План конспект урока обж 10 класс
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Дубина Владимир Петрович

План конспект урока ОБЖ 10 класс на тему  "Выжывание в условиях автономного пребывания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель ОБЖ МБОУ «СОШ №40» г. Ангарска Дубина В.П.

План-конспект урока по ОБЖ для 10 класса

Тема урока: Автономное существование человека в условиях природной среды.

                      Ориентирование.

Цели урока: Отработка и закрепление навыков в подготовке и проведении туристического похода, безопасного поведения при движении по маршруту и в условиях вынужденного автономного существования.

Задачи:       Отработать с учащимися способы определения сторон горизонта по компасу, солнцу и народным приметам. Провести первичную проверку понимания учащимися  изучаемого материала.

Отработка компетенций:

1. Основные способы ориентирования и движения по азимуту.

2. Сооружение временного убежища.

3. Добывание огня и разведение костра.

4. Обеспечение водой и питанием.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Фронтальная беседа.

Объявление темы, установление связи с изученным материалом.

  1. Активизация знаний.

 – Что для вас означает слово ориентированием?

 – Какие способы ориентирования используются при автономном  существовании на природе?

 – Как ориентирована карта относительно сторон света?

 – Для чего служит компас и как им пользоваться?

 – Как можно ориентироваться по небесным светилам?

 – Каким образом можно ориентироваться по местным предметам?

 – Как используются при ориентировании культовые сооружения?

  1. Мозговой штурм.

Учащимся предлагается, разбившись на группы, назвать три первоочередные задачи, которые необходимо решить, чтобы выжить в условиях автономии в природе.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи, воды, эффективности снаряжения.

К первоочередным заботам относятся: оказание первой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие, добывается пища и вода, проводятся ориентирование, поиск маршрутов и выход в населенную местность.

Выжить в случае вынужденной автономии в природе — это значит решить три важнейшие задачи:

  1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.
  2. Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.
  3. Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.

    5.  Ориентирование на местности.

В случае отсутствия компаса ориентироваться можно по другим показателям.

Астрономическая навигация

Стороны горизонта можно определить по небесным светилам. По солнцу можно определить стороны горизонта довольно приблизительно, помня, что в нашем полушарии оно примерно находится: в 7 часов местного декретного времени на востоке, в 13 часов на юге, в 19 часов на западе, в 1 час на севере. С большей точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу и часам. Это делается так. Устанавливают часы горизонтально, затем поворачивают их так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол на циферблате часов между направлением часовой стрелки и направлением на цифру 1 делят пополам. Биссектриса этого угла и покажет направление на юг. Полярная звезда всегда находится на севере в созвездии Малой медведицы. Она всегда находится над Северным полюсом, и её отклонение - самое малое из возможных ориентиров. Найти её не сложно, если потренироваться. Созвездие Большой Медведицы найти можно довольно легко. Две крайние точки ковша продолжаем, мысленно откладывая пять этих расстояний, и упираемся в звезду, которая является частью Малой Медведицы. Практика показывает, что это не совсем прямая. Самое главное - отложить эти пять отрезков, и найти в районе поиска ближайшую   звезду.   Её   отличает большая яркость по сравнению с окружающими звёздами. Встаньте лицом в сторону Полярой Звезды, и вы уверенно определите направление на север. Запомните его, наметьте какие-либо неподвижные объекты на земле и днём проверьте свои ночные вычисления. Ориентирование по Луне дает приближенные данные. При полнолунии стороны горизонта определяются так же, как и по солнцу и часам (Луна принимается за Солнце). Стороны горизонта при разных фазах Луны можно определить следующим образом. Сначала устанавливают, прибывает Луна или убывает. На глаз оценивают, сколько шестых долей радиуса Луны составляет освещенная часть ее диска. Если Луна на ущербе, то к показанию времени на часах прибавляют такое количество шестых долей радиуса, какое составляет освещенная часть диска. Если Луна прибывает, то из показания времени это число вычитывается. Часы, показывающие время с учетом поправки, направляются в сторону Луны. Угол между направлением на Луну и цифрой 1 на циферблате делят пополам. Это и будет примерное направление на юг.

Вообще говоря, никогда не заканчивайте определение сторон горизонта по одному признаку. Совместите несколько и вы будете гораздо увереннее в своих поисках.

По часам.

Если у вас есть стрелочные часы, вы можете определить стороны горизонта по ним. Для этого положите часы горизонтально так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Затем на циферблате найдите среднюю точку между часовой стрелкой и 1 (в летнее время - 2). Эта точка показывает направление на юг, обратная ей - на север.

По местным предметам.

В лесу муравейник имеет пологий склон на юг, годовые кольца на срезе пня удлиняются и расстояние между ними больше с южной стороны, снег быстрее тает на южном склоне оврага, а вот мох в нашей местности растёт одинаково со всех сторон деревьев. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни - на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

В случае если вы заблудились и не можете определить стороны горизонта (или их нахождение вам ничего не даст), искать поселения необходимо следующим образом. Попробуйте подняться на самое высокое дерево, прислушайтесь к звукам, возможно, вы сможете определить ближайшую трассу, железнодорожную ветку, лай собак или другой бытовой шум. Приблизительное расстояние до объекта таково: шум мотора машин - 3-4 км, гудок автомобиля - 2-3 км, громкий крик, лай собак - 1 км, громкий разговор - 0,5 км. Если вы увидите в лесу тропинку, надо идти до развилки и двигаться против хода. То есть, найдя развилку тропинки, надо идти в сторону, откуда идёт разъединение троп. Ещё лучше выйти к реке и двигаться вниз по течению.

 6.  Итог урока.

-        Какой прием описывает писатель-геодезист Г. А. Федосеев, которому его обучили местные жители?

«Я подвел его к нетолстой сосне.

  • Смотри хорошо, одна сторона коры должна быть светлая, как золото, другая темная, как старая осина. Видишь?
  • Вижу, хорошо заметно.
  • Положи мою руку на светлую сторону... Эта сторона всегда смотрит в полдень. Разве не знаешь, что от солнца кора деревьев светлеет, а от тени темнеет? Теперь сам себе скажи, где заходит солнце, туда и веди след.

Все оказалось просто и понятно». («По деревьям».)

 При ориентировании по одним только местным приметам ни в коем случае нельзя делать выводы о расположении сторон света по одному-двум наблюдаемым признакам. Торопливость может привести к серьёзным ошибкам.

  1. Домашнее задание: Раз. 1. Гл. 1. Параграф- 1.1., 1.2.

Постараться найти материал о других способах ориентирования на местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока 9 классе "А,Алка саввисем"

В этом плане конспект урока А.Алки "Июнен 22-меше"...

План- конспект урока 6 класс по учебнику Афанасьевой О.В. "I go to school"

План - конспект урока для 6 класс по убнику Английский язык 6 класс: учебн.для общеобразовательных учреждений/ Афанасьева О.В., Михеева И.В. - М: Дрофа 2003, глава 5Урок введение новой темы, введение ...

План конспект урока 5 класс

Конспект урока на тему "Развитие жизни на Земле" по природоведению в 5 классе. На татарском языке....

План - конспект урока 7 класс. Тема: Подготовка выкройки к раскрою.

Тема: Подготовка выкройки к раскрою.Цель: Научить правильно,  сделать выкройку, выполняя практическую работу по подготовке выкройки к раскрою. Ход урока:Организационный момент...

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

План-конспект урока, 9 класс, учебник: Spotlight 9 (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), тема: "Illusions" (1 урок по теме)

План-конспект урока, 9 класс, учебник: Spotlight 9 (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), тема: "Illusions" (1 урок по теме)...