«Правила личной гигиены»
материал по обж (11 класс) на тему

Формирование у учащихся представления о гигиене, личной гигиене, знание основных правил ухода за кожей головы, зубами и волосами, развитие инициативы и активности  на уроке, воспитание  стремления к обязательному соблюдению правил  личной гигиены.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок основ безопасности жизнедеятельности

11класс

Тема урока: «Правила личной гигиены»

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение с применением ИКТ)

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о гигиене, личной гигиене, знание основных правил ухода за кожей головы, зубами и волосами.
  • Развивать инициативу и активность  на уроке.
  • Воспитывать  стремление к обязательному соблюдению правил  личной гигиены.

Оборудование:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова.- М.: Просвещение, 2013г.
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

- Ребята, давайте посмотрим друг на друга и, улыбаясь, скажем «Здравствуйте». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу доброго здоровья. А для того, чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила личной гигиены.

II. Введение в тему урока

- Сегодня мы переходим к изучению  «Основ медицинских знаний и здорового образа жизни».

- Вы уже знакомы с понятиями  «здоровье», «здоровый образ жизни», «составляющие ЗОЖ».

- Сегодня на уроке разговор пойдет об одной из составляющих здорового образа жизни. О чем? Попробуйте догадаться. Слайд 2.

Есть такая вероятность - получить за неопрятность,
Если ты уже завшивел, и не мылся целый год,
Ты вокруг людей пытаешь, когда с ног носки снимаешь...
Ходишь ты, как скунс смердячий, и нервируешь народ.
От тебя все сторонятся и задеть тебя бояться,
Да и в транспорте уступят место лучшее всегда,
Не рискнут с тобой сближаться, так как любишь ты чесаться,
Может быть, ты это "мыло", и не видел никогда!

- Как вы думаете, о какой составляющей ЗОЖ  идет речь в этом шуточном стихотворении? Ответы учащихся.

- Конечно, о гигиене.

III. Сообщение темы и цели урока

- Итак, тема урока: «Правила личной гигиены». Слайд 1. 

- Вы получите представление о том, что такое «гигиена», «личная гигиена». Вспомните основные гигиенические правила.

Запись темы урока в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

Рассказ с элементами беседы.

- Давно ли возникла гигиена, как вы думаете? Ответы учащихся.

- В древние времена люди считали причиной болезней неблагосклонность богов. Однако уже тогда они создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Такие правила называются гигиеной.

В мифах Древней Греции рассказывается о боге врачевания Асклепии. Он учился врачебной науке у мудрого кентавра Хирона, знавшего секреты лечебных трав, и со временем превзошел своего учителя. Он научился готовить лекарства даже из змеиного яда. Поэтому Асклепия часто изображали с посохом, который обвивает змея.

Асклепий – бог врачевания в Древней Греции. Слайд 4. Запись в тетрадь.

У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей.

В греческой мифологии Гигиея- богиня здоровья. Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене. Гигиею изображали кормящей змею из чаши. Отсюда происходит один из знаков медицины — чаша со змеей. 

Панацея  (Панакея) в греческой мифологии  - "всецелительница"  -  богиня, олицетворяющая исцеление от болезней. Отсюда возникло  выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

 Гигиея и Панацея – дочери Асклепия, «гигиена» и «панацея». Слайд 5. Запись в тетрадь.

- Что же такое гигиена? Слайд 6.

Гигиена  (от др.-греч.— «здоровье») — это область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий  существования, сохранения здоровья и продления  жизни. Запись в тетрадь.

Личная гигиена -  совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.  Слайд 7. Запись в тетрадь.

(слайды 8, 9, 10, 11)    Слайд 12. К правилам личной гигиены относят:

  • разумное сочетание умственного и физического труда;
  • занятия физической культурой и закаливание;
  • рациональное питание;
  • чередование труда и активного отдыха;
  • полноценный отдых.

Слайд 13, 14. В нее также входят вопросы гигиенического содержания тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища.

- В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние полости рта (слайд 15). Ежедневные гигиенические процедуры в конечном итоге влияют на состояние организма в целом, снижают риск серьезных заболеваний. Действительно, стоматологические проблемы могут служить причинами заболеваний внутренних органов, и с каждым днем это утверждение получает все больше и больше научных подтверждений.

