"Методика проведения занятий по стрелковой (огневой) подготовке из пневматического оружия"
методическая разработка по обж (10 класс)

Петров Сергей Алексеевич

Методические занятия по огневой подготовке могут проводиться в классах, в тире или учебно-тренировочном городке, а также в военном кабинете, на специальных учебных местах для практического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ognevaya_podgotovka.docx48.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Республики Адыгея

Тахтамукайский район

МБОУ «СШ№25» п.Энем

Доклад на тему:

Методика проведения занятий по стрелковой (огневой) подготовке из       пневматического оружия

Выполнил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Петров С.А.

I.Введение.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности о военной службе» 1998г. (с изменениями и дополнениями 2007г.) осуществляется обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусмотрена содержанием воинской обязанности.

В рамках подготовки граждан к военной службе предусматривается:

- получение начальных знаний в области обороны

- подготовка по основам военной службы в государственном, муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования

- занятия военно-прикладными видами спорта

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Стрелковая (огневая) подготовка является важным компонентом при рассмотрении раздела «Основы военной службы» дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах.

II. Общие положения о проведения занятий по огневой подготовке:

Методические занятия по огневой подготовке могут проводиться в классах, в тире или учебно-тренировочном городке, а также в военном кабинете, на специальных учебных местах для практического обучения.

Примечание: Стрельбы боевыми патронами из автомата проводятся только на оборудованных войсковых стрельбищах. Для руководства стрельбой назначаются опытные офицеры и необходимый наряд военнослужащих.

До проведения стрельб преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, детально изучает с обучаемыми:

  1. устройство и порядок применения ручного стрелкового оружия;
  2. меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
  3. порядок выполнения упражнений стрельб.

Подготовленность каждого обучаемого к стрельбе проверяется преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы. К стрельбе допускаются только те граждане, которые имеют навыки обращения с оружием, твердо усвоили меры безопасности при проведении стрельб.

Программой по основам подготовки к военной службе молодежи предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.

В ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам стрельбы.

Практические занятия организуются для изучения материальной части автомата, ручных гранат и другого оружия, а также для овладения приемами стрельбы из него, ухода за ним и сбережения.

На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, показ, тренировка (упражнение) и стрельбы. Выбор методов обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться несколько методов. Так, при обучении приемам стрельбы из автомата могут применяться: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным и распространенным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучаемые наглядно видят, что должны изучить, чему научиться.

Показ образцовых действий должен проводиться, как правило, руководителем занятия или хорошо подготовленными обучаемыми. Прием (действие) вначале показывается в целом, в необходимом темпе, затем в замедленном, по элементам с кратким объяснением действий и характерных ошибок, допускаемых обучаемыми при изучении данного приема.

Одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой подготовке, является метод тренировки, при котором путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучаемых приемов у обучаемых вырабатываются или совершенствуются необходимые умения и навыки в действиях с оружием.

Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе отделения. Они проводятся, как правило, по нормативам, которые по мере приобретения обучаемыми умений и навыков должны усложняться. Например, уменьшается время на выполнение норматива, вводятся элементы состязательности «Кто быстрее и лучше» и т. п. 
     Организация и методика проведения занятий по огневой подготовке должны отвечать следующим основным требованиям:

  • новый материал должен увязываться с ранее изученным;
  • на занятиях руководитель должен прививать обучаемым любовь к оружию, уверенность в его высоких боевых качествах, показывать приемы, направленные на полное и эффективное использование огневых возможностей оружия в бою, на тесную связь огневой подготовки с тактикой, расходовать максимум учебного времени на основные учебные вопросы, на привитие обучаемым практических навыков. Кроме этого, обращается внимание на необходимость бережного отношения к оружию, на выполнение требований по его хранению и сбережению;
  • на всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина учащихся, строгий контроль за соблюдением установленных правил и мер безопасности;
  • наличие и подготовка кабинета (класса), учебных мест, учебного оружия, наглядных пособий, плана-конспекта проведения занятий (урока) должны обеспечивать выполнение воспитательных и учебных целей, применение передовых (интенсивных) методов обучения;
  • в ходе занятий должен осуществляться систематический контроль за выполнением заданий, усвоением учебного материала. Чем больше обратных связей с обучаемыми, тем яснее картина усвоения темы, учебного вопроса; каждый навык учащихся, каждое их действие должны быть оценены руководителем;
  • занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком дня время. В ходе занятия и в перерывах руководитель должен принимать меры по сохранности оружия.

