Статья на тему: «Через социальное проектирование- развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников»
статья по обж
Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут, занимаясь в объединениях дополнительного образования. Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.
Решить актуальную проблему заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности, призвано военно-патриотические объединения (далее ВПО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Через социальное проектирование- развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников»
Подготовила Беленок О.Г.
Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут, занимаясь в объединениях дополнительного образования. Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.
Решить актуальную проблему заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности, призвано военно-патриотические объединения (далее ВПО)
Была спланирована деятельность подростков через систему творческих дел, конкурсов, соревнований, обучения навыкам и приемам безопасной жизнедеятельности, встреч с людьми разных профессий по реализации целей проектов. Кроме того, авторы предоставили возможность свободного выбора того или иного вида деятельности каждому участнику, что способствовало переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогло самовыражению личности, дало возможность для осуществления самоподготовки и самореализации.
Важным моментом включения в систему подготовки допризывной молодежи к службе в армии явилась помощь социальных партнёров, родителей, привлечение ветеранов, младших школьников. Между всеми участниками системы военно-патриотического воспитания установлены отношения сотрудничества и диалога.
Система не может быть завершенной без анализа совместной деятельности, поэтому реализация проектов заканчивается представлением аналитических материалов, выпуском рекомендаций, сборников. Система хороша в развитии, поэтому нами определены и перспективы на будущее.
Продолжением проектов станет проведение профилактических мероприятий «День защитников Отечества» и «День безопасности в городе «Безопасный город».
Цель проектов:
- Формирование у учащихся социального и ответственного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности.
- Повышение уровня правовой, физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи.
- Формирование у подростков навыков и привычек здорового образа жизни.
Задачи проектов:
- Повысить эффективность занятий по обучению детей навыкам военной подготовки;
- отработать и закрепить навыки огневой, строевой и физической подготовки;
- познакомить подростков с работой специализированной техники, оборудования;
- организовать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений, руководителям отрядов ВПО, родителям и общественным организациям по вопросам подготовки юношей к службе в армии.
Проект «Ралли выживания» был задуман и реализован как подготовительный этап в подготовке допризывной молодежи к службе в армии.
Он предусматривал отработку навыков физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи, которая позволила бы подготовить их к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же в войсках, формированиях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе, правоохранительных органах и органах безопасности.
Были созданы миниполигоны по отработке перечисленных навыков; организована выставка военной, пожарной, спасательной техники, оборудования, спецодежды; организованы показательные выступления Южно-Сибирского спасательного отряда, ГУ «1 ОФПС по Республике Хакасия» и воинской части; проведены соревнования по прикладным видам спорта, смотр строевой подготовки и конкурс флагоносцев.
Наибольший интерес вызвала выставка техники, оборудования и показательные выступления спасательного отряда. Впервые подростки увидели наяву, как действует отряд, спасая имущество, технику и людей, как работает военная, спасательная, пожарная техника. Подростки тушили пожар, пользуясь огнетушителем, использовали медицинское оборудование для оказания помощи условно пострадавшему.
Проект «Тропа испытания» был реализован с целью выявления уровня ответственности молодежи по вопросам личной и коллективной безопасности, знания правовых основ службы в армии, истории создания Вооруженных Сил РФ, выдающихся людей, умения оказать помощь в чрезвычайных ситуациях. В ходе реализации проекта подростки встретились с представителями военкомата, которые осветили правовые вопросы призыва и службы в армии. Знание правовых норм было продемонстрировано в профилактическом мероприятии «Школа выживания», которое прошло в Центре детского творчества в виде конкурсных программ.
Сотрудники Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, пожарной охраны осветили вопросы безопасности жизнедеятельности, обучили навыкам оказания доврачебной помощи.
Проект «Я - призывник» позволил выявить, насколько допризывная молодежь овладела теми приемами и навыками, знаниями, которые были предложены в вышеперечисленных проектах. Он предусматривает закрепление полученных навыков в ходе проведения соревнований по различным направлениям безопасности жизнедеятельности: военной, пожарной безопасности, безопасности на дорогах города. Для этого был организован и уже проведен единый день безопасности в городе «Когда молчат сирены». В рамках проекта был проведён День безопасности, состоялся конкурс строевой подготовки, прошли соревнования на пожарно-прикладной полосе, по фигурному вождению велосипеда, сборке-разборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки, метанию гранаты, работе в противогазе.
Успешной реализации проектов способствовали следующие факторы:
1. В реализации проектов приняли участие социальные партнёры: сотрудники военкомата, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, Государственного учреждения «1отдел федеральной пожарной службы по Республике Хакасия», Южно-Сибирский поисково-спасательный отряд, руководители профильных отрядов: военно - патриотические объединения, дружины юных пожарных, отряды «Спасателей», с которыми были проведены предварительные совещания по реализации проектов. Из их числа выбирались судьи и члены жюри, их присутствие придало значимость проводимым мероприятиям, обеспечило методическую и профессиональную поддержку в формирования приемов и навыков подготовки к военной службе и обеспечении безопасности жизнедеятельности. Сотрудники участвовали в обучении подростков навыкам выживания в экстремальных ситуациях, навыкам прохождения военной службы, навыкам оказания первой доврачебной помощи. Партнёры предоставили грамоты, дипломы, поощрительные призы для награждения победителей, что явилось стимулом к дальнейшей деятельности.
2. Использование специализированной военной, спасательной, пожарной техники, оборудования, спецодежды наглядно приблизило участников к реальной обстановке.
