План проведения открытого урока по ОБЖ на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
план-конспект урока по обж (8 класс)

Евгений Бурма

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ в 8 классе на тему "Оказание помощи терпящим бедствие на воде"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Требования предъявляемые к безопасному месту для купания: Наличие удобных и безопасных подходов к воде; вода в водоеме должна быть чистой и прозрачной; Безопасный рельеф дна (отсутствие ям, коряг, зарослей водных растений, острых и крупных камней и пр.); Граница зоны купания должна быть обозначена опознавательными знаками. На пляже должно быть предусмотрено помещение медицинского пункта и спасательной станции с наблюдательной вышкой. В зону купания не должны допускаться транспортные средства (лодки, катера, суда), за исключением средств спасательной службы.

Слайд 3

Техника безопасности при купании в открытых водоемах в воду нужно входить осторожно, медленно; не отплывать далеко от берега, не заплывать за предупредительные знаки, за буйки и ограждения; продолжительность купания не должна превышать 15-20 минут. Длительное пребывание в воде может привести к сильному переохлаждению тела и опасным для жизни судорогам; не нырять в неизвестном месте: это может привести к травмам и другим нежелательным последствиям; не следует купаться в ночное время, так как видимость возможной опасности сводится к нулю; не плавать в одиночестве, особенно, если не уверены в своих силах; не следует купаться раньше, чем через час — полтора после приема пищи. не подплывать к движущимся лодкам, судам, катерам, катамаранам; не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и др. сооружений, не приспособленных для этих целей; не плавать на сооружениях, не предназначенных для купания; при появлении усталости спокойно плывите к берегу; при появлении судорог, не теряйтесь, старайтесь удержаться на воде и зовите на помощь.

Слайд 5

Тема учебно-тренировчного похода: «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» Цель похода: «Изучить основные способы оказания помощи терпящим бедствие на воде»

Слайд 6

Чрезвычайная ситуация №1. Один из купающихся выплыл за боковую линию маркировки и неожиданно для себя оказался на глубине, от страха начал тонуть и звать на помощь. Как вы будете оказывать ему помощь?

Слайд 7

Алгоритм действий. Привлечь внимание утопающего, постараться его успокоить. Бросить ему спасательное средство. Спасательное средство бросается не рядом с пострадавшим на расстоянии вытянутой руки. Подтащить пострадавшего ближе к берегу и далее вынести его из воды на руках. На берегу пострадавшего насухо вытереть, одеть в сухую одежду и по возможности напоить горячим чаем Вызвать скорую помощь. Постоянно контролировать состояние, и быть готовым к проведению СЛР (сердечно легочная реанимация). Доставить пострадавшего к месту приезда скорой помощи.

Слайд 8

Чрезвычайная ситуация №2. Несколько друзей играя в догонялки заплыли далеко за маркировку. Одному из них свело ногу судорогой. За время пока к нему плыла помощь он наглотался воды и потерял сознание. Как вы будете оказывать помощь в этой ситуации?

Слайд 9

Алгоритм действий. отбуксировать пострадавшего на берег. Вызвать скорую помощь. Приступить к проведению СЛР Вытереть пострадавшего насухо, одеть в сухую одежду, напоить горячим сладким чаем. Постоянно контролировать сознание. Доставить пострадавшего к месту приезда скорой помощи.

Слайд 10

Способы буксировки утопающего. Букировка за голову . Спасатель, вытянув руки, берет голову тонущего так, чтобы большие пальцы рук лежали на щеках, а мизинцы под нижней челюстью пострадавшего и приподнимает его лицо над поверхностью воды. Плывя на спине и работая ногами, спасатель транспортирует тонущего к катеру, шлюпке или к берегу. Буксировка с захватом подмышки . Спасатель крепко подхватывает тонущего подмышки, и буксирует его с помощью ног. Буксировка с захватом под руку . Приблизившись к тонущему сзади, спасатель быстро просовывает свою левую (правую) руку под соответствующую руку тонущего. Затем берет его левую (правую) руку выше локтевого сустава, прижимает спасаемого спиной к себе и буксирует на боку в безопасное место. Плавание на боку, когда свободна одна рука и ноги, дает возможность спасателю ориентироваться, выбирать направление при транспортировке спасаемого и буксировать его на большие расстояния. Буксировка с захватом выше локтей . Спасатель обхватывает обе руки тонущего за локти, оттягивает их назад, затем просовывает свою левую (правую) руку спереди под мышку и проводит ее за спину тонущего. За тем левой (правой) рукой захватывает правую (левую) руку тонущего выше локтя и сильно прижимает тонущего к себе спиной. Захват можно производить и правой рукой, если спасатель плывет на левом боку. Буксировка с захватом за волосы или воротник. Спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды тонущего, плывет на боку, работая свободной рукой и ногами. Буксировать тонущего надо выпрямленной рукой, поддерживая его голову над поверхностью воды так чтобы вода не попала в дыхательные пути спасаемого. Выносить из воды пострадавшего удобнее с упором на плечи или на бедра. Достигнув берега, катера или шлюпки, спасатель немедленно приступает к оказанию первой помощи.