-  Предлагаю вам  вспомнить  строение и функции зубов

Зуб является составляющей частью организма человека, одним из его органов. (слайд 16).

- Какова функция зубов? Ответы учащихся.

Главной их функцией является механическое измельчение пищи, однако зубы также участвуют в произношении человеком речи и звуков, а также являются обязательным компонентом улыбки.

- Сколько зубов у взрослого человека? Ответы учащихся.

 Взрослый человек обычно имеет двадцать восемь зубов, а также четыре так называемых зуба мудрости, которые полноценно прорезаются не у всех, вследствие чего считаются необязательными.

- Как часто нужно обращаться к стоматологу? Ответы учащихся.

Специалисты советуют делать это два раза в год (частота зависит от того, в каком состоянии находятся зубы пациента).

- Какое же строение имеет зуб? Внимание на слайд.

Слайд 16. Зуб представляет собой образование, которое находится в альвеолярном челюстном отростке. По внутреннему устройству выделяют зубную коронку, которая выступает над десной, корневую часть зуба, которая находится в альвеоле челюсти и закрыта десной, а также зубную шейку, которая представляет собой участок перехода зубной коронки в корневую его часть, и которая покрыта очень тонким слоем эмали. Зубы состоят из различных твердых тканей, в том числе из эмали зубов, цемента зубов и дентина, а также в его состав входят мягкие ткани (зубная пульпа).
Внутренняя полость каждого зуба состоит из пульповой камеры и корневого зубного канала, а также из артерий для поступления нужных веществ и нервных окончаний.

-  Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов по гигиене полости рта.

V. Самостоятельная работа

Слайд 17.

Учащиеся в течение 3-5 минут работают самостоятельно. Затем они сверяют свои ответы с правильными.

Вопрос 1. Что такое кариес, пародонтоз?

Вопрос 2. Надо ли чистить молочные зубы?

Вопрос 3. Как правильно чистить зубы?

Вопрос 4. Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы?

Вопрос 5. Жевательная резинка заменяет чистку зубов?

Ответ 1. Слайд 18.
Кариес — это сложный патологический процесс, который протекает в твердых тканях зуба и приводит к их разрушению. 

Причины:

  • плохая гигиена полости рта,
  • богатое сахаром и простыми углеводами питание,
  • присутствие в микрофлоре критического количества стрептококков, в частности Streptococcus mutants, выделяющих кислоты как продукт жизнедеятельности,
  • сниженный иммунитет,
  • зубные протезы или брекеты, травмирующие эмаль зубов и затрудняющие гигиенические процедуры,
  • нарушения формирования эмали в период закладывания или прорезывания зубов,
  • недостаточное выделение слюны и ее повышенная вязкость,
  • для женщин — беременность и кормление,
  • заболевания обмена веществ и гормональные нарушения.

Все эти факторы повышают уровень кислотности в полости рта или деминерализуют ткани, а кислота, в свою очередь, приводит к истончению и разрушению зубной эмали.

Пародонтоз - значительное поражение всех тканей, окружающих зубы (пародонта).

Причины пародонтоза:

  • недостаток в свежих овощах и фруктах (витамины С и Р),
  • перегрузка при жевании оставшихся зубов после удаления разрушенных,
  • отложение зубного камня .

Ответ 2. Слайд 19.

Надо. Молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов.

Ухаживать за зубками надо начинать сразу, как только появляется предмет ухаживания. Первые прорезавшиеся зубки рекомендуется чистить силиконовой щеточкой, которая одевается на палец взрослого. А с 8-10 месяцев уже можно использовать самую маленькую детскую зубную щетку. Для детей разработаны специальные щетки с толстой ручкой (чтобы удобнее было держать в кулачке), они яркие, и призывают ребенка еще и поиграть, ведь именно в игре рождается дружба.

Ответ 3. Слайд 20.

Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. Верхние зубы Вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы.

Ответ 4. Слайд 21.

Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов. Взрослым тоже рекомендуют щетки с небольшими головками, которые соответствуют размеру 1,5-2 зубов.

Ответ 5. Слайд 22.

Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды (но ни как не вместо…) в течение 5-10 минут. При более длительном жевании все полезные эффекты жевательной резинки заканчиваются, и начинаются вредные.

