курсовая работа по экологии (ОБЖ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обж (11 класс)

Ковраков Касым Шаймарданович

курсовая итоговая работа по ОБЖ за 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курсовая по экологии637.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курсовая работа

Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе «Учитель ОБЖ»

Автор:                  Ковраков К.Ш.

Ф.И.О. :                 Ковраков  Касым  Шаймарданович

Должность:          Ст воспитатель

Место работы:     ГБОУ Школа № 1015

Ведение

В данной курсовой работе мы раскроем такую тему как: «Экологические проблемы[1] современности » и постараемся найти пути их решения. Данная тема актуальна: в нашем случае они возникли как причины нерационального отношения человека к природе, ускоренного роста промышленных технологий, индустриализации и роста населения в странах с тяжелым экологическим и финансовым положением.

Люди проявляют себя как высшая геологическая сила по масштабам своих действий и деятельности по отношению к планете. Можно вспомнить многие человеческие эксперименты, которые нанесли ущерб почве Земли, его воздушному пространству[2], загрязнение водных и воздушных ресурсов, что приводит к пошаговому уничтожению и ликвидации многих природных ресурсов.  

Индустриальные перспективы человека направленные на изменение природной среды  стремительно возрастали, достигнув своей прогресса  в эпоху научно-технической революции[3]. На сегодняшний день многие технические планы и мечты прошлого, о преобразовании человеческой жизни были осуществлены, но какой ценой. Показатель роста могущества человеческих знаний и возможностей  ведут к увеличению отрицательных для природы действий, что в конечном итоге может перерасти в летальный исход для всего человечества.

Развитие человеческого общества сопровождалось локальными и региональными экологическими кризисами антропогенного характера. Иными словами, можно сказать, что продвижение  человечества вперед по пути научно-технического прогресса неотступно сопровождали, негативные моменты, резкое обострение которых приводило к экологическим кризисам.

Еще одним  выделяющимся признаком нашего времени является интенсификация[4] и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, оно же сопровождается небывалыми ранее интенсификацией и глобализацией негативных последствий этого воздействия. И если же раньше человечество испытывало локальные и региональные экологические кризисы, которые могли привести к гибели какой-либо цивилизации[5], но не препятствовали дальнейшему прогрессу человеческого рода в целом, то нынешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом. Так как современный человек разрушает механизмы единого функционирования биосферы в планетарном масштабе. Кризисных воздействий, как в проблемном, так и в пространственном смысле с каждым разом увеличивается, и они оказываются тесно связанными между собой, образуя становящуюся все более частой сеть. Именно это происходящее позволяет говорить о наличии глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы.

Цели и задачи работы: Анализ экологических проблем современности, для решения многих вопросов связанных с выявлением недостатков и ущербов нанесенных флоре, изучение причин их возникновения, рассмотрение данных проблем в странах Европы и Азии, пути их решения.    

Объект и предмет работы: Объект данной курсовой работы- современный мир, предметом же является экологические проблемы современности и воздействие человека на них.

Применяемые методы исследования - аналитический метод исследования, проведенный на основе учебных и фондовых изданий, метод сравнительного анализа.

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

 В современном мире экологические проблемы могут возникать не только из-за технического прогресса общества, но и равнодушного отношения к природе, окружающей среде, флоре и фауне. Так же многие человеческие исследования в сфере  физических и химических наук могут привести к неизбежным отрицательным последствиям. Например, авария на Чернобыльской АЭС- данное разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария была одной из крупнейших в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. А так же нельзя не вспомнить Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года, согласно отчёту префектуры Нагасаки, «люди и животные погибли почти мгновенно» на расстоянии до 1 км от эпицентра.

Экологические проблемы могут быть разных видов, и каждый из них имеет свое воздействие как на природу, так на человека.

Демографическая проблема

Воздействие общества на окружающую среду прямо пропорционально численности человечества, уровню его жизни и ослабляется с повышением уровня экологического сознания населения. Все три фактора равнозначны. Вопрос о том, какое количество людей сможет или не сможет выжить на Земле, не имеет смысла, если не принимать во внимание ведение обыденной жизни и уровень человеческого фактора. Проблемы народонаселения изучаются демографией - наукой о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Демография[6] - наука о народонаселении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смертность, миграцию, половозрастную структуру, национальный состав, географическое распределение и их зависимость от исторических, социально-экономических и других факторов. При рассмотрении научных аспектов проблемы населения особенно важно представить себе объём демографических проблем. Демография, как наука включает в себя изучение особенностей взаимодействия биологического и социального в воспроизводстве народонаселения, культурной и этической детерминации демографических процессов, зависимости демографических характеристик от уровня экономического развития. При этом факторе важно так же учитывать вопросы связанные со здравоохранением, рабочими местами, миграцией. Важную основу так же составляет популяция  человеческого рода в более благоприятных условиях проживания, и не принужденных климатических условиях. Обычно один или несколько абиотических (неоптимальная температура, кислотность, соленость, влажность) и (или) биотических (присутствие хищников, паразитов, болезнетворных организмов, нехватка пищи) факторов становятся основными