Конспект урока ОБЖ "Если ты отстал от группы"
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему

Тема: «Если ты отстал от группы».

Цели урока: познакомить учащихся с правилами поведения в условиях автономного

существования в природной среде. Что делать, если заблудился в лесу, отстал от группы.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний и объяснение нового материала).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_ty_otstal_ot_gruppy.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Если ты отстал от группы».

Цели урока: познакомить учащихся с правилами поведения в условиях автономного

существования в природной среде. Что делать, если заблудился в лесу, отстал от группы.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний и объяснение нового материала).

Оборудование: учебник, тетрадь.

На доске:

23 октября.

Классная работа

Тема: Если ты отстал от группы.

Ход урока

I.             Организационный момент.

II.            Анализ контрольной работы. Типичные ошибки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

1. Сережа собирается лететь с родителями из Санкт-Петербурга во Владивосток. Самолет проделывает этот путь за 9 часов. Помоги Сережиным родителям выбрать удобный рейс

а) 4 утра; 6)10; в) 23; г) 18.

2. Передвигаясь по засушливой местности, вы очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как правильно утолять жажду?

а) часто, но по одному глотку;

б) пить по одной чашке в день;

в)  пить только при сильной жажде, промочить рот и выпить один-два глотка; в) утолить жажду, выпив половину имеющейся воды.

3. Определи порядок действий в различных экстремальных ситуациях

а) в первую очередь необходимо оказать первую медицинскую помощь тем, кто в ней нуждается, или самому себе;

б) затем следует попытаться устранить угрожающий фактор или покинуть опасное место;

в) следующий этап — меры по спасению запаса продуктов, воды, необходимого снаряжения, всего того, что может пригодиться в дальнейшем;

г) когда непосредственная угроза для жизни миновала, необходимо дать оценку сложившейся ситуации, чтобы принять решение о последующих действиях, а именно: ждать помощи на месте или самостоятельно выходить к людям.

4. В походе зимой, человек отморозил себе руку. Что нужно делать?

а) растирать руку снегом;

б) растирать руку мягкой шерстяной тканью;

в) согревать руку собственным теплом;

г) согреть руку у костра.

5. Для того чтобы акклиматизация прошла быстрее, нужно:

а) попробовать все новые для тебя продукты;

б) в день приезда обследовать все ближайшие окрестности;

в) пить воду только из стандартных упаковок или кипяченую.

г) ложиться спать тогда, когда захочется.

III. Вводное слово учителя.

- Сегодня мы начинаем изучать большую главу «Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде». Давайте вспомним, что такое автономное существование? (Существование без помощи из вне). Приведите примеры автономного существования.

- Все вы слышали или читали о Робинзоне Крузо. Что с ним произошло? (Он оказался на необитаемом острове).

     Прототипом этого героя стал английский моряк Селькирк. В октябре 1704 года английский капитан Уильям Дампьер приказал высадить 28-летнего штурмана Александра Селькирка на пустынный остров в Тихом океане. Ему разрешили взять с собой мушкет, фунт пороху, десяток пуль, два фунта табаку, топор, нож, котел и Библию.

Порох, пули и табак кончились быстро. Но шотландец Александр Селькирк сумел с оставшимися четырьмя вещами прожить на острове четыре года и четыре месяца. В феврале 1709 года в бухту острова вошел английский фрегат, чтобы пополнить запасы пресной воды. На его борту Селькирк и вернулся на родину. В Лондоне он сразу стал очень популярен. О приключениях молодого моряка услышал писатель Даниэль Дефо и описал его под именем Робинзона Крузо.

-  Как вы думаете, трудно приходилось Робинзону Крузо? (Трудно)

-  Конечно, трудно, но не будем забывать о том, что остров находился в тропической зоне. На острове был теплый   мягкий климат. Плоды, можно сказать, падали ему на голову с деревьев.

Пример несравним с героическим примером четырех российских моряков, которые шесть с лишним лет прожили на одном^ из необитаемых островов Шпицбергена Северного Ледовитого океана далеко за полярным кругом. Тогда этот архипелаг назывался Грумантом. На острове не было не то что плодовых деревьев — вообще никаких (вернее были только те, что выбросило на берег бурями — плавник).

Из снаряжения у них были только котелок, топор, ружье и 12 зарядов к нему, огниво и немного трута. У всех были охотничьи ножи. Начало событий приходится на 1743 год.

И люди выжили. Штурман Алексей Химков, его сын Иван Химков, а также матросы Степан Шарапов и Федор Веригин. (События описаны в повести К.С. Бадигина «Путь на Грумант», написанной на основе достоверных исторических фактов. В этой понести рассказывается о приключении этих моряков-поморов. Один из них — ваш ровесник.)

- Что им помогло выжить в сложнейших условиях автономного существования? (Знания, опыт, физическая закалка, любовь к жизни).                                                                                                                                                                                                          

Итак, даже на необитаемых островах люди выживают. А если вы заблудитесь в лесу, это не страшно. Вы всегда сможете попасть обратно домой. Сами или с помощью нашедших вас людей. Надо только соблюдать некоторые правила. Тема нашего сегодняшнего урока «Если ты отстал от группы».

Вопросы для активизации знаний. Закрепление изученного материала.

