Формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках здоровья
статья по обж (9 класс) по теме

Глава государства провел заседание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Темой заседания стали охрана и укрепление здоровья подростков. На этом заседании В.В.Путин  - отметил - Состояние здоровья подростков напрямую влияет на их дальнейшую жизнь, на их способность обрести профессию, создать семью, воспитать детей. В этом возрасте организм перестраивается, готовится к взрослой жизни, идёт его бурный рост, интенсивно формируется личность и мировоззрение человека,. - В такой период дети особенно уязвимы и порой просто беззащитны перед трудностями, соблазнами и рисками сегодняшнего мира. Поэтому очень важно помочь детям в это ответственное время и прежде всего уделить самое пристальное внимание их здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo_formirovanie_zozh_na_urokah_zozh.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 Представляю вашему вниманию выступление на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках здоровья (ОЗОЖ)».

(Слайд 1) Ссылка на презентацию

https://drive.google.com/file/d/0B0VOeK57rRjwNmVYc2NMWkxSYUk/view?usp=sharing

(Слайд 2)Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

 Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр

(Слайд 3)

Глава государства провел заседание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Темой заседания стали охрана и укрепление здоровья подростков. На этом заседании В.В.Путин  - отметил - Состояние здоровья подростков напрямую влияет на их дальнейшую жизнь, на их способность обрести профессию, создать семью, воспитать детей. В этом возрасте организм перестраивается, готовится к взрослой жизни, идёт его бурный рост, интенсивно формируется личность и мировоззрение человека,. - В такой период дети особенно уязвимы и порой просто беззащитны перед трудностями, соблазнами и рисками сегодняшнего мира. Поэтому очень важно помочь детям в это ответственное время и прежде всего уделить самое пристальное внимание их здоровью.

Один из пяти пунктов президенской инициативы гласит "К каждому ученику индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения»

Вот уже более 10 лет я преподаю предмет ЗДОРОВЬЕ во второй школе. Работаю по программе «Здоровье» .Основанием для создания рабочих программ для предмета Здоровье (ОЗОЖ) являются следующие документы:

1. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений. Разработана группой авторов под руководством д.м.н.Касаткина В.Н. Утверждена Минобразованием России, Минздравом России, президентами РАО, РАМН. 2.Федеральный закон «Об образовании» ст.2., ст.51, ст.28.  

Программа создана в 2001 году и не потеряла своей актуальности. На основе этой программы мною разработаны Рабочие программы для 5-11 классов. (Слайд 5 Фото рабочие программы)

Программы охватывают все аспекты Здорового образа жизни. Стиль программ- это цикличность, повторяемость т.е. темы и разделы программы повторяются в каждом классе, однако они углубляются и расширяются из года в год. Так, например, в Разделе «Питание и здоровье» в  5 классе даётся элементарные понятия об основных пищевых веществах, изучается режим питания, составляется меню. В 6 классе эта работа продолжается, однако более подробно изучаются основные пищевые вещества, в каких продуктах содержатся и т.д.7 класс уже знакомится с энергетической ценностью продуктов ,учится составлять меню, используя  формулу соотношения белков ,жиров углеводов. В 11 классе определяется индекс массы тела, учатся правильно сервировать стол, составлять индивидуальное меню.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.(Слайд6)

 При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: (Слайд7)

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

экология; 

семья и микроклимат в ней;

наследственность

·  Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения   здоровья   детей ;круг общения, вредные привычки: питание;

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

· Стрессовая педагогическая тактика;

·  Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

·  Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

·  Провалы в существующей системе физического воспитания;

· Интенсификация учебного процесса;

· Функциональная неграмотность педагога в вопросах  охраны  и укрепления  здоровья

·  Частичное разрушение служб  школьного  медицинского контроля;

  Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сила  влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

комплексно и системно; длительно и непрерывно (9-11 лет ежедневно).

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.

(Слайд 8)

Цель моей работы: формирование установки на здоровый образ жизни, повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, обеспечение положительной динамики в состоянии здоровья учащихся посредством применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

(Слайд 9)

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

(Слайд 10)

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

«Без здоровых детей нет здорового общества…

Из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Исходя из этого, здоровый образ жизни можно определить как индивидуальную систему поведения человека, обеспечивающее ему физическое, духовное и социальное благополучие. 
Здоровый образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека, которая способствует его безопасности и благополучию в жизни. Формирование эффективной системы здорового образа жизни происходит в процессе познания окружающего мира, в динамике его развития, познания себя в нем, при выработке нравственных жизненных ориентиров и установок.

При всех достоинствах большинства существующих систем обучения детей «здоровому образу жизни», общим их недостатком является то, что они сконцентрированы на информационном уровне. Ребенок рассматривается исключительно как объект для обучения, как «пустой сосуд», который надо наполнить «правильными» знаниями о здоровье, привить ему полезные навыки. 

