Патриотизм и верность воинскому долгу- основные качества защитника Отечества.
методическая разработка по обж (10 класс) на тему

Шишенина Татьяна Александровна

« Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий,  посвящённых памятным событиям  Российской истории».

 Методическая  разработка урока обобщает материал и знания ребят  по  теме:  «Патриотизм и верность воинскому долгу- основные качества защитника Отечества.».

            Воспитывает   патриотизм  на  примере  мужества  и стойкости русских героев. Это  занятие учит  не  бояться трудностей. Развивает  у  детей, умение и навыки  работы с пособием  «Лента времени», формирует интерес  к самостоятельной поисковой деятельности, излагать собственную точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm_10.docx43.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества"

Цели:

  1. Знать, что такое патриотизм и воинский долг.
  2. Определить обязанности военнослужащего как защитника Отечества.
  3. Определить основные качества военнослужащего.
  4. Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории.
  5. Формировать у учащихся понимание личной ответственности за защиту Отечества.
  6. Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны.
  7. Познакомить с героическим прошлым нашего Отечества.
  8. Привить уважение к военнослужащим.

Оборудование: компьютер, классная доска, фотографии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? Что вы можете сказать об этом человек?(1 слайд- портрет Романа Филиппова). За что он был удостоен звания Герой России (посмертно)?  (Дети отвечают)- учитель дополняет их ответы и подводит детей к теме урока.

Тема нашего урока: "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества"

Запишите тему урока в тетрадь

III. Беседа с элементами лекции.

-Сегодняшней урок я хотел бы начать с такого вопроса. Кто такой военнослужащий? (Вооруженный защитник Отечества.)

- Кого вы можете назвать былинных защитников Отечества. (Богатыри)

Еще с давних времен деды прадеды наши вставали на защиту рубежов нашей Родины.

-Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?(Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие.)

-  А сколько у человека может быть Родин?

- Ребята, а если бы вам предложили уехать в другую страну. В какую страну вы хотели бы оказаться?

(фильм О. Дубовой Родинаесня «За други своя»

-Верно. Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.

Отечество - символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, он ответственен за надежную защиту нашей земли, народа, культуры. Следовательно, на него возлагаются определённые обязанности. Какие? Как вы думаете какие обязанности возлагаются на защитника Отечества(Вооруженная защита нашей Родины.)

- Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества?

(В первую очередь быть патриотом, любить свою страну.)

-Кто такой патриот? Кого мы можем назвать патриотом? (это человек одушевленный патриотизмом) словарь Ожегова

- Тогда у меня возникает такой вопрос, а что такое патриотизм?: Прочитаем определение, что такое патриотизм(Это чувство - основа духовных качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и культуру наших предков – вот что должно быть присуще военнослужащему - защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего – в верности своему конституционному, воинскому долгу.)

Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), тем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам. Истинный патриот выступает  за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и против тех того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.

.

В конце Великой Отечественной войны в фашистском концлагере Заксенхаузен был найден блокнот, в котором узник написал такие строки:

Что ж, и в смертной тревогой опутан,

Не мечтаю о лучшей судьбе,

Я до самой последней минуты

Буду верен, Отчизна тебе.

- В чём же должен проявляться патриотизм? (В верности воинскому долгу, любви к своей стране.)

-Прочитаем определение воинского долга

Война показала множество примеров патриотизма воинов различных рангов- от рядового солдата до генерала. Давайте вспомним  подвиги героев Отечества.

Ученик Одним из самых юных бойцов РККА в годы войны был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата — гитлеровцы казнили их за связь с партизанами. Семья жила тогда в деревне Грынь в Калужской области, которую партизаны использовали как базу. Летом 1942 года Грынь была атакована карателями, партизаны спешно уходили в леса. Маленький Сережа во время одной из перебежек споткнулся и запутался в кустах. Неизвестно сколько ребенок бродил по лесу, питаясь ягодами, когда его обнаружили разведчики из 154-й стрелковой, позже переименованной в 142-й гвардейский полк. Майор Михаил Воробьев забрал обессиленного мальчика с собой и стал для мальца вторым отцом. Позднее он официально усыновил Серёжу.

