Методическая разработка практического занятия по военно-медицинской подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов
методическая разработка по обж (10 класс)

Писарев Виктор Владимирович

Методические указания по организации занятия по военно-медицинской подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же учебные материалы по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzhmetod.razrab.vmp_.docx640.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по военно-медицинской подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов.

Тема. Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные реанимационные мероприятия.

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Раздел: Основы военной службы

Выполнил:

преподаватель-организатор ОБЖ

МАОУ СОШ №9

Писарев Виктор Владимирович

Тамбов

2019


Содержание

        

  1. Введение                                                                                3 стр.
  2. Методические указания по организации и проведению

занятия по военно-медицинской подготовке                                4 стр.

  1. Ход занятия                                                                        5 стр.
  2. Учебные материалы по теме                                                        10 стр.
  1. Основы сохранения здоровья военнослужащих                        10 стр.
  2. Оказание первой помощи                                                13 стр.
  3. Неотложные реанимационные мероприятия                        15 стр.
  1. Используемая литература                                                        18 стр.

Введение

Военно-медицинская подготовка имеет целью изучить правила личной и общественной гигиены, наиболее характерные причины и признаки ранений и травм, острых отравлений и поражений, требующих оказания неотложной помощи, а также привить практические навыки в оказании первой помощи при ранениях, травмах, острых отравлениях и поражениях с использованием табельных и подручных средств.

Занятия по военно-медицинской подготовке проводятся руководителями занятий и медицинскими и работниками образовательных организаций в специализированных классах, на объектах полевой учебной базы или на местности и носят прикладной характер.

В качестве помощников руководителя занятий для отработки практических вопросов (нормативов по военно-медицинской подготовке) привлекаются санитарные инструктора и назначенные командиры отделений, с которыми накануне проведения занятий проводятся инструкторско-методические занятия (инструктажи) по методике отработки практических вопросов (нормативов).

Для достижения максимального результата при обучении л/с и обеспечения наглядности и напряженности в процессе обучения, на занятии должна использоваться переносная учебно-материальная база по военно-медицинской подготовке (переносная укладка для отработки нормативов по военно-медицинской подготовке).

Теоретические положения отрабатываются с широким использованием учебных пособий (плакатов, фотоподборок, схем, таблиц, макетов, кино-, диафильмов, наборов слайдов и т.д.). Практические приемы и нормативы отрабатываются на местности или объектах учебного полигона (тактическом поле общевойсковой подготовки, городке по военно-медицинской подготовке) с использованием имитаторов табельных средств индивидуальной мед. защиты (пакетов перевязочных индивидуальных, аптечек индивидуальных, индивидуальных противохимических пакетов и др.) и подручных средств первой помощи (закруток, матерчатых лент и т.д.).


Методические указания по организации и проведению занятий по военно-медицинской подготовке

Организация занятия.

Во вводной части занятия руководитель обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных и добивается устранения выявленных недостатков.

Руководитель занятия напоминаю тему предыдущего занятия по военно-мед. подготовке, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.

Далее руководитель переходит к проверке усвоения обучаемыми пройденного материала, для чего задает заранее подготовленные вопросы. Контрольный опрос должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический - не менее 3-4 человек, практический - 100% л/с. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки.

Он напоминает порядок безопасного и безаварийного обращения с учебной материально-технической базой, доводит требования меры безопасности, указывает порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия.

Основную часть занятия руководитель начинает с построения л/с в развернутом, двухшереножном строю.

Отработку учебных вопросов следует начинать с объяснения и показа приемов, а тренировку проводить по отделениям под руководством назначенных командиров отделений. Руководитель занятия в этом случае будет иметь возможность больше уделить времени контролю за действием обучаемых, что поможет установить слабо усвоенные вопросы и определить, по каким из них обучаемые нуждаются в дополнительном разъяснении и показе.

Отрабатывая каждый элемент приема, руководитель добивается четкого и правильного его выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях л/с, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены. После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия выстраивает подразделение, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.

После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях л/с, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку л/с в подразделение.

Ход занятия

п.п.

Учебные вопросы,

Время мин.

Действия руководителя и его помощника

Действия обучаемых

1.

Основы сохранения здоровья в/сл

мин.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  1. Общие положения:
  • чем достигается охрана здоровья в/сл.
  1. Правила личной и общественной гигиены:
  • что в себя включает личная гигиена;
  • правила общественной гигиены.