Общеизвестно, что «правильные» знания совсем не предполагают «правильное» поведение, поступок, действие. Между ними очень большая дистанция. Чтобы «правильное» знание помогло выбору «правильного» поведения, нужна мотивация, побуждение к действию, другие подходы и методы. 

(СЛАЙД11)

Большую роль в решении задач играют здоровьесберегающие технологии.  Они реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети  учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина,- это условия обучения ребенка в школе  (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями); соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка; Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья  учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

что? – отбор и структура содержания;

как? – оптимальная организация учебного процесса;

с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

кто? – реальный уровень квалификации учителя;

так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.

(Слайд12)

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.

   Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

    При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

·         создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

·         использование проблемных творческих заданий;

·        стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

·         применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

·      рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых во время проведения уроков. Разнообразие форм работы делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь. 

(Слайд 13)

 Поэтому на своих уроках чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей: 
- Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением; (Слайд 14)


- Выполнение творческих заданий (напиши эссе, сочинение, придумай сказку на новый лад, нарисуй плакат, сочини правдивую рекламу, конкурс стенгазет, плакатов, рисунков, проведение уроков конференций);

(Слайд 15)       (Слайд 16)

Проведение социологических опросов, анкетирование. 

Для того чтобы направить выбор детей к принятию здорового образа жизни одним  из методов своей работы я считаю деятельностный подход. 
Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формулировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность помогает понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. Инструментом работы является сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнерском взаимодействии детей и педагога через применение метода проекта.

( Слайд 17)

В целях совершенствования форм и методов организации уроков по формированию здорового образа жизни я применяю метод проектов, который ориентирован на самостоятельность, творческую активность подростков и дает возможность ощутить свою социальную значимость, получить опыт взаимодействия со сверстниками. 
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Цель уроков обучения учащихся здоровому образу жизни - формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Одной из эффективных форм работы является организация проектной деятельности учащихся. Проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей: 

( Слайд 18)


1. По доминирующей направленности деятельности участников: 
- практико-ориентированный , «Уголок России – школьный двор», «Хочу делать свое дело», «Новое поколение выбирает»,
- исследовательский /«Мы и компьютер», «Движение-это жизнь», «Нужна ли школьная форма» «Умный  за Клинским не пойдёт»!»  «С сигаретой твоя жизнь под угрозой!»; «Вредные привычки» ; «Питание – основа жизни.»
- информационно-просветительский / «Похититель рассудка», «Табачный туман обмана»/; «ВИЧ,СПИД об этом должен знать каждый» »Режим труда и отдыха»;

( Слайд 19)
- творческий /«Как человек воспринимает окружающий мир»/; 
- ролевой /«Будьте здоровы!», «Я — валеолог»/ «Безопасный интернет»; «Конфликты с детьми и пути их разрешения»
2. По количеству участников: 
- групповые; 
- парные; 
- персональный; 
3. По продолжительности: 
- мини-проекты; 
- краткосрочные; 
- среднесрочные; 
- долгосрочные; 

Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

 ( Слайд 20)


1. С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,  вводится искусствоведческий  материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются  школьники  в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала,  юмор, перевод школьников к новым  видам деятельности,  которых должно быть  в течение урока от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

( Слайд 21)

( Слайд 22)

( Слайд 23)

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся;  проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

( Слайд 24)

( Слайд 25)

При Технологии развивающего обучения:
происходит активизация учащихся в процессе усвоения новых знаний, проблемно- поисковый, исследовательский опыт.

3.Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  используются  на уроках видеоматериалы, средства ИКТ,  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения; обязательность дифференцированных  заданий. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление  межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных  перемен.

6. Формируя у учащихся  знания о здоровье, использовать  задания для проведения самоанализа.

В начале учебного года в каждой параллели я провожу диагностику по мотивации на здоровый образ жизни.Тест состоит из нескольких простых вопросов Наример. «Знаешь ли из каких основных компонентов состоит Зож, «Нужно ли соблюдать режим», «Знаешь ли ты как правильно питаться» и т.д.

Затем проанализировав ответы составляю общую картину мотивации на зож.

( Слайд 26)

И вот какая картина получается. Если 5-х классах мотивированных учащихся 36%, то уже в 9 процент значительно повысился 86%.Из этого можно сделать вывод: Что уроки здоровья учат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. 

Вывод: ( Слайд 27)

           Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье;  если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Шуточный тест. ( Слайд 28),29)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.

     Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...

Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»

В данной статье представлена разработка проекта  по реализации задач  формирования основ здорового образа жизни  «Мы за здоровый образ жизни!»...

Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

МБДОУ «ЦРР - Д/с «Золушка»КонсультацияУчитель-логопед: Рогалёва Н.А.  ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ  Здоровье - ...