Мальчика в полку полюбили, одели, обули – найти сапоги 30-го размера в действующей армии – задача не из легких! В силу возраста Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но как мог старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. А майор Воробьев именно благодаря Сереже нашел своё счастье – медсестру Нину.

Вместе со 142-м гвардейским полком Серёжа прошел славный боевой путь, участвовал в обороне Сталинграда, дошел до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру и, по совместительству, названному отцу. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира полка, и взрывом завалило выход. Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, и поняв, что не справится, под продолжающейся бомбежкой побежал за подмогой. За подвиг этот он был награжден медалью "За боевые заслуги" и боевым трофейным пистолетом. Пока солдаты разбирали бревна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и, как положено ребенку, рыдал…

А как-то, уже на Днепре, наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

За время, проведенное на фронте, Сережа несколько раз был ранен, контужен, что не помешало ему поступить в Тульское суворовское военное училище. Позже отучился на юриста в Харькове, по окончании уехал в Челябинск, где жили его приемные родители. Работал прокурором. В 1990 году самого юного бойца Красной армии не стало — сказались тяжелые ранения.

Учитель: Что  двигало этим мальчиком? На чем основывается воинский долг?

Ответы учеников.

Учитель: Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Испокон веков о человеке судят не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. По-человечески просто выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик - ас А.И. Покрышкин: “Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной”.

(Подвиг Коли Сиротинина)

История Великой Отечественной войны полна драматических событий, а также примеров удивительной самоотверженности советских людей, пожертвовавших своими жизнями ради сокрушения фашизма. К их числу относится и подвиг старшего сержанта Николая Владимировича Сиротинина, вызвавший искреннее восхищение даже у врагов, которые похоронили героя со всеми воинскими почестями

В середине июля 1941 года советские войска продолжали отступление практически по всему протяжению фронта. Дивизия, в которой служил Николай Сиротинин, достигла рубежа обороны у реки Добрость и несла тяжелые  потери. В день, когда был совершен подвиг сержанта Николая Сиротинина (17 июля), командир батареи, в которой служил герой, принял решение организовать прикрытие отступления своей воинской части. С этой целью у моста через реку Добрость было установлено одно орудие. Его должен был обслуживать боевой расчет из двух человек, одним из которых был сам комбат. Остаться на переправе вызвался и Николай Сиротинин. Он должен был помочь вести огонь по танкам противника, как только они выедут на мост 

 Орудие замаскировали на холме в густой ржи. С такой позиции хорошо просматривались шоссе и мост, однако противнику было затруднительно его заметить и уничтожить. Колонна немецкой бронетехники показалась на рассвете. Первым же выстрелом Николай подбил головной танк колонны, вышедший на мост, а вторым — замыкающий ее бронетранспортер. Таким образом, на дороге образовалась пробка, и 6-я стрелковая дивизия получила возможность для спокойного отступления. Когда шок от внезапной артиллерийской атаки прошел, немцы стали отстреливаться и ранили комбата советского орудия. Так как боевая задача по задержанию танковой колоны противника была выполнена, командир отступил к советским позициям, однако сержант Сиротинин отказался следовать за ним, заявив, что у пушки осталось несколько десятков неизрасходованных снарядов, и он хочет вывести из строя по возможности большее количество вражеских танков. Немцы попытались стащить подбитый головной танк с моста с помощью двух других бронемашин. Тогда Сиротинин подбил и их, тем самым приведя нацистов в ярость. Также была предпринята попытка преодолеть реку вброд, однако первый же танк застрял у берега и был уничтожен огнем советского орудия. Бой продолжался около двух с половиной часов, в течение которых Сиротинин уничтожил 11 танков, 6 бронемашин, а также более полусотни солдат и офицеров противника. Наконец враги окружили героя и предложили ему сдаться. Но Сиротинин продолжил бой, отстреливаясь из карабина, пока не был убит. История войн знает всего несколько примеров, когда враг выказывал уважение своему поверженному противнику, преклоняясь перед его доблестью. Именно такие чувства вызвал у немецкого командования подвиг Николая Сиротинина. Причем о похоронах героя сохранились свидетельства нескольких очевидцев. В частности, одна из жительниц села Сокольничи, владевшая немецким языком, которую оккупанты вместе с односельчанами пригнали к месту, где находилась пушка Сиротинина, впоследствии рассказала, что «главный немец», перед тем как предать тело советского сержанта земле, сказал речь. В ней он хвалил храбрость русского солдата и призывал своих солдат любить Родину так же, как погибший герой. Еще более интересны воспоминания обер-лейтенанта Фридриха Хенфельда, который в своем дневнике возмущался тем, что полковник фон Лангерман приказал немецким солдатам дать три залпа из винтовок в честь русского солдата. - Подвиг Николая Сиротинина не был оценен страной по достоинству. Дело в том, что у родственников Коли не сохранилось ни одной фотографии паренька, поэтому его не представили к званию Героя Советского Союза. Единственной наградой юноши стал Орден Отечественной Войны первой степени

