Разработка урока ОБЖ "Суровые погодные условия для человека в зимний период времени"
план-конспект урока по обж (7 класс) по теме

Толстоногов Александр Григорьевич

Разработка урока ОБЖ "Суровые погодные условия для человека в зимний период времени" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тема урока.

 Суровые погодные условия для человека в зимний период времени

Цель  урока: Познакомить с факторами, оказывающими влияние на жизнь и здоровье человека в зимних условиях. Разобрать особенности акклиматизации человека к условиям холодного климата. Обсудить общие правила поведения человека в суровых зимних  условиях для обеспечения его личной безопасности.

  1. Задачи:

– обучающие: изучить основные виды зимних чрезвычайных ситуаций; обобщить правила поведения человека в холодный период времени года;

- воспитательные: формирование современной культуры безопасности;

- развивающие: создать условие для развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, умение обобщать, выделять главное, находить причинно – следственные связи, коммуникативных навыков: умение работать в группе.

2. Предполагаемые результаты:

- личностные 

 – формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

 - различать факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в данных климатических условиях.

 - метапредметные

  – умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

 – умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

 – умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.

   - предметные  

- выделять факторы погоды влияющие на акклиматизацию человека;

- характеризовать  особенности поведения человека в холодном климате.

11.Тип урока  комбинированный.

12.Формы работы учащихся   частично – поисковый, работа в группе

13Необходимое техническое оборудование  компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.

14. Ход  урока.

Краткий конспект урока.

  1. Организационный момент. Здравствуйте, сегодня мы с вами проведем занятие, отходящее от нашего плана, но очень актуальное, необходимое для нас с вами. Думаю, оно пройдет с пользой для вас.
  2. Актуализация знаний, подведение к целям. Вы заметили, что сегодня у нас в классе присутствует человек в форме. Как вы думаете, с чем связано его присутствие? Давайте его послушаем. Слово предоставляется……………., ……………………………………………………………………………………………

-У вас есть вопросы к этому человеку?    Давайте, исходя из этого разговора, сформулируем главные цели нашего урока.                                                                                      

  1. Изучение нового материала:

Слайд 1

     Природа – очень сложная система, существующая по своим законам. Поэтому человечеству, чтобы выжить, необходимо понять эти законы, научиться сосуществовать с природой в гармонии. В природе время от времени возникают различные экстремальные, чрезвычайные  ситуации, вызванные опасным природными явлениями, погодными условиями.

Слайд 2

     На нашей территории  возможно возникновение практически всех опасных природных явлений.  Но мы сегодня с вами остановимся на одном из них- приспособление к жизни, действия человека в суровых зимних условиях.

Чтобы обезопасить себя, необходимо усвоить основные способы самозащиты при возникновении опасных явлений и приемы оказания помощи пострадавшим.

Итак, Мороз.

     Опасность для человека представляет и воздействие низких температур. Эта опасность значительно возрастет, когда человек находится вдали от жилья, подвергается воздействию сильного ветра и влаги.

Слайд 11 (1, 2)

     Сильный мороз – это снижение температуры воздуха до  минус 30 и ниже.     При длительном пребывании на морозе могут произойти обморожения различных частей тела. Наиболее подвержены обморожениям пальцы рук и ног, уши, щеки, кончик носа.

     Чтобы не допустить обморожений пальцев рук и ног, оказавшись вдали от теплого жилища, необходимо использовать подручные средства. Бумага плохо пропускает тепло. Если она у вас есть, следует утеплить свою обувь. Можно обернуть бумагой ноги, руки, а поверх надеть носки, перчатки, рукавицы. Бумагой можно утеплить и тело, подложив ее под майку или рубашку. Также может пригодиться полиэтиленовый или целлофановый пакет.

     ПОМНИТЕ! Обморожение может произойти и при нулевой температуре, если человек легко одет, в тесной и мокрой обуви, без головного убора.