В вводной части классного занятия проверяются наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию. Затем проводится контрольный опрос с целью проверки выполнения обучаемыми задания на самоподготовку и установление связей между пройденным материалом данного занятия. Установление таких связей обеспечивает систематичность и последовательность обучения. Контрольный опрос может проводится методом беседы, упражнения, письменно или комбинированно. Вопросы должны вынуждать обучаемого думать в условиях ограниченного времени. Затем производится разбор и объявляется оценка. Продолжительность опроса не должна превышать 10-12 минут. Использование класса программированного обучения позволяет вести опрос за 3-5 минут, что значительно сокращает вводную часть занятия.

После опроса руководитель объявляет тему занятия, возможно кратко напоминает содержание прошлого занятия для установления причинно-следственной связи между темами, ее необходимость, конкретные учебные цели и порядок проведения занятия.

Во вводной части занятия по выполнению упражнений стрельб, руководитель сообщает тему, цели и порядок проведения занятия; указывает на местности и исходное положение, рубежи открытия огня, основные и опасные направления стрельбы, проверяет знание обучаемыми условий выполняемого упражнения и мер безопасности при стрельбе.

Огневая тренировка - форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки и умения. Тренировки по огневой подготовке могут быть индивидуальными и групповыми (в составе расчета, подразделения).

Индивидуальные тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых военнослужащему. Обучаемые под руководством командира или самостоятельно по его заданию выполняют действия (например, тренируются в однообразии прицеливания и производства выстрела). Групповые тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях, слаживании расчета и подразделения.

Тренировки по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений. Условия выполнения нормативов и подготовительных упражнений по мере приобретения обучаемыми умений и навыков должны усложняться.

Выполнение упражнений стрельб - это форма практического занятия, при которой обучаемые используют полученные знания, умения и навыки в боевом применении штатного оружия и боеприпасов для поражения различных целей. Стрельбы позволяют не только закрепить приобретенные знания, навыки и умения, но и выявить недостатки в обучении огневой подготовке. Поэтому результаты стрельб должны анализироваться и на основании этого приниматься меры по повышению огневой выучки.

В ходе тренировок (стрельб) руководителю занятия целесообразно периодически контролировать работу руководителей на учебных местах; методические приемы, которые они применяют; достигнутый уровень учебных и воспитательных целей, эффективность использования тренажеров и других средств материального обеспечения занятия; точность выполнения требований Курса стрельб; организацию замены учебными местами и другие вопросы обучения учащихся. Определяет характерные недостатки у более отстающих обучаемых и применяет индивидуальный способ обучения для дополнительной тренировки по устранению вскрытых недостатков.

В конце основной части занятия руководителю целесообразно провести анализ качества усвоения учебных вопросов обучаемыми, установить типичные ошибки в стрельбе и в выполнении нормативов, в действиях при вооружении и других действий каждого обучаемого. Это позволяет определить задачи руководителям для индивидуального обучения и показать конкретные недостатки обучаемым для самостоятельной тренировки и задание на очередное занятие.

Занятие заканчивается проверкой наличия и состояния оружия, боеприпасов, учебного оборудования. Однако руководителю целесообразно провести еще методический самоанализ прошедшего занятия с точки зрения его организации, методики проведения, достигнутых результатов, возникновения новых методических и воспитательных приемов и т.д. Тщательный методический самоанализ поможет руководителю занятия найти способы интенсификации обучения огневой подготовке.

В заключительной части проведения учебно-полевых сборов руководитель указывает, как выполнены учебные цели занятий; индивидуальные результаты стрельбы, кто из обучаемых добился лучших результатов и кто недостаточно овладел учебным материалом; что необходимо сделать для устранения отмеченных недостатков; результаты стрельбы отделений, взводов и роты в целом за все время проведения учебно-полевых сборов.

Меры безопасности при проведении стрельб, общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества.

1. Безопасность при проведении стрельбы обеспечивается четкой ее организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы.Ответственность за организацию стрельбы, подготовку тира, за оповещение о начале и окончании стрельбы, выставление оцепления (в месте, оборудованном для стрельбы из пневматического оружия) возлагается на руководителя, проводящего стрельбу.

2. В тире или в месте, оборудованном для стрельбы, необходимо иметь схему с нанесением его границ, директрисы (направления) стрельбы, расположения постов оцепления. В каждом тире (стрельбище, стрелковом стенде) с учетом особенностей и местных условий разрабатывается и вывешивается на видном месте инструкция по правилам и мерам безопасности, которую должны твердо знать и выполнять все участники стрельб. Перед началом стрельб территория тира (места, оборудованного для стрельбы) должна быть осмотрена, выставлено оцепление. В каждом тире (месте, оборудованном для стрельбы) должна быть аптечка или санитарная сумка для оказания первой помощи, а в месте, оборудованным для стрельбы, предостерегающие надписи: «Проход запрещен», «Стой, стреляют».

3. Стрелять в тире (месте, оборудованном для стрельбы), где не обеспечена безопасность, пульками из пневматической винтовки или передоверять руководство стрельбой кому-либо из учащихся запрещается.

4. При проведении стрельб в тире, на стрельбище, стрелковых стендах в помощь руководителю на каждую стрельбу может назначаться дежурный – из числа штатных работников (инструкторов) или наиболее подготовленных стрелков команды, проводящей стрельбу, подчиняется руководителю стрельбы, отвечает за сохранность оружия и боеприпасов на огневом рубеже и своими действиями помогает руководителю стрельбы.

5. В тире (месте, оборудованном для стрельбы) запрещается:

  • производить стрельбу из неисправного пневматического оружия;
  • брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды (разрешения) руководителя стрельбы;
  • заряжать пневматическое оружие до команды руководителя стрельбы или до сигнала «Огонь»;
  • прицеливаться и направлять оружие в стороны и в тыл, а также в людей, в каком бы состоянии оружие ни находилось;
  • прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в направлении их находятся люди;
  • выносить заряженное оружие с огневого рубежа;
  • находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;
  • оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без команды руководителя стрельбы;
  • производить стрельбу не параллельно директрисе (направлению) тира (места, оборудованного для стрельбы);
  • допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;

6. Выдача пулек производится руководителем стрельбы исключительно на огневом рубеже. Если показ попаданий делается после каждого выстрела, выдается только по одной пульке.

7. Заряжается оружие на огневом рубеже только по команде руководителя стрельбы «Заряжай!» и после сигнала «Огонь!».

8.Чистка и смазка пневматического оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.

9.Стрелки, допустившие нарушение правил безопасности, к стрельбе не допускаются.

10. Обо всех несчастных случаях, происшедших во время стрельбы, надлежит немедленно сообщать в ближайший медицинский пункт, в местные органы милиции, а также в органы управления образованием как о чрезвычайных происшествиях.

11. Для проведения стрельбы из спортивного оружия руководитель образовательного учреждения издает письменный приказ, в котором указывает:

  • дату, место, наименование класса и количество привлекаемых обучаемых;
  • вид, количество и номера спортивного оружия, которое будет использоваться при стрельбе, количество необходимых пулек;
  • наименование упражнения;
  • фамилию преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы;
  • необходимые средства оказания первой медицинской помощи.

Для учета израсходованных пулек преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы составляет акт, в котором указывает дату и место, наименование упражнения, количество стрелявших и израсходованных пулек.

Акт подписывается преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, классным руководителем и утверждается руководителем образовательного учреждения.

12. Пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество хранятся в специально оборудованном помещении, отдельно по каждому виду, на стеллажах и в шкафах, исключающих возможность проникновения и выноса названного имущества.Другое имущество хранить в этом помещении не разрешается.

В образовательных учреждениях запрещается:

  • хранить боевое и учебное оружие, боеприпасы к нему, гранаты, взрыватели, взрывчатые вещества, мины и т. п.;
  • хранить малокалиберные винтовки и патроны;
  • хранить пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество на частных квартирах, в учительских, в кабинетах и прочих не предусмотренных разрешением помещениях;
  • выдавать пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество отдельным лицам для личного пользования.

Осмотр пневматического оружия, ММГ АК, инженерного, химического, медицинского и другого учебного имущества с целью проверки наличия, состояния, условий хранения и сбережения, а также правильности учета осуществляется преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, один раз в месяц, руководителем образовательного учреждения – один раз в шесть месяцев.

При обнаружении халатного отношения к учету, хранению и сбережению пневматического оружия, ММГ АК и другого учебного имущества или незаконного его использования руководитель образовательного учреждения обязан принять меры по устранению недочетов и привлечь виновных к ответственности.

13. При проведении тренировочных сборов с участием учащихся и команд из других населенных пунктов в местах их проведения руководителями мероприятий организуется временное хранение оружия и боеприпасов. Для этой цели используются стационарные помещения, отвечающие требованиям, установленным для хранения оружия и боеприпасов.

Организация, проводящая сборы или соревнования, своим приказом назначает лицо, персонально ответственное за сохранность оружия и боеприпасов.

Методика проведения стрельб из пневматической винтовки.

Перед стрельбой обучающихся делят на смены с учетом наличия оружия и количества мишеней.

Очередная смена стреляющих по команде строится на исходном положении.

Проверяется знание ими условий упражнения и мер безопасности при стрельбе.

Каждому стреляющему руководитель ставит задачу: «Учащийся Петров, стреляйте по мишени номер один. Место для стрельбы первое».

Руководитель стрельбы выдает патроны, а каждый стреляющий докладывает: «Учащийся Петров пять пулек получил».

После команды руководителя стрельбы "Смена на огневой рубеж – ШАГОМ МАРШ!", стреляющие занимают свое место на огневом рубеже.