Слайд 11

Алгоритм проведения сердечно легочной реанимации. Вызови Скорую помощь или попроси кого- нибудь вызвать. Уложи пострадавшего на твердую поверхность. Освободи грудную клетку от одежды, расстегни ремень или корсет. Осуществи 30 компрессий Освободи полость рта от инородных тел Осуществи 2 вдоха Начни цикл заново Через 5 циклов остановись и проверь наличие дыхания в течении 5 секунд Продолжай СЛР пока не приедет скорая или не появится дыхание .

Слайд 12

Чрезвычайная ситуация №3. Ваш товарищ прыгнул в воду с пня возвышающегося над поверхностью воды, вынырнув он сказал что под водой об что то ударился и пожаловался на резкую боль в бедре, выведя его на берег вы обнаружили торчащую из бедра обломанную палку. Крови нет. Окажите ему первую помощь. 09.12.2019

Слайд 13

Алгоритм действий Доставить пострадавшего на берег. Не вынимая палки обложить ее тампонами и забинтовать ногу, зафиксировав палку. Иммобилизировать конечность. Приложить к месту ранения холод. Вызвать скорую помощь. Не теряя времени транспортировать пострадавшего к месту прибытия скорой помощи. На протяжении всего времени разговаривать с пострадавшим, контролируя его сознание. 09.12.2019

Слайд 14

Несколько друзей играя в догонялки заплыли далеко за маркировку. Одному из них свело ногу судорогой. За время пока к нему плыла помощь он наглотался воды и потерял сознание. Как вы будете оказывать помощь в этой ситуации? отбуксировать пострадавшего на берег. Вызвать скорую помощь. Приступить к проведению СЛР Вытереть пострадавшего насухо, одеть в сухую одежду, напоить горячим сладким чаем. Постоянно контролировать сознание. Уложить пострадавшего спать в прохладном и тихом месте. 09.12.2019

Слайд 15

Один из купающихся выплыл за боковую линию маркировки и неожиданно для себя оказался на глубине, от страха начал тонуть и звать на помощь. Привлечь внимание утопающего, постараться его успокоить. Бросить ему спасательное средство. Спасательное средство бросается не рядом с пострадавшим на расстоянии вытянутой руки. Подтащить пострадавшего ближе к берегу и далее вынести его из воды на руках. На берегу пострадавшего насухо вытереть, одеть в сухую одежду и по возможности напоить горячим чаем Вызвать скорую помощь. Постоянно контролировать состояние, и быть готовым к проведению СЛР (сердечно легочная реанимация). Доставить пострадавшего к месту приезда скорой помощи. 09.12.2019

Слайд 16

Достигнута ли цель поставленная в начале урока? Что нового вы сегодня узнали и чему научились? Какие трудности возникли? Что Вам понравилось? 09.12.2019

Слайд 17

Нужно вставить красивые слова!!! 09.12.2019

Слайд 18

Спасибо за урок! До новых встреч! 09.12.2019



Предварительный просмотр:

План проведения открытого урока по ОБЖ

на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Цели:

Обучающие:

  1. Ознакомление с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.
  2. Применение теоретических знаний в практической деятельности.
  3. Контроль и самоконтроль изучения алгоритмов действий.

Воспитывающие: 

  1. Воспитание общей культуры личности;
  2. Воспитание чувства уверенности в своих силах;
  3. Воспитания чувства сострадания.

