УРОК Тема: пожарная безопасность.
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Зудин Александр Геннадьевич

Урок Тема:пожарная безопасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.41 КБ
Office presentation icon potop_2_s_video.ppt821 КБ
Файл urok.docx39.67 КБ
Файл spid.zudin_a.g.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  пожарная безопасность.

Цель урока:

 Познакомить учащихся с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения;

Рассмотреть источники пожара в квартире, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище.

Показать положительную и отрицательную роль огня в жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: сказка “Кошкин дом”,  интерактивная доска, презентация «Пожарная безопасность»,  учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, «Издательство  АСТ», 2007г.

Здоровье сберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика), технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно-игровые, игротерапия), коррекционная технология (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика).

Ход урока.

  1. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок
– Ученики рассаживаются на стулья, которые расставлены в полукруг, а посередине класса стоят сдвоенные парты – 3 стола с надписями названий организаций.
– У нас сегодня необычный урок, поэтому и парты поставлены не как обычно.
– Ребята, посмотрите на парты, что вы видите? (надписи МЧС, Спасатели, Пожарные.)
– Эти названия вам о чём–нибудь говорят? (Да)
– Что? (Это смелые и отважные люди. Они, бросаясь в огонь и дым, спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни. Эти службы прибывают на мео происшествия за считанные минуты. Давайте представим себя на их месте!)
– После чего ученики встают в круг, берутся за руки, рассчитываются на “Пожарные”, “МЧС”, “Спасательные службы”. По команде учителя поднимают руки те ученики, кого назвали. Например: “МЧС” – они поднимают руки.
– А теперь займите рабочие места за партами в соответствии с надписями. (рассаживаются “Спасатели”, “МЧС”, “Пожарные”.)
– Сегодня мы на уроке будем работать командами.

  1.  Актуализация опорных знаний.

2 слайд Звучит песня из мультфильма “Кошкин дом”. (Диск с песней.)
– Скажите, дети, откуда эта песня? (“Кошкин дом”)
– Ребята, а о каком событии вы услышали? (пожар дома)
– А почему у кошки начался пожар? (т.к. гости развеселились и стали невнимательными, уголёк выскочил и разгорелся…)
– А что мы можем сделать, чтобы не было пожара? (предупредить)
3 слайд – Скажите, пожалуйста, какая тема урока? (Пожарная безопасность) Тема определяется через соревнование, какая команда будет более близка получает жетон.
– А какая цель урока? (Закрепить правила поведения при возникновении пожара в быту)          Цель определяется через соревнование, какая команда будет более близка получает жетон.)

  1. На доску вывешиваются Тема и Цель урока.
  2. – Как вы представляете себе пожар? (Это огромное пламя, всё рушится, дым…)
  3. Изучение нового материала.

Сообщения учащихся.        

4 слайд Огонь - друг.

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствующие в отдельных участках земного шара. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

   Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полёты реактивных лайнеров стали возможны благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

5 слайд Огонь – враг.

Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

Учащиеся читают стихи.

1 ученик. Да, огонь бывает разный –

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!

2 ученик. А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

- Ребята, а что такое пожар?

6 -8 слайд    Пожар – это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.

(записать определение в тетради)

Сообщение учащегося.

9 слайд Немного истории.

В статистических данных, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1912 году, подчеркивается, что деревни России почти полностью выгорали каждую четверть века. За полвека, с 1860 по 1910, только в европейской части России было официально зарегистрировано 2 миллиона пожаров, которыми уничтожено свыше 6,5 миллионов крестьянских дворов, чем причинен ущерб на несколько миллиардов рублей золотом.

     С 12 по 19 век Москва выгорала частично или полностью около 60 раз.

- Очень интересные факты об огне и пожаре вы приготовили, ребята.

А сейчас я вам предлагаю разгадать загадки. Загадки мои непростые, они подскажут вам что  вы еще должны знать о пожаре.

10 слайд Загадки.

  1. В маленьком амбаре

лежит сто пожаров. (спички)

  1. Стоит столбом,

горит огнём:

ни жару,

ни пару,

ни угольев. (свеча)

  1. И мала,

И зла,

Чуть свечу,

А иногда так упаду,

Что много горя принесу. (искра)

  1. Красненький петушок

По улице бежит. (пожар)

  1. Жевать - не жую,

А всё поедаю. (огонь)

     6.С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

(Пожарники).

