Методическая разработка урока "Экологическая безопасность"
методическая разработка по обж (8 класс) на тему

Конспект урока "Экологическая безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologicheskaya_bezopasnost_2_-_kopiya_-_2.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

                          ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ПО ОБЖ 8-м КЛАССЕ

Образовательное учреждение: ГБОУ Школа № 2083Школа№208         

Ф. И. О. учителя: Сухорученко А.В.

Тема учебного занятия: Экологическая безопасность. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Тип: открытие новых знаний.

Цель: Формирование  представления у  обучающихся  знаний   об  экологической  безопасности  как одной  из  видов безопасности  человека.

Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний,  организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: к концу занятия школьники усваивают:

- экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека;

- пути попадания  в организм вредных веществ из окружающей среды;

- некоторые способы и методы защиты от вредных веществ;

- термины: «экология», «экологическая безопасность», «загрязнение».

Метапредметные результаты:

- умеют слушать собеседника, излагать своё собственное мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

Личностные:

- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

- нравственно оценивают усвоенное содержание занятия;

    Учебник: Учебник Смирнов А.Т Хренников Б.О.

Оборудование: интерактивная доска; картинка с изображением источников загрязнения; 3 конверта  с заданиями для каждой группы для составления правил экологической безопасности; схема «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека», рисунок «Цепь загрязнения»; наглядный материал для составления правил бережного отношения к природе; «Конверт настроения» со смайликами.

Ход урока

1. Организационный момент. 2 мин

2. Проверка домашнего задания.   8 мин

3. Сообщение темы урока.

Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва - все это необходимо людям для полноценного и здорового существования.

 Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания.

 Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения.

Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.

Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.

Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека.

В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.

Рассмотрим виды загрязнения.

Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.

4. Постановка цели урока.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей).

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем что такое «экологическая безопасность», рассмотрим, какие экологические опасности нам угрожают, и составим правила экологической безопасности. Мы сегодня с вами будем говорить об экологической безопасности, касающейся воды и воздуха. Вспомните, что такое «экология».

5. Работа по теме урока.

- Планета Земля добра к своим жителям. Она помогает нам жить. Каким образом? (Ответы детей).

- К сожалению, люди загрязняют окружающую среду. Каким образом? Посмотрите на картинки, они помогут вам ответить на заданный мною вопрос. Дети называют источники загрязнения: фабрики и заводы, свалки мусора, автомобильные выхлопы.  Что загрязняет человек? (Воздух, почву, воду). 

- Как вы думаете, если человек будет загрязнять воздух, почву и воду, это как то повлияет на самого человека?  Давайте проследим по рисунку цепь загрязнения. (Рисунок на интерактивной доске).

- Кто сможет рассказать, как загрязняющие вещества движутся по цепочке? (Обучающиеся рассказывают по картинке).

- Какой вывод мы можем сделать по этой картинке? (Загрязняющие вещества двигаются по цепочке и попадают в организм человека).

- Чтобы этого не произошло, что человек должен делать? (Бережно относиться к природе, не загрязнять воздух, почву, воду).

- Мы с вами познакомились с новым понятием. Каким? «Цепь загрязнения».

- Кто сможет дать определение «цепи загрязнения».  Давайте составим свои цепи загрязнения, пользуясь рисунками (Обучающиеся устно составляют цепи загрязнения).

- Подумайте, какими путями попадают загрязняющие вещества в организм человека? Вывешивается на доске «смайлик» и по мере ответов детей со всех сторон к нему размещаются стрелки с надписями: загрязнённый воздух, загрязнённая вода, загрязнённые продукты питания. «Смайлик» переворачивается и на обратной стороне «Смайлик» грустный.

- Что же произошло с нашим человечком? (Он заболел).

- Верно, наш дружочек в опасности. Как ему помочь, что же ему делать, чтобы снова улыбаться? Обучавшиеся предлагают свои варианты).

- Какой мы все вместе сделаем вывод? Главная задача, которая стоит перед обществом – не допускать загрязнение окружающей среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого многое делается. Но полностью решить эту проблему пока не удаётся. Поэтому, чтобы обезопасить своё здоровье от попадания загрязняющих веществ в организм, нужно знать правила экологической безопасности.

6. Работа над определением «экологическая безопасность»

- Итак, чем вы можете помочь природе? (Ответы обучающихся).

- Вспомним тему нашего урока. (Экологическая безопасность.  Дети с помощью учителя дают определение экологической безопасности. Смотрят определение в учебнике, сравнивают со своим).

- Экологическая безопасность – это защита человека от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.

8. Работа в группах над правилами экологической безопасности.

- Чтобы защитить себя от попадания в организм вредных веществ, нужно знать правила экологической безопасности. Сейчас вы эти правила сами сформулируете.  Работать будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Работать тихо, вежливо обращаться друг к другу, не ссориться, выбрать старшего группы, следовать его указаниям).

- Вспомним, какими путями загрязняющие вещества попадают в наш организм? (Воздух, продукты питания, воду). Три пути – три группы. Первой группе достаётся воздух, второй группе – вода, третьей группе – продукты питания. Работаем с текстом учебника В тексте находите правила экологической безопасности, формулируете их и записываете на листочке фломастером.

- Первая группа расскажет правила, как защитить себя от загрязнённого воздуха. (Выходит ответственный, листок с записями вывешивается на доске под словом «загрязнённый воздух», обучающийся перечисляет правила). Посмотрите мою памятку, сверьте, всё ли вы написали.

- Далее очередь второй группы. Заканчивает третья группа. (После её выступления перевернуть «смайлик» обратно, чтобы он улыбался).

- Внимание, наш человечек снова улыбается! Мы ему помогли! Теперь он знает правила экологической безопасности и будет здоров! Молодцы!

9. Домашнее задание.

- Дома вам нужно будет нарисовать условные знаки экологической безопасности по группам и рассказать правила экологической безопасности по этим знакам. Старший каждой группы распределит обязанности позже.

10. Итог урока.

- О чём шла речь на уроке?

- Что такое экологическая безопасность?

- Какими путями попадают загрязняющие вещества в наш организм?

- Как защитить себя от загрязненного воздуха?

- Как защитить себя от загрязнённой воды?

- Как защитить себя от загрязнённых продуктов питания?

11. Рефлексия.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

- Понравился вам стих. В чём смысл этого стихотворения?

- У вас на партах смайлики настроения.  Если вы усвоили новый материал, и у вас на уроке было хорошее настроение, то поднимите соответствующий смайлик. Спасибо вам за хорошую работу. Надеюсь, что вы будете беречь природу и своё здоровье!

12. Приложения.  Памятки:

1. Как защититься от загрязненного воздуха.

Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.

Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.

Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.

Попроси взрослых не курить в квартире.

Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.

Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

2.  Как защититься от загрязненной воды.

Нельзя купаться возле промышленных стоков.

Пей только кипяченую воду.

Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОБЖ «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

Раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»,...

Методическая разработка занятия «Безопасные летние каникулы» (для учащихся 3-4 классов)

Лето - это самое долгожданное время года, особенно для детей. Дети в это время в основном  предоставлены сами себе, родительский контроль снижается, а у детей появляется много свободного времени....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Правила безопасного поведения при пожарах».

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Правила безопасного поведения при пожарах». В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их позн...

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. У...

Методическая разработка тренинга «Безопасность в сети Интернет»

Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет-услуг растет. Интернет – это незаменимый помощник для получения знаний, где можн...

Методическая разработка занятия "Безопасность на природе"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....