей СПО технического профиля
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей СПО технического профиля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-374575-1418722276.jpg)
Комплект оценочных средств к учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
Комплект оценочных средств к учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», по специальности СПО111801...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-646181-1435553311.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 101101 Гостиничный сервис и с учетом Примерной прог...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980245-1512032862.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по спе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/03/picture-1147564-1559541641.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности и Основы безопасности жизнедеятельности
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/13/picture-1179861-1576207495.png)
Рабочая программа общепрофессиональной подготовки учебной дисциплины: ОПД 06 «Безопасность жизнедеятельности» (код и наименование профессии) 23.01.03 «Автомеханик»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.01.03 «Автомеханик» укрупненной группы пр...