Итак, ребята, о  чем же мы с вами сейчас должны узнать?

Причины пожара.

Какие причины пожара вы знаете?

(записать причины пожара в тетрадях)

 11-14  слайд Причины пожара.

  • неосторожное обращение с огнём;
  • нарушение правил эксплуатации электроприборов и
  • электрооборудования;
  • замыкание электропроводки;
  • оставленные костры;
  • утечка газа;
  • оставленная свечка;
  • невнимательность в обращении с пиротехническими средствами.

16 слайд - Ребята, скажите, а чем опасен огонь? Давайте с вами сейчас назовем опасных спутников огня.

Опасные спутники огня.

1. Ядовитый дым.

2. Высокая температура.

3. Плохая видимость.

4. Паника и растерянность.

5. Поражение электрическим током.

6. Обрушение конструкций.

(Записать в тетрадях)

17 слайд Каждый из нас, заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом в

пожарную часть. Назовите номер телефона пожарной части.

Если вдруг пожар возник,

То звонить обязан вмиг,

Как и всякий гражданин

В часть к пожарным “01”.

- Давайте в тетрадях запишем с вами номер телефона пожарной охраны.

А кто из вас знает, как надо правильно вызывать пожарную охрану?

Вызов по телефону пожарной команды.

18 слайд Задача каждого суметь грамотно сообщить о пожаре.

 назвать адрес, где горит;

 свой номер телефона;

 свою фамилию;

 на каком этаже горит;

 как лучше подъехать к дому;

 сколько подъездов в доме.

Практическое занятие. Вызов пожарной охраны.

Учащиеся по очереди выходят и вызывают пожарную охрану, сообщая диспетчеру все необходимые сведения по алгоритму.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

 19 слайд Игра. Объясни пословицу.

Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.

Пожар снежком не погасишь.

Затопила печку, а сама на крылечко.

Ребята, а кто знает как надо себя вести при пожаре?

Самостоятельная работа.

а) Пожары причиняют людям большое несчастье. Чтобы избе-жать их, нужно строго соблюдать правила противопожарной безопасности.

20 слайд   - Я вам предлагаю за 5 мин., работая в паре, составить правила противопожарной безопасности.

б) Проверка и коллективное обсуждение.

  • 21 слайд  Правил противопожарной  безопасности.
    не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
  • соблюдать меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
  • не нагревать на огне незнакомые предметы, упаковки из под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
  • не оставлять без присмотра электронагревательные приборы;
  • не оставлять без присмотра включенный телевизор.
  • соблюдать меры предосторожности при пользовании газовой плитой.

22 слайд Работа в группах. Обыграть различные ситуации:

1. Пожар в квартире и вы не можете выбраться из квартиры.

2. Пожар на лестничной клетке на вашем этаже.

3. Пожар в коридоре школы.

23 слайд Ребята, скажите, а все учащиеся должны выходить в одну дверь?

А как еще можно покинуть здание школы?

Сколько всего запасных выходов в нашей школе? Где они расположены?

Ребята, а если пожар небольшой его можно потушить самим?

А чем мы будем его тушить?

Где в нашей школе находятся огнетушители?

5.Рефлексия.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

А как вы считаете, эти знания могут пригодиться вам в жизни?

24 слайд. Д/З: П. 7., стр. 36 задание №2

Теперь я вижу, что вы знаете, что с огнем шутить опасно и всегда будете

выполнять правила пожарной безопасности.

Правила пожарные без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте!

Утром, вечером и днем

Осторожен будь с огнем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эпиграф урока Вся масса воды и в жидкой, и в газообразной, и в твердой форме находится в непрерывном движении, переполнена действенной энергией, сама вечно меняется и меняет все окружающее. ( В.И. Вернадский )

Слайд 4

Проверим наши знания Что мы называем наводнением?

Слайд 5

Наводнением называют затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов, при заторах, зажорах, прорывах плотин

Слайд 6

Н А Т В И О П Д Ы Н Е Н И Й

Слайд 7

Н А Т В И О П Д Ы Н Е Н И Й Половодье Паводок Затор Зажор Ветровой нагон Наводнение при прорывах плотин

Слайд 8

Поток воды, характеризующийся высокими уровнями, а при прорывах плотин и паводках – также значительными скоростями течения Основной поражающий фактор наводнения

Слайд 9

Тема: Последствия наводнений и меры по защите от наводнений

Слайд 10

Цели: 1). Изучить последствия возникающие при наводнении. 2). Ознакомится с мерами по защите от наводнений

Слайд 11

Что же происходит при наводнении?