3. Мед. контроль за состоянием здоровья в/сл, что в себя включает:

  • Мед. контроль за состоянием здоровья в/сл;
  • Мед. осмотр;
  • амбулаторный прием;
  • стационарное лечение.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Для иллюстрации уставных положений подтверждаю их поучительными примерами из повседневной жизни подразделения.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум - трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.

При возникновении вопроса задают его.

Отвечают на вопросы.

2.

Оказание первой помощи.

мин.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

1. Довожу порядок оказания первой помощь при кровотечениях:

  • способы временной остановки кровотечения прижатием артерии на протяжении;
  • способы временной остановки кровотечения давящей повязкой, жгутом и закруткой.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Одновременно с рассказом показываю:

- порядок наложения резинового кровоостанавливающего жгута и закрутки.

Запоминают порядок наложения резинового кровоостанавливающего жгута и закрутки.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Наложение повязок на различные области тела

мин.

2. Довожу порядок наложения повязок на различные области тела:

  • наложение повязки на глаз;
  • наложение повязки на локтевой сустав;
  • наложение повязки на коленный сустав;
  • наложение повязки на плечевой сустав;
  • наложение повязки на грудь;
  • наложение повязки на голеностопный сустав.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Одновременно с рассказом показываю порядок наложения повязки на:

  • глаз;
  •  порядок наложения повязки на локтевой сустав;
  • порядок наложения повязки на коленный сустав;
  • порядок наложения повязки на плечевой сустав;
  • порядок наложения повязки на грудь;
  • порядок наложения повязки на голеностопный сустав.

Запоминают порядок наложения повязок на различные области тела.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Оказание первой помощь при переломах: - общие правила наложения шин при переломах голени

мин.

3. Довожу порядок оказания первой помощь при переломах: - общие правила наложения шин при переломах голени; общие правила наложения шин при переломах плеча.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Одновременно с рассказом показываю:

  • порядок наложения шин при переломах голени;
  • порядок наложения шин при переломах плеча.

Запоминают порядок наложения шины при переломе костей конечности.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Практическое обучение

мин.

Ставлю задачу командирам отделений приступить к практическому обучению наложению резинового жгута и закрутки, повязок на различные области тела и шины на конечности.

Командиры отделений разбивают л/с на пары, назначают одного из обучаемых «пострадавшим», а другого оказывающим помощь и отрабатывают каждый практический вопрос одновременно со всеми парами, поочередно меняя местами «пострадавшего» и оказывающего помощь.

При недостаточном количестве перевязочного материала, жгутов, косынок и шин возможно обучение одновременно 2-3-х пар.

Последняя тренировка каждого способа оказания помощи «пострадавшему» выполняется на время с учётом нормативных требований.

Оказывающий помощь выполняет практические действия указанные командиром.

Контролирую качество обучения командирами отделений и добиваюсь четкого и правильного выполнения приемов от каждого обучаемого. Оказываю помощь командирам отделений: провожу индивидуальное обучение слабоуспевающих.

Обнаружив ошибки в действиях л/с, приостанавливаю тренировку, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю прием лично или при помощи обучаемого, правильно выполняющего его, и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а действия обучаемых не будут доведены до автоматизма.

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого элемента.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум - трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.

Отвечают на вопросы. Выполняют указанные практические действия.

3.

Неотложные реанимационные мероприятия.

мин.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • что относится к основным реанимационным мероприятиям;
  • методы искусственного дыхание и порядок его проведения;
  • закрытый массаж сердца и порядок его проведения;
  • последовательность проведения реанимационных мероприятий.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Одновременно с рассказом показываю:

- последовательность проведения реанимационных мероприятий одним и двумя обучаемыми.

Запоминают последовательность проведения реанимационных мероприятий.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Указываю командирам отделений приступить к проведению реанимационных мероприятий сначала одним, а затем и двумя обучаемыми.

Командиры отделений разбивают л/с на группы по три человека, назначают одного из обучаемых «пострадавшим», а других оказывающими помощь и отрабатывают с подчиненными каждый практический вопрос поточным методом, тренируя индивидуально каждую группу, поочередно меняя местами «пострадавшего» и оказывающего помощь.

Оказывающие помощь выполняют практические действия указанные командиром. Остальной л/с оценивает действия оказывающих помощь, указывает на ошибки (при их наличии) и по требованию командира отделения выполняет правильные действия.