Обучаемые по команде руководителя стрельбы «Смена, лежа – ЗАРЯЖАЙ!» изготавливаются к стрельбе, заряжают оружие и докладывают: «Учащийся Петров к стрельбе готов».

Руководитель, проверив положение, занятое каждым стреляющим, подает команду на открытие огня "ОГОНЬ".

Если стреляющие допускают ошибки при подготовке или в ходе стрельбы, руководитель подает команду "Прекратить стрельбу", указывает на ошибки, добивается их устранения, затем вновь подает команду "ОГОНЬ".

В случае, когда стрельба прерывается (по техническим и другим причинам), у всех стрелков ружья должны быть открыты.

Закрывать ружье можно только после разрешения руководителя стрельбы.

Закончив стрельбу, каждый обучаемый докладывает: «Учащийся Петров стрельбу окончил».

После окончания выполнения стреляющими упражнения руководитель стрельбы подает команду: «Стой, разряжай, оружие – к осмотру!».

Каждый стреляющий разряжает оружие, открывает ствол (затвор) и докладывает: «Оружие разряжено».

Затем руководитель стрельбы осматривает оружие по правилам, изложенным в наставлении по стрелковому делу, и, если необходимо, проверяет количество неизрасходованных пулек.

Осмотрев оружие, руководитель подает команду «Встать», дает указание стреляющим, если необходимо, собрать оставшиеся пульки и сдать их, затем организует осмотр мишеней, указывая им на допущенные ошибки, объявляет результат и оценки.

После этого смена по команде возвращается на исходное положение.

Заключительная часть.

Предлагаемый в данной работе обобщенный и систематизированный материал позволит качественнее и полнее рассматривать в рамках раздела «Основы военной службы», проведения военно-спортивных мероприятий , вопросы, связанные с подготовкой молодежи к защите Отечества. Преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки юношей, другие руководители, полностью могут использовать в работе данное учебно-методическое пособие. Вышеизложенный материал может быть использован при предпрофильном обучении, когда решается вопрос о профессиональной ориентации учащихся, а также при решении важнейшей государственной задачи военно-патриотического воспитания россиян.

Многовековая, драматическая история нашей Родины, имеющей протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда сопряжена с решением трудных задач по защите своих рубежей. Поэтому не случайно укрепление обороноспособности страны являлось и является важнейшей сферой деятельности государства, приоритетной задачей и священным делом всех российских граждан. Стрелковая (огневая) подготовка позволяет готовиться к защите страны большей части учащихся образовательных учреждений, юношам и девушкам, в том числе и тем, кто по каким-либо причинам не будет проходить военную службу в Вооруженных Силах, других силовых структурах Российской Федерации.

Список используемой литературы

1.Авдеев В.П.Тиры и стрельбища. М. ДОСААФ. 1977г.

2.Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. М. ДОСААФ 1986 г.

3.Журналы: «Военные знания»-2005г.; «ОБЖ»-2004 г.

4.Наставление по стрелковому делу. М. ДОСААФ. 1989г.

5.Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений. М.Просвещение. 2006г.

6.Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Собрание Законодательства Российской Федерации: официальное издание. М . 1998-2007г.

Приложение 1. Обязанности руководителей организаций по обеспечению правил и мер безопасности при проведении соревнований и учебно-тренировочных стрельб

Руководители организаций несут ответственность за точное выполнение установленных правил и мер безопасности участниками соревнований и учебно-тренировочных стрельб.

Руководители организаций - организаторов проведения стрельб обязаны обеспечить:

  • оборудование тиров, стрельбищ и стрелковых стендов в соответствии с условиями обеспечения безопасности стрелков и окружающих и исключение проникновения в огневую зону людей и животных;
  • разработку с учетом специфики строения тира (стрельбища, стрелкового стенда) и в соответствии с требованиями настоящих Правил инструкции о правилах и мерах безопасности при стрельбе, вывесить ее на видном месте и обеспечить ее строгое выполнение штатными работниками и лицами сторонних организаций, допущенными к стрельбе;
  • разработку с учетом особенностей охраняемого объекта (тира, стрельбища, стрелкового стенда) пропускного и внутриобъектового режима и его строгое выполнение;
  • содержание оружия, боеприпасов, мишенного оборудования и приборов в исправном состоянии;
  • инструктирование перед каждой стрельбой руководителей стрельб, судей соревнований, ведение журнала регистрации инструктажа;
  • подготовку тиров, стрельбищ и стрелковых стендов к стрельбе;
  • оказание помощи пострадавшим и требовать от руководителей стрельб и судей строгого соблюдения правил и мер безопасности;
  • строгое выполнение требований настоящих Правил и правил соревнований по пулевой и стендовой стрельбе;
  • наличие в местах проведения занятий, соревнований укомплектованной аптечки для оказания первой медицинской помощи участникам стрельб и телефона.

