Программа "Начальная военная подготовка"
рабочая программа по обж (8 класс)

Программ для 7-8 кадетских классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nvp_7-8_kadetskiy_klass.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»

7-8 класс

УЧЕБНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:

   А.Т. Смирнов,  Б.О. Хренников

Основы безопасности  жизнедеятельности. 10 класс:  учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни /  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»,  - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. (Академический школьный учебник).

 А.Т. Смирнов,  Б.О. Хренников

Основы безопасности  жизнедеятельности. 11 класс:  учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни /  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»,  - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. (Академический школьный учебник).

                                                                                                                                                           

                                                                                                

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Учебная программа предмета «Начальная военная подготовка» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания первой медицинской помощи.

Задачами обучения учащихся в области начальной военной подготовки являются:

  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях;
  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил;
  • практико-ориентированное изучение основ военной службы, огневой, тактической, топографической, строевой и медицинской подготовки;

Учебная программа рассчитана на 35 часов и имеет модульную структуру:

  • модуль «Основы обороны государства» - 6 часов;
  • модуль «Основы допризывной подготовки» - 15 часов;
  • модуль «Оказание первой медицинской помощи» - 10 часов;
  • интегрированный зачет – 4 часа.

Преподавание курса «Начальной военной подготовки» осуществляется преподавателем – организатором ОБЖ или специалистом, прошедшим соответствующую подготовку в системе дополнительного образования. Изучение курса «Основы начальной военной подготовки» заканчивается итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета.

Учебно-тематический план

(7 - 8 класс)

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теория

Практика

1.

 Модуль «Основы обороны государства»

6

-

1.1.

Вооруженные Силы Российской Федерации.

1

-

1.2.

Современная военная доктрина

1

-

1.3.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Строевой устав.

1

-

1.4.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Устав гарнизонной и караульной служб.

1

-

1.5.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Устав внутренней службы.

1

-

1.6.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Дисциплинарный  устав.

1

-

2.

  1. Модуль «Основы допризывной подготовки»

4

11

2.1.

  1. Тактическая подготовка.

1

3

2.2.

  1. Топографическая подготовка.

1

3

2.3.

  1. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

2

4

3.

  1. Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

1

10

3.1.

Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

1

2

3.2.

  1. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

-

2

3.3.

  1. Первая медицинская помощь при травмах.

-

1

3.4.

  1. Первая медицинская помощь при ранениях.

-

1

3.5.

  1. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

-

1

3.6.

  1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

-

1

3.7.

  1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.

-

1

3.8.

  1. Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

-

1

4.

  1. Дифференцированный зачет

2

-

Всего:

34

Содержание программы

1. Основы обороны государства.

1.1. Вооруженные Силы Российской Федерации.

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск. Их история и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Руководство и управление Вооруженными Силами.

1.2. Современная военная доктрина России.

Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России. Военная организация государства. Основные принципы и приоритеты военной организации государства. Основы применения Вооруженных сил Российской Федерации. Международное военное (военно-политическое, военно-техническое и др.) сотрудничество России.

1.3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

              Предназначение и основные положения строевого устава.

1.4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

              Предназначение и основные положения  устава гарнизонной и караульной служб.

1.5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения  устава внутренней службы.

1.6. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения дисциплинарного устава.

2. Основы допризывной подготовки.

2.1. Тактическая подготовка.

Понятие о тактической подготовке. Действия и обязанности солдата в бою. Передвижение и выбор места для стрельбы. Преодоление препятствий, инженерных заграждений и зараженных участков. Отработка выполнения команд и основных действий, выполняемых солдатом в бою.

2.2. Топографическая подготовка.

Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.

2.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.). Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ). Приборы радиационной, химической и биологической разведки и контроля.

3. Оказание первой медицинской помощи.

3.1.  Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок и правила их наложения. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений, иммобилизации и транспортировки пострадавшего.

3.2. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

Отработка порядка и способов оказания первой медицинской помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

3.3. Первая медицинская помощь при травмах.

Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых). Отработка способов и приемов иммобилизации и переноски пострадавших.

3.4. Первая медицинская помощь при ранениях.

Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал и правила его использования. Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, живот, верхние и нижние конечности.

3.3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Капиллярные, венозные и артериальные кровотечения. Отработка наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки при венозных и артериальных кровотечениях. Отработка наложения стерильных повязок при капиллярных кровотечениях.

3.1. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

Отработка порядка и способов оказания первой медицинской помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

3.2. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.

Понятие об острой сердечной недостаточности и инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания.

Отработка приемов проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

3.3. Первая медицинская помощь при использовании оружия массового поражения.

Отработка способов оказания неотложной (экстренной) медицинской помощи при авариях на химических производствах, использовании оружия массового поражения или террористических атаках: применение средств индивидуальной защиты (фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, тканевых масок и ватно-марлевых повязок).

4. Дифференцированный зачёт.

Примерные вопросы

для итоговой аттестации

1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением Российского государства.

2. Дисциплинарная ответственность командира за правонарушения совершенные подчиненными.