Слайд 13

При наводнении происходит быстрый подъем воды, затопление и подтопление прилегающей местности Затопление Подтопление

Слайд 14

При наводнении происходит быстрый подъем воды, затопление и подтопление прилегающей местности Затопление Подтопление Покрытие окружаю- щей местности слоем воды, зали- вающим дворы, улицы населенного пункта и первые этажи зданий Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть, по разного рода канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод

Слайд 15

Последствия наводнения Первичные Вторичные

Слайд 16

1.Затопление населенных пунктов 2. Гибель людей и животных 3. Затопление плодородной почвы 4. Заболачивание местности 5. Утрата прочности сооружений в результате подмыва 6. Перенос водой вылившихся вредных веществ 7. Изменение ландшафта 8 Осложнение санитарно – эпидемической обстановки

Слайд 17

Последствия наводнения Первичные Вторичные 1 2 3 5 4 6 7 8

Слайд 18

Масштабы последствий наводнения зависят от ………

Слайд 19

Прямой ущерб (70%) Косвенный ущерб (30%) Материальный ущерб от наводнения - Повреждение и разрушение жилых производственных зданий, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, мелеора- тивных систем; - Гибель скота и урожая сельско- хозяйственных культур; -Уничтожение и порча сырья, топлива, продуктов питания, кормов, удобрений; -Затраты на временную эвакуацию населения и перевозку материальных ценностей в незатапливаемые места; Смыв плодородного слоя почвы и занесение почвы песком, глиной или камнями. -Затраты на приобретение и доставку в пострадавшие от наводнений районы продуктов питания, одежды, медикаментов, строительных материалов и техники, кормов для скота; - Сокращение выработки про- мышленной и сельскохозяйст- венной подукции; - Ухудшение условий жизни мест- ного населения; Невозможность рационального использования территории, под- верженной затоплениям; Увеличение расходов на содержание зданий и производст- венных помещений.

Слайд 20

Обязательным условием организации защиты от наводнений является их прогнозирование

Слайд 21

Прогнозы Краткосрочные (10-12 суток) Территориальные Долгосрочные (2-3 месяца) Локальные

Слайд 22

Какие же меры по защите от наводнений необходимо предпринять? Есть важные меры защиты от наводнений И есть не менее важные оперативные предупредительные меры

Слайд 23

Меры по защите от наводнений 1. Важные меры по защите от наводнений 2. Оперативные предупредительные меры А) Уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока во времени Б) Оповещение населения об угрозе наводнения В) Регулирование паводочного стока с помощью водохранилищ Г) Заблаговременная эвакуация населения, с/х животных, материальных ценностей из потенциально затапливаемых зон Д) Спрямление русла реки Е) Частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций. Ж) Сооружение ограждающих дамб З) Проведение берегоукрепительных работ И) Распашка земель поперек склонов и посадка лесозащитных полос

Слайд 24

Меры по защите от наводнений Важные меры по защите от наводнений (А;В;Д;Ж;З;И) 2. Оперативные предупредительные меры (Б;Г;Е)

Слайд 25

Итак, ребята, что мы с вами узнали, изучили на сегодняшнем занятии?

Слайд 26

Ответьте пожалуйста на следующие вопросы: -Что относится к прямому ущербу от наводнений? Какие меры защиты от наводнений относятся: - к заблаговременным?

Слайд 28

До 1979 года Затоплено 91,4 тыс. га в Татарстане Переселили 6165 дворов

Слайд 29

Домашнее задание: Проработать материал на страницах 121-125. Выполнить задание на стр. 124 Задание творческое:

Слайд 31

Шумерские, вавилонские, финикийские легенды, мифы южноамериканских и североамериканских индейцев, предания жителей древних речных цивилизаций Индии и Китая почти одними и теми же словами рассказывают о величайшей катастрофе, постигшей Землю на заре человечества – ВСЕМИРНОМ ПОТОПЕ. И во всех этих легендах и мифах присутствует человек, который спас жизнь на планете, построив корабль и собрав на нем людей и животных. В Библии этого человека зовут Ной. А его спасательный корабль – Ноев Ковчег. Что же это за глобальная катастрофа, которая потрясла сознание людей нашей планеты в незапамятные времена? Была ли она на самом деле или это «библейские выдумки»? Кстати, выражение «допотопный» (то есть, буквально: произошедшее ДО потопа) мы употребляем сегодня, когда говорим о чем-то смехотворно устаревшем, будь то фасон платья, автомобиль или научная теория. А еще в наследство от всемирного потопа нам досталось выражение «каждой твари по паре». Именно так отбирал животных на свой ковчег первый спасатель в истории человечества – Ной