Они приказывают остальному личному составу наблюдать за действиями оказывающих помощь и находить ошибки и неточности в их действиях.

Контролирую качество обучения командирами отделений и добиваюсь четкого и правильного выполнения приемов от каждого обучаемого. Оказываю помощь командирам отделений: провожу индивидуальное обучение слабоуспевающих.

Обнаружив ошибки в действиях л/с, приостанавливаю тренировку, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю прием лично или при помощи обучаемого, правильно выполняющего его, и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а действия обучаемых не будут доведены до автоматизма.

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого элемента.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум - трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.

Отвечают на вопросы. Выполняют указанные практические действия.


Учебные материалы по теме

1. Основы сохранения здоровья военнослужащих

335. Охрана здоровья и физическое развитие в/сл - неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Охрана здоровья обеспечивается созданием командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти безопасных условий военной службы. Забота о сохранении и укреплении здоровья в/сл - обязанность командиров (начальников).

336. Охрана здоровья в/сл достигается:

  • проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта;
  • систематическим их закаливанием, регулярными занятиями ФП и спортом;
  • осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебнопрофилактических мероприятий.

Закаливание в/сл, занятия по ФП и спортом

339. Закаливание в/сл, занятия ФП и спортом проводятся в целях повышения устойчивости их организма к различным резким изменениям физических факторов окружающей среды, к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнением боевых задач.

340. Мероприятия по закаливанию в/сл организуются их командирами (начальниками) с участием начальника МС и начальника ФП и спорта.

При планировании этих мероприятий учитываются состояние здоровья в/сл, их возраст и климатические условия местности.

341. Закаливание в/сл должно проводиться систематически и непрерывно путем комплексного использования водных, солнечных и воздушных факторов в сочетании с занятиями ФП и спортом.

Основными способами закаливания в/сл являются:

  • ежедневное выполнение физических упражнений на открытом воздухе;
  • обмывание до пояса холодной водой или принятие кратковременного холодного душа;
  • полоскание горла холодной водой, а также мытье ног холодной водой перед отбоем;
  • проведение в зимний период лыжных тренировок и занятий, выполнение некоторых работ в облегченной одежде;
  • проведение в летний период занятий ФП и спортивно-массовых мероприятий в облегченной одежде, принятие солнечных ванн и купание в открытых водоемах в свободное от занятий и работ время и в дни отдыха.

342. ФП в/сл осуществляется во время утренней физической зарядки, учебных занятий, спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой деятельности, а также в ходе самостоятельных тренировок в/сл.

Во время занятий выполняются физические упражнения с использованием различных способов тренировки. Физическая нагрузка дозируется с учетом принадлежности в/сл к виду и роду войск ВС, возраста и состояния здоровья.

В/сл занимаются в спортивных секциях и спортивных командах во время, установленное распорядком дня и регламентом служебного времени.

Правила личной и общественной гигиены

343. Каждый в/сл должен заботиться о сохранении своего здоровья, не скрывать болезней, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены, воздерживаться от курения и употребления алкоголя, не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

344. Выполнение правил личной гигиены включает:

  • утреннее умывание с чисткой зубов;
  • мытье рук перед приемом пищи;
  • умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном;
  • своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;
  • принятие гигиенического душа;
  • помывку в бане не реже одного раза в неделю со сменой нательного и постельного белья, портянок (носков);
  • содержание в чистоте обмундирования и постели, своевременную смену подворотничков.

Прическа в/сл, усы, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию СИЗ и ношению снаряжения.

Правила общественной гигиены включают поддержание чистоты в спальных помещениях, туалетах и других комнатах общего пользования, регулярное проветривание помещений, поддержание чистоты в общественных местах, а также на территории полка.

345. Для обеспечения невосприимчивости в/сл к инфекционным болезням проводятся предохранительные прививки, которые могут быть плановыми и по эпидемическим показаниям.

Плановые предохранительные прививки всему личному составу полка проводятся в соответствии с календарем прививок, а по эпидемическим показаниям - по приказу старшего командира (начальника).

От прививок в/сл освобождаются только по заключению врача.

Отметки о прививках заносятся в мед. книжки и военные билеты.

346. В/сл обязан доложить в порядке подчиненности о случаях возникновения инфекционных заболеваний среди лиц, проживающих с ним в одной квартире (комнате общежития), и исполнять должностные и специальные обязанности с разрешения командира полка по заключению начальника МС.

