Урок ОбЖ "Вода - основа жизни".
план-конспект урока по обж (5 класс)

Лосева Наталия Васильевна

Урок разработан по учебнику ОБЖ 5 класс под редакцией Воробьева Ю.Л. Урок из раздела "Нарушение экологического равновесия".  В нем рассказывается о свойствах воды, о загрязнителях воды и способах очистки. Используется краеведческий материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_vode_5_kl.doc26 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_vode_5_kl.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ   «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

     Открытый урок по ОБЖ  в 5  классе на   тему 

«Вода-основа жизни».

Подготовила и провела

                                                         учитель  ОБЖ

                                                       Лосева  Н.  В.

                                                           2 0 1 2     г о д

  1. Разработка урока на тему: «Вода – основа жизни»

Цели урока:

  1. обобщить знания учащихся о воде, полученные при изучении природоведения;
  2. рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки воды;
  3. развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить.

Вид урока: изучение нового материала

Межпредметные связи: природоведение 4-5 класс.

Ход урока

1. Орг.момент;

2. Новый материал:

Тема сегодняшнего урока: Вода – формула жизни. Запишите тему урока в тетрадь.

В процессе изучения темы мы должны будем ответить на вопросы:  

  1. Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость.
  2. Чем загрязняется вода?
  3. Способы очистки воды
  4. Почему необходимо экономно расходовать воду?

Давайте вспомним из курса природоведения, в каких трех состояниях бывает вода в природе?

Правильно.

В твердом (это – лед, снег, град, иней). 

В жидком (это – обыкновенная вода).

В виде водяного пара (это – газообразное состояние воды – туман, облака, тучи).

Вода, обычное вещество обладает удивительными и необычными свойствами. Какими? Давайте вспомним свойства воды. (Учитель демонстрирует воду в химическом стеклянном стаканчике.) 

Посмотрите на этот стакан. В нем – вода. Какая она? Если её понюхать, чем она будет пахнуть? Какой она будет на вкус? Можно ли воду перелить из одного стакана в другой? Значит, какая она? Если в воду положить кусочек сахара, то что с ним будет? Следовательно, вода является растворителем? При какой температуре вода кипит? При какой замерзает? Когда водоемы замерзают, в них лед будет сверху или на дне? Таким образом, что легче – лед или вода?

То, что вы видите сейчас на доске, запишите себе в тетради.

Как в природе осуществляется круговорот воды? Давайте с вами составим устный рассказ по картинке, которую вы видите .

Есть ли вода в живых организмах?

Во всех ли живых организмах есть вода?

Да, конечно, она есть и в растениях, и в животных. И организму человека также нужна вода.

Что будет с растением, если его долго не поливать? Что будет с животным или с человеком, если они не будут пить воду?

Вода составляет 80 % массы клетки в молодом организме человека или животного и 60 % - в клетках старого. В клетках головного мозга ее 85 %, а в клетках развивающегося зародыша – 90 %. Если человек теряет 20 % воды, то он погибает. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений.

Значит, вода необходима для жизни, но какая вода – чистая или загрязненная? Конечно, только – чистая. А какую воду мы чаще всего с вами встречаем в действительности?

Следующий вопрос, на который мы ответим на уроке: чем загрязняется вода? Посмотрите, пожалуйста, на доску.

С помощью иллюстрации давайте вместе ответим на вопрос: какие есть источники загрязнения воды?

Эти источники можно объединить в 5 основных групп.  Запишите их себе в тетради.

В реки, озера, подземные воды сбрасываются отходы, промышленных предприятий, энергетики, транспорта. Вода в таких водоемах становится непригодной для использования человеком и для жизни животных и растений.

В летнее время в воде могут быстро размножаться всевозможные болезнетворные микроорганизмы, и такая вода становится опасной не только для питья, но и для купания. Поэтому, на берегу нас все чаще останавливают предупреждающие щиты: «Купаться запрещено!»

Что же делать для того, чтобы человек мог использовать воду для своих нужд?

Поговорим о способах очистки воды.

Прочитайте в учебнике на с.138-139 полезные советы. (Читают по учебнику) 

Что нужно делать, чтобы очистить питьевую воду?

Итак, способы очистки питьевой воды: кипячение, отстаивание, фильтрование, обеззараживание.

А как можно очистить сточные воды, чтобы они не загрязняли водоемы?
Конечно, очистные сооружения и фильтры.

Очистные сооружения в городе. (Просмотр видеофрагмента)

На этих картинках одно и то же место. Как вы думаете, что могло случиться?

С каждым годом используется все больше и больше природной пресной воды и людям ее уже не хватает.

Откуда поступает вода в квартиры к нам, жителям Ольховатки? (Из подземных источников,колодцев,водонапорных башен)

Каждый год человек изымает примерно 10% воды, которая находится в реках. Так как же нужно использовать воду, чтобы цветущий уголок Земли не превратился в голую пустыню?

 Конечно, Необходимо экономно расходовать воду.

3. Обобщение и закрепление:

Теперь давайте еще раз вернемся к теме нашего урока.

Как мы формулировали тему урока? Почему воду считают формулой жизни?

4. Домашнее задание: § 21.2 , творческое задание (письменно в тетради).

Задание: Подсчитай, сколько воды потребляешь ты и твоя семья за сутки. Учти воду, идущую на питье, приготовление пищи, гигиену и хозяйственные нужды. Как ты думаешь, все ли затраты воды были необходимы? Какие из них можно было бы сократить?



Предварительный просмотр:

МКОУ   «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

     Открытый урок по ОБЖ  в 5  классе на   тему 

«Вода-основа жизни».

Подготовила и провела

                                                         учитель  ОБЖ

                                                       Лосева  Н.  В.