Приложение 2. Обязанности лиц, руководящих стрельбой и обслуживающих стрельбу

Руководитель стрельбы в тире, на стрельбище и стрелковом стенде отвечает за точное соблюдение участниками стрельб установленного порядка, условий отрабатываемых упражнении, а также правил и мер безопасности. Ему подчиняются все лица, обслуживающие стрельбу.

Руководитель стрельбы обязан:

1) перед началом стрельбы:

  • проверить соответствие мишенного оборудования условиям стрельб, а также надежность его работы;
  • осмотреть полосу тира (места, оборудованного для стрельбы), чтобы убедиться, нет ли каких-либо предметов в направлении стрельбы, которые могут вызвать рикошеты;
  • назначить дежурного по огневому рубежу, при необходимости оцепление, проинструктировать их и наблюдать за точным выполнением ими своих обязанностей; 
    получить оружие и боеприпасы под роспись; 
    проверить знание стрелками правил и мер безопасности при проведении стрельб; 
    произвести расчет стреляющих на смены;
  • выстраивает очередную смену для стрельбы на исходном положении;
  • вручает очередной смене стреляющих оружие;
  • указать для нестреляющих смен место для ожидания (на стрельбище - не ближе 20 метров от линии огня);
  • убедившись в готовности тира, стрельбища, стрелкового стенда, в отсутствии в зоне огня людей, животных, а также в готовности стреляющих к стрельбе, дает распоряжение на подачу сигнала «Огонь!»;

2) во время стрельбы:

  • руководить стрельбой и вести учет результатов стрельбы;
  • выдавать стрелкам патроны на линии огня и вести учет расхода патронов;
  • обеспечить соблюдение стрелками правил стрельбы и мер безопасности;
  • следить, чтобы на линии огня, кроме стрелков стреляющей смены, не было посторонних лиц;
  • проверять оружие стрелков каждой стреляющей смены, окончивших выполнение упражнения, и убеждаться в том, что оно разряжено;
  • немедленно подать команду о прекращении стрельбы при нарушении стреляющими правил и мер безопасности, при появлении в зоне огня людей или животных;

3) по окончании стрельбы:

  • командует: «Стой, разряжай» - и проверяет выполнение команды (проверить, чтобы оружие было разряжено, и убедиться, что в нем не осталось патронов);
  • подает для стреляющей смены команду «Встать!»;
  • организует осмотр мишеней стрелявшей смены;
  • осматривает мишени, делает разбор стрельбы и ведет учет результатов стрельбы;
  • возвращает смену на исходное положение, дает распоряжение на передачу оружия очередной смене и продолжает стрельбу;
  • проверяет оружие, оставшиеся пульки, составляет акт о расходовании пулек, приводит тир (место, оборудованное для стрельбы) в порядок;
  • организовывает чистку оружия; 
    сдает оружие и неизрасходованные боеприпасы на склад;
  • докладывает руководителю образовательного учреждения о результатах стрельбы.

4) в непредвиденных ситуациях:

  • отстранять от участия в стрельбе стрелков, если они нарушают требования настоящих Правил;
  • при несчастных случаях, происшедших во время стрельбы, немедленно дать команду прекратить стрельбу, организовать оказание пострадавшему медицинской помощи, сообщить в ближайший врачебный пункт, вышестоящие организации и в органы внутренних дел.

Дежурный по огневому рубежу обязан:

1) перед началом стрельбы:

  • принять под расписку от руководителя стрельбы оружие и боеприпасы, находящиеся на огневом рубеже;
  • иметь на левой руке красную нарукавную повязку;

2) во время стрельбы:

  • безотлучно находиться на огневом рубеже и следить за сохранностью полученного оружия, боеприпасов и за соблюдением стрелками мер безопасности;
  • без разрешения руководителя стрельбы не допускать посторонних лиц на огневой рубеж;

3) по окончанию стрельбы:

  • сдать руководителю полученное оружие и оставшиеся боеприпасы; 
    собрать стреляные гильзы и привести линию огня в порядок.

Приложение 3. Место проведения стрельб

1. Тир (зал, площадка), предназначенный для проведения стрельб, должен обеспечивать равные условия для всех участников и предоставлять возможность руководителям контролировать соблюдение учащимися Правил.

2. Тир должен иметь:

• линию огня (огневые позиции) для стрельбы;

• линию мишеней;

• помещение (огражденную зону) для подготовки стрелков к выполнению упражнения;

• помещения для хранения оружия и боеприпасов, а также материальных ценностей и мишеней;

3. Линия огня должна разделяться на две зоны:

• огневой рубеж (собственно линию огня) с огневыми позициями для стрелков (для пневматической стрельбы ширина позиции 1,0 м, глубина 1,5 м);

• зону для тренеров, руководителей, отделенную проходом и барьером от огневых позиций.