Слайд 32

Подведем итоги Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Также хочу поблагодарить вашего преподавателя ОБЖ и пожелать чтобы полученные знания помогли вам избежать чрезвычайных ситуаций, в частности наводнений.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Класс: 7.

Дата проведения:10.02.2012г.

Учитель: Зудин А. Г.

  1. Тема раздела. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
  2. Тема урока: «Последствия наводнений. Меры по защите от наводнений». .
  3. Цель урока.  Проверить и закрепить знания по теме «ЧС метеорологического происхождения». Дать представление о последствия наводнений  и меры по защите от наводнений  
  4. Задачи:
  1. Образовательные: проверка знаний по изученной теме, изучение понятия наводнения, видов наводнений, причин возникновения; развитие умений логически мыслить, правильно формулировать вопросы и ответы, классифицировать, слушать учителя, работать в ТПО, с книгой, с видеоматериалом.
  2. Воспитательные:  воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к здоровью.
  3. Развивающие: развитие внимания и поддержание его в ходе всего урока; памяти;  мышления; ассоциаций; воображения;  наблюдательности; познавательных интересов и потребности в знаниях; навыков устной речи; навыков самостоятельной работы, эмоций.
  1. Структура урока. Урок закрепления и совершенствования знаний, формирования новых знаний (комбинированный урок).
  1. Организационный момент.
  2. Проверка изученного ранее.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Проверка уровня усвоения .
  5. Подведение итогов.
  6. Задание на дом.
  1. Применяемые на уроке методы обучения:

репродуктивный, проблемный, демонстрации (слайды, фотоматериал, видеофрагменты).

  1. Оборудование, используемое на уроке:
  • учебник;
  • тетрадь ;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • видеофрагменты;
  • фотослайды;
  • доступ к интернету;
  • вопросы;

  1. Информационные источники:
  1. Репина Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Тетрадь с печатной основой. -  Саратов: Лицей, 2009. – 64с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников  Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ОБЖ. Методические рекомендации 5-11 классы. М.: Просвещение, 2010.
  4. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ОБЖ. Поурочные разработки: 5-9 кл. М.:  Просвещение, 2008.

Ход урока

I.  Организационный момент. Доброе утро, ребята. Представление. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к ним и поприветствуйте. Сегодняшний урок мы начнем с эпигрофа.( 1слайд)

  •  Эпиграф урока (2 слайд)

   Вся масса воды и в жидкой, и в газообразной, и в твердой форме находится в непрерывном движении, переполнена действенной энергией, сама вечно меняется и меняет все окружающее.

                                          (В.И. Вернадский)

Ребята как вы поняли из высказывания разговор у нас сегодня пойдет о воде. На территории РТ протекает две крупнейшие реки: Волга и Кама.  Без воды человек практически  существовать не может, но стоит только воде вырваться из под контроля она превращается в стихийное бедствие и это стихийное бедствие – наводнение.

Сейчас мы с вами просмотрим фильм о наводнении. ( 3 слайд)

Ребята, просмотрев фильм, опираясь на раннее полученную информацию  давайте проверим наши знания. (4 слайд)

  II.   Проверим наши знания (3мин)

Что мы называем наводнением?

  • Наводнением ( 5 слайд)

    называют затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов, при заторах, зажорах, прорывах плотин

Назовите шесть основных типов наводнений. (6-7 слайд)

Половодье - ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объема воды в реке,

Паводок - стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей

Затор - скопление льда в русле реки, ограничивающее ее течение. Образуются в конце зимы и при вскрытии рек

Зажор - возникает из-за скопления в русле реки рыхлого льда и небольших льдин. Наблюдается на реках в начале зимы 

Ветровые нагоны - возникают на наветренном берегу водоема (большое озеро, морские устья рек), когда под воздействием на водную поверхность сильного ветра уровень воды поднимается

Прорывы дамб, плотин - при авариях на гидротехнических сооружениях.

