Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
методическая разработка по обж (10 класс)

Романов Сергей Альбертович

В учебнике ОБЖ 10 класса под редакцией Смирнова А.Т., Мишина Б.И., Васнева В.А.(это УМК, который используется в нашей школе с 5 по 11 класс) тема «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе» дает лишь  краткий исторический экскурс по некоторым орденам. Что касается современной истории, то ордена лишь перечислены, и то не все. В учебнике нет описания статута орденов.

      Я считаю необходимым дать возможность обучающимся познакомиться с материалами, в которых описывается, кто и за какие заслуги может быть награжден государственной наградой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_ordena.docx267.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Методическая разработка урока

Тема: «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»

Преподаватель – организатор ОБЖ

МБОУ СОШ №3  Романов С.А.

Муром

Пояснительная записка

     В учебнике ОБЖ 10 класса под редакцией Смирнова А.Т., Мишина Б.И., Васнева В.А.(это УМК, который используется в нашей школе с 5 по 11 класс) тема «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе» дает лишь  краткий исторический экскурс по некоторым орденам. Что касается современной истории, то ордена лишь перечислены, и то не все. В учебнике нет описания статута орденов.

      Я считаю необходимым дать возможность обучающимся познакомиться с материалами, в которых описывается, кто и за какие заслуги может быть награжден государственной наградой.

     Данная методическая разработка дает педагогу возможность по формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:

личностные - формирование учебной мотивации;

регулятивные -  умение анализировать ход и способ действий,           определять последовательность действий, адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;

познавательные - умение формулировать проблемы и решать их, умение вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме;

коммуникативные - умение вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

Тема урока: «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»

Цель урока:  Познакомить учащихся с наградной системой РФ.

                        Объяснить статут орденов и медалей.

                        Решение проблемной ситуации.

Ход урока

Организационный момент                                          5 мин  

Актуализация знаний                                                  2 мин

Постановка учебной задачи (проблемы)                   5 мин  

Самостоятельная работа                                            23 мин                                    

Решение проблемной ситуации                                  5 мин  

Рефлексия деятельности                                              5 мин

                                 

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

(На экране демонстрируется слайд 1)

Учитель: Перед вами фотографии людей, на груди которых вы видите государственные знаки отличия.

  • Знаете ли вы этих людей?
  • Какими наградами они отмечены?
  • Что вы знаете об этих наградах?
  • Какие государственные награды вы знаете?
  • Кому и за какие заслуги вручаются ордена и медали Российской Федерации?

Обучающиеся: Ответы обучающихся могут быть разные. Обучающиеся могут назвать некоторые ордена и медали, но в большинстве своем они не знакомы с их статутом.

2.Актуализация знаний

Учитель: Тема урока «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»

Учитель: Вы члены государственной наградной комиссии. Вам на рассмотрение поступило представление с описанием поступка. Ваша задача оценить поступок данного человека и определить, каким орденом он был награжден и почему.

3. Постановка учебной задачи (проблемы)

Проблемная ситуация:

       30 марта на полигоне Балтийского флота шли плановые учения. Начальник штаба охранения майор Дмитрий Островерхов проводил с недавними выпускниками "учебки" упражнения по метанию боевых гранат. Такие занятия он проводил сотни раз. Но в этот день урок пошел не по плану.

- Слышу щелчок и смотрю на бойца, выдернувшего чеку, - вспоминает Дмитрий. - Парень растерялся, хлопает глазами и не соображает, что случилось. Я понял: сейчас рванет.

     В такой ситуации бросать гранату было поздно: уже сработал боек и до взрыва она бы не отлетела на безопасное расстояние. Первым опомнился офицер. До решающего мгновения оставалось ровно три секунды.

     Майор выбил гранату из рук солдата в окоп, а самого рядового вытолкнул из земляного укрытия и накрыл падающего бойца своим телом. Несколько дней Дмитрий Островерхов провел в реанимации военного госпиталя - с ранением обеих ног. Зато на бойце не оказалось ни одной царапины.

- Исключительный случай, неисправность унифицированного запала. Здесь бы всякий растерялся, а Островерхов  молодец, сообразил.

Учитель: Оцените поступок майора Островерхова Д. и предложите вариант государственной награды за данный поступок.

Обучающиеся: Предложения обучающихся могут быть разными.

Учитель: Какой информации нам недостает для того, чтобы решить поставленную задачу?

Обучающиеся: Необходимо знать, какие награды существуют в Российской Федерации.

Учитель: Для поиска необходимой информации вы можете воспользоваться ресурсами Интернет.

4. Самостоятельная работа

Обучающиеся: Используя ресурсы Интернет, ведут поиск необходимой информации,  с помощью учителя находят документ:

Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", изучают его в части, касающейся данного урока.

Учитель: Достаточно ли полученной информации для решения поставленной задачи?

Обучающиеся:  Для решения нашей задачи, нам необходимо знать, какая награда и за что вручается.

Учитель: Это называется статут ордена или медали.

Обучающиеся:  Продолжают поиск информации  (каждая пара обучающихся готовит материал об одном ордене или медали). Выделяют информацию о статуте ордена или медали и с помощью электронной презентации рассказывают о них.

Например: см. приложение №1

Во время выступления одной пары остальные обучающиеся заполняют таблицу (см. приложение №2).

5. Решение проблемной ситуации

Учитель: Возвращаемся к первоначальной задаче урока.

Оцените поступок майора Островерхова Д. и предложите вариант государственной награды за данный поступок.

Обучающиеся:  Наградить орденом Мужества, так как данный поступок соответствует статуту этого ордена (за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни).

6. Рефлексия деятельности

Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

                  Какова была цель урока? Достигли ли мы поставленной цели?

Обучающиеся:  Познакомились с государственными наградами Российской Федерации, узнали, кто и за какие поступки может быть награжден орденом  или медалью, решили проблемную ситуацию, подготовили презентацию и выступление.

Учитель: Домашнее задание § 7.2, стр.176-183 учебника ОБЖ

Всем, кого заинтересовала данная тема, я предлагаю принять участие в разработке и реализации проекта по  созданию  галереи  славы, где будут представлены ваши учителя, родители, родственники, знакомые, имеющие государственные награды. Это может быть электронный музей с фотографиями людей, их награды и описание поступков, за которые они получили эти награды.

 

Оценки обучающимся.

Приложения

приложение 1

Если кабинет не оборудован Интернет, необходимые документы подготавливаются заранее.

- «Положение о государственных наградах Российской Федерации»;

- описание ордена (медали);

- рабочая таблица;

- электронная презентация.

приложение 1

Орден Мужества

 

Учрежден Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. №442.

http://www.rusorden.ru/content/image/rf/15b.gif

 

Орден Мужества

Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных действий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Знак ордена из серебра. Он представляет собой равноконечный крест с закругленными концами, рельефным бортиком по краю и рельефными лучами. В центре - рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации. Расстояние между противолежащими концами креста - 40 мм.

Носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Российской Федерации располагается после ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

приложение 2

Вид ордена

Название

Статут

E:\Награды\Андрея П..jpg

E:\Награды\За заслуги 1.jpg

E:\Награды\Дружбы.jpg

E:\Награды\Жукова.jpg

E:\Награды\Суворова.jpg

E:\Награды\Ушакова.jpg

E:\Награды\Невского.jpg

E:\Награды\Кутузова.jpg

приложение 3

Презентация к уроку

приложение 4

Интернет – ресурс, где можно найти все необходимые материалы

http://www.award.gov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения занятия по ОБЖ с учащимися 11 классов МБОУ гимназия №3. Тема занятия: «Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».

Методическая разработка урока военно-патриотической направленности, предназначенная для преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ образовательных учреждений СПО, НПО, средних школ....

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Презентация. Данная презентация может использоваться, как наглядное пособие при изучении темы "Ордина - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе"....

Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Методическая разработка для открытого урока в 11 классе....

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

В презентации приведены изображения орденов Российской федерации и их краткое описание....

Презентация: "Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе".

Ордена Российской империи, СССР, Российской Федерации. Материал для учеников 11класса....

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

Презентация к уроку по теме: Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе...