чс природного характера
план-конспект урока по обж (10 класс)

Мячков Андрей Геннадьевич

Для организации самостоятельной и творческой работы обучающихся  необходимо использовать современные  педагогические технологии.

Процесс обучения должен опираться на творческую деятельность,  с тем, чтобы развивать познавательный интерес и активность обучающихся.

Одним из видов внеурочной работы является проведение игры «Брейн – ринг». Это интеллектуальная игра, в которой две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причем команда, правильно ответившая первой, лишает  соперника возможности отвечать на вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspkt_uroka_breynring.docx61.57 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                   «Средняя школа №1 имени М.Горького»

Игра «БРЕЙН – РИНГ»

по дисциплине «Чрезвычайные ситуации природного характера»

                                                             Автор:  

                                                                                            Преподаватель-организатор ОБЖ

                                                                                            Мячков А.Г.

Г.Арзамас, 2017г.

                          Содержание

Введение …………………………………………………………………….4

  1. Подготовительный этап ……………………………..………………5
  2. Примерный сценарий игры ….. …………………………………….6

Заключение …………………………………………………………………..10

Литература……………………………………………………………………11

                                                  Введение

Для организации самостоятельной и творческой работы обучающихся  необходимо использовать современные  педагогические технологии.

Процесс обучения должен опираться на творческую деятельность,  с тем, чтобы развивать познавательный интерес и активность обучающихся.

Одним из видов внеурочной работы является проведение игры «Брейн – ринг». Это интеллектуальная игра, в которой две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причем команда, правильно ответившая первой, лишает  соперника возможности отвечать на вопрос.

  1. Подготовительный этап

Цели игры «Брейн – ринг»:

1.Расширить и углубить знания участников игры по основам безопасности жизнедеятельности;

2.Выработка профессиональных навыков, умение анализировать вопросы и в сжатые сроки времени находить оптимальное решение.

3.Развитие у обучающихся самостоятельного мышления, стремление к сотрудничеству в команде, принятие рациональных решений, собранности, деловитости в работе.

4.проверить уровень знаний учеников по блоку «ЧС природного характера»

5.Совершенствовать навыки работы в группе (команде)

Участники: учащиеся 10б класса.

Место проведения: кабинет

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: 

2 настольные лампы с зелеными и желтыми абажурами;

2 скатерти (зеленая и желтая);

компьютер

Тема конкурса: ЧС природного характера

       

                                                               Подготовка к игре:

  • Обучающиеся должны  быть подготовлены к игре заранее. За неделю до игры им сообщается тема, им необходимо заготовить эмблемы команд и придумать девиз команды.

                                                                 Правила игры:

  • Урок проходит в форме  брейн-ринга. Руководит игрой команды. Готовность команды к ответу определяется нажатием кнопки. Капитан команды может нажать кнопку только после того, как ведущий конкурса прочтет вопрос полностью и даст команду на ответ: «ВРЕМЯ». На обдумывание вопроса дается 30 секунд. Капитан, нажавший кнопку раньше команды ведущего, лишается права ответа, и это право переходит команде-сопернице.
  • Если ответ правильный, команда получает 1 очко, если нет,- вторая команда продолжает обсуждение и по прошествии минуты отвечает.
  • Если правильного ответа не дала ни одна из команд, вопрос снимается с обсуждения.
  • Информация – предупреждение для болельщиков и зрителей: в случае подсказки в любой форме  снять с команды очко, а текущий вопрос снимается.
  • Игра состоит из 1 раунда до 5 очков, в каждом раунде разыгрывается по 5 вопросов.

  1. Примерный сценарий игры

Звучат фанфары – дальше тише

- Сегодня  состоится турнир интеллектуалов «Брейн – ринг»! Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain — мозг. Тема нашей игры: ЧС природного характера.    

- Как вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн–ринг не исключение. Здесь правила таковы: (зачитывает правила)

Правила игры:

В игре принимают участие 4 команды по 5  человек.

Вед. Игра состоит из 1 раунда по5 вопросов. Каждый раунд состоит из 5 вопросов. На обдумывание ответа  предоставляется 30 секунд (секундомер). Поднятие руки капитаном команды ставит в известность ведущего о готовности команды отвечать.  Правильность ответов оценивает жюри. За правильный ответ команда получает баллы, они  начисляются по системе:

Полный  правильный  ответ -1 балл.

Неполный  ответ – 0.5 балла

Неправильный ответ - 0 баллов, право ответа переходит той команде, которая подняла табличку после неё.

Команда, набравшая большее количество баллов, за отведенный период времени становится победителем брейн-ринга, занимает 1 место. Команда, которая дольше удержиться за столом лидера, считается победителем игры. Отвечающего назначает капитан команды.

Та команда, которая ответит на вопрос ведущего быстрее и правильно, будет считаться предентом.

Сегодня здесь присутствуют члены жюри, именно они,  определят победителей игры.

Представление жюри:

Жюри будет  оценивать ответы  участников команд, фиксировать в оценочных листах результаты игры и следить за соблюдением правил игры.

- Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании! Да победит сильнейший!!!

Звучит музыкальная композиция

Ведущий:

- Объявляется начало игры!

Вопрос:

1.Что такое опасность?    

(Явления, процессы, объекты, при определённых условиях наносящие                                              ущерб здоровью или жизни человека).

2.Назовите факторы риска для жизни человека.

 (Факторы естественной среды, факторы риска, связанные с                                               деятельностью человека, факторы риска связанные с поведением и                                               индивидуальным развитием людей, привычками и образом жизни)

3. Перечислите факторы риска естественной среды

 (Солнечная радиация,  температура и влажность воздуха, атмосферное давление, стихийные бедствия).

4.Назовите принципы безопасности жизнедеятельности.  

(Предусмотреть, не допускать, быстро действовать)

5.Что такое терроризм?    

(Насилие или угроза его применения в отношении людей, объектов).

6.Специалисты, помогающие в ЧС? (Служба спасения)

7.Вредное воздействие ядовитых веществ. (Отравление, интоксикация)

8.Дорожно-транспортная неприятность (Авария).

9.Разрушительные явления природы. (Стихия)

- За зеленый игровой стол приглашается команда №1! (участники игры представляют свою команду и занимают место за игровым столом).

- За желтый игровой стол приглашается команда №2! (участники игры представляют свою команду и занимают место за игровым столом).

Ведущий:

- Тишина в зале! Объявляется  1 раунд! Разыгрывается 1 очко!

- Итак, внимание, вопрос!

Вопрос №1: 

Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с

(ураган)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №2: 

Сильный электрический разряд между облаками и землей (молния)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:                

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №3: 

Перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, вырыванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей. (пыльная буря)

«ВРЕМЯ» Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко!

Вопрос №4: 

Раскаленная жидкая или очень вязкая масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержениях вулканов (лава)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №5: 

Условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением. (магнитуда)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №6: 

Наиболее известное стихийное бедствие наблюдалось 29 июня 1904г. Оно возникло в грозовом облаке и продвинулось в сторону Москвы, разрушив на пути несколько деревень, повредив дома в Лефортово, повалив вековые деревья в Сокольниках, подняв телеги, животных, встречающихся на

пути. Проходя через Москву-реку, это стихийное бедствие обнажило на короткое время её дно, высосав воду.                                                                        

Вопрос: Что это за стихийное бедствие?(смерч)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №7: 

Что приходит перед приходом цунами на берегу? (вода отступает на сотни метров, а иногда на километры)

 «ВРЕМЯ» Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко!

Вопрос №8: 

При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)

 «ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко!

Вопрос №9: 

Что такое эпицентр? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко!

Вопрос №10: 

Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. Их скатывание, дробление на крутых и обрывистых склонах … (обвал)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №11: 

Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №12: 

Как называется горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (сель)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №13: 

Какова основная причина образования оползней (вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу)

ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №14

Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов (цунами)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №15

Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в начале зимы в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него (зажор)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №16

Явление колебаний («трясения») толщи морской воды, возникающее в результате подводного землетрясения над районом его эпицентра. Ощущается на судах, находящихся вблизи проекции эпицентра на поверхность моря, в виде колебаний корпуса корабля. (моретрясение)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №17

Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите ученого, создавшего шкалу силы ветра (Бофорт)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №18

По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (Меркалли)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №19

Небольшой остров в Тирренском море, который древние римляне считали входом в ад и полагали, что владеет им бог огня и кузнечного ремесла? (Вулкано)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №20: 

Какой город в России был полностью разрушен землетрясением? (Нефтегорск)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №21: 

Какое стихийное бедствие описывается в Библии? (наводнение)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №22: 

Как называется картина-катастрофа художника Карла Петровича Брюллова, которую он в закончил 1833 году (“Последний день Помпеи”)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №23: 

Какое стихийное бедствие метеорологического характера довольно часто упоминается в стихах А.С. Пушкина (буря)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №24: 

Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча (пылесос)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №25: 

За всю историю изучения этого стихийного бедствия лишь однажды исследователь Самарэс сумел заснять его на видеокамеру с самого близкого расстояния. Какое стихийное бедствие ему удалось заснять? (торнадо)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №26: 

Назовите китайского философа создавшего в  132 году н.э. прибор, названный им «флюгером землетрясений», который мог зафиксировать колебания земной поверхности и направление их распространения. (Чанг Хенг)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №27: 

Очевидцем, какой ЧС вы являетесь?(цунами)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №28: 

Очевидцем, какой ЧС вы являетесь?(наводнение)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №29: 

Очевидцем, какой ЧС вы являетесь?(снежная лавина)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №30: 

Очевидцем, какой ЧС вы являетесь?(оползень)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №31: 

 Всем известно, что торнадо – это настоящий круговой шторм.                

Вопрос: Торнадо вращаются по часовой стрелке или против?

Ответ: в Северном полушарии – против, а в Южном – по часовой«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №32: 

«Против гор могут быть только…» - так говорили и строили плотину.

Вопрос: Что может устоять против гор?

Ответ: Горы «ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №33: 

В1923 г. близ Токио, на пляже в городе Хаято, один ихтиолог увидел «усатою треску»,

которая водится  только в глубоких местах.