Развивающая:

  1. Формирование навыков оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Организация системно-деятельностного подхода:

По типу это  урок развивающего контроля, где деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции; образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

В ходе урока мною применяется принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

предъявление контролируемого варианта;

наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

В течении урока прослеживаются следующие формы взаимодействия в ходе учебной деятельности: «учитель-ученик», работа в паре – «ученик-ученик» Групповая работа

План урока

  1. Повторение пройденного материала, формулировка темы урока.
  2. Использование спасательных средств.
  3. Способы буксировки пострадавшего. Проведение СЛР.
  4. Оказание первой помощи.
  5. Закрепление пройденного материала.
  6. Подведение итогов урока
  7. Домашнее задание.
  8. Оценивание.

ХОД УРОКА:

Организационный момент. 2 минуты.

Построение учащихся сразу при входе  в спортивный зал.

Здравствуйте ребята, меня зовут Евгений Андреевич. Сегодня у нас с Вами не обычный урок, сегодня мы отправимся в поход! Вы готовы к приключениям и преодолению трудностей? Перед  проведением любого, даже самого простого похода обязательно должен быть проведен инструктаж по технике безопасности!

  • Во время движения идти строго в установленном руководителем порядке, ни кого не обгонять и не отставать самому, ни толкаться, если нужно сделать привал, то незамедлительно сообщить об этом руководителю.
  • Все действия совершать только с разрешения руководителя.
  • Не выходить за границы обозначенными руководителем, как во время движения, так и во время стоянки.
  • Команды руководителя похода выполняются незамедлительно и беспрекословно.

Помните, от соблюдения этих простых требований зависит ваша безопасность. Все запомнили правила поведения во время похода?

Тогда слушай мою команду: « На лево ! за мной шагом марш!» (выдвигаемся на место проведения урока под песню у «похода есть начало»).

Мы с Вами добрались до лагеря который я заранее оборудовал, присаживайтесь. Как вы думаете на берегу какой реки мы с вами сейчас находимся? Совершенно верно, мы находимся на берегу реки Волга, которая является самой протяженной в Европе ее длина составляет 3530 км. , и одной из самых красивых, ее величие воспевали такие поэты как Некрасов , Пушкин, Маршак и многие другие.

2 часть. Повторение пройденного ранее материала. 3 минуты.

Мы с вами  вдоволь налюбовались красотами, и теперь пришло время выбрать безопасное место для купания. Давайте вспомним требования, которыми мы должны руководствоваться при выборе места для купания?

На экране появляется второй слайд. Учитель комментирует каждый пункт.

Требования предъявляемые к безопасному месту для купания.

  • наличие удобных и безопасных подходов к воде;
  • вода в водоеме должна быть чистой и прозрачной;
  • безопасный рельеф дна (отсутствие ям, коряг, зарослей водных растений, острых и крупных камней и пр.);
  • граница зоны купания должна быть обозначена опознавательными знаками.
  • на пляже должно быть предусмотрено помещение медицинского пункта и спасательной станции с наблюдательной вышкой.
  • в зону купания не должны допускаться транспортные средства (лодки, катера, суда), за исключением средств спасательной службы.

А как вы думаете, кто должен проверить соответствие выбранного места нашим требованиям?  (руководитель похода, родители, специальная служба, взрослые).

Как вы думаете выбор правильного места для купания гарантирует нам безопасность, или необходимо еще что-то для того что бы избежать ЧС?

Совершенно верно! Необходимо соблюдение требований техники безопасности! Давайте их вспомним.

  • в воду нужно входить осторожно, медленно;        
  • не отплывать далеко от берега, не заплывать за предупредительные знаки, за буйки и ограждения;
  • продолжительность купания не должна превышать 15-20 минут. Длительное пребывание в воде может привести к сильному переохлаждению тела и опасным для жизни судорогам;
  • не нырять в неизвестном месте: это может привести к травмам и другим нежелательным последствиям;
  • не следует купаться в ночное время, так как видимость возможной опасности сводится к нулю;
  • не плавать в одиночестве, особенно, если не уверены в своих силах;
  • не следует купаться раньше, чем через час — полтора после приема пищи.
  • не подплывать к движущимся лодкам, судам, катерам, катамаранам;
  • не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и др. сооружений, не приспособленных для этих целей;
  • не плавать на сооружениях, не предназначенных для купания;
  • при появлении усталости спокойно плывите к берегу;
  • при появлении судорог, не теряйтесь, старайтесь удержаться на воде и зовите на помощь.