  (слайд 23)

VI. Продолжение темы

- А теперь назовите самый большой  орган человека? Ответы учащихся.

- Правильно, кожа.

Кожа - наружный покров тела человека, поверхность которого может достигать

2 м кв., таким образом, это самый большой и целостный орган.

- Какие функции выполняет кожа? Ответы учащихся.

Важная функция кожи – защитная.  Кожа защищает организм от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей, от проникновения микробов и от высыхания.

Чувствительная функция или рецепторная. Кожа обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность.

Терморегуляционная функция. Кожа защищает от переохлаждения и перегревания.

Дыхательная функция.  Через кожу осуществляется 1 % общего газообмена.

Обменная или выделительная функция. Кожа участвует в водном, солевом, углеводном, жировом и витаминном обмене ( под воздействием УФ- лучей в коже образуется витамин D).

- Давайте вспомним строение кожи. Слайд 24.

Кожа состоит из трех основных слоев: эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной клетчатки. Эпидермис является наружным слоем кожи. Он образован пятью слоями. Нижний слой эпидермиса - базальный - производит новые слои клеток на протяжении всей жизни, заменяя старые отмирающие. Живые клетки глубоких слоев эпидермиса делятся и постепенно поднимаются к наружной поверхности кожи, стареют и погибают. Дерма - это упругая, прочная и растяжимая ткань, состоящая из двух слоев коллагеновых и эластичных волокон. В ней находится много кровеносных капилляров, нервных и мышечных клеток, чувствительных телец, пигментных клеток, потовых и сальных желез. Подкожная жировая клетчатка состоит из рыхлой соединительной и жировой ткани.

- А сейчас мы послушаем доклад на тему: «Гигиена  кожи».

Далее заслушивается сообщение учащегося.    (слайды 25, 26)

- А теперь внимательно послушайте, о чем идет речь?

- Это роговые производные кожи, покрывают почти все тело человека, живут 2-4 года. Ответы учащихся.

- Конечно, речь идет о волосах.

- Какое строение имеют волосы? Внимание на слайд!

Слайд 27. Он делится на стержень – это видимая часть, и корень, который находится в дерме, в особом углублении - волосяном мешочке. В совокупности с окружающими его тканями, он образует волосяной фолликул (волосяную луковицу). Эти ткани формируют наружное и внутреннее корневые влагалища и волосяно-железистый комплекс (сальная и потовая железы; мышца, поднимающая волос; кровеносные сосуды и нервные окончания). Волосяной фолликул - уникальный мини-орган, который играет важную роль в процессе роста волос. Протоки сальных желез, которые своим секретом смазывают волос, придают ему эластичность, гибкость и блеск. Количество фолликулов у каждого человека – величина генетически запрограммированная. За счет волосяной луковицы происходит рост волоса, образование и формирование новых волос. В луковицу вдается волосяной сосочек, содержащий кровеносные сосуды, через которые и обеспечивается ее питание.

- Залог красивых здоровых волос - тщательный уход за ними. А для того, чтобы волосы были действительно предметом гордости, уход за ними должен быть еще и правильным.

Сейчас мы послушаем доклад «Гигиена волос».

Далее заслушивается сообщение учащегося. (слайд 28)

- Сегодня на уроке мы коснулись лишь нескольких вопросов личной гигиены. Из выше сказанного можно сделать следующие выводы (слайд 29):

  • Личная гигиена является залогом сохранения и укрепления здоровья человека.
  • За кожей, зубами, волосами нужно ухаживать ежедневно.

   (слайд 30).

VII. Закрепление

- Сейчас  я предлагаю выполнить следующее  задание. Слайд 31-32.

Дополните  информацию.

1. ___________________ - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.  

2. Наиболее распространенным заболеванием зубов является _______________.

3. Для профилактики заболевания зубов рекомендуется не менее 2 раз в ____________ обращаться к зубному врачу.

4. Сохранение кожи в здоровом состоянии требует постоянной заботы о её ______________.

5. __________________________ - верхний слой кожи, который защищает организм от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей, от проникновения микробов и от высыхания.