Основной поражающий фактор наводнения. (8 слайд)

  • Поток воды, характеризующийся высокими уровнями,
  • а при прорывах плотин и паводках – также значительными скоростями течения

Повторив, что такое наводнение, типы наводнений, основные поражающие факторы, зная это стихийное бедствие, т. е. гибель людей, разрушение зданий, уничтожение посевов все это можно обобщить как – последствие наводнения. Но человечество не стоит на месте, раз существуют последствия  были выработаны меры защиты от наводнений.

Тема нашего сегодняшнего урока: Последствия наводнений и меры по защите от наводнений. Откроем тетради и запишем тему. ( 9 слайд)

III. Сообщение нового материала (15 мин).

Что же происходит при наводнении? (11-12 слайд)

При наводнении происходит быстрый подъем воды, затопление или подтопление прилегающей местности. (13-14 слайд)

  • Затопление

Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающим дворы, улицы населенного пункта и первые этажи зданий.

  • Подтопление

Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть, по разного рода канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод.

Последствия наводнения мы можем подразделить на: первичные и вторичные. (15-16 слайд).

1.Затопление населенных пунктов

2. Гибель людей и животных

3. Затопление плодородной почвы

4. Заболачивание местности

 5. Утрата прочности сооружений в результате подмыва

6. Перенос водой вылившихся вредных веществ

7. Изменение ландшафта

8 Осложнение санитарно – эпидемической обстановки

Данную схему записываем в тетрадь. У вас на партах лежат листочки, на которых находится восемь основных последствий наводнений, прочитайте и расставьте, что относится к первичным, а что к вторичным последствиям  наводнения. А теперь давайте проверим, и зачитаем. (17 слайд)

Масштабы последствий наводнения зависят от продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водного потока, площади затопления, сезона, плотности населения, наличие защитных гидротехнических сооружений и конкретных мер подготовки к наводнению, уровня подготовки и организованности к действиям в условиях наводнения руководящего состава. (18 слайд)

В обобщенном  виде последствия наводнений выражается через показатель материального и финансового ущерба. (19 слайд)

Материальный ущерб от наводнения: Прямой ущерб (70%) -Повреждение и разрушение жилых производственных зданий, железных  и автомобильных дорог, линий  электропередач и связи, мелиоративных систем;                                   

- Гибель скота и урожая сельскохозяйственных культур;

-Уничтожение и порча сырья, топлива,  продуктов питания, кормов,  удобрений;

-Затраты на временную эвакуацию населения и перевозку материальных ценностей в незатапливаемые места;

- Смыв плодородного слоя почвы и занесение почвы песком, глиной или камнями.

Косвенный ущерб (30%) -Затраты на приобретение и доставку в пострадавшие от наводнений районы продуктов питания, одежды, медикаментов,  строительных материалов и техники, кормов для скота;

- Сокращение выработки промышленной и сельскохозяйственной подукции;

- Ухудшение условий жизни местного населения;

- Невозможность рационального использования территории, подверженной затоплениям;

- Увеличение расходов на содержание зданий и производственных помещений.

Обязательным условием организации защиты от поражающих факторов и последствий наводнения является их прогнозирование. Для прогнозирования используется гидрологический прогноз – научно обоснованное предсказание. Существует: краткосрочные (10-12 дней) и долгосрочные (2-3 месяца), локальные (для отдельных участков реки и водоемов) или территориальные (содержащим обобщение по значительной территории). (20-21 слайд)

Какие же меры по защите от наводнений необходимо предпринять? (22 слайд)
Есть
важные меры защиты от наводнений. И есть не менее важные оперативные предупредительные меры. Давай те запишем в тетрадь важные меры по защите от наводнения и оперативно предупредительные.

Меры по защите от наводнений (23 слайд)

1.Важные меры по защите от наводнений

2. Оперативные предупредительные меры

А) Уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока во времени

Б) Оповещение населения об угрозе наводнения

В) Регулирование паводочного стока с помощью водохранилищ

Г) Заблаговременная эвакуация населения, с/х животных, материальных ценностей из потенциально затапливаемых зон

Д) Спрямление русла реки

Е) Частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций.

Ж) Сооружение ограждающих дамб

З) Проведение берегоукрепительных работ

И) Распашка земель поперек склонов и посадка лесозащитных полос.