Мед. контроль за состоянием здоровья в/сл

350. Мед. контроль за состоянием здоровья в/сл осуществляется путем проведения:

  • ежедневного мед. наблюдения за личным составом в ходе боевой подготовки, несения службы в суточном наряде и в быту;
  • мед. осмотров в/сл;
  • углубленных и контрольных мед. обследований в/сл.

Мед. осмотр

351. Мед. осмотрам подвергаются:

  • весь л/с полка - перед проведением профилактических прививок;
  • все солдаты и сержанты - в бане перед помывкой;
  • л/с дежурных сил (смен) - перед заступлением на БД (боевую службу);
  • в/сл, служебная деятельность которых связана с возможным воздействием неблагоприятных факторов, а также лица, находящиеся под диспансерным динамическим наблюдением, - в установленные для них сроки;
  • лица, постоянно работающие в столовых, на продовольственных складах, объектах водоснабжения, в пекарнях, банях, прачечных, и санитары - один раз в неделю;
  • л/с, назначаемый в наряд по столовой, - до развода суточного наряда;
  • все солдаты и сержанты, вновь прибывшие в полк, а также возвратившиеся из отпусков, командировок и лечебных учреждений по выздоровлении, - в день прибытия в полк, но до направления их в подразделения;
  • водители - перед выездом в рейс;
  • участники спортивных состязаний - перед соревнованием;
  • в/сл, подвергнутые дисциплинарному аресту, - перед направлением на гауптвахту, в последующем - в дни помывки в бане.

Углубленное мед. обследование солдат и сержантов проводится два раза в год перед началом зимнего и летнего периодов обучения, офицеров и прапорщиков - ежегодно (в четвертом квартале; во втором квартале проводится контрольное мед. обследование).

К углубленному медицинскому обследованию офицеров и прапорщиков привлекаются врачи-специалисты из военно-медицинских учреждений.

352. Время, место и порядок проведения медицинского обследования и осмотра л/с подразделений полка объявляются приказом командира полка. Запрещается назначать мед. обследования и осмотры подразделений в дни отдыха.

354. В/сл, отсутствующие по каким-либо причинам на мед. обследовании, при первой возможности направляются командиром роты для этого в Мед. пункт полка.

356. В/сл не должен скрывать своего заболевания. При заболевании он обязан немедленно доложить об этом непосредственному начальнику и с его разрешения обратиться за мед. помощью в Мед. пункт полка.


Амбулаторный прием

357. Амбулаторный прием проводится в мед. пункте полка в часы, установленные распорядком дня полка. В/сл, внезапно заболевшие или получившие травму, направляются немедленно, в любое время суток, в Мед. пункт полка (госпиталь), а при необходимости в другие учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.

358. Солдаты и сержанты направляются в Мед. пункт полка дежурным по роте под командой санитарного инструктора роты или старшего, назначенного из числа больных.

Книга записи больных за подписью старшины роты представляется дежурному фельдшеру (санитарному инструктору) по мед. пункту полка не позже чем за два часа до начала амбулаторного приема.

Врач (фельдшер) контролирует прибытие в Мед. пункт всех в/сл, внесенных в книгу записи больных роты.

После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера заболевания направляются для лечения в лазарет мед. пункта полка или госпиталь, а при необходимости в другие учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения либо им назначается амбулаторное лечение. В/сл, проходящие военную службу по контракту, по заключению врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому).

После получения мед. помощи солдаты и сержанты возвращаются в роту под командой санитарного инструктора или старшего команды. Санитарный инструктор или старший команды передает книгу записи больных дежурному по роте, который представляет ее командиру роты. Старшина роты по заключению врача, имеющемуся в книге записи больных, и соответствующему решению командира роты отдает необходимые указания.

359. Заключение о частичном или полном освобождении в/сл от исполнения должностных и специальных обязанностей, занятий и работ дается врачом на срок до шести суток, а в воинских частях, где должность врача штатом не предусмотрена, - фельдшером на срок до трех суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено. Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении в/сл от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

По истечении предоставленного срока освобождения солдаты и сержанты должны быть направлены, если они в этом нуждаются, на повторный Мед. осмотр...

…Больные, которым назначено амбулаторное лечение, для приема лекарств и проведения других лечебных процедур, а также нуждающиеся в консультации мед. специалистов, направляются в Мед. пункт полка в дни и часы, указанные врачом (фельдшером) в книге записи больных.