Учитель:Выделяют два вида патриотизма ложный и истинный.  Ребята, а в чем проявляется истинный патриотизм?

Ответы учеников.

Учитель: Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах. Исполнение долга показывает истинное лицо человека. У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, храбрости, героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Воин-патриот всегда помнит о своем долге перед ОтечествомИстория не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.

.

Учитель: Имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева  известно не только в нашей стране. Мемориальная доска, вмурованная в стену бывшего лагеря Маутхаузена, напоминает: “На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945)”. Фашисты предлагали генералу перейти на их сторону, на что Д.М. Карбышев сказал: «Я Родиной не торгую»

В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб. Труп генерала фашисты сожгли в печах Маутхаузена. Пытки и издевательства не сломили волю российского воина. Генерал Карбышев погиб смертью героя.

 Учитель: Русские солдаты шли вперед, презирая смерть. Именно им обязана Европа своим спасением. Они шли через дым пожарищ, смертоносный огонь, разрывы мин и снарядов. Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: “Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы”.

Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов.

Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.

Ярким таким примером служит подвиг псковских гвардейцев-десантников в Чечне. Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь Басаева и Хатаба на безымянной высоте  у селения Удус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. 90 героев, принявших не равный бой с 2000 вооруженных до зубов бандитов.84 гвардейца героически погибли, но не пропустили врага. Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие.

О каждом из них говорить можно много. Вот лишь несколько примеров.

Гвардии подполковник Евтюхин Марк Николаевич. Посмертно присвоено название героя Российской Федерации. Когда бой перерос в рукопашную схватку, он, понимал, что силы неравны, передал в эфир последние слова: «Принимаю огонь артиллерии на себя». Первая пуля попала комбату в правое плечо, и он выронил автомат. Но тотчас подхватил  его вновь и, кривясь от боли, уже непрецельно дал очередь. Вторая пуля попала в левый бок. Третья в голову.

«Где-то к утру я понял что все каюк Евтюхин убит в голову, подмоги не будет, сам ранен в ногу артиллерия молчит»- вспоминает Александр Супонский. –Автомат поднес к виску, последний рожок оставался, а тут наши как огонь по «духам», причем точно по их позициям. Заорал что-то, весь магази в их сторону выпустил. Потом снова наши замолчали. Подполз к ребятам, взял ещё патронов грант, начал огрызаться. Мыслей уже вообще не стало, одно желание- хоть ещё одного замочить!»

В шесть утра 1 марта, когда огонь боевиков немного стих, Александр, взвалил на себя контуженного Андрея Поршнева, сумел выползти из братской могилы 776. Через несколько сотен метров они наткнулись на своих- шла подмога хотя помогать уже было некому.

Они лежали в госпитале в Моздоке рядом- Саша и Андрей, и первые дни ждали каждую «вертушку» из Чечни: «Вдруг еще наших подранков привезут». Каждую ночь переживали ещё раз тот последний бой -  минуту за минутой, пуля за пулей, взрыв за взрывом…

Гвардии старшему сержанту Александру Супонскому, одному из шести солдат, кто остался в живых в бою на высоте под Улус-Кертом, присвоено звание Героя России. Потом отправлен домой в Татарстан.

- Что же такое патриотизм

Ученики: Любовь к Родине, бесстрашие, готовность ценой своей жизни спасти другого человека.

Учитель: Вы правы, любовь к Родине выше страха смерти - вот главное отличительная черта русского воина. Численному превосходству противника в людях и технике были противопоставлены героизм и мужество советских воинов.

Учитель: Я привел вам примеры беззаветного служения Родине. Что объединяло всех военнослужащих, о подвигах которых вы узнали?