  1. Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.
  2. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
  3. Действия личного состава по команде «К бою».
  4. Применение оружия военнослужащими для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
  5. Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск.
  6. Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России.
  7. Основные термины и понятия строевой подготовки.
  8. Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего.
  9. Первая медицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и транспортировки пострадавшего.
  10. Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок.
  11. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений.
  12. Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам.
  13. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.
  14. Порядок и способы оказание первой медицинской помощи в случае ранения мягких тканей головы.
  15. Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
  16. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ранении в живот.
  17. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при отморожении.
  18. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе.
  19. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.
  20. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при переломах.
  21. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при капиллярных и венозных кровотечениях.
  22. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при артериальных кровотечениях.
  23. Порядок оказания экстренной медицинской помощи при авариях на химических производствах или использовании оружия массового поражения.
  24. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах.
  25. Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.)
  26. Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ).

Примерные контрольные тесты

по теме «Первая медицинская помощь»

ВАРИАНТ 1

1. Дополните фразу: «_____ - является местное повреждение целостности тканей организма в результате механических, физических или химических воздействий».

2. Закончите фразу: «Раны сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функций поврежденного организма и могут осложняться _____».

3. Дополните фразу: «_____ рана возникает под воздействием тупого ранящего орудия большой массы или обладающего большой скоростью».

4. Дополните фразу: «Транспортная _____ осуществляется посредством специальных шин или шин, изготовленных из подручных материалов».

5. Дополните фразу: «Перед рефлекторным вызыванием рвоты рекомендуется выпить несколько стаканов _____, или 0,25 – 0,5-процентного раствора питьевой соды, или 0,5-процентного раствора _____».

6. Дополните фразу: «Целью оказания первой медицинской помощи при отморожении является по возможности быстрое и полноценное восстановление _____ в пораженных тканях, для этого, прежде всего, необходимо их _____».

7. Дополните фразу: «Если одежда и обувь _____, а кожа _____, то электрическое сопротивление снижается, и опасность поражения током резко возрастает».

8. Дополните фразу: «Конец бинта разрывают продольно и завязывают узлом на стороне, _____ повреждению».

9. Установите соответствие между видами антисептики и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) Механическая антисептика.

А) Уничтожение микробов и повышение иммунологической защиты организма; применяются антибиотики, ферменты или сыворотки.

2) Химическая антисептика.

Б) Использование физических факторов для уничтожения микробов; применяется гипертонический раствор или бактерицидная лампа.

3) Физическая антисептика.

В) Первичная обработка раны, удаление инородных тел.

4) Биологическая антисептика.

Г) осуществляется с помощью дезинфицирующих средств и химиотерапевтических средств, синтетических сульфаниламидных препаратов.

10. Установите очередность действий по наложению жгута:

А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30 – 40 см ближе к середине;

Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и фиксируют крючок в цепочке;

В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной шины или подручных средств;

Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и времени (часы, минуты) его наложения;

Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;

Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или мягкой ткани;

Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20 – 30 см.

ВАРИАНТ 2

1. Дополните фразу: «_____ - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающегося нарушением целостности кожи и слизистых оболочек».

2. Закончите фразу: «Ушибленные раны обычно сильно _____».

3. Дополните фразу: «При _____ ранах наблюдается отслойка кожи и клетчатки с отделением их от подлежащих тканей».

4. Дополните фразу: «Недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в _____ и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход».

5. Дополните фразу: «Обезвреживание яда в организме осуществляется веществами, которые входят в химическое соединение с ядами, переводя их в _____ состояние».

6. Дополните фразу: «Тепловой удар – это болезненное состояние, вызванное _____ тела».

7. Дополните фразу: «Перевязку следует начинать с наиболее _____, места, постепенно переходя к более _____».

8. Дополните фразу: «Чрезмерное затягивание жгута может вызвать _____ мягких тканей (мышц, нервов, сосудов) и стать причиной развития параличей конечностей».

9. Установите соответствие между стадией отравления (интоксикации)  и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) Стадия 1.

А) Стадия характеризуется отсутствием всех рефлексов, наблюдаются признаки нарушения жизненно важных функций организма; на первый план выступают нарушения дыхания.

2) Стадия 2.

Б) Стадия характеризуется сонливостью, апатией, снижением реакции на внешние раздражители.

3) Стадия 3.

В) Стадия характеризуется потерей сознания, затрудненным глотанием, ослаблением кашлевого рефлекса, повышением температуры до 39 – 400С.

4) Стадия 4.

Г) Стадия характеризуется постепенным восстановлением сознания; в первые сутки после пробуждения могут наблюдаться плаксивость, умеренное психомоторное возбуждение, нарушение сна.

10. Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:

А) на втором циркулярном туре, дойдя до одной держалки, оборачивают бинт вокруг нее и поворачивают косо вверх на лобную кость;

Б) ленту широкого бинта (держалку) серединой укладывают на теменную область;

В) бинт направляется к другой держалке, закрывая при этом лоб и часть теменной области;

Г) конец бинта крепят к одной из держалок;

Д) начинают наложение повязки с циркулярного тура вокруг головы поверх держалок;

Е) концы бинта опускаются вертикально вниз, впереди ушных раковин;

Ж) держалки связывают под подбородком;

З) на противоположной стороне бинт также оборачивают вокруг держалки и направляют на затылочную область, закрывая часть затылка и темени.