360. Зачисление солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, на диетическое и дополнительное питание осуществляется приказом командира полка на срок до трех месяцев на основании решения военно-врачебной комиссии.

361. В лазарете мед. пункта полка проводится стационарное лечение больных со сроками лечения до 14 дней. При поступлении в лазарет больные проходят санитарную обработку.

Стационарное лечение

362. На стационарное лечение вне расположения полка в/сл направляются по заключению врача командиром полка, а для оказания неотложной помощи в отсутствие врача - дежурным фельдшером (санитарным инструктором) по мед. пункту с одновременным докладом начальнику МС полка и дежурному по полку.

Доставка больных в лечебное учреждение осуществляется санитарным транспортом полка в сопровождении фельдшера (санитарного инструктора).

При направлении на лечение вне расположения полка в/сл должны быть обмундированы в соответствии со временем года и иметь при себе направление, подписанное командиром полка, мед. книжку, документ, удостоверяющий личность, личные вещи и аттестат на продовольствие, в случае необходимости - справку о травме и мед. характеристику, а при убытии на лечение за пределы гарнизона - кроме того, аттестаты на вещевое и денежное довольствие, проездные документы до места расположения лечебного учреждения и обратно.

363. …В/сл, заболевшие в период отпуска или командировки, направляются на стационарное лечение военными комендантами или военными комиссарами.

Выздоровевшие в/сл направляются из военного госпиталя или другого учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения в полк с соответствующими документами, которые сдаются по прибытии старшине роты.

2. Оказание первой помощи

1. Первая помощь при кровотечениях

1.1. Способы временной остановки кровотечений

Временная остановка кровотечения достигается наложением давящей повязки, жгута или закрутки, прижатием артерии к кости на протяжении.

                

а                                        б                                        в

Способы временной остановки кровотечения:

а – давящей повязкой, б – жгутом, в – закруткой

Окончательная остановка кровотечения производится при обработке хирургами ран в перевязочной и операционной.

При любом кровотечении, особенно при повреждении конечности, поврежденной области следует придать приподнятое положение и обеспечить покой. Это способствует понижению давления крови в кровеносных сосудах, уменьшению в них кровотока и образованию тромба.

Кровотечение из мелких ран и капиллярное удается остановить наложением давящей стерильной повязки. В целях лучшего сдавления сосудов ватно-марлевая подушечка ППИ или стерильная повязка накладывается на кровоточащую рану в виде тампона. Для временной остановки кровотечения на туловище пригоден лишь этот способ, так как другие неприемлемы.

Прижатие артерии на протяжении, т. е. по кровотоку, ближе к сердцу является простым и доступным в различной обстановке способом временной остановки артериального кровотечения. Для этого сосуд прижимают в месте, где та или иная артерия лежит не очень глубоко и ее удается прижать к кости. В указанных точках можно определить пульсацию артерий при ощупывании пальцами.

                

Способы прижатия артерий головы

При кровотечении в области лица и волосистой части головы нужно прижать подчелюстную и височную артерии.

В случае кровотечения на шее прижимают сонную артерию к позвоночнику у внутреннего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Давящая повязка в области шеи накладывается таким образом, чтобы с неповрежденной стороны кровообращение сохранялось.

                                

Наложение давящей повязки в области шеи                 Прижатие артерии в надключичной области

Кровотечение у основания верхней конечности останавливается путем прижатия подключичной артерии в надключичной области. Плечевую артерию прижимают к кости плеча по краю двуглавой мышцы.

Кровотечение в области предплечья и кисти можно остановить при вкладывании в локтевой сгиб валика и максимальном сгибании руки в локтевом суставе.

Артерии голени прижимают в подколенной ямке, предварительно подложив в нее мягкий валик и максимально согнув ногу в коленном суставе.

В случае артериального кровотечения в области нижней конечности прижимают бедренную артерию в паху или у внутреннего края четырехглавой мышцы.

Для успешной остановки кровотечения артериальный сосуд необходимо сдавливать мякотью двух–четырех пальцев. Такой метод остановки кровотечения применяется как кратковременная мера. Ее необходимо дополнить быстрым наложением жгута.

Наложение жгута является основным способом временной остановки кровотечения на поле боя при ранении крупных артериальных сосудов конечности.