Ученик: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы.

Учитель Ребята послушайте стихотворение которое прочтет один из ваших товарищей.

Не браните мое поколение-

Это ваших рядов пополнение,

И за моду его не судите,

С чистым сердцем к нему подойдите.

Дело вовсе не в том, как мы пляшем,

Дело в том как мы сеем и пашем,

Как в болотах бредем по колено,-

Это тоже мое поколение.

Вы правы, мы войны не видали,

Ау вас ордена и медали,

Но на подвиг в любое мгновенье

Встанет грудью мое поколенье.

Впереди и награды, и звания,

Мы, товарищи старшие, с вами,

Если надо, застынем в граните_

Поколенье мое не браните.

IV. Итог урока.

Учитель: Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек.

Более 11,6 тысячи человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия, свыше 100 из них получили это звание дважды, а Г. Жуков, И. Кожедуб и А. Покрышкин - трижды.

Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск.

В Сухопутных войсках звания Героя Советского Союза были удостоены 8447 человек.

Немало подвигов совершили в воздушных боях воины-авиаторы. 2332 человека из них стали Героями Советского Союза.

Важный вклад в победу внес Военно-Морской Флот. В боях на морских просторах и на земле проявились лучшие качества советских моряков - патриотизм, воинская доблесть, беспримерная отвага, героизм. За подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, 513 моряков стали Героями Советского Союза.

В мирной жизни, ребята, воинский долг обязывает воина повышать мастерство, учиться владеть оружием, военной техникой, совершенствовать дисциплину и психологические качества.

Использование проектного метода

в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ

Сиряев Олег Николаевич

Преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ Радищевская сш№1

«Патриотизм- это когда вы считаете, что

эта страна лучше всех остальных от

того, что вы здесь родились»

Бернард Шоу

Страна, в которой мы живем – многонациональное государство. В таких условиях в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения, толерантности к другим народам, так и чувства любви к Родине.

В связи с событиями последних десятилетий на общественное сознание граждан Российской Федерации оказывали влияние такие процессы, как политическая дезинтеграция, социальное расслоение общества, утрата духовно-нравственных ценностей. Это отразилось на патриотическом и интернациональном воспитании, которые в данный момент находятся в процессе развития в новых социально-экономических условиях. Воспитательные воздействия российской культуры, искусства и образования, как факторов формирования патриотизма, утратили свою первоначальную значимость.

Патриотизм (от греч. сл. «соотечественник», «отечество») - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. [4, с.7] В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Эмоциональный компонент является ведущим в младшем школьном возрасте. Этот период по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в подростковом возрасте, остаются с человеком на всю жизнь.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У детей в школьном возрасте должно формироваться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его истории и культуре. Огромное влияние на процесс воспитания традиционного российского патриотического сознания оказывает школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Недооценка патриотизма как одной из наиболее значимых составляющих общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

По мнению Ефремовой, цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. [2,с.7]

В соответствии с этой целью применяются старые проверенные методы обучения и новые, которые появились сравнительно недавно. В плане патриотического воспитания очень важна эмоциональная окраска. Так, устное слово педагога – метод, который не только дает знания, но и должен вызвать в учениках соответствующие переживания. Достаточно эффективным методом достижения необходимых результатов в патриотическом воспитании является метод проектов.

Метод проекта был разработан в начале ХХ века, главной его целью стала целесообразная деятельностью детей с учетом их личных интересов. Изначально методика носила название «метод проблем».

Проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Данный метод позволяет решить определенную проблему в результате самостоятельных действий учащихся. Роль учителя при таком способе организации учебного процесса заключается в следующем:

помощь в определении цели деятельности;

рекомендация об источниках получения информации;

создание условий для активности школьников;

поощрение воспитанников;

помощь в оценке полученных результатов, выявление недостатков.

Проектная деятельность способствует развитию таких умений, как:

исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшие);

социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь);

оценочные (оценить ход, результат своей деятельности) и других.

Метод проекта учит выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать средства наглядности, демонстрировать; планировать деятельность – время; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективных дел.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся проходит следующие этапы:

Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.

Обсуждение возможных вариантов исследования, выборов способов.

Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи педагога.

Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей в группе.