6. ____________________- это роговые нитевидные производные кожи, образующие волосяной покров. Они защищают тело (голову) от механических повреждений и потери _________________.

Ответы:

1. Личная гигиена. 2.Кариес. 3. В год. 4. Чистоте. 5. Эпидермис. 6. Волосы, тепла.

Учитель берет на проверку несколько тетрадей.

Один учащийся называет слова, которые он вставил в предложения, остальные сверяют с ним ответы. После проверки оставшиеся учащиеся сами выставляют себе оценки. Слайд 33.

Если 0 ошибок – поставьте «5».

Если 1-2 ошибки – поставьте «4».

Если 3-4 ошибки – поставьте «3».

VIII. Подведение итогов

- Итак, сегодня мы вспомнили об одной составляющей ЗОЖ – личной гигиене. Вспомнили основные правила ухода за кожей, зубами, волосами.

Урок я хотела бы закончить словами выдающегося  ученого Ильи Ильича Мечникова: « Лица, желающие сохранить, сколько возможно долее умственные силы и совершить по возможности полный цикл жизни, должны вести очень умеренный образ жизни и следовать правилам рациональной гигиены» (слайд 34).                                                                                                             

IX. Домашнее задание  Слайд 35.

  • Параграф 11.стр.62-64
  • Дополнительные материалы к пар. 11.стр.65
  • Презентация  на тему «Развитие гигиены в России»

       (слайд 36).

Используемые ресурсы:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ГИГИЕНЕ КОЖИ.

Исследования показали, что количество нанесенных на чистую кожу бактериальных культур уменьшается на 85% через 10 мин. Вывод прост: чистая кожа имеет бактерицидные свойства, грязная - во многом их утрачивает. Открытые участки тела в большей степени подвержены загрязнению. Особенно много вредных микроорганизмов находится под ногтями, поэтому уход за ними очень важен.

Основные средства личной гигиены для ухода за кожей - вода и мыло. Лучше, если вода будет мягкая, а мыло - туалетное. Не забывайте учитывать особенности вашей кожи. Она может быть нормальной, сухой или жирной. Настоятельно рекомендуется принимать душ после работы и перед сном. Температура воды при этом должна быть чуть выше нормальной температуры тела - 37-38 градусов.

Личная гигиена включает в себя мытье в ванне или бане с применением мочалки нужно не реже раза в неделю. После мытья непременно смените нательное белье.

Ноги необходимо ежедневно мыть прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ГИГИЕНЕ ВОЛОС.

Правильный уход за волосами заключается в следующем.
Кожу головы и волосы, которые загрязняются пылью, чешуйками отшелушившегося рогового слоя, пропитанными выделениями сальных и потовых желез, нужно периодически мыть водой с мылом. Намыливать голову нужно так, чтобы не только все волосы но и кожа головы были покрыты мыльной пеной. Смыв мыльную пену, следует несколько раз ополоснуть голову.
В жесткой воде мыло плохо мылится и обычно остается на волосах в виде серовато—белого налета. Жесткую воду можно смягчить, прокипятив ее и добавив в нее нашатырный спирт (1/2 чайной ложки спирта на л воды), или буру, или питьевую соду (одна чайная ложка па л воды). Хорошо мыть голову дождевой или снеговой водой.
Для мытья волос с нормальной жирностью можно употреблять туалетное мыло, а также семейное, банное, яичное, детское. Хозяйственное мыло содержит много щелочи и может вызвать раздражение кожи на голове.

Для мытья сухих волос рекомендуется «Детское» мыло, «Спермацетовое», «Яичное», а также «Красный мак». За сутки до мытья полезно втирать в кожу жиры. Можно пользоваться следующей смесью: 40 г касторового масла, 60 г вазелинового масла, 4—5 г керосина. Перед мытьем, чтобы удалить оставшиеся чешуйки (перхоть), следует прочесать волосы гребнем, между зубцами которого положена вата.
Вместо мыла можно употреблять также кислое молоко. Для этой цели волосы и кожу головы обильно смазывают кислым молоком или простоквашей, через 5—10 минут их тщательно промывают теплой водой. От мытья кислым молоком волосы становятся мягкими, шелковистыми, блестящими.
Для оживления волос хорошо их прополоскать раствором уксуса (1 столовая ложка уксуса на л воды). Если после мытья появляется чувство стягивания кожи нужно намочить кусок ваты в жидком подогретом масле (касторовое, прованское или очищенное подсолнечное) и слегка намаслить кожу головы и волос. Избыток масла нужно снять сухой ватой.