Давайте проверим  и зачитаем. (24 слайд)

Итак, ребята, что мы с вами узнали, изучили на сегодняшнем занятии?  1). Изучили  последствия возникающие при наводнении. 2). Ознакомились  с мерами по защите от наводнений. (25 слайд)

IV. Проверка уровня усвоения (5 мин)

Ответьте пожалуйста на следующие вопросы: (26 слайд)
-Что относится к прямому ущербу от наводнений?
-Какие меры защиты от наводнений относятся:-  к заблаговременным?

Давайте посмотрим на карту солнечного Татарстана. Видите, что на территории протекает две крупнейшие реки: Волга и Кама. Со строительством куйбышевской гидроэлектростанции образовалось куйбышевское водохранилище. (27 слайд)

Ребята давайте вспомним, что за ЧС произошло летам 2011 года на куйбышевском водохранилище? Гибель теплохода «Булгария». Основной причиной явился сильный ветер. А ветер какой тип наводнения несет? Ветровой нагон. Погибших 122 человека.

  1. Подведение итогов (1 мин)

Учащиеся демонстрируют заработанные на уроке оценочные жетоны, учитель ставит средний балл за работу на уроке.

  1. Домашнее задание (2 мин) (29 слайд)

1.Проработать материал на страницах 121-125.
2.Выполнить задание
на стр. 124
3.Задание творческое. (30 -31 слайд)

Рассмотрев картину Айвазовского «Всемирный потоп»  Шумерские, вавилонские, финикийские легенды, мифы южноамериканских и североамериканских индейцев, предания жителей древних речных цивилизаций Индии и Китая почти одними и теми же словами рассказывают о величайшей катастрофе, постигшей Землю на заре человечества – ВСЕМИРНОМ ПОТОПЕ. И во всех этих легендах и мифах присутствует человек, который спас жизнь на планете, построив корабль и собрав на нем людей и животных. В Библии этого человека зовут Ной. А его спасательный корабль – Ноев Ковчег.
Что же это за глобальная катастрофа, которая потрясла сознание людей нашей планеты в незапамятные времена? Была ли она на самом деле или это «библейские выдумки»?

Кстати, выражение «допотопный» (то есть, буквально: произошедшее ДО потопа) мы употребляем сегодня, когда говорим о чем-то смехотворно устаревшем, будь то фасон платья, автомобиль или научная теория. А еще в наследство от всемирного потопа нам досталось выражение «каждой твари по паре». Именно так отбирал животных на свой ковчег первый спасатель в истории человечества – Ной


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эпиграф: Здоровье народа превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, Никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз. Абай

Слайд 3

ТЕМА: «СПИД - страшнейшая болезнь 21 века».

Слайд 4

Цель урока: сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности - ВИЧ/ СПИДе и личной ответственности за свое поведение. предотвратить распространение среди учащихся ВИЧ – инфекции формировать у учащихся убеждения в том, что проблема ВИЧ/ СПИДа касается каждого из нас.

Слайд 5

Изучаемые вопросы: История возникновения СПИДа . ВИЧ и СПИД в чем отличие? Пути передачи ВИЧ-инфекции и как ВИЧ не передается. «СПИД – чума 21 века.»

Слайд 7

Существует три теории возникновения СПИДа :

Слайд 8

Первым образцом крови, в котором обнаружены антитела к ВИЧ, была кровь, полученная от африканского донора в 1959 году Далее ВИЧ был найден в крови, которую доноры из Африки сдавали в начале 70-х годов

Слайд 9

СПИД возник на африканском континенте и в дальнейшем распространился в Европе и Америке. Среди лиц пожилого возраста, а также детей от 5-6 до 13-15 лет случаев ВИЧ-инфекции не регистрировалось. Все это свидетельствовало о недавнем появлении заболевания в Африке. Теория 1

Слайд 10

Вирус был получен в одной из секретных военных лабораторий методом генной инженерии из фрагментов двух вирусов Теория 2 Структура вируса имеет высокую степень сродства с природными компонентами ретровирусами . Поэтому «пентагоновская» версия несостоятельна

Слайд 11

Большинство специалистов склоняются к версии о природном происхождении вируса. Теория 3

Слайд 12

КАКОВА СИТУАЦИЯ В МИРЕ И В РОССИИ? В России на 2011 год зарегистрировано 480 тыс. ВИЧ- инфицированных. Около 20 тыс. умерло. По неофициальным подсчетам 1-1,5 млн. человек !!! В день в мире заражается около 15 тысяч человек . С начала распространения ВИЧ умерло около 12 млн. человек