Слайд 11 (3)

     Зимой особое внимание следует уделять обуви. Важно, чтобы она была нужного размера, позволяла  дополнительно утеплить ноги и не пропускала воду.

     На холоде до 70% тепла из тела человека уходит через голову. Поэтому прежде всего следует держать голову в тепле. Переохлаждение приводит к остановке сердца, инфаркту и инсульту., к ослаблению памяти.

        В зимний период много хлопот человеку доставляет обильное выпадение снега.

     Сильный снегопад – интенсивное выпадение снега в количестве более 20 мм. за период мене 12 часов, которое приводит к значительному ухудшению видимости и прекращению движения транспорта.

Слайд 12

     Снегопады могут продолжаться несколько суток. Снег заваливает дороги, рвет линии электропередач и серьезно нарушает нормальную жизнь населенных пунктов, оказавшихся в зоне бедствия.

     Особую опасность для человека представляют снежные бури. Сильный ветер переносит огромные массы снега на значительные расстояния, резко снижает видимость, образует обширные заносы.

Оказавшемуся в зоне действия снежного бурана человеку становится очень трудно ориентироваться, а заносы резко снижают скорость передвижения.

                 Следует воздержаться от поездок на автомобиле, а если непогода застигла в пути – необходимо остановиться на обочине и переждать в автомобиле. При этом следует избегать переохлаждения, периодически включая отопление. Однако в этом случае необходимо остерегаться отравления угарным газом. Если снегопад очень сильный – следует периодически выходить из автомобиля и разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под снегом вместе с автомобилем.

 В зимний период много неприятностей человеку приносит гололед.

Слайд 13

     Гололед весьма опасное для человека явление, поэтому по возможности реже выходить из дому в такую погоду. Если же такая необходимость существует, то нужно обратить внимание на обувь. Лучше всего подойдет обувь с подошвой на мягкой основе. На каблук можно наклеить лейкопластырь или изоленту на тканевой основе и перед выходом на улицу натереть их песком.

   Следует обратить внимание и на свою походку. Ступать надо на всю подошву, не торопиться, ноги слегка расслабить в коленях. Руки нельзя  помещать в карманы или занимать сумками.

 

 4.Поиск решения проблемы:

Предлагаю всем разделиться на группы, всего 6 групп.

   Каждая группа получает карточку с заданием. Ваша задача заключается в том, чтобы составить памятки- правила поведения людей в определенных погодных условиях в зимнее время. Только 1 группа из вас не будет составлять памятку- у них другая миссия- представим, что они- работают на радиостанции, их задача- придумать обращение к населению в связи с наступлением сильных холодов. На работу над заданием группе дается 5 мин. После этого вы выберете в группе по 1 человеку, который представит всем нам свою групповую работу.

Прочитайте дополнительную литературу.

(Каждой группе раздаётся лист с дополнительными информационными данными.)

Сразу хочу сказать, что оценивать вашу работу будете вы сами- в своей группе. Самым активным участникам группы нужно будет дать оценку.

  1. Закрепление знаний и первичная оценка результатов. Рефлексия.

Учащиеся, каждой группы публично докладывают о выполнении   задания. Подводят итог выполненной работы.

Учитель контролирует выполняемые учащимися задания, заостряет внимание их на более важных моментах.                                                                                                                                

–Как вы оценили свою работу? Кто активно работал в вашей группе?

  1. Итоговый контроль. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся   ответить на итоговый контрольный вопрос «Реализована ли цель урока?»

Учитель предлагает продолжить фразу «Сегодня на уроке мы … »  

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ...

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ...

Правила безопасности в зимний период времени 7а класс

Правила безопасности в зимний период времени 7а класс...

Доклад на родительское собрание: Памятка для родителей «Безопасность детей в зимний период времени». 14.01.2022 год

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построит...

"Правила поведения на дороге в зимний период времени"

quot;Правила поведения на дороге в зимний период времени"...

Рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра на открытом воздухе в зимний период времени.

В материале содержатся рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в ...