ВАРИАНТ 3

1. Дополните фразу: «Колотая рана характеризуется небольшой зоной повреждения тканей и в очень редких случаях может стать источником _____ или _____».

2. Закончите фразу: «Обработку укушенных ран производят стерильным жидким мылом, которое убивает вирус _____».

3. Дополните фразу: «Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение _____ в ране или организме в целом».

4. Дополните фразу: «Отравление рассматривается как химическая _____, развивающаяся вследствие попадания в организм чужеродного вещества в токсической (отравляющей) дозе».

5. Дополните фразу: «Отравление медикаментами зачастую происходит при _____, когда человек принимает лекарственные препараты без назначения врача».

6. Дополните фразу: «Солнечный удар – состояние организма, которое наступает из-за сильного _____ головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые поверхностные сосуды расширяются, и происходит прилив _____».

7. Дополните фразу: «Особенность обширных ожогов состоит в том, что при них в патологический процесс почти всегда вовлекаются все органы и системы организма, возникают расстройства функций дыхания, кровообращения, выделения, появляются резкие _____, что зачастую обуславливает развитие ожогового _____».

8. Дополните фразу: «Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью _____ вследствие снижения _____ функции сердца».

9. Установите соответствие между степенью отморожения и ее основной характеристикой (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) 1-я степень.

А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пораженного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на стопе или запястье ослабевает или вовсе исчезает.

2) 2-я степень.

Б) Степень, когда поражается базальный слой эпидермиса с образованием пузырей.

3) 3-я степень.

В) Степень сопровождается омертвением не только мягких тканей, развивается также омертвение кости.

4) 4-я степень.

Г) Степень характеризуется поражением поверхностного слоя кожи.

10. Установите очередность действий при наложении повязки «перчатка»:

А) начинают наложение повязки с фиксирующих циркулярных туров вокруг лучезапястной области;

Б) сделав оборот вокруг запястья, переходят по тыльной поверхности на четвертый палец;

В) спиральными турами закрывают его и возвращаются по тылу кисти к запястью;

Г) бинт направляют по тыльной поверхности к ногтевой фаланге пятого пальца левой руки (на правой руке бинтование начинают со второго пальца);

Д) забинтовывают четвертый палец, а затем поочередно, в той же последовательности бинтуют третий и второй пальцы;

Е) заканчивают наложение повязки циркулярными турами вокруг лучезапястной области.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

В-1

В-2

В-3

1

Травмой

Раны

Сепсиса, газовой гангрены

2

Инфекцией

Загрязнены

Бешенства

3

Ушибленная

Скальпированных

Микробов

4

Иммобилизация

Открытый

Травма

5

Воды, марганцовки

Нейтральное

Самолечении

6

Кровообращения, согревание

Перегреванием

Перегрева, крови

7

Мокрые, влажная

Узкого, широкому

Боли, шока

8

Противоположной

Размозжение

Кровообращения, насосной

9

1в, 2г, 3б, 4а

1б, 2в, 3а, 4г

1г, 2б, 3а, 4в

10

е, ж, а, д, б, г, в

б, е, д, а, в, з, г, ж

а, г, в, б, д, е

Учебно-методическое и техническое обеспечение

  1. Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.
  2. Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.
  3. Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.
  4. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
  5. Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.
  6. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.
  7. Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.
  8. Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.
  9. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.
  10. Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С. 25 – 29.
  11. Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980
  12. П.А.Гусак, А.М. Рогачев. Начальная военная подготовка. Справочное пособие .М: «Просвещение»,1987
  13. С.В.Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М: Яуза, Эксмо, 2006.

   • Стенды и плакаты по тематике курса;

   • компьютерные слайдовые презентации;

   • презентации и фильмы на CD-дисках;

   • наглядные пособия, макеты и оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная военная подготовка

Рабочая прграмма по начальной военной подготовке в классе оборонно-спортивной подготовки....

Начальная военная подготовка

Методический материал (презентация) в помощь учителю для проведения теоретических уроков по НВТ в 10 классе...

Конспект занятия по военной подготовке для юнармейских команд " Разборка-сборка автомата Калашникова"

Цель: Рассмотреть назначение и боевые свойства АК, сформировать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации, повысить познавательную активность юнармейцев при изучении военного де...

Основы военной подготовки на уроках ОБЖ в школе

Патриотическое воспитание школьников всеми имеющимися средствами одна из основных задач учителя. Физическая и эстетическое развитие, подготовка к защите Отечества - главное на уроках и во внеурочной д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»

Учебная программа предмета «Основы начальной военной подготовки» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания пе...

Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова

Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова...

Программа по военно-патриотическому обучению и воспитанию допризывной и призывной молодежи по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки».

Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки молодежи допризывного и ...