                

Прижатие плечевой артерии.                Прижатие бедренной артерии

                                        

Способ наложения жгута                        Способ наложения закрутки

Для этого используется резиновый ленточный жгут. Он состоит из резиновой ленты длиной 1-1,5м, к одному концу которой прикреплена металлическая цепочка, а к другому – крючок.

Перед наложением жгут растягивают, затем обматывают им 2–3 раза вокруг конечности так, чтобы витки ложились рядом. Концы жгута закрепляют с помощью цепочки и крючка или завязывают узлом.

Жгут накладывают выше раны (ближе к сердцу) непосредственно на одежду, либо место предстоящего наложения жгута обертывают несколькими слоями бинта или другого материала. Важно, чтобы жгут не был наложен чересчур слабо или слишком туго.

При слабом наложении жгута артерии пережимаются не полностью, и кровотечение продолжается. В связи с тем, что вены пережаты жгутом, конечность наливается кровью, кожа ее становится синюшной и кровотечение может усилиться. В случае сильного сдавления конечности жгутом травмируются нервы, что может привести к параличу конечности.

Правильное наложение жгута приводит к остановке кровотечения и побледнению кожи конечности. Степень сдавления конечности жгутом определяется по пульсу на артерии ниже места его наложения. Если пульс исчез, значит, артерия оказалась сдавленной жгутом. Конечность, на которую наложен жгут, следует тепло укутать.

Жгут, который наложен, нельзя держать продолжительное время. Оно не должно превышать 2 часа иначе может наступить омертвение конечности. Поэтому на повязке или на коже делают несмываемым карандашом надпись, указывающую время наложения жгута. Для этой цели можно использовать записку.

Если через 2 часа раненый не доставлен в перевязочную или операционную для окончательной остановки кровотечения, следует временно ослабить жгут.

Для этого прижимают пальцами артерию выше места наложения жгута, затем медленно, чтобы поток крови не вытолкнул образовавшийся тромб, жгут распускают на 5–10 мин и вновь затягивают его.

Временное ослабление жгута таким способом повторяют через каждый час, пока пострадавший не получит хирургическую помощь. За раненым со жгутом необходимо наблюдение, так как жгут может ослабнуть, что приведет к возобновлению кровотечения.

При отсутствии жгута для временной остановки кровотечения можно использовать подручные материалы веревку, ремень, скрученный носовой платок и т. п.

Подручными средствами конечность перетягивают так же как резиновым жгутом, либо делают закрутку, конец которой прибинтовывают к конечности.

3. Неотложные реанимационные мероприятия

Причины и признаки состояний, требующих проведения неотложных реанимационных мероприятий

Неотложными состояниями называются патологические изменения в организме, вызывающие быстрое ухудшение состояния пострадавшего и, при отсутствии немедленной медицинской помощи, несущие в себе угрозу для жизни пострадавшего или больного.

К неотложным состояний, требующих проведения реанимационных мероприятий относятся:

  • нарушения дыхания (утопление, асфиксия вследствие попадания инородных тел);
  • кровотечения из магистральных сосудов;
  • аллергические состояния (анафилактический шок);
  • травматический шок;
  • электротравма, поражение молнией;
  • тепловой и солнечный удар.

Во всех перечисленных случаях пострадавший может быть без сознания, поэтому следует четко усвоить алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях.

  1. этап - устранение действия (причины) поражающего фактора (извлечение утопленного из воды, удаление инородного тела из дыхательных путей, остановка кровотечения, устранение действия аллергена, предотвращение воздействия электрического тока).
  2. этап - оценка состояния пострадавшего и, при необходимости, начало реанимационных мероприятий.
  3. этап - после стабилизации состояния пострадавшего - поддержание жизнедеятельности, продолжение терапии и госпитализация пострадавшего.

Основными реанимационными (направленными на оживление организма) мероприятиями, которые обязан уметь проводить каждый военнослужащий, являются: искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание) и закрытый массаж сердца. Они позволяют восстановить дыхание и кровообращение.

Правила и техника непрямого массажа сердца и искусственного дыхания Искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание). Вначале необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей. Восстановления и поддержания проходимости дыхательных путей достигают укладыванием больного на спину и «выполнением так называемого тройного приема, включающего запрокидывание головы, выдвигание нижней челюсти вперед и раскрытие рта.

Этот прием обеспечивает смещение передней группы мышц шеи и корня языка кпереди, что восстанавливает проходимость глотки. Поддержание проходимости дыхательных путей облегчается подкладыванием небольшого валика под спину больного на уровне лопаток.

