Урок ОБЖ 9 класс Угрозы военной безопасности России
план-конспект урока по обж (9 класс) на тему

Урок "Угрозы военной безопасности России", можно использовать какоткрытое занятие. На уроке используются фрагменты видеофильмов и презентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа-интернат музвоспитанников г.Иркутска

План – конспект урока по ОБЖ

Учитель Павлов А.А.

Дата проведения 22.10.2018 года

Кабинет №221

Тема: Военная угроза национальной безопасности России.

Метод: Проведение нетрадиционных видов уроков: урок-лекция, урок-беседа)

Тип урока: комбинированный (урок-лекция, урок-беседа).

Изучаемые вопросы:

1. Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспечения национальной безопасности России в современном мире.

2. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

3. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.

Цели урока:

Предметные:

- Познакомить учащихся с внешними, внутренними и трансграничными угрозами национальной безопасности России в современном мире.

- Обоснованно показать учащимся возрастание роли Вооруженных сил России по обеспечению военной безопасности государства и укрепления Вооруженных сил РФ.

В направлении личностного развития:

- развитие культуры речи;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, патриотичность;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

В метапредметном направлении:

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для основ безопасности жизнедеятельности и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

На уроке использованы Здоровьесберегающие технологии (рассадка в классе по рекомендации медицинских работников, использование росто-возрастной мебели, соблюдение климатических условий в классе, контроль освещенности рабочих мест, ограничение использования интерактивной доски, высокая частота смены видов деятельности, проведение физкультминутки, проведение урока при благоприятном эмоциональном фоне).  

1.Организационный этап (1 мин.).

Проверка готовности к уроку обучающихся: наличие учебников, тетрадей, пишущих предметов.

2. Этап проверки домашнего задания (7 мин.).

Предметный диктант по вопросам:

- Какие техногенные ЧС вы знаете?

- К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?

- Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?

- Сообщите о техногенной ЧС в нашем регионе по результатам своей поисковой работы.

Работы выполняются на бланках ответов, подготовленных учителем (приложение №1)

3. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Метод: Нетрадиционное начало традиционного урока - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка), выяснения целей, ожиданий, опасений.

Демонстрация фрагмента фильма 2014 года «Основные угрозы безопасности Российской Федерации». В фильме ярко представлена ситуация по развитию системы ПРО вдоль границ Российской Федерации (приложение №2   https://www.youtube.com/watch?v=jTPYoS5SRFQ ).

После демонстрации фрагмента у учащихся формируется понимание беззащитности страны.

Метод: Использование логических схем, опорных схем.

На доске учитель рисует «КОЛПАК» под которым находится Российская Федерация, что демонстрирует бесполезность имеющегося ядерного вооружения России.

Метод: Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Вопросы учащимся:

1. После просмотра этого фильма чувствуете вы себя защищенными?

2. Какие угрозы нашей стране вы открыли для себя?

3. А что делает Российская Федерация чтобы защитить своих граждан?

4. Какие бы вы предприняли действия?

4. Этап введения новых знаний. Постановка целей и задач урока.

Метод: Презентации учебного материала (Используется Презентация приложение №3).

Изложение учебного материала.

1. Отметить, что в начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира.

В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства Российской Федерации.

Учащимся дается определение обороны государства.

Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации.

Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, потребовал переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово проводятся мероприятия по укреплению и оснащению современным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации.

2. Познакомить учащихся с основными внешними и внутренними угрозами национальной безопасности России, трансграничными угрозами.

Метод: Использование логических схем, опорных схем.

Оформление в тетради схемы Угрозы безопасности Российской Федерации

К основным внешним угрозам относятся:

• развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;

• территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;

• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

• наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;

• вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;

• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

• дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

К основным внутренним угрозам относятся:

• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;

• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

• создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;

• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.

К основным трансграничным угрозам относятся:

• создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

• деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

• трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;

• угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.

Этап 5. Оперирование знаниями в новой ситуации

Как же обеспечить защищенность своей страны от внешних, внутренних и трансграничных угроз?