И так, мы с Вами вспомнили пройденный ранее материал и совместными усилиями привели наш пляж в соответствие требованиям предъявляемым к местам предназначенным для купания, вспомнили о требованиях техники безопасности.

3 часть. Определение темы урока и постановка цели. 3 минуты.

Давайте обратим внимание на экран и посмотрим несколько фотографий. (идет показ фотографий людей терпящих бедствие на воде и их спасения).

Как вы думаете, какая тема которую мы должны усвоить во время сегодняшнего похода? Совершенно верно! Тема «Оказание помощи терпящим бедствие на воде».

Как вы считаете могут ли пригодиться вам полученные во время похода знания? Сегодняшняя тема актуальна для нас с Вами? Почему?

Какую цель мы можем поставить перед собой? Давайте обобщим сказанное вами и поставим себе цель «Изучить основные способы оказания помощи терпящим бедствие на воде».

4 часть. Изучение нового материала. 17 минут.

Происшествие на воде всегда неожиданно. Оно может случиться во время купания или занятий плаванием в открытом водоёме или бассейне, на рыбалке, сплаве по рекам.

При несчастном случае надо как можно скорее помочь тонущему. Действовать следует оперативно, решительно, без суеты.

Для спасения можно использовать специально выпускаемый для этих целей спасательный инвентарь. (Демонстрация демонстрация инвентаря)

Для того чтобы изучить и попробовать применить на практике способы оказания помощи терпящим, бедствие на воде нам необходимо разделиться на 2 группы по 5 человек. (учитель делит учащихся на 3 группы).

Во время отдыха на воде могут произойти различные чрезвычайные ситуации угрожающие жизни и здоровью человека. Сейчас мы с Вами рассмотрим 2 ситуации и постараемся разработать алгоритм действий по спасению пострадавшего.  Мне понадобится Ваша активная помощь! На экране будет появляться описание ЧС в которой оказался пострадавший, а вы должны будете предложить алгоритм действий по оказанию ему первой помощи. Затем мы сравним предложенный вами алгоритм с рекомендуемым, и вы попробуете применить его на практике.

Ситуация 1.  

        Один из купающихся выплыл за боковую линию маркировки и неожиданно для себя оказался на глубине, от страха начал тонуть и звать на помощь.

        Как вы будете оказывать ему помощь?

Вы все большие молодцы, и все (или почти все) сказанное Вами правильно, но всегда нужно выбирать оптимальный для данной ситуации вариант, не поддаваться панике и не принимать необдуманных действий. Для данной ситуации наиболее правильным будет следующий алгоритм.

  1. Привлечь внимание утопающего, постараться его успокоить.
  2. Бросить ему спасательное средство. Спасательное средство бросается не рядом с пострадавшим на расстоянии вытянутой руки.
  3. Подтащить пострадавшего ближе к берегу и далее вынести его из воды на руках.
  4. На берегу пострадавшего насухо вытереть, одеть в сухую одежду и по возможности напоить горячим чаем.
  5. Вызвать скорую помощь.
  6. Постоянно контролировать состояние, и быть готовым к проведению СЛР.
  7. Доставить пострадавшего к месту приезда скорой помощи.

Ситуация 2. 5 минут.

Несколько друзей играя в догонялки заплыли далеко за маркировку. Одному из них свело ногу судорогой. За время пока к нему плыла помощь он наглотался воды и потерял сознание. Как вы будете оказывать помощь в этой ситуации?  

  1. отбуксировать пострадавшего на берег.
  2. Вызвать скорую помощь.
  3. Приступить к проведению СЛР.
  4. Вытереть пострадавшего насухо, одеть в сухую одежду, напоить горячим сладким чаем. Постоянно контролировать сознание.
  5. Доставить пострадавшего к месту приезда скорой помощи.