  1. Что нужно брать с собой, чтобы не заблудиться? Вспомните список самых необходимых вещей. (Спички, карта или схема местности и компас. Если вы возьмете эти вещи, то заблудиться вам будет трудно. Кстати, компас поморы взяли на остров Грумант, когда высаживались с тонущего корабля, но потеряли во льдах, когда пробирались к берегу. Потом они его сделали. На следующих уроках вы узнаете, как сделать компас самим.)
  2.  Какие правила нужно соблюдать, чтобы не отстать от группы?
  3.  Учитель предлагает вспомнить правила подготовки к путешествию. Помните одно из правил при подготовке к путешествию: никогда не отправляйся в лес, в горы, словом, в дикую природу, не предупредив кого-нибудь о своем намерении! Тогда вас будут искать, если вы заблудитесь.

 IV. Объяснение нового материала.

     Любая прогулка в незнакомой местности, особенно в лесу, может иметь печальные последствия. Особенно опасно отстать от группы в туристическом походе. Причины этого могут быть самые разные: загляделся на что-нибудь, решил сфотографировать красивую птичку, развязался шнурок, надо подтянуть лямки рюкзака. Да мало ли бывает всяких ситуаций! Случается, что и опытный путешественник, надеясь на то, что быстро догонит группу, сойдет с тропы или просто остановится для перезарядки фото- или видеокамеры. Или, например, в группах, где нет твердой дисциплины и отсутствует «замыкающий», в обязанность которого входит следить за тем, чтобы никто не отстал, на месте привала кто-то решит отдохнуть немного дольше, а потом догнать группу. А тропа раздвоилась, кругом густого кустарника, и отдохнувший может пойти не в том направлении...

     Что же делать в таких ситуациях? Каждый конкретный случай имеет свое решение, но есть и определенные правила, которых и следует придерживаться. Они, эти правила, достаточно просты.

     Отстав от группы и решая вопрос — догонять товарищей или остаться на месте, дожидаясь, когда они спохватятся, что тебя нет и вернутся, необходимо учитывать время года, свои физические возможности.

      Если дело происходит зимним утром и ты еще полон сил, — можно уверенно идти вперед. Ведь и у тебя, и у твоих друзей — одна лыжня. Главное — не терять ее, не пытаться срезать, не бежать «напрямки», чтобы сократить путь.

     Другое дело, если уже вечереет, лыжню видно все хуже, а ты еле ноги передвигаешь от усталости. В таком случае, наверное, стоит сделать привал, развести костер и передохнуть. Огонь виден издалека, и тем, кто идет на выручку, проще будет тебя найти. Нужно подавать сигналы, для того чтобы вас быстрее нашли. Например, ударяйте палкой по деревьям, свистите, кричите и т.д. И ждите, набравшись терпения. ■ Ситуационная задача. Вы отстали от группы на лыжной прогулке по зимнему лесу. Вы полны сил, чувствуете себя бодро. Стоит ясный день, лыжню видно четко. Приняв решение по следу догонять друзей, сталкиваетесь с тем, что через несколько метров лыжня раздваивается. Что делать, идти дальше или ждать друзей на месте? Почему? (Ждать у развилки лыжни, потому что нет точной уверенности куда пошла группа).       Летом у отставшего от группы нет такой палочки-выручалочки, как лыжня, и, догоняя группу, можно разминуться с теми, кто отправился тебе на помощь. Зато тепло и не грозит обморожение. В любом случае человек, отставший от группы, знает, что где-то недалеко его друзья, его будут искать.

      Если же отстали от группы не один, а несколько человек, то в первую очередь надо наиболее опытного выбрать старшим. Главное правило в подобной ситуации — не разбиваться на группы, а действовать всем вместе.

V. Самостоятельная работа в парах.

Я предлагаю за 5 минут, работая в парах придумать две ситуации, когда можно догонять друзей и когда лучше оставаться на месте, если вы отстали от группы.

VI. Подведение итогов уроков.

1. Если вы заблудились, отстали от группы — это экстремальная ситуация?

2. Что нужно делать при попадании в экстремальную ситуацию? Не падать духом.

 — Первое что нужно сделать — успокоиться. Не метаться, а остановиться.

- Подумайте. Может, вы вспомните, как шли. И сможете выйти сами. Если утро и перед вами лыжня ваших друзей — смело вперед (но до первой развилки).

3. Где могут пригодиться вам полученные на уроке знания?

4. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VII. Домашнее задание 

Учебник. Стр. 34 —36. Ответить на вопросы после параграфа и выполнить задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Подросток в группе"

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова  «Обществознание»...

Конспект урока по теме "Описание музыкальной группы"

Данный конспект урока может быть использован во время изучения лексической темы "Описание внешности" и грамматической темы "Значение апострофа \'s " в 6 классе не зависомо от того, по какой программе р...

Конспект урока : «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС

Конспект урока :      «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа.  Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 класс ,с использованием ИКТ...

План - конспект урока по ФК в смг группе,9 класс,Баскетбол

Представляю пример план - конспекта 9 класс, Специальной медицинской группы - группа "А", (язва желудка и 12типерстной кишки).Тема занятия по физической культуре : "Баскетбол" .Цел...

Если турист отстал от группы

Если турист отстал от группы...

Конспект урока в 7 классе «Смысловые группы наречий».

Тема: «Смысловые группы наречий». Класс: 7.Учебник: Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред....

Конспект урока: Приемники Августа. Работа в группах, с критериями оценивания.

Конспект урока: Приемники Августа. Работа в группах, с критериями оценивания....