Исследование, решение конкретных задач.

Обобщение результатов, выводы.

Реализация проекта.

Анализ успехов и ошибок.

Творческая работа по патриотическому воспитанию включает в себя ряд направлений.

Как известно, любовь ребенка к Родине начинается с отношений в семье. Для детей младшего школьного возраста приемлема тема изучения своего рода. Цель проекта «Моя семья» состоит в воспитании уважения, любви к своим близким. В ходе создания проекта образуется детско-взрослое сообщество (дети – педагог – родители), которое взаимодействует друг с другом, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

Проект «Моя семья» рассчитан на один учебный год. В каждом полугодии решаются свои задачи, внедряются разнообразные формы работы и виды деятельности. Основной формой воспитания любви к родным является использование семейных фотографий, главным направлением становится работа с альбомами и фотографиями по темам «Увлечения нашей семьи», «Наша дружная семья», «Путешествия» и др. В следующем полугодии стоит задача: знакомство с родословной семьи. Так возникают семейные проекты: «Реликвии семьи», «Генеалогическое древо», «Происхождение фамилии», «Герб нашей семьи».

С умения видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Проект «Моя малая Родина», посвящен изучению природы, истории родного края, символике, достопримечательностей. Его цель – дать детям знания о родном районе, развивать чувство гордости за свою малую родину, желание сохранить ее чистой и красивой. Например, работу можно начинать с изучения реки. Осуществляется интегрированный подход. Река рассматривается, как «источник водоснабжения», «место обитания рыб, растений, насекомых». Пользуясь разными источниками, дети узнают много нового. Каждую неделю предлагается делать сообщения в форме небольших докладов. Эти доклады становятся формой взаимного обучения детей. Экспериментирование еще один из активных методов, используемых в проектной деятельности. Опыты и эксперименты, проводимые с водой, позволяют увидеть и понять, почему нельзя загрязнять реку.

 Целью проекта «Достопримечательности нашего города» становится изучение особенностей архитектурных сооружений, их историческая ценность. Работа по реализации проекта ведется в ходе экскурсий, занятий, на которых дети не только знакомятся с городом, в котором живут, его историей, но и сами составляют проекты. Так, возможна организация выставки «Город будущего глазами детей», где в рисунках дети изображают свои желания видеть в городе метро, цирк, аквапарк, фонтаны. Познавая стили архитектурных сооружений в разные эпохи, дети сами делают постройки из конструктора и строительного материала: дворцы, жилые помещения, общественные здания. Знакомство с историей возникновения города происходит через посещение истрико-краеведческого музея, через оформление макетов «Прошлое и настоящее города», через организацию исследовательской деятельности. Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, таких как День победы, День города.

В школьном возрасте, рассказывая детям о России, о Родине нельзя обойтись без знакомства с государственной символикой. Проект «Символы нашей Родины» включает в себя изучение геральдики, дети не только узнают особенности изображения гербов, но и сами создают «Герб группы», «Герб семьи».

Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время. Задача педагогов помочь школьникам сначала понять, а затем и принять ценности мира, толерантности. Работа по разработке проекта «Наши Защитники Отечества» начинается с оформления выставки «Ордена и медали», которая вызывает большой интерес у детей и их родителей. Оформление альбома «Мой дедушка и папа – солдаты» активизирует три поколения семьи.

Таким образом, проектный метод в патриотическом воспитании позволяет повысить уровень интереса к родному краю, к своей стране, формирует понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе:Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества

Урок ОБЖ в 10 классе: Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества Цель урока: формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим ...

Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества"

Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества" Цель урока: определить основные качества и обязанности военнослужащего как защитника Отечества.Задач...

Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

Задачи урока:Обучающая — рассмотреть важнейшие бое­вые традиции от 1812 года до Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»Развивающая - пробудить интерес к жиз­ни и деятельности...

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

В данной публикации рассмотрены такие качества  человека как патриотизм и воинский долг; что  духовно-нравственные понятия имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на совр...

«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества».

«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»....

конспект урока по ОБЖ 10 класс. Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества

конспект урока по ОБЖ 10 класс. Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества...

«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»

Одной из важных задач школы и уроков  ОБЖ  является военно-патриотическое воспитание обучающихся, в основе которого лежит подготовка выпускников к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание л...