Слайд 14

Основные понятия: В – вирус (крошечный организм, микроб) И – иммунодефицита Ч - человека

Слайд 15

Основные понятия: С – синдром (картина болезни) П – приобретенного (полученного при заражении) И – иммуно - (невосприимчивость, защита от инфекций) Д – дефицита (недостаток, недостаточное количество)

Слайд 17

Протекание болезни можно разделить на 4 периода: 1.Инкубационный 2. Первичных проявлений 3. Вторичных проявлений 4.Период поражений

Слайд 18

Инкубационный период длится от 3-х до14-ти суток, клинические проявления: головная боль, недомогание, общая усталость, повышенная потливость, лихорадка, ангина, фарингит, диарея. Выработка антител начинается с трех недель до трех месяцев, но может затягиваться до года. Период первичных проявлений : продолжается от нескольких дней до 2,5 месяцев, сопровождается увеличением лимфатических узлов, фарингитом, увеличением печени. Период вторичных проявлений : продолжается от нескольких мес. до 8-10 лет. Идет активная иммунная перестройка, начинают ослабевать кожно - аллергические реакции. Период поражения: от трех мес. До 8-10 лет, возможны проявления простого или опоясывающего герпеса, фурункулеза, лихорадки, множественные язвы слизистых и кожи, герпетический бронхит, пневмония: все те болезни, которые ведут к смерти.

Слайд 19

ВИРУС СПИДА поражает ВАЖНЕЙШИЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА Увеличенный затылочный лимфоузел больного СПИДом .

Слайд 20

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая отвечает за иммунитет, за борьбу с различными инфекциями, попавшими в организм. В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система.

Слайд 22

Пути передачи ВИЧ инфекции Первый путь- незащищённый) половой контакт с инфицированным человеком. Чем с большим количеством партнёров человек вступает в половые отношения, тем выше вероятность того, что рано или поздно он окажется инфицированным ВИЧ. Во время полового контакта ВИЧ может передаваться от мужчины к женщине, от женщины к мужчине, от мужчины к мужчине и от женщины к женщине

Слайд 23

Второй путь. Второй путь- это попадание крови инфицированного ВИЧ или больного СПИДом человека в организм здорового. Это может произойти при переливании крови инфицированных ВИЧ доноров и при использовании не стерильных медицинских инструментов. Кровь, используемая в медицинских целях, исследуется на наличие вируса, а инструменты, прежде всего шприцы, применяются одноразовые.

Слайд 24

Третий путь. Третий путь- передача ВИЧ от инфицированной или больной СПИДом матери ребёнку. Это может случиться во время беременности. ВИЧ проникает через плаценту в плод. В процессе родов, во время прохождения ребёнка через родовые пути матери ВИЧ вместе с кровью может попасть в организм новорождённого через легко ранимую кожу. Но В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ МОЖНО ВЫЛЕЧИТЬСЯ.

Слайд 25

Основные пути заражения: Половой; Парентеральный , при переливании инфицированной ВИЧ крови, использовании нестерильных шприцев, инфицированных кровью больных СПИДом ; От матери к ребенку в течение беременности, во время родов или при грудном вскармливании;

Слайд 29

Можно ли убить возбудителя СПИДа ? 50-70 о спирт Несколько секунд Кипячение Мгновенно Попадание в желудочно-кишечный тракт Разрушается соляной кислотой и ферментами Температура 56 о С 30 минут Дезинфицирующие вещества Мгновенно Попадание на кожу Через 20 минут

Слайд 30

«СПИД- Чума 21 века.» В настоящее время по всей Российской Федерации количество зарегистрированных случаев ВИЧ – инфекции составляет свыше 360 тысяч человек, из них 62% - мужчины, 38% - женщины. 70% женщин – носителей ВИЧ, находятся в возрасте от 15 до 24 лет. Поданным Всемирной организации здравоохранения, к началу XXI века от 5 до 10 миллионов детей осиротели в результате смерти родителей от СПИДа . Статистика констатирует смерть от СПИДа более 12 миллионов человек. Сегодня на планете Земля почти 40 миллионов ВИЧ – инфицированных людей. Наибольшее число зарегистрированных ВИЧ – инфицированных приходится на Свердловскую. Московскую, Самарскую и Иркутскую области. В настоящее время число ВИЧ-инфицированных в мире превышает 30 млн , а умерших от этой болезни — 6 млн. человек

