Дистанционный урок "Создание регулярной армии. Этапы развития армии до 1917г"
план-конспект урока по обж (11 класс) на тему

Жаринова Елена Андреевна

Систематизация знаний учащихся о содержании военных реформ и об основных реформаторах российской армии.

Воспитание у учащихся чувства патриотизма и уважение к Вооруженным силам России.

Формирование  умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; развивать умение обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnyy_urok_23.02._obzh.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по основам безопасности жизнедеятельности

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся курс 1

специальность 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма проведения дистанционно

преподаватель Е.А.Жаринова

Тема: Создание регулярной армии. Этапы развития армии до 1917г.

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний об истории создания Вооруженных сил России XVI-XIX в., о военных реформах Ивана IV, ПетраI, Екатерины II, Александра II.

Задачи занятия:

Обучающая: систематизировать знания учащихся о содержании военных реформ и об основных реформаторах

Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма и уважение к Вооруженным силам России

Развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; развивать умение обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы


Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

1. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс  Учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин М. Просвещение 2009

Дополнительная литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы А.В. Наследухов М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005

Интернет-ресурсы

1. Военные реформы Ивана IV Грозного
Форма доступа: http://histerl.ru/kurs/ivan-iv/voennye-reformy-ivana-iv.htm

2. Военная реформа Петра 1
Форма доступа: http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/voennaia_reforma_petra.htm

3. Российские реформы 60-70-х гг. 19 в
Форма доступа: http://histerl.ru/lybiteliam_istorii/rossieskie_reformi.htm 

Междисциплинарные связи: История

Внутридисциплинарные связи: Вооруженные силы России. Воинская обязанность

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы и провести самооценку усвоенного материала)

Вопрос

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Сформулируйте основные задачи Вооруженных сил государства.

2. Установите причины необходимости проведения военных реформ.

3. Роль основных военных реформаторов России XVI-XIX в. в формировании боеспособных вооруженных сил.

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  1. Военные реформы Российского государства XVI – XVIII
  1. Военные реформы Российского государства XVIII - XIX

 Вопрос 1. Военные реформы Российского государства XVI – XVIII

Многочисленные преобразования, затеянные Иваном Грозным, сказались на всех сферах жизни русского государства. Начало Казанской войны оказалось совсем не таким, как надеялся молодой правитель: ошибки первых походов показали несостоятельность русской армии, ее ограниченность и косность. Недостаточная мобильность, слабое вооружение, невысокая, в масштабах государства, численность – все это ярко продемонстрировало необходимость проведения новых реформ, на этот раз военных.

Первые военные реформы

Недостаточная численность и мало обеспеченность русской армии породили изменения в системе набора рекрутов. Согласно новому уложению, с каждый ста четвертей земли землевладелец должен был выставить одного конника – в полном доспехе и с вооружением. В армию мог идти как сам землевладелец, так и выставленный вместо него человек. По желанию служение в армии могло быть заменено внесением определенной суммы в казну.

Помимо этого, всем боярским детям, вступающим в армию, было положено казенное жалование. А тем дворянам, кто выставлял большее число «служилых людей», чем это предписывалось новым законом, жалование платилось в двойном размере.

Помимо дворянских детей, к служению в армии Иван Грозный привлек и казаков. Донецкие казаки стало основой пограничных войск страны.

Новое поместное дворянство стало ядром армии. При этом служение могло передаваться по наследству, однако обеспечение вступивших в войска боярских детей конями, оружием, доспехами и собственными ратниками лежало на землевладельцах.

Стрелецкое войско

Одним из важнейших военных преобразований Ивана Грозного было создание стрелецкого войска. Особая воинская часть, наделенная особыми привилегиями, получила название стрельцов из-за использовавшегося новейшего огнестрельного оружия – пищали.

Основу войска составляли горожане и свободные крестьяне, за переход на государеву службу получившие не только жалование, но собственные небольшие земельные наделы. В городах – в первую очередь в Москве – стрельцам была выделена своя территория, так называемый стрелецкий двор. В мирное время стрельцы несли службу по охране дворца, занимались торговлей и ремеслом, Особым указом стрелецкие дворы освобождались от налогов. А для регулирования работы этого особого войска была создан отдельный Стрелецкий приказ.

Благодаря таким льготам и послаблениям стрельцы стали самым привилегированным родом войск в русской армии. А дальнейшая модернизация привела к тому, что стрелецкое войско стало главной опорой трона и наиболее сильной военной единицей.

Выводы

Благодаря унификации и пересмотру налогообложения расходы на армии могли финансироваться напрямую из государственной казны, причем в полной мере. Усиление числа служилых дворян обеспечивало лояльность войска царю и делало армию подлинной опорой трона. Изменение принципа набора рекрутов обеспечило не только рост численности войск, но и достаточно одинаковое их вооружение. А массовое введение огнестрельного оружия и артиллерии значительно усилило боеспособность русской армии.