4. Все огневые позиции должны лежать на одной прямой линии. Для стрельбы из пневматической винтовки - дистанция 10 метров. Передняя граница линии огня обозначается цветной линией на полу (ширина этой линии не входит в дистанцию стрельбы). Ни одна часть тела стрелка не должна иметь контакта с поверхностью тира, лежащей впереди линии огня.

5. Каждая огневая позиция должна иметь следующее оборудование:

• стойку с подставкой и кронштейном для крепления зрительной трубы;

• стол, стул или табурет.

6. Для выполнения упражнений стрельбы каждая огневая позиция должна дополнительно иметь:

• стрелковый мат (коврик) шириной 75 см и длиной 50 см, изготовленный из материала толщиной не более 10 мм;

• подстилку из брезента с максимальными размерами 125x200 см и толщиной не более 2мм (стрелок не должен пользоваться собственным матом или подстилкой).

7. Линия мишеней должна быть оборудована щитами или мишенными установками, имеющими номера, ясно различимые с линии огня невооруженным глазом.

Освещенность линии мишеней 800-1000 люкс. Мишени должны находиться на одинаковой высоте.

Существует множество конструкций устройств тира, в том числе переносных, многоцелевых, электронно-механических и т.д. Описание конструкций можно найти в журналах «ОБЖ».

8. Мишени изготавливаются из неотражающего материала, который пропускает одиночные выстрелы без чрезмерного разрыва или изменения формы. Диаметр мишени 45,5 мм, диаметр «яблочка» - 0,5 мм. Мишени разделены на девять концентрических зон, попадание в которые оценивается от 1 до 9 очков, попадание во внутренний круг («яблочко») оценивается в 10 баллов. Если выстрел произведен в границу м/у двумя зонами, он оценивается как попадание в зону дающую больше очков.

9. Позади мишеней должен стоять уловитель пуль и земляная стена или другое подобное заградительное сооружение.

10. В открытых тирах (на стрельбищах) для указания направления и силы ветра в огневой зоне между линией огня и мишеней должны быть установлены ветровые флажки из хлопчатобумажной ткани. Флажки располагаются на расстоянии 5 м для пневматической стрельбы. Размер флажка 5 х 40 см. Стрелку запрещается устанавливать индивидуальные флажки.

Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ

о мерах безопасности при выполнении упражнений по стрельбе

из пневматического оружия

I. Общие положения

1. Занятия (стрельбы) в тире (месте, оборудованном для стрельбы) проводятся по приказу директора школы (гимназии, лицея, училища, техникума, колледжа) в соответствии с расписанием уроков (занятий) и планом кружковой работы. На занятия учащиеся допускаются в составе группы или класса во главе с преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, или тренером.

2. Ответственность за организацию и проведение стрельб возлагается на преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы (тренера), а во время соревнований – на главного судью.

3. Преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы (тренер), несет полную ответственность за знание и соблюдение всеми занимающимися в тире настоящих правил.

4. Свободные от стрельбы учащиеся находятся в специально отведенном месте и соблюдают установленный порядок.

5. Стреляющие, небрежно обращающиеся с оружием и боеприпасами или нарушающие другие правила безопасности, немедленно удаляются из тира.

II. Обязанности руководителя (тренера) стрельбы

1. Руководитель занятий перед началом стрельбы обязан ознакомиться с настоящими правилами.

2. Проверить исправность пневматического оружия, состояние тира (места, оборудованного для стрельбы), соответствие условий выполнения упражнений и заполнить журнал учета стрельб.

3. Закончив занятие в отведенное расписанием (графиком) время, привести в порядок тир, осмотреть оружие, собрать пульки.

III. Обязанности стреляющих

1. Знать и строго соблюдать все команды и меры безопасности при стрельбе.

2. После стрельбы сдать руководителю (тренеру) оставшиеся пульки.

В тире запрещается:

1. Проводить стрельбу без преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.

2. Вести огонь из неисправного оружия.

3. Заряжать оружие на огневом рубеже без команды «Заряжай!», сигнала «Огонь!».

4. Брать оружие без разрешения руководителя стрельбы.

5. Оставлять на огневом рубеже заряженное и незаряженное оружие с закрытым стволом.

6. Находясь на огневом рубеже, направлять оружие в тыл, в сторону или прицеливаться в мишени, если в направлении расположения мишеней находятся люди.

7. Проводить тренировку в тылу, когда с огневого рубежа ведется стрельба.

8. Находиться на огневом рубеже посторонним лицам, а также учащимся, не занятым стрельбой.

9. Включать и выключать вентиляторы, а также лампы освещения линии мишеней.

Ответственный по тиру, преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы (тренер, инструктор), обязан:

1. Следить за выполнением настоящих правил и соблюдением мер безопасности при проведении стрельб и немедленно принимать меры в случаях их нарушения.