                        C:\Users\3895~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image28.jpeg

Выдвижение нижней челюсти                                         Отгибание головы назад

вперед и вверх при западении корня

Если в ротовой полости или в глотке оказываются инородные тела, кровь или рвотные массы, их необходимо удалить пальцем, обернутым марлей, платком, тканью. При наличии отсасывателя используют его. Если после обеспечения проходимости воздухоносных путей дыхание не восстанавливается, немедленно начинают искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

ИВЛ в процессе реанимации осуществляют простейшими методами: «рот в рот» или «рот в нос». При этом оказывающий помощь находится сбоку от больного, делает глубокий вдох, а затем с силой выдыхает воздух в дыхательные пути больного, плотно прижав свои губы к его губам непосредственно либо через платок или марлю, зажав его нос своей щекой или пальцем. Выдох происходит пассивно.

C:\Users\3895~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image29.jpeg                                C:\Users\3895~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image30.jpeg

Трубка (воздуховод) для проведения                         Искусственное дыхание «изо рта в рот»)

искусственного дыхания «изо рта в рот»                                 (через платок, марлю

При использовании метода «рот в нос» выдыхаемый воздух вдувают через нос, зажав рот больного. Для удобства и эффективности проведения ИВЛ можно использовать воздуховод или трубку дыхательную (S-образная, ТД-1.02).

Имеющийся на оснащении воздуховод представляет собой плотную резиновую S- образную трубку с круглым щитком посредине.

Воздуховод сначала вводят между зубами выпуклой стороной вниз, а затем поворачивают указанной стороной вверх и продвигают к языку до его корня. Язык оказывается прижатым воздуховодом ко дну полости рта. После этого, сжимая нос пострадавшего с обеих сторон большими и указательными пальцами, придавливают щиток воздуховода ко рту. Другими пальцами обеих рук поднимают подбородок вверх. Оказывающий помощь делает глубокий вдох, берет в рот мундштук воздуховода и вдувает через него воздух.

C:\Users\3895~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image31.jpeg                C:\Users\3895~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image32.jpeg

Дыхание с помощью S-образной трубки                        Дыхание с помощью маски и дыхательного мешка

Это сопровождается подъемом грудной клетки пострадавшего. При выпускании трубки изо рта спасателя грудная клетка спадает и происходит выдох.

При наличии на месте происшествия необходимого оснащения предпочтение следует отдать на этой стадии оживления ручным аппаратам ИВЛ (АДР-1200, ДП-11).

При начале реанимационных мероприятий делают 2-3 вдувания воздуха и проверяют наличие пульсации сонных артерий. Если эти вдувания не приводят к восстановлению самостоятельного дыхания и восстановлению или усилению сердечной деятельности, начинают массаж сердца, сочетая его с ИВЛ. Эффективность ИВЛ контролируют по экскурсиям грудной стенки. Вдувать большой объем воздуха нецелесообразно, так как это не увеличивает эффективность ИВЛ, а только способствует попаданию воздуха в желудок, перераздуванию его.

При попадании большого количества воздуха в желудок его опорожняют при помощи зонда. ИВЛ осуществляют с частотой 15 вдуваний в минуту.

Закрытый массаж сердца.

Для поддержания кровообращения необходимо проводить непрямой массаж сердца.

Для этого больного следует уложить на спину на твердой поверхности (земля, пол, каталка, щит, специальная подкладка на койке).

Оказывающий помощь находится с любой стороны от него и кладет кисть ладонной поверхностью на нижнюю треть грудины на 2-3 поперечника пальца выше основания мечевидного отростка так, чтобы поперечная ось кисти соответствовала продольной оси грудины. Ладонь 2-й руки накладывают на тыл первой, чтобы усилить давление. Надавливание на грудину производят ладонной поверхностью кисти, причем пальцы ее не должны касаться поверхности груди.

Давление на грудину осуществляют толчком строго вертикально выпрямленными в локтевых суставах руками, главным образом, за счет тяжести тела оказывающего помощь. При этом делают толчки (60-80 в минуту) с таким усилием (30-40 кг), чтобы у взрослого грудина смещалась в сторону позвоночника на 4-5 см, после чего быстро прекращают давление, не отрывая рук от грудины. При нажатии на грудину сердце сдавливается между ней и позвоночником, а кровь из его камер поступает в сосуды большого и малого круга кровообращения. В период прекращения надавливания кровь пассивно заполняет камеры сердца. В последнее время считают, что в поддержании кровообращения при закрытом массаже сердца основное значение имеет не непосредственное сжатие сердца, а колебания внутригрудного давления.