Громадные размеры крестьянских волнений в XVIII в. требовали значительной вооруженной силы для их подавления. Активная внешняя политика российских царей заставляла укреплять вооруженные силы государства. В этих целях и проводились реформы военного устройства. Основной чертой военной реформы, проводимой Петром Великим, явилось создание регулярной армии. Постоянные войска существовали, конечно, и до Петра, но в форме стрелецких полков и наемников. Войска эти были далеки от совершенства. Стрельцы больше думали о своих лавках, а наемники — о жалованье.

Петр I впервые ввел новый принцип формирования войск — рекрутский, набор. В 1699 г. формируется рекрутская система набора в армию (каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в губерниях должны были в определенный срок поставить в армию одного рекрута). Служба рекрута длилась 25 лет, офицеры служили пожизненно. С 1723 г. после переписи введена подушная раскладка рекрутов. Это позволило создать сильную армию. Солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе.

С 1699 по 1725 г. было произведено 53 рекрутских набора, из них 21 — основной набор и 32 — дополнительных. В армию было взято около 285 тыс. человек. Основной воинской единицей был полк (1200 человек), два-три полка составляли бригаду. Три бригады составляли дивизию. Всего к 1721 г. полевая армия Петра насчитывала 73 полка (около 130 тыс. человек).

В этот же период создана система военных гарнизонов, которая насчитывала 55 полков общей численностью 74 тыс. человек при 10 тыс. орудий. Всего сухопутные вооруженные силы имели на вооружении до 1 5 тыс. артиллерийских стволов.

К моменту окончания Северной войны Россия имела 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. Тогда же была построена и каспийская флотилия численностью около 300 судов.

Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (школа бомбардиров, Морская академия, артиллерийская, инженерная школы), но главной военно-практической школой подготовки офицеров служили элитные гвардейские полки: Преображенский и Семеновский.

К концу царствования Петра I в стране обозначились две структуры управления: гражданская и военная. Гвардия стала элитой военной власти и управляла гражданским аппаратом. Управление вооруженными силами было возложено на Военную и Адмиралтейскую коллегии.

В 1716 г. был введен Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод провозгласили Петра I императором всероссийским, великим и отцом Отечества. Россия стала империей. Император согласно положениям, содержащимся в воинских артикулах, Морском уставе и Духовном регламенте, обладал более широкими полномочиями, чем царь в XVII в. Император был верховным главнокомандующим и стоял во главе орденской и наградной систем империи. Также он ведал вопросами формирования полков, назначением офицеров, устанавливал план и порядок ведения боевых действий.

Источники дополнительной информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

Основы безопасности жизнедеятельности.

10 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин М. Просвещение 2009

Стр.106-110

Дополнительная литература

Основы безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы А.В. Наследухов М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005

Стр. 273-276

Интернет ресурсы

Сайт histerl.ru

http://histerl.ru/kurs/ivan-iv/voennye-reformy-ivana-iv.htm

http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/voennaia_reforma_petra.htm

Контрольные задания по Вопросу 1.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Дайте определения следующим понятиям:

- ополчение,

- пищали,

- Разрядный приказ,

- гренадер,

- рекрутская повинность

  1. Найдите соответствие между датами и событиями.  (см. таблицу ниже)

Дата

Событие

А) 1550 г.

1. Окончание Северной войны

Б) 1700 г.

2. Введение Военного устава

В) 1716 г.

3. Образование Стрелецких полков

Г) 1721 г.

4. Поражение русских войск в битве под Нарвой

Вопрос 2.

Военные реформы Александра II 

   Военные реформы Александра II во многом были обусловлены неудачами в Крымской войне.

           Стали очевидными многие слабости как во внутренней организации войска, так и несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Подготовка офицерского состава была крайне слабой.

Важные реформы начались в армии после назначения военным министром 9ноября 1861 г. генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина, видного общественного и государственного деятеля, высокообразованного  человека.

Одной из первых реформ явились реорганизация центрального военного управления и создания местных органов управления в виде военных округов.

Военные реформы Д.А.Милютина

    Д.А. Милютин стремился к тому, «чтобы привести все здания в стройный вид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано было полезным слить  вместе все части, однородные по кругу действий, и уничтожить лишние наросты, которые в течении времени образовались более или менее случайно,  без  всякого плана».

      В 1863 г. состоялась реорганизация департамента Генерального штаба, который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако  эта реформа оказалась недостаточной, и приказом по военному ведомству 31декабря 1865 г.

        1 января 1869 г. Александр2 утвердил новое «Положение о Военном министерстве», в котором верховное начальство над всеми сухопутными силами империи сосредоточивалось в особе императора.

       Военные реформы Александра 2, начатые в 60-х гг., коснулись и Генерального штаба.

Основная цель преобразования его состояло в том, чтобы Генеральный штаб охватил все отрасли штабной службы. В 1864 г. был упразднен гвардейский генеральный штаб.

     По положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначенное командиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями. Это приближало к войскам и давало более широкую возможность продвижения по службе.