Способы Буксировки. Букировка за голову. Спасатель, вытянув руки, берет голову тонущего так, чтобы большие пальцы рук лежали на щеках, а мизинцы под нижней челюстью пострадавшего и приподнимает его лицо над поверхностью воды. Плывя на спине и работая ногами, спасатель транспортирует тонущего к катеру, шлюпке или к берегу.

Буксировка с захватом подмышки. Спасатель крепко подхватывает тонущего подмышки, и буксирует его с помощью ног.

 Буксировка с захватом под руку. Приблизившись к тонущему сзади, спасатель быстро просовывает свою левую (правую) руку под соответствующую руку тонущего. Затем берет его левую (правую) руку выше локтевого сустава, прижимает спасаемого спиной к себе и буксирует на боку в безопасное место. Плавание на боку, когда свободна одна рука и ноги, дает возможность спасателю ориентироваться, выбирать направление при транспортировке спасаемого и буксировать его на большие расстояния.

Буксировка с захватом выше локтей. Спасатель обхватывает обе руки тонущего за локти, оттягивает их назад, затем просовывает свою левую (правую) руку спереди под мышку и проводит ее за спину тонущего. За тем левой (правой) рукой захватывает правую (левую) руку тонущего выше локтя и сильно прижимает тонущего к себе спиной. Захват можно производить и правой рукой, если спасатель плывет на левом боку.

Буксировка с захватом за волосы или воротник. Спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды тонущего, плывет на боку, работая свободной рукой и ногами. Буксировать тонущего надо выпрямленной рукой, поддерживая его голову над поверхностью воды так чтобы вода не попала в дыхательные пути спасаемого.

Выносить из воды пострадавшего удобнее с упором на плечи  или на бедра. Достигнув берега, катера или шлюпки, спасатель немедленно приступает к оказанию первой помощи.

Алгоритм проведения  СЛР

  • Вызови Скорую помощь или попроси кого- нибудь вызвать.
  • Уложи пострадавшего на твердую поверхность.
  • Освободи грудную клетку от одежды, расстегни ремень или корсет.
  • Осуществи 30 компрессий
  • Освободи полость рта от инородных тел
  • Осуществи 2 вдоха
  • Начни цикл заново
  • Через 5 циклов остановись и проверь наличие дыхания в течении 5 секунд
  • Продолжай СЛР пока не приедет скорая или не появится дыхание.

Закрепление пройденного материала (3 минуты)

А теперь, когда мы всех пострадавших спасли, давайте проверим, насколько внимательно вы слушали друг друга! И проведем небольшую проверочную работу.  Внимание на экран! Сейчас на нем будут появляться разобранные нами ЧС и алгоритмы действия в них, но в этих алгоритмах возможно будут допущены ошибки. Ваша задача найти эти ошибки или убедиться в их отсутствии. И поднять руку, не выкрикивая с места. За правильные ответы вы также будете получать жетоны.  

Рефлексия  3 минуты

На этом наш урок подходит к концу давайте, подведем итоги, и от каждой группы выступит по одному представителю, который ответит на вопросы, которые вы видите на экране.

  • Достигнута ли цель поставленная в начале урока?
  • Что нового вы сегодня узнали и чему научились?
  • Какие трудности возникли?
  • Что Вам понравилось?

Спасибо за урок, можете собираться. До свидания!  

Домашнее задание

Домашнее задание, как и сегодняшний урок будут необычными. Вам необходимо написать рассказ в любом жанре, отразив в нем те знания которые вы сегодня получили.

оценивание

Те из Вас кто набрал 5 и более жетонов получают оценку отлично!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» 8 класс

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» является авторской,  содержит методически грамотно спланированные активные и интерактивные действи...

Урок. 8класс. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Систематизировать знания учащихся в облас¬ти безопасного поведения на водоемах в различных жизненных ситуациях. Систематизировать знания обучаемых по безопасному поведению на водоемах во время активно...

Открытый урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Краткое описание ПМП при бедствие на воде!...

Открытый урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.Освобождение от захватов.Способы транспортировки пострадавшего.Домашнее задание.Подведение итогов урока....

Тема: «Оказание помощи терпящим бедствие на воде»

Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде....

§3.3_Уч_8кл_ Оказание помощи терпящим бедствие на воде

По академическому учебнику А.Т. Смирнова и О.Б. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", "Просвещение", 2012...