Лучшим жиром для волос является касторовое масло. Им целесообразно смазывать сухие волосы для сохранения блеска и эластичности. Для этого нужно заложить в зубцы гребня ватку, пропитать ее маслом, а затем расчесывать волосы, начиная с концов. Жир на волосах довольно быстро разлагается, поэтому рекомендуется это делать на ночь, а по утрам удалять остатки жира сухим полотенцем или марлей. Разложение жира можно предотвратить, прибавив к нему чистый или еще лучше салициловый спирт (60—80 г касторового масла и 20—40 г спирта).
Хорошее действие оказывает также репейное и растительное масла.
Для улучшения состояния сухих волос рекомендуется также в течение 4—6 недель втирать в кожу головы через день 2—процентную серную мазь: сера способствует формированию новых клеток надкожицы.

Для мытья жирных волос хорошо применять «Глицериновое», «Банное» мыло, а зимой и осенью — борно-тимоловое, дегтярное или карболовое. Мыть жирные волосы надо горячей водой один раз в неделю.
Чрезмерно намыливать голову не рекомендуется: от этого волосы становятся более ломкими и быстрее расщепляются. Хорошо мыть волосы мыльной пеной. Жидкие мыла можно применять изредка — 1 раз в течение 4—6 недель. Частое употребление их может привести к пересушиванию волос.
При жирной перхоти можно перед мытьем втирать в кожу ватным тампоном раствор питьевой соды (1 чайную ложку на стакан кипяченой воды). Полезно также втирать простоквашу за 20—30 минут до мытья головы.
Жирные волосы можно мыть закваской из черного хлеба. Для этого 1 кг ржаного хлеба размешивают и заваривают горячей водой (1 л), через 12 часов хлеб разминают, в кашицу добавляют 1 л горячей воды, смесь тщательно размешивают и моют ею волосы, затем прочесывают сначала редким, а потом частым гребнем и ополаскивают в чистой теплой воде.
Для мытья жирных волос можно применять смесь, которую легко приготовить в домашних условиях. К 7 стаканам теплой воды надо добавить 1 столовую ложку нашатырного спирта, 1 столовую ложку глицерина и 1/2 чайной ложки питьевой соды.

После мытья этой смесью волосы необходимо прополоскать раствором уксуса в воде (пропорция та же, что и при мытье сухих волос).
После мытья необходимо высушить волосы, тщательно протерев их полотенцем. Жирные волосы рекомендуется протирать 2 раза в неделю 70—процентным спиртом, содержащим 0,25% тимола, или 0,5% ментола, или 1 процент салициловой кислоты.
Полезно делать массаж головы как для сухих, так и жирных волос. Массаж вызывает прилив крови к корням, чем усиливает питание волос и улучшает их рост. Массируют кончиками пальцев обеих рук в течение 5 минут ежедневно, не сильно нажимая на кожу.
Расчесывать волосы следует редкими гребнями из пластмассы. Каждый член семьи должен иметь свой гребень и держать его в безупречной чистоте. Короткие волосы начинают расчесывать корня, а длинные — с концов. Гребень не только распутывает волосы, но и очищает их.
Женщины, имеющие длинные волос, должны тщательно расчесывать их. Хорошо после расчесывания гребнем разгладить волосы волосяной щеткой — это способствует равномерному распределению кожного сала. Место пробора нужно менять. Нельзя заплетать туго косу.
Широко распространено мнение, что стрижка и бритье головы укрепляют волосы. Это совершенно необоснованно. Частая стрижка, особенно наголо, или бритье головы расшатывает корни волосы и усиливает их выпадение. Мужчинам достаточно подстригать волосы раз в 4—5 недель.
Изменить цвет волос можно только окрашиванием. Окрашивать волосы следует безвредными красками растительного происхождения — хной и басмой, настойкой ромашки, ревенем, отваром шелухи лука, настойкой из зеленой скорлупы грецких орехов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила личной гигиены МКОУ Черчетская СОШ Учитель ОБЖ Аблец Раиса Ивановна

Слайд 2

О чём идет речь? Есть такая вероятность - получить за неопрятность, Если ты уже завшивел, и не мылся целый год, Ты вокруг людей пытаешь, когда с ног носки снимаешь... Ходишь ты, как скунс смердячий , и нервируешь народ. От тебя все сторонятся и задеть тебя бояться, Да и в транспорте уступят место лучшее всегда, Не рискнут с тобой сближаться, так как любишь ты чесаться, Может быть, ты это "мыло", и не видел никогда!

