Агентство «След»
учебно-методический материал по обж на тему

Суханов Михаил Владиславович

Материалы к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_otkrytogo_uroka._suhanov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Агентство «След»

Вы Журналист

собираете статистическую информацию по криминальной теме из предложенных газет.

Время на выступление не более 1 минуты

1. Найдите в газете раздел криминальной хроники.

2. Определите уровень криминогенной ситуации в г. Тихвине  и Тихвинском районе ( низкий, средний, высокий).

3.  На Ваш взгляд есть ли необходимость изучать школьникам тему:               « Поведение в криминогенной ситуации».

4. Какие преступления встречаются чаще других.

      Агентство «След»

Вы Психолог

специалист, составляющий социально-психологический портрет преступника.

Время на выступление не более 2 минут

1. Прочитайте текст.

2. Определите, какие тезисы описывают социально-психологический портрет преступника.

3. Текстовым маркером выделите ключевые слова/словосочетания описывающие социально-психологический портрет преступника (черты характера, особенности поведения, род занятий ).

4. Опираясь на ключевые слова (существительные, прилагательные слова, словосочетания) создайте: психологический портрет преступника.

Агентство «След»

Вы Виктимолог

специалист, составляющий социально-психологический портрет жертвы.

Время на выступление не более 2 минут

1. Прочитайте текст.

2. Определите, какие тезисы описывают социально-психологический портрет

жертвы.

3. Текстовым маркером выделите ключевые слова/словосочетания описывающие социально-психологический портрет жертвы (черты характера, особенности поведения, род занятий ).

4. Опираясь на ключевые слова (существительные, прилагательные слова, словосочетания) создайте психологический портрет жертвы.

 

Агентство «След»

Вы Криминалист

Специалист, составляющий анализ внешности преступника.

Время на выступление не более 2 минут

1. Прочитайте текст.

2. Определите, какие тезисы описывают внешности преступника.

3. Текстовым маркером выделите ключевые слова/словосочетания описывающие внешность преступника (Рост, черты лица ).

4. Опираясь на ключевые слова (существительные, прилагательные слова, словосочетания)  опишите внешность преступника.

Агентство «След»

Вы Физиогномист

специалист, составляющий фоторобот преступника.

Во время работы групп со стендовыми докладами, попытайтесь составить фоторобот предполагаемого, на ваш взгляд, преступника.

Агентство «След»

Вы литературовед

специалист, работающий с описанием литературных преступников.

Время на выступление не более 2 минут

  1. Ознакомься с описанием преступников в литературных произведениях.
  2. Опираясь на текст, ответь на вопросы:
  • Что «выдает» в литературном герое преступника. Аргументируйте текстом (Раскольников, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский)
  • Какой вид преступления совершил это литературный герой? Почему вы так считаете (Остап Бендер, «12 стульев» )
  1. Творческое задание. Используя текст, озвучьте образ Дубровского от 1 лица. Какое преступление совершил данный герой.

Памятка к заданию для юриста

Время доклада не более 2 минут

  1. Опираясь на Уголовный кодекс РФ, дай определение
  • Убийству
  • Мошенничеству
  • Грабежу
  1. Установи соответствия. Какое преступление совершил литературный герой:

Раскольников

Грабеж

Дубровский

Мошенничество

Остап Бендер

Убийство

Преступник и его жертва.

        Личность преступника – это совокупность социально-психологических качеств человека, которые являются причинами совершения преступления.

Преступник отличается от законопослушного человека:

  • общественной опасностью поступков,
  • деформацией общечеловеческих ценностей,
  • нарушение эмоционально-волевых качеств личности,
  • преступная мотивация,
  • негативные социальные интересы.

Жертва (потерпевший) – лицо, в отношении которого совершается преступление.

Выделяют типичные (общие) признаки личности преступника и его жертвы. Их условно можно разделить на три группы:  

  1. физиологические (внешность),
  2. социально-психологические признаки (характер, возраст, пол, образование и т.д.),
  3. психологические (мотив).

Типичные признаки преступника.

  1. Физиологические (внешность).

Ученые криминалисты выделяют ряд особенностей внешности человека, склонного к преступлению:

  • признаков маленькие уши,
  • маленькие носы,
  • большие губы,
  • необычно маленький рост или, наоборот, очень высокий,  
  • маленькая голова и большое (широкое) лицо,
  • низкий и наклонный лоб (проявление низкого интеллекта), высокие скулы,
  • пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами,
  • кривой или плоский нос,
  • выдающаяся вперед челюсть,
  • ярко выраженные резцы,
  • тонкая (втянутая) шея и т.д.

Однако данная теория подвергается сомнению.  

2. Социально-психологические признаки (характер, возраст, пол, образование).