2. Все нарушения записывать в книгу учета. О грубых нарушениях мер безопасности или правил поведения в тире немедленно докладывать руководителю образовательного учреждения или его заместителю,

ИНСТРУКЦИЯ

по соблюдению мер безопасности при стрельбе для учащихся

Внимание!

1. Всегда обращайтесь с пневматическим оружием, как с заряженным и взведённым.

2. Никогда не направляйте оружие на то, во что не собираетесь стрелять. Ни в коем случае не направляйте оружие на людей!

3. Оружие всегда должно быть направлено стволом в сторону мишеней, при переноске - стволом вверх.

4. Никогда не держите палец на спусковом крючке, даже если оружие разряжено и не взведено.

5. Заряжать и взводить оружие можно только на огневом рубеже по команде руководителя стрельбы.

6. Учитывайте возможную траекторию полёта пули при пробитии мишени, при рикошете и при промахе.

7. При стрельбе из винтовки с установленным оптическим прицелом учитывайте, что ось канала ствола находится ниже оси прицела. Возможно попадание пули в близко расположенные предметы, не видимые в прицел или расположенные ниже прицела, но напротив ствола.

8. При прицеливании через телескопический оптический прицел не касайтесь окуляра бровью. Пневматическое оружие обладает отдачей и при выстреле возможна травма брови или глаза.

9. Контролируйте территорию, на которой ведётся стрельба. Особенно при использовании оптического прицела.

10. При стрельбе на короткие (менее 10 м) дистанции используйте защитные очки.

11. Не передавайте друг другу заряженное и (или) взведённое оружие.

12. Не оставляйте заряженное и (или) взведённое оружие.

13. Старайтесь не оставлять оружие без присмотра.

14. Не прикасайтесь к чужому оружию без разрешения руководителя стрельбы.

15. Не трогайте оружие, если в районе мишеней находятся люди, даже если оружие не взведено и не заряжено.

16. Когда стрельба не ведётся, держите оружие открытым (с открытым затвором), но не взведённым и не заряженным.

17. Перед стрельбой проверяйте техническое состояние оружия, затяжку крепёжных винтов.

18. Не разбирайте заряженное и (или) взведённое оружие.

19. Ремонт, настройка и проверка работоспособности оружия производится в специально отведённом месте с соблюдением всех мер безопасности.

20. Беспрекословно выполняйте команды руководителя стрельбы, в противном случае вас отстранят от стрельбы.

Приложение 5. Позиции при стрельбе из пневматического оружия (винтовки)

При заряжании пружинно-поршневой пневматической винтовки лучше всего удерживать винтовку за ствол, когда вы вкладываете пульку в канал ствола. Это поможет сохранить ваши пальцы.

Всегда взводите пневматическую винтовку мягко, не нужно дергать её, открывать рывком и затем хлопать, чтобы закрыть.

Указательный палец должен располагаться перпендикулярно спусковому крючку. Фактически только средний палец обхватывает и удерживает рукоять ружья. Большой палец, безымянный и мизинец лишь покоятся на рукояти.

Для позиции "сидя"

  1. Глубоко вдохните
  2. Повернитесь на 30 градусов от цели (вправо)
  3. Ваша левая нога должна располагаться по направлению к цели.
  4. Поднимите винтовку к плечу и приложите приклад к плечу так, как вы обычно стреляете.
  5. Расположите винтовку на ладони левой руки.
  6. Поставьте левый локоть на упор (колено, поверхность стола).
  7. Поставьте правый локоть на упор, или оставьте "свисать" вдоль тела.
  8. Расслабьте левую руку.
  9. Расслабьте плечи.
  10. Расслабьте спину.
  11. Расслабьте все тело.
  12. Сделайте вдох.
  13. Выдохните наполовину.
  14. Увеличьте давление на спусковой крючок (примерно в два раза).
  15. Прицельтесь (не цельтесь слишком долго, не более 6 секунд).
  16. Произведите выстрел.
  17. Проследите за попаданием.
  18. Выдохните.
  19. Для последующих выстрелов повторяйте с п. 4.