Вопрос: О чем свидетельствует этот факт?        

Ответ: что вскоре может произойти сильное землетрясение «ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №34: 

В какую сторону вытягиваю свои клювы пингвины перед бурей?

Ответ: в ту, откуда должна прийти буря

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

 Вопрос №35: 

Капитан и команда, находящиеся на корабле в заливе, получили сообщение, что надвигается цунами, как должен поступить капитан? (Уходить в океан).

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №36: 

Жесточайший ураган 1854 года, погубивший груженный золотом корабль « Черный принц», послужил причиной возникновения новой науки, которая могла бы предотвратить эту катастрофу. Какая наука должна быть благодарна этому событию? (Метеорология).

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №37: 

Каким двум пассажирам - животным, согласно правилам международных перевозок нельзя находиться в одном ряду кресел салона самолета? (Кошка и собака).

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №38: 

На крыше одного из небоскребов Торонто оборудовали стадион для занятий бегом трусцой, Почему его не сделали на уровне земли? (На верху воздух чище).

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №39: 

Под каждым креслом у члена нижней палаты японского парламента лежит деревянная коробка размером 30х 30 х30 см, чтобы в случае необходимости быстро надеть на голову. Как называется этот случай.(землетрясение)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №40: 

Еще в прошлом веке в Альпах людей, засыпанных снегом, помогали обнаруживать большие сильные собаки, названные в честь высокогорного монастыря, где их разводили. Близ Парижа на специальном собачьем кладбище установлен памятник этой собаке по кличке Барри, который спас 40 человек. Что это за порода крупных добродушных собак?(сербернар)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №41: 

В каком произведении А. С. Пушкина описывается наводнение, произошедшее в Санкт-Петербурге в 1824 году? – «Медный всадник».

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №42: 

Какое природное явление показано(землетрясение)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №43: 

Какое природное явление показано(ураган)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №44: 

Какое природное явление показано(смерчь)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Вопрос №45: 

О каком природном явление говорится(оползень)

«ВРЕМЯ»  Ваша версия?! Правильный ответ! 1 очко присуждается команде за … столом!

Ведущий:

- Внимание! Следующий вопрос. Разыгрывается 1 очко

Ведущий:

- Наша игра подошла к концу. И по очкам побеждает  команда за…. Игровым столом! Молодцы! Вам носить гордое имя победителя!

- Благодарим всех участников  игры «Брейн – ринг». До новых встреч, новых конкурсов, игр  и побед!

Церемония награждения – звучит композиция

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Победители игры, занявшие 1-ое место, награждаются  медалями победителей, грамотами и ценными подарками; занявшие 2-ое место получают грамоты и памятные подарки.

Подведение итогов игры: объявить результаты по количеству набранных баллов командами.

Вывод по уроку: На этом уроке мы проверили знания о стихийных бедствиях. Участникам команды-победительницы выставляются оценки в журнал. 

Заключение

        В настоящее время содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, творческими решениями. В связи с этим обоснована необходимость развития игровой формы обучения, которая обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

        Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Игра носит соревновательный характер, способствует развитию творческих способностей обучающихся, повышению интереса к профессии.

Игра вызовет у обучающихся интерес с точки зрения самостоятельности, состязательности, духа коллективизма и результативности учебного труда.

Игровая форма активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает эффективность усвоения и практического применения изучаемого материала, способствует творческому овладению обучающимися профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитию активной самостоятельной деятельности.

 

Литература

Основная

Л-1. Куликов, Л.М. Основы экономической теории [Текст] : Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2003.

Л-2. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах [Текст] :: Учеб.пособие – М.: Флинта, 2006.

Дополнительная        

 Л-3. Вводный курс по экономической теории [Текст] : учебник для лицеев / под общ. ред. Г.П. Журавлевой. -  М. : Инфра-М, 2005.

Л-4. Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории [Текст] / Е.Ф. Борисов. -  М. : Высшая школа, 2005.

Л-5. Камаев, В.Д. Экономическая теория [Текст] / В.Д. Камаев. -  М. : ИМПС, 2005.

Л-6. Тальнишних, Т.Г. Основы экономической теории [Текст] / Т.Г. Тальнишних. -  М. : Академия, 2005.

Л-7. Оксанова, З.К. Основы экономической теории [Текст] / З.К. Оксанова. -  М. : Инфра - М, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧС природного характера

Презентация 7 класс...

ЧС природного характера

Презентация оформлена ярко, красочно.  Материал можно использовать на уроках ОБЖ в 10 классе. Тема урока " Чрезвычайные ситуации природного харахтера"....

Чрезвычайные ситуации природного характера

Контроль знаний по данной теме проводится в виде интеллектуальной телевизионной игры "Своя игра"...

План урока ОБЖ в 7 классе: "Действия людей в ЧС природного характера".

Урок проводится после завершения темы: ЧС природного характера, где изучаются действия людей во время и после стихийных бедствий. Итоговый урок по теме провожу в виде группового занятия, это удобная ф...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе  «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе  «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...