Социальные признаки являются неврожденными,  а представляют  собой  продукт  взаимодействия  с социальной  средой.  Проведенный эксперимент с близнецами (двух близнецов-сирот поместили в разные семьи: одного в благополучную, интеллигентную семью; другого – отправили в приют, в результате близнец, выросший в приюте, был склонен к девиантному поведению) показал, что социальная среда накладывает отпечаток на личность преступника, мотивацию его поведения, деформирует мировоззрение и отношение к общечеловеческим ценностям. Люди, находящиеся в тяжелых социальных условиях, чаще совершают преступления, чем люди, живущие в благополучных социальных условиях.

Анализируя интеллектуальный и образовательный уровень преступников, установлено, что наиболее часто совершают преступления люди с низким уровнем интеллекта и образованности, как следствие низкого уровня культуры.  По признаку профессиональной принадлежности наблюдается доминирование лиц рабочих профессий.

Изучая личностные качества преступника, психологи выявили, что чаще всего совершают преступления эгоцентричные, слабохарактерные, недисциплинированные, внушаемые, конфликтные  люди с неустойчивой психикой и эмоционально-волевой сферой, имеющие неадекватную самооценку.

Жертва.

Жертвы бывают разные.

1) Иногда сама жертва может стать участником преступления, например:

  • действия сексуального характера совершеннолетнего с несовершеннолетним лицом;    
  • вовлечение несовершеннолетнего в аморальное и преступное деяние.

Психологи спорят между собой, можно ли в подобной ситуации назвать лицо жертвой, которое соглашается на совершение над ним преступных действий. В тоже время, такие ситуации имеет ряд общих черт:

  • жертвами зачастую становятся безнадзорные дети из неблагополучных семей;
  • в характере личностей есть схожие черты: слабохарактерность, истеричность, пессимистичность, демонстративный или застревающий тип личности, замкнутость, низкая самооценка, неуверенность в себе, отсутствие целей в жизни.

2) Жертва сама подсознательно желает, чтобы над ней совершили преступление. Таким образом, подсознательно она провоцирует преступника на совершение преступления (пример, изнасилование, побои). Жертва сама ищет место возможного преступления (темные переулки, ночное время, криминогенное общество и т.д.). Мотивацией такого странного желания может быть потребность в подчинении кому-либо, ощущение адреналина. Жертв объединяет отсутствие жизненных целей, инфантилизм, конфликтность и  склонность к авантюрам.

3) Особый тип жертвы – это жертва по принуждению.  Как правило, это категория лиц, отличается слабой психологической и социальной защищенностью (малолетние дети, дети из неблагополучных семей, старики, душевнобольные люди). Жертв преступников отличает рассеянность внимания, недисциплинированность, инфантильность, доверчивость, эмоциональная чувствительность и психическая неустойчивость. Именно этими качествами пользуются мошенники и грабители.

Мотивация преступления.

Мотивы характерны для всех преступлений, совершаемых с прямым умыслом (т.е. осознанное действие или бездействие). К основным мотивам преступления можно отнести:

  • мотив улучшения материального благосостояния (кража, грабеж),
  • мотив разрушения стереотипов (осознанное неподчинение закону),
  • мотив мести или ревности (убийство, изнасилование),
  • мотив сострадания (эвтаназия),
  • мотив получения удовольствия от самого процесса совершения преступления (мошенничество, кража, грабеж).

    Знание мотивов человека к преступлению поможет Вам избежать ситуаций, в которых можно запросто оказаться жертвой преступника.

Так, если вы знаете, что человек мстительный и агрессивный, то не стоит его провоцировать на агрессию или месть. Если ваш знакомый склонен к авантюризму, оградите его от информации о вашем благосостоянии. Любителям драгоценностей и предметов роскоши стоит опасаться воров и грабителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Урок-расследование в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные». «Детективное агентство «Черный кот».

 Данная статья представляет собой разработку урока русского языка в 6 классе. Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: М.Т. Барано...

Внеклассное мероприятие "Детективное агентство"

В рамках самоуправления проводилась игра "Детективное агентство", в которой наш класс занял первое место. Предлагаю вашему вниманию презентацию этой игры....

Презентация "Организация работы в модельном агентстве РИК"

Презентация показывает основные направления деятельности образцового детского коллектива....

Районная акция "След в след"

       Одним из ведущих направлений деятельности МБОУ ТСОШ является профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании, профилактика правонарушений и преступлений учащихся...

Презентация по геометрии 10 класс по теме :"Метод следов. Построение следа секущей плоскости."

Презентация  по теме "Метод следов.Построение секущей плоскости." поможет лучше усвоить и закрепить материал . Построение следа секущей плоскости в прямоугольном параллелепипеде.Секущая плоскость...

Порядок следования крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий.

Конспект урока по математике на тему "Порядок следования: крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий." для 1 (дополнительного) класса учащихся с интеллектуальными нарушен...