Во избежание переломов ребер нельзя смещать руки с грудины и надавливать на ребра. Смещение рук при массаже ниже или выше рекомендуемой точки может привести к переломам грудины.C:\Users\3895~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image33.jpeg

Последовательность проведения реанимационных мероприятий.

Успех реанимации в. немалой степени зависит не только от своевременного ее начала, но и от строгой координированности действий лиц, оказывающих помощь.

Если на месте происшествия оказывается один, кто может обеспечить помощь, то он проводит реанимационные мероприятия, чередуя 2 вдоха с 15 толчками массажа сердца.

Искусственное дыхание и

непрямой массаж сердца

В случаях, когда оказывающих помощь два и более человек, один из них берет роль старшего и координирует действия остальных. При этом один обеспечивает проходимость дыхательных путей и ИВЛ, а также контролирует эффективность массажа сердца. Второй осуществляет массаж сердца, делая 5 толчков массажа на одно вдувание воздуха.

При этом следует обеспечить согласованность: толчок при массаже сердца производится сразу же после окончания очередного вдувания воздуха при ИВЛ, а вдувание начинается сразу после окончания 5-го нажатия на грудину при массаже сердца.

Во время вдувания массаж сердца приостанавливают. В связи с тем, что массаж сердца и ИВЛ методом «рот в рот», «рот в нос» утомительны для оказывающих помощь, то в зависимости от самочувствия они должны периодически меняться местами.

Об эффективности массажа сердца и ИВЛ в процессе реанимации свидетельствуют следующие признаки:

  • отчетливая пульсация магистральных артерий (сонная, подвздошная);
  • сужение зрачков и восстановление глазных рефлексов;
  • нормализация окраски кожных покровов;
  • восстановление самостоятельного дыхания;
  • восстановление сознания при своевременно начатой реанимации.

При необходимости массаж сердца и ИВЛ продолжают непрерывно во время транспортировки больного в лечебное учреждение.

Начав реанимацию, нужно обязательно остановить наружное кровотечение, если оно возникает, любым доступным методом (жгут, пальцевое прижатие сосуда, давящая повязка). Во время реанимации для увеличения притока венозной крови к сердцу и улучшения мозгового кровотока, особенно при кровопотере, целесообразно приподнять ноги или вообще придать больному положение с опущенным головным концом.

Четких и ранних критериев перехода клинической смерти в биологическую нет. Абсолютно достоверными признаками наступления биологической смерти являются: окоченение мышц и трупные пятна, однако они появляются поздно. В сомнительных случаях можно ориентироваться на 30-минутный от начала проведения период безуспешной реанимации.

Используемая литература

1. Устав Внутренней службы ВС РФ утвержден указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495

2. Учебник санитарного инструктора. - М.: Воениздат, 2004.

3. Наставление по оказанию первой помощи раненым и больным в Вооруженных Силах. - М.: ГВМУ МО РФ, 1999 г.

4. Учебно-методическое пособие для руководителей занятий по военно-медицинской подготовке. - М.: Воениздат, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОУД.07. Информатика "Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет".

Методическая разработка открытого урокаТема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера.Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах дан...

Методическая разработка практического занятия по тактической подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов

Методические указания по организации занятия по тактической подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же порядок, особенности и условия отработки норматива....

Методическая разработка практического занятия по строевой подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов

Методические указания по организации занятия по строевой подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же особенности одиночной строевой подготовки....

Методическая разработка практического занятия по информатике по теме: "Встраивание изображений при создании web-страницы" для учащихся 9 класса.

Презентация предназначена для учащихся, изучающих тему "WEB-дизайн". В данной презентации затронуто важное и сложное для понимания учащимися понятие адресации ресурсов в Интернете. Решая кон...

Методическая разработка практического занятия "Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий"

Данная методическая разработка «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий» предназначена для решения задач при профессиональной подготовки студентов. Эта...

Методическая разработка Практического занятия Учебная дисциплина «Иностранный язык» Тема «1. Оказание первой помощи при несчастном случае. Кровотечение. Обморок. 2 . Степени сравнения прилагательных. 3. Словообразование

Цели занятия: Формирование коммуникативных компетенций в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода; изучение новой темы «Оказание первой помощи при обмороке». Системати...