Слайд 3

Цели: Сформировать у учащихся представление о гигиене, личной гигиене, знание основных правил ухода за кожей головы, зубами и волосами. Развивать инициативу и активность на уроке. Воспитывать стремление к обязательному соблюдению правил личной гигиены.

Слайд 4

Асклепий Бог врачевания в древнегреческой мифологии. Он научился врачебной науке у мудрого кентавра Херона и даже умел готовить лекарства из змеиного яда. Искусство Асклепия было столь велико, что он пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, за что Зевс сразил его молнией.

Слайд 5

Гигиея «здоровье» Гигиея - дочь Асклепия. Она помогала отцу лечить людей. От ее имени и было образовано слово «гигиена». » Панацея « всецелительница »

Слайд 6

ГИГИЕНА Это область медицины , изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. пришло к нам из Древней Греции и означает « целебный, приносящий здоровье ». Ещё до зарождения гигиены как самостоятельной науки, накоплен опыт гигиенических рекомендаций. Эти рекомендации появились в процессе наблюдений, обобщений, и передачи последующим поколениям жизненного опыта.

Слайд 7

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА Совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Слайд 8

Что включает в себя личная гигиена Соблюдение чистоты тела, белья, одежды, жилища.

Слайд 9

Что включает в себя личная гигиена Правильное приготовление и регулярный прием пищи

Слайд 10

Что включает в себя личная гигиена Чередование труда и активного отдыха, умственного и физического труда

Слайд 11

Что включает в себя личная гигиена Полноценный сон Занятия физкультурой

Слайд 12

Правила личной гигиены Разумное сочетание умственного и физического труда Занятия физической культурой и закаливание Рациональное питание Чередование труда и активного отдыха Полноценный отдых

Слайд 14

Средства личной гигиены К средствам личной гигиены обычно относят всё то, что позволяет соблюдать гигиенические правила: зубную щётку, мыло, полотенце, расчёску, носовой платок и т.д .

Слайд 15

Гигиена полости рта Соблюдение гигиены полости рта — это предупреждение заболеваний полости рта, желудочно-кишечного тракта и обострений хронических заболеваний внутренних органов.

Слайд 16

Строение зуба Эмаль Дентин Десна Периодонт Костная альвеола Вена Нерв Артерия Цемент Пульпа 1. 3. 4. 5. 6. 2. к оронка шейка корень 7 . 8 . 9. 10.

Слайд 17

Гигиена полости рта Вопрос 1. Что такое кариес, пародонтоз? Вопрос 2. Надо ли чистить м олочные зубы? Вопрос 3. Как правильно чистить зубы? Вопрос 4. Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы ? Вопрос 5. Жевательная резинка заменяет чистку зубов ?

Слайд 18

Ответ 1. Кариес — это сложный патологический процесс, который протекает в твердых тканях зуба и приводит к их разрушению. Пародонтоз — значительное поражение всех тканей, окружающих зубы (пародонта).

Слайд 19

Ответ 2. Молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов.

Слайд 20

Ответ 3. 1. Наружные поверхности зубов 2. Внутренние поверхности зубов 3 . Внутренние поверхности передних зубов 4 . Жевательные поверхности зубов

Слайд 21

Ответ 4 . Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. О на лучше может очистить зубы. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов. Взрослым тоже рекомендуют щетки с небольшими головками, которые соответствуют размеру 1,5-2 зубов.

Слайд 22

Ответ 5 . Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды (но ни как не вместо…) в течение 5-10 минут.