      После некоторого колебания Александр 2 утвердил представление военного министра о том, чтобы все офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они не стояли, имели одинаковую гвардию чинов и носили одинаковый мундир.

        Такие меры подняли значение офицера Генерального штаба, увеличилось количество желающих служить в нем, а русская армия, в свою очередь, получила образованных офицеров в области военного дела.

        Одновременно с преобразованием в центральном военном управлении проходила и реорганизация местного военного управления.

        В период 1862 – 1867 г.г. была осуществлена военно-окружная реформа. Целью ее было устранить главный недостаток существовавшей в то время системы военного управления – полной централизации, сковывающей инициативу и самостоятельность руководства на местах. Приказом военного министра Милютина  от 6 июли 1862г. были созданы Варшавский, Виленский, Киевский военные округа.

        Практически результаты создания этих первых военных округов полностью доказали целесообразность применения в России территориальной системы военного управления. 6 августа 1864 г. Александр II  утвердил «Положение о военно-окружных управлениях».

        Каждый военный округ являлся одновременно органом строевого управления  и органом военно-административного устройства, сосредотачивая в своих руках все функции военного управления.

       Учреждение военных округов устранило разные неудобства, тянувшиеся многие годы. При существовавших ранее порядках по каждому отделу военного хозяйства – инженерному, артиллерийскому, комиссариатскому, провиантскому, и т.д. – имелись специальные округа, обладавшие на местах небольшой властью и утверждавшие всякие мелочи в столице. Полномочия командующего округом позволили устранить существовавшую ранее волокиту, несогласованность и споры между  строевыми начальниками и хозяйственными инстанциями.

       Вместе с задачами децентрализации военного управления и создания условий для оперативного развертывания частей во время войны  на командующих округов возлагалось содействие гражданским властям «для сохранения порядка».

       В случае войны штаб округа становился штабом действующей армии.

       В результате проведенных реформ в 1862-1869 гг. система управления значительно приблизилась к войскам. В ведении Воинского министерства остались лишь те вопросы управления, которые имели значение для всей русской армии. Аппарат Военного министерства сократился почти на тысячу человек, а канцелярская переписка уменьшилась на 45%.

        Сроки мобилизации армии были сокращены с 6 месяцев в 1850г. до 9 – 26 дней в 1877г. Вопросы, связанные  с обороной страны, решились временно создаваемыми комитетами, которые согласовывали их между  Военными и морскими министерствами. В 1868 г.  было введено новое «Положение о полевом управлении войск в военное время», позволившее устранить многие недостатки прежней организации. Оно уточняло функции главнокомандующего, освобождало его от руководства второстепенными  административными вопросами и более четко определяло обязанности начальников отдельных управлений. Вместе с тем слабо разработан был вопрос об устройстве тыла армии, что проявилось вскоре в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878гг.

Источники дополнительной информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс  Учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин М. Просвещение 2009

стр 111-113

Дополнительная литература

Основы безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы А.В. Наследухов М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005

стр.276

Интернет ресурсы

Сайт histerl.ru

http://histerl.ru/kurs/ivan-iv/voennye-reformy-ivana-iv.htm

Контрольные задания по Вопросу 2.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1.Дайте определения следующим понятиям:

- Военная коллегия,

- егерский корпус,

- всесословная воинская повинность,

- полки нового строя,

- милютинские реформы

2.Найдите соответствие между датами и событиями.  (см. таблицу ниже)

Дата

Событие

А) 1768-1774 г.

1. Отмена крепостного права

Б) 1853-1856 г.

2. Русско-японская война

Г) 1861 г.

3. Утверждение Устава о воинской повинности

Д) 1874 г.

4. Русско-турецкая война

Е) 1904-1905 г.

5. Русско-турецкая война

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Выполнить задание и провести самооценку усвоенного материала

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1-2. Военные реформы Российского государства XVI – XIXв.

1. Заполните таблицу, опираясь на конспекты в тетради, материал учебника. (см. таблицу ниже)

Начало проведения реформ

Кем проведены реформы

Содержание реформ

Итоги реформ

1.

1550г.

2.

1770г.

3.

1762г.

4.

1874г.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
  1. Подготовить презентацию на тему «Победы русского воинства XVIII- XIX в.», «Великие русские полководцы» (работа в группах) и выслать на почту  преподавателя.

Преподаватель                                                                 Е.А. Жаринова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

дистанционное обучение на современном этапе образования

может быть полезен для подготовки выступлений, создания методических разработок....

Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...

Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....

Конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов «Держава армией крепка, а армия солдатом»

Основное содержание конкурсно-игровой программы:Используются: отрывки  из поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского, песни военных лет, демонстрация видеоряда через компьютер (мультимеди...

Группа ПК 2 ОБЖ (29.10.2020) Урок по теме "Военная реформа Петра 1. Создание Регулярной Армии, ее особенности."

Тема: "Военная реформа Петра 1. Создание Регулярной Армии, ее особенности."​Задание​1. Изучить материал. См. файл с презентацией​2. Составить опорный конспект....