Слайд 32

Распространённость ВИЧ среди групп населения Рискованное поведение среди взрослых Распространенность ВИЧ % заболеваемости Заболеваемость на 100,000 чел. Потребление инъекционных наркотиков (ПИН) 45.0% 23,18 12977 Партнеры ПИН 8.0% 5,15 3601 Работницы секс-бизнеса . 9,0% 3,23 905 Их клиенты 4.0% 4,07 91 Мужчины имеющие секс с мужчинами (МСМ) 5,0% 13.17 983 Их партнерши (МСМ) 2.0% 2,06 308 Медицинские инъекции 1,10% 0.58 1 Переливания крови 1,10% 0.22 49

Слайд 33

Основные группы людей подверженные заражению ВИЧ. По данным Всемирной организации здравоохранения, риск передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку без какого-либо вмешательства составляет 20–45%. При проведении соответствующего лечения этот риск можно снизить до 1-2%. За последние два года число людей заразившихся половым путем, увеличилось почти в два раза. На сегодняшний день 45% заражений происходит через незащищенный секс. От общего количества ВИЧ – инфицированных, наркоманы составляют 88% . 52% заражений ВИЧ происходит «через шприц» …

Слайд 35

Проблемная ситуация (исповедь ВИЧ – инфицированного человека): Меня зовут Н. Катаясь летом на мотоцикле, я попал в аварию. В больнице мне сделали операцию. Во время переливания крови я заразился ВИЧ, но тогда об этом я не знал. Когда проходил призывную комиссию в военкомате, у меня был обнаружен ВИЧ. Медсестра, знавшая о моей беде, рассказала эту «новость» своим знакомым. А так как город у нас маленький, все вокруг быстро узнали о моей болезни. Все друзья перестали со мной общаться. При встрече не подают мне руки, стараются отойти в сторону. Моя любимая девушка бросила меня, хотя половой жизнью мы с ней не жили. Знакомы е ребята сказали, что таких как я надо отправлять на отдельный остров. Учителя и одноклассники сторонятся меня. Директор предложил перейти в другую школу. Так как моя мама работала в детском саду воспитаталем , ее уволили, опасаясь инфекции. Я пытаюсь устроиться подработать, но, как только узнают о моем диагнозе, мне отказывают в трудоустройстве. У меня начались проблемы со здоровьем, но в местной поликлинике говорят, что больных СПИДом должны лечить в специальном центре за деньги, а их у меня нет. Я на грани отчаяния. Помогите. Ведь я остался таким же человеком, как и был прежде.

Слайд 37

Всеми́рный день борьбы́ со СПИДом отмечается ежегодно 1 декабря. Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/ СПИДа . Впервые провозглашён ВОЗ в 1988 году, с 1996 года проводится ЮНЭЙДС Красная ленточка — символ солидарности с ВИЧ-положительными людьми и с живущими со СПИДом

Слайд 38

Всемирный день борьбы со СПИДом впервые был выработан в августе 1987 Джеймсом В. Бунном и Томасом Неттером ( James W. Bunn , Thomas Netter ) , двумя сотрудниками по вопросам общественной информации для Глобальной программы по борьбе со СПИДом . Проведение первого Всемирного дня борьбы со СПИДом состолось 1 декабря 1988 года . Бунн предложил дату 1 декабря, чтобы обеспечить освещение в западных СМИ , что, по его мнению, имеложизненно важное значение для успеха Всемирного дня борьбы со СПИДом . Он посчитал, что, поскольку 1988 год был годом выборов в США, средства массовой информации устанут освещать выборы и захотят найти свежую историю. Бунн и Неттер посчитали, что 1 декабря идеальное время после выборов, и достаточное время до рождественских каникул. По сути, это белое пятно на новостном календаре и, таким образом, идеальный срок для Всемирного дня борьбы со СПИДом . Целью Всемирного дня борьбы против СПИДа является повышение глобальной осведомленности о ВИЧ/ СПИДе и демонстрация международной солидарности перед лицом пандемии .

Слайд 39

Выводы: СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения Лозунг « Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время: «Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»

Памятки для родителей и детей  по безопасности  в каникулярное время:«Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»    Актуальность и просто жизненная не...