3. Важным моментом оказалось привлечение городских средств массовой информации к освещению проектной деятельности. Участники увидели себя на экранах телевизоров, прочли статьи в газетах, что, несомненно, повысило их самооценку и смотивировало на дальнейшее участие в проектах.
4. Мероприятия по проектам проводились вне помещения (на стадионе Центра детского творчества, уличных площадках, прилегающих к Центру детского творчества, в тире ближайшей школы), что создавало удобство для таких масштабных действий.
5. К участию в реализации проекта привлекались ветераны Великой Отечественной войны, младшие школьники, которые помогли оформить выставку рисунков, пожарной техники и оборудования, это обеспечило преемственность поколений.
Все проекты были предназначены не только для детей, но и для педагогов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей профильных отрядов. В ходе реализации проектов для них были проведены семинары, выпущены сборники, разработаны методические рекомендации по безопасности жизнедеятельности и работе с допризывной молодежью.
В результате в проектах приняли участие 23 военно-патриотических объединения школ города, 19 дружин юных пожарных, 23 отряда юных инспекторов дорожного движения, 8 отрядов юных помощников милиции, 1отряд спасателей общей численностью 3560 старших школьников и 1500 ребят среднего и старшего возраста. Проекты получили массу положительных отзывов, как со стороны участников, так и со стороны социума. Проходящие мимо горожане подолгу задерживались у соревнующихся команд. Много посетителей было и на выставке техники, оборудования. Получились большие городские мероприятия с участием школьников, горожан, партнёров, средств массовой информации.
Итогом реализации проектов стала диагностика контрольно-измерительных и нравственно-духовных параметров допризывной молодёжи:
- выполнены нормативы общефизической и специальной физической подготовки;
- выполнены нормативы разборки и сборки оружия и стрельбы из оружия;
- приобретены навыки выживания в сложных жизненных ситуациях;
- приобретен опыт физической и прикладной подготовки допризывной молодежи к службе в армии.
Нравственно-духовные параметры реализации проектов выражены:
- в популяризации деятельности общественных организаций и объединений по физической и прикладной подготовке допризывной молодежи к службе в армии и государственных структурах, связанных с охраной и соблюдением правопорядка;
- в активизации деятельности общественных объединений и организаций;
- в повышении престижа службы в Вооруженных Силах РФ;
- в приобретении навыков и привычек здорового образа жизни.
Участникам проекта предложено было ответить на несколько вопросов анкеты. На вопрос «Нужна ли нашей стране армия?» 93% подростков отвечают утвердительно до реализации проектов и 97% после реализации.
Диаграмма №1. «Нужна ли нашей стране армия?»
Изменилось отношение подростков к службе в армии. Если в 2009 году хотели служить в армии 63 % подростков, то в 2010 году 72% респондентов не отказывались от службы в армии.
Диаграмма №2. «Хотел бы ты служить в армии?»
Изменилось так же отношение допризывной молодежи к тем, кто служит в армии. Если в 2009 году преобладали ответы неуважительного содержания («глупые», «не поступившие в ВУЗы», «неудачники» и т.д.), то в 2010г не было ни одного неуважительного отзыва о военнослужащих. Увеличился процент ответов: «Настоящие мужчины, патриоты» (42% респондентов), что, несомненно, говорит о росте престижа военной профессии.
Диаграмма №3. «Кто служит в армии?»
Свидетельством повышения престижа службы в армии является участие допризывной молодежи города в мероприятиях военно-патриотической направленности. Так за 2009-2010 учебный год допризывная молодежь участвовала в 24 городских массовых мероприятиях, которые охватили более 5 тысяч подростков. Сборная команда города три года подряд становится призером Спартакиады допризывного возраста Сибирского Федерального округа и России. Командир штаба ВПО «Родина» Молчанов Роман награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации и стал обладателем «Премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ», от 6 апреля 2006г №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». Команда ВПО «Родина» стала Победителем «Всероссийского Слёта поисковых отрядов, военно-патриотических клубов и кадетских корпусов» 2011года, проходящего во Всероссийском Детском Центре «Океан».
В перспективе разрабатывается ещё один проект «Живёт такой парень», который будет включать чествование наиболее отличившихся участников проектов и торжественные проводы юношей в армию.
Основываясь на данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать вывод о том, что:
1. Тема «патриотизма» набирает популярность среди подростков нашего города;
2. Увеличивается количество подростков, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности;
3. Повышается престиж службы в армии в социуме города Абакана и Республики Хакасия;
4. Оценка обучающимися значения военно-патриотического воспитания для успешной подготовки к службе в армии динамична. Больше половины опрошенных подростков считают его высокой и очень высокой.
Таким образом, проектная деятельность является одной из составляющих в системе развития гражданских инициатив и военно-патриотического воспитания ВПО «Родина» г. Абакана, способствует подготовке допризывной молодежи к службе в армии и воспитанию гражданина - патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).
Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....
Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование
Только участвуя в жизни общества можно стать успешным человеком, реализовать себя, добиться признания. Участвуя в реализации социальных проектов ученики получают социальное признание, повышают самооце...
Развитие ключевых компетенций у учащихся через социальное проектирование
Современное образование имеет своей целью формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится гражданской компетентности, подразумевающей социализацию школьников, и...
Социальное проектирование как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания.
О социальном проекте "Память"...
Профориентационная работа школьного библиотекаря через социальное проектирование.
Номинация «Пропаганда профессии педагога». Социальный проект «Учитель вечен на земле.»С самого раннего детства девчонки и мальчишки мечтают и размышляют, кем же они будут, когд...
статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...
Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.
Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся связать и соотнести общие пр...