Слайд 23

Для предупреждения стоматологических заболеваний нужно регулярно: - тщательно долго пережевывать пищу, обязательно включать в рацион жесткие овощи и фрукты; - сократить потребление легкоусвояемых углеводов ( конфет, тортов и т.д.), они являются хорошей пищей для развития болезнетворной микрофлоры; - больше пить, делая это медленно, задерживая во рту жидкость (вымывается максимум микробов); - после еды обязательно полоскать рот водой.

Слайд 24

Строение кожи Кровеносные сосуды 3. Потовая железа Нервное окончание 4 . Волосяной мешочек 1. 3. 4. 2. эпидермис дерма подкожная ж ировая клетчатка

Слайд 25

Гигиена кожи Полотенце должно быть чистым, мягким, и пользоваться им должен только его хозяин. Интимный туалет совершай не реже двух раз в день! - Проводи утром водные процедуры: обтирание, обливание или душ, укрепляя и закаляя весь организм! - Ухаживай за руками и ногтями! Регулярно подстригай и вычищай грязь из-под ногтей специальной щеткой!

Слайд 26

Помните о том, что кожа быстро загрязняется, ее поры закупориваются, и она перестает «дышать». Это одна из причин плохого самочувствия, усталости, вялости. Вы наверняка не раз замечали, как после душа проходит усталость, улучшается настроение. Вода как бы смывает ваше плохое настроение и проблемы, а также прекрасно закаливает организм. Правила личной гигиены

Слайд 27

Строение волоса

Слайд 28

В волосах, особенно летом, скапливается большое количество пыли. Смешиваясь с потом и кожным салом, пыль образует на коже головы и волосах налёт (плёнку), в котором могут развиваться различные микроорганизмы. - Волосы необходимо ежедневно утром расчёсывать и всё время поддерживать прическу в порядке! - Опрятное содержание волос, является одним из важнейших средств предупреждения болезни кожи на голове! - Мойте голову не горячей, а приятно – тёплой водой! - Избавьте волосы от стресса из-за окрашивания и химической завивки! - Постарайтесь как можно реже пользоваться зимой феном! Гигиена волос

Слайд 29

Личная гигиена является залогом сохранения и укрепления здоровья человека. За кожей, зубами, волосами нужно ухаживать ежедневно. ВЫВОДЫ

Слайд 30

Правила личной гигиены - Тщательно следите за своими руками. Ногти должны быть чистыми и коротко подстриженными. Обязательно мойте руки: придя с улицы; после посещения туалета; перед едой; после игры с животными. - Не забывайте о ногах. Они часто потеют, появляется неприятный запах, поэтому их также надо мыть ежедневно и ежедневно надевать чистые носки или колготки.

Слайд 31

Дополните информацию . 1 . ______- совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. 2. Наиболее распространенным заболеванием зубов является ________ . 3. Для профилактики заболевания зубов рекомендуется не менее 2 раз в ________обращаться к зубному врачу . Выполните задание

Слайд 32

Дополните информацию. 4. Сохранение кожи в здоровом состоянии требует постоянной заботы о её ______. 5 . _____ - верхний слой кожи, который защищает организм от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей, от проникновения микробов и от высыхания. 6. _____- это роговые нитевидные производные кожи, образующие волосяной покров. Они защищают тело (голову) от механических повреждений и потери ________.

Слайд 33

Если 0 ошибок – поставьте «5». Если 1-2 ошибки – поставьте «4». Если 3-4 ошибки – поставьте «3». Поставьте оценку

Слайд 34

Чистота, опрятность, гигиена-это первый шаг к красоте и физическому здоровью.

Слайд 35

Параграф 11.стр.62-64 Допол.материалы к пар. 11.стр.65 П резентация на тему «Развитие гигиены в России» Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила личной гигиены.

Внеклассное мероприятие для учащихся млашего школьного возраста....

Правила личной гигиены

Тематический классный час...

Презентация на тему: "Правила личной гигиены"

Презентация на тему: "Правила личной гигиены"...

Правила личной гигиены и здоровья.

В презентации освещены следующие вопросы: уход за кожей, уход за зубами и волосами, очищение организма при помощи голодания....

ОБЖ_11класс_11_Правила личной гигиены

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....

«Правила личной гигиены»

Цели урока:Сформировать у учащихся представление о гигиене, личной гигиене, знание основных правил ухода за кожей головы, зубами и волосами.·         Развивать ...