Для стрельбы стоя в свободной позиции (для "праворуких" стрелков):

  1. Сделайте максимально глубокий вдох, перед тем, как вы поднимете Вашу винтовку, так как дышать без оружия, упертого в вашу грудь, намного легче!
  2. Поверните Ваше туловище на 45 градусов от цели (вправо).
  3. Поставьте Ваши ноги параллельно на ширину плеч.
  4. Поднимите винтовку к плечу и приложите приклад к плечу так, как вы обычно стреляете.
  5. Поверните Ваше левое запястье наружу таким образом, чтобы винтовка покоилась на ладони Вашей руки.
  6. Поверните Вашу левую руку вовнутрь, чтобы локоть опирался на живот.
  7. Расслабьте правую руку и позвольте ей "свисать" вдоль тела при стрельбе.
  8. Расслабьте плечи.
  9. Расслабьте спину, немного выпятив живот.
  10. Расслабьте все тело.
  11. Сделайте вдох.
  12. Выдохните наполовину
  13. Увеличьте давление на спусковой крючок (примерно в два раза).
  14. Прицельтесь (не цельтесь слишком долго, не более 6 секунд).
  15. Произведите выстрел.
  16. Проследите за попаданием.
  17. Выдохните.
  18. Для последующих выстрелов повторяйте с п. 4

Приложение 6.

Оценки показателей по огневой подготовке.

I. Нормативы оценки неполной разборки и сборки макета массогабаритного автомата Калашникова

Оценка

время, с

разборка

сборка

"Отлично"

15

30

"Хорошо"

20

35

"Удовлетворительно"

25

40

При нарушении правил неполной разборки и сборки ММГ АК оценка может быть снижена, а именно:

  • разборка и сборка автомата производится с нарушением последовательности, определяемой наставлением по стрелковому делу;
  • не проверяется отсутствие патрона в казенной части ствола;
  • при разборке и сборке ствол автомата направляется на окружающих;
  • части автомата раскладываются беспорядочно;
  • допускаются удары деталей одна о другую;
  • применяется сила при соединении частей и сборке;
  • после окончания сборки не производится спуск курка;
  • после окончания сборки автомат не ставится на предохранитель.

II. Нормативы оценки за выполнение упражнений по стрельбе

1-ое упражнение по спортивной стрельбе из пневматической винтовки.

Цель – спортивная с кругами мишень "П", на 10м и 5м;

Расстояние до цели – 10м или 5м (в зависимости от мишени);

Количество пулек – 8(3+5) шт., (три пробных выстрела и пять – зачетных);

Время на стрельбу – неограниченное;

Положение – сидя, с руки.

Оценка:

"отлично" – выбить 42 очка;

"хорошо" – выбить 37 очков;

"удовлетворительно" – выбить 32 очков.

2-ое подготовительное упражнение по стрельбе из пневматической винтовки

Цель – грудная фигура, мишень № 6г и ростовая фигура мишень № 8г;

Расстояние до цели – 10м;

Количество пулек – 5(3+2) шт., (три выстрела по мишени № 6г и 2 – по мишени №8г);

Время на стрельбу – неограниченное;

Положение – сидя (лежа), с руки.

Оценка:

поразить обе цели, при этом мишень № 6г поразить:

"отлично" – тремя выстрелами;

"хорошо" – двумя выстрелами;

"удовлетворительно" – одним выстрелом.

Контрольное упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки.

Цель – грудная фигура, мишень № 6в и ростовая фигура мишень № 8г;

Расстояние до цели – 25м;

Количество патронов – 5(3+2) шт., (три выстрела по мишени № 6в и 2 – по мишени № 8г);

Время на стрельбу – неограниченное;

Положение – лежа, с упора.

Оценка:

поразить обе цели, при этом мишень № 6в поразить:

"отлично" – тремя выстрелами;

"хорошо" – двумя выстрелами;

"удовлетворительно" – одним выстрелом.

Начальное упражнение по стрельбе из автомата Калашникова.

Цель – грудная фигура с кругами, мишень № 4 на щите 0,75х,075м, установленный на уровне поверхности земли без просвета и ростовая фигура мишень № 8;

Расстояние до цели – до мишени № 4 – 100м, до мишени № 8 - 200м;

Количество патронов – 9 шт., (три выстрела по мишени № 4 и 6 патронов очередями по мишени № 8);

Время на стрельбу – неограниченное;

Положение – лежа, с упора.

Оценка:

поразить обе цели, при этом выбить:

"отлично" – 25 очков;

"хорошо" – 20 очков;

"удовлетворительно" – 15 очков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся

Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...

Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...

Методика проведения занятий по строевой подготовке.

Презентация по теме:  " Методика проведения занятий по строевой подготовке", рассматривает "Строевые приёмы и движение без оружия"....

Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»

Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...

Методика проведения занятий по строевой подготовке на уроках ОБЖ

В данной методике рассмотрены основные определения строевой подготовки в соотвествии с требованиями Строевого устава ВС РФ, рассмотрены компоненты, последовательность действий и правила подачи команд ...

Методика проведения занятий по огневой подготовке с обучаемыми допризывного возраста из пневматического оружия

I. Общие положения о проведения занятий по огневой подготовке:II. Меры безопасности при проведении стрельб, общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества....

Методическая разработка для проведения занятия по стрелковой подготовке

Данный материал содержить информацию для проведения занятия по стрелковой подготовке с обучающимися...