Учащиеся вступают в диалог с учителем по мерам реагирования. Проходит обмен мнениями и суждениями.

Детям предлагается просмотреть фрагмент фильма 2018 года  «Оружие возмездия: как Россия намерена отвечать на новые вызовы и угрозы своей безопасности» (приложение №4 https://www.youtube.com/watch?v=cBIF3HCRBiw).

Этап 6.Обобщение и систематизация знаний.

Метод: Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся. Опрос учащихся, требующих особого внимания.

С учащимися формируется вывод, что Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства. Подчеркнуть, что Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности исходя из следующих принципов:

• применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

• применение военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Этап 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Контрольные вопросы задаются учащимся, ответы обсуждаются совместно, учащиеся не только обобщают материал, но и высказывают свое мнение о действиях России по своей защите. С детьми необходимо обсудить речь Президента Путина В.В. из Послания Федеральному собранию.

1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?

2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?

3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?

4. Какие угрозы относятся к трансграничным, угрозам национальной безопасности России?

5. Почему Вооруженные силы РФ играют в настоящее время главную роль в обеспечении военной безопасности государства?

Этап 8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Метод: Организации релаксации и подведения итогов.

Детям задаются вопросы:

1. Вы гордитесь нашей страной?

2. Вы чувствуете себя в безопасности?

3. Вам понравился урок? На листочками с проверкой домашней работе нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению и полезности присутствия сегодня на уроке.

Собрать листы ответов у учащихся.

Поблагодарить за урок всех обучающихся, поставить оценки наиболее активным учащимся.

Оценить работу на уроке, обучающихся запланированных к обязательному включению в работу на уроке.

Задать домашнюю работу: § 2.4

Приложение №1

Проверка домашней работы

Ф.И._________________________ 9 класс

Дата _________________________

Ответьте на вопросы:

1.  Какие техногенные ЧС вы знаете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сообщите о техногенной ЧС в нашем регионе по результатам своей поисковой работы.  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2

Фильм 2014 года «Основные угрозы безопасности Российской Федерации». В фильме ярко представлена ситуация по развитию системы ПРО вдоль границ Российской Федерации. https://www.youtube.com/watch?v=jTPYoS5SRFQ 

Приложение №3

Презентация к уроку

Приложение №4

Фильм 2018 года  «Оружие возмездия: как Россия намерена отвечать на новые вызовы и угрозы своей безопасности». https://www.youtube.com/watch?v=cBIF3HCRBiw


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

- развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Россию; - территориальные претензии к Российской Федерации; - осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения; - вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

Слайд 6

- демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений; - наличие вблизи границ Российской Федерации очагов вооруженных конфликтов; - нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах; - наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; - расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников; - деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

Слайд 7

- ввод иностранных войск на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств; - вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории государств; - действия, препятствующие работе российских систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космоса; - действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; - дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах; - распространение оборудования, технологий, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

Слайд 8

- попытки изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; - планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению функционирования органов государственной власти, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты; - создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; - незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; - широкомасштабная деятельность организованной преступности; - деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений.

Слайд 9

- создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории РФ; - деятельность подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, прямо или косвенно направленная на подрыв конституционного строя России, создания угрозы территориальной целостности страны и безопасности ее граждан; - трансграничная преступность, включая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории ее союзников; - ведение враждебных по отношению к России и ее союзникам информационных действий; - деятельность международных террористических организаций; - деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию России, или использование ее территории в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок « Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.»

Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасн...

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9

Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9

Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...

Сценарий урока «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ- УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. ВИДЫ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ»

           В соответствии с Положением урок представлен по в рамках Первого направления – гуманитарное.      ...

Сценарий урока «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».

Сценарий урока«Международный терроризм – угроза национальной безопасности    России.  Виды террористических актов, их цели и способы осуществления»....

Презентация на тему "Военные угрозы национальной безопасности России и национальная безопасность"

Презентация для оказания помощи учителю, при проведении занятия по данной теме с учащимися 10-го класса....