Программа деятельности по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах
методическая разработка по обж по теме

Лейкин Илья Исаакович

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожного-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ppd.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  1. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

образовательного учреждения

по формированию у обучающихся

навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Основные задачи программы:

  1. создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дороге;
  2. усвоение понятий и соответствующего образа мышления;
  3. разработка и апробирование рекомендаций по безопасному поведению учащихся на дороге и в транспорте;
  4. разработка и апробирование моделей поведения ученика в типичных и непредвиденных дорожных ситуациях;
  5. пропаганда знаний безопасного поведения и участия в дорожном движении;
  6. поддержание у родителей учащихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция РФ
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция о правах ребенка
  • Областная целевая Программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2007-2010 годах»
  • Устав ОУ
  • Учебные программы
  • Положение об отряде юных инспекторов
  • План работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 7

  1. Основные принципы реализации программы

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

 Предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”.

Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.

Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности.

У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды , показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности.

Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегулирования и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

Основные методы реализации программы

Внушение.

Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение.

Доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример.

 Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение.

Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение.

Это положительная оценка правового и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Научно-методическое обеспечение:

  • Учебный план школы
  • Учебные программы (в рамках курса ОБЖ, СБО, развитие речи)
  • Учебники ОБЖ
  • Памятки:
  • для родителей по обучению детей правилам дорожного движения;
  • юного велосипедиста.
  • Правила для школьников о соблюдении правил безопасности при пользовании средствами железнодорожного транспорта.
  • Пособие для учителей начальных классов по обучению школьников правилам дорожного движения.
  • Правила дорожного движения РФ. (утверждено постановлением Правительством РФ)
  • Материалы газеты «Добрая дорога детства».
  • Альбомы для учащихся «Безопасность на улицах и дорогах».

Кадровое обеспечение.

  • Заместитель директора
  • Заместитель директора по безопасности.
  • Классные руководители.
  • Работники ГИБДД.
  • Инспекторы пропаганды ГИБДД УВД.
  • Инспекторы ЛОВД.

  1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
  1. Создание банка данных:
  1. Создание банка данных внеклассных мероприятий из различных источников;
  2. Разработка школьных внеклассных мероприятий

  1. Контроль за проведением разработанной тематики классных часов по ПДД, мероприятий месячника по изучению ПДД (ноябрь) и общешкольного плана по
  2. Классные собрания с обязательным включением в повестку дня вопросов по правилам соблюдения ПДД.
  3. Заседание ШМО классных руководителей с обязательным включением в повестку данного вопроса.
  4. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями.
  5. Наличие информационного стенда.
  6. Включение в общешкольный анализ работы результатов выполненной программы.

Экспертное обеспечение:

  • Самоанализ деятельности классных руководителей в отчетах (по полугодиям, в конце учебного года).
  • Анализ состояния  дорожно-транспортных происшествий, участниками которых являются обучающиеся в школе.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалось жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.

Спланирована работа по профилактике ДТП, предусмотрено ежегодное проведение месячника по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

В течение учебного года проводятся консультации для педагогов по проведению профилактических бесед по ПДД для учащихся до и после каникул, а также «минутки безопасности».

На заседаниях школьного методического объединения ставится вопрос в повестке дня о работе по предупреждению травматизма.

В рамках курса ОБЖ четко определено необходимое количество часов на изучение раздела ПДД.

Наиболее распространенными формами проведения уроков являются беседы и рассказ учителя в сочетании с практическими упражнениями, методы ситуативного обучения.

С учащимися проводится разъяснительная работа по безопасности маршрута следования и сложных участков на дорогах «Путь домой», находящихся в дневниках учащихся. Организовывается проведение специальных «минуток безопасного поведения учащихся на дорогах, транспорте», на последнем уроке по окончании занятий и ГПД. Проводятся тренировочные переходы учащихся через дорогу, ведущую к школе.

Учителя начальных классов успешно применяют игровые технологии (ролевые игры). Кроме того, они применяют разнообразный дидактический материал: дорожные задачи, контрольные вопросы, загадки Светофорчика, кроссворды и т.д. На занятиях по ПДД используются всевозможные фильмотеки.

Основной способ формирования у детей навыков поведения – наблюдение, подражание поведению взрослых и прежде всего своих родителей. Для родителей проводятся собрания, где отмечается ответственность и роль взрослых в профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. В школе организуются встречи с инспекторами ЛОВД, офицерами ГИБДД и отделом ОГИБДД УВД по Сергиево-Посадскому муниципальному району, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов.

Традиционно в школе проводятся конкурсы рисунков, посвященные ПДД.

В предканикулярный период и период работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываением проводятся дополнительные беседы по изучению и закреплению ПДД со всеми возрастными категориями учащихся.

Основное содержание практической части программы.

Учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения.                                                                                                  

   Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно–воспитательной работы в школе.

     Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику.

     Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге.

1 класс.

  1. В городском транспорте.
  2. Дорожные знаки.
  3. Игры во дворе дома.
  4. Катание на велосипеде (самокате), роликах в черте города.
  5. Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы.
  6. Безопасное поведение на улице.
  7. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.
  8. Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли ты объяснить, где живешь?
  9. Экскурсия по городу.
  10. Будь внимательным и осторожным.

2 – 4 классы.

  1. Улица: транспорт и пешеходы.
  2. Виды транспортных средств и дорожное движение.
  3. Организация дорожного движения.
  4. Движение пешеходов, их права и обязанности.
  5. Переход через проезжую часть.
  6. Транспорт и ребенок во дворе.
  7. Ребенок в общественном транспорте.
  8. Скрытая опасность на дороге.
  9. Игры детей и дорожная безопасность.
  10. Выбор безопасных маршрутов и культура транспортного поведения.

  5 – 9 классы.

  1. Дети и проблемы типичной безопасности.
  2. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.
  3. Опасность для ребенка в дорожных ситуациях:
  • связанных с закрытием обзора;
  • связанных с неожиданным выходом на проезжую часть;
  • связанных с ошибочным прогнозом;
  • связанных с отвлечением внимания;
  • связанных с пустынной улицей;
  • связанных с испугом.
  1. Организация дорожного движения.
  2. Дорожно-транспортные происшествия, причина и последствия.
  3. Правила езды на велосипеде.
  4. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПД.
  5. Законы дорожного движения, история и современность.
  6. Итоговое занятие.