                                                           2 0 1 2     г о д

  1. Разработка урока на тему: «Вода – основа жизни»

Цели урока:

  1. обобщить знания учащихся о воде, полученные при изучении природоведения;
  2. рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки воды;
  3. развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить.

Вид урока: изучение нового материала

Межпредметные связи: природоведение 4-5 класс.

Ход урока

1. Орг.момент;

2. Новый материал:

Тема сегодняшнего урока: Вода – формула жизни. Запишите тему урока в тетрадь.

В процессе изучения темы мы должны будем ответить на вопросы:  

  1. Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость.
  2. Чем загрязняется вода?
  3. Способы очистки воды
  4. Почему необходимо экономно расходовать воду?

Давайте вспомним из курса природоведения, в каких трех состояниях бывает вода в природе?

Правильно.

В твердом (это – лед, снег, град, иней). 

В жидком (это – обыкновенная вода).

В виде водяного пара (это – газообразное состояние воды – туман, облака, тучи).

Вода, обычное вещество обладает удивительными и необычными свойствами. Какими? Давайте вспомним свойства воды. (Учитель демонстрирует воду в химическом стеклянном стаканчике.) 

Посмотрите на этот стакан. В нем – вода. Какая она? Если её понюхать, чем она будет пахнуть? Какой она будет на вкус? Можно ли воду перелить из одного стакана в другой? Значит, какая она? Если в воду положить кусочек сахара, то что с ним будет? Следовательно, вода является растворителем? При какой температуре вода кипит? При какой замерзает? Когда водоемы замерзают, в них лед будет сверху или на дне? Таким образом, что легче – лед или вода?

То, что вы видите сейчас на доске, запишите себе в тетради.

Как в природе осуществляется круговорот воды? Давайте с вами составим устный рассказ по картинке, которую вы видите .

Есть ли вода в живых организмах?

Во всех ли живых организмах есть вода?

Да, конечно, она есть и в растениях, и в животных. И организму человека также нужна вода.

Что будет с растением, если его долго не поливать? Что будет с животным или с человеком, если они не будут пить воду?

Вода составляет 80 % массы клетки в молодом организме человека или животного и 60 % - в клетках старого. В клетках головного мозга ее 85 %, а в клетках развивающегося зародыша – 90 %. Если человек теряет 20 % воды, то он погибает. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений.

Значит, вода необходима для жизни, но какая вода – чистая или загрязненная? Конечно, только – чистая. А какую воду мы чаще всего с вами встречаем в действительности?

Следующий вопрос, на который мы ответим на уроке: чем загрязняется вода? Посмотрите, пожалуйста, на доску.

С помощью иллюстрации давайте вместе ответим на вопрос: какие есть источники загрязнения воды?

Эти источники можно объединить в 5 основных групп.  Запишите их себе в тетради.

В реки, озера, подземные воды сбрасываются отходы, промышленных предприятий, энергетики, транспорта. Вода в таких водоемах становится непригодной для использования человеком и для жизни животных и растений.

В летнее время в воде могут быстро размножаться всевозможные болезнетворные микроорганизмы, и такая вода становится опасной не только для питья, но и для купания. Поэтому, на берегу нас все чаще останавливают предупреждающие щиты: «Купаться запрещено!»

Что же делать для того, чтобы человек мог использовать воду для своих нужд?

Поговорим о способах очистки воды.

Прочитайте в учебнике на с.138-139 полезные советы. (Читают по учебнику) 

Что нужно делать, чтобы очистить питьевую воду?

Итак, способы очистки питьевой воды: кипячение, отстаивание, фильтрование, обеззараживание.

А как можно очистить сточные воды, чтобы они не загрязняли водоемы?
Конечно, очистные сооружения и фильтры.

Очистные сооружения в городе. (Просмотр видеофрагмента)

На этих картинках одно и то же место. Как вы думаете, что могло случиться?

С каждым годом используется все больше и больше природной пресной воды и людям ее уже не хватает.

Откуда поступает вода в квартиры к нам, жителям Ольховатки? (Из подземных источников,колодцев,водонапорных башен)

Каждый год человек изымает примерно 10% воды, которая находится в реках. Так как же нужно использовать воду, чтобы цветущий уголок Земли не превратился в голую пустыню?

 Конечно, Необходимо экономно расходовать воду.

3. Обобщение и закрепление:

Теперь давайте еще раз вернемся к теме нашего урока.

Как мы формулировали тему урока? Почему воду считают формулой жизни?

4. Домашнее задание: § 21.2 , творческое задание (письменно в тетради).

Задание: Подсчитай, сколько воды потребляешь ты и твоя семья за сутки. Учти воду, идущую на питье, приготовление пищи, гигиену и хозяйственные нужды. Как ты думаешь, все ли затраты воды были необходимы? Какие из них можно было бы сократить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Белок - основа жизни» учителя химии МОУ СОШ № 2 муниципального образования Темрюкский район Обабко Светланы Леонидовны

Методическая разработка урока «Белок - основа жизни» учителя химии МОУ СОШ № 2 муниципального образования Темрюкский районОбабко Светланы Леонидовны На этом уроке учащиеся изучают новый материал ...

презентация к уроку "Труд - основа жизни"

Презентация подготовлена к уроку обществознания 5 класс по теме "Труд - основа жизни"...

Конспект урока "Питание – основа жизни"

Цели:сформировать представление о значении питания в жизни человека;дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;формировать коммуникативн...

Урок "Белок - основа жизни"

Интегрированный урок биологии и химии....

Конспект урока "Труд -основа жизни"

Урок обществознания 5-6 класс...

Методическая разработка урока «Труд – основа жизни»

Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствование воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.раскрытие роли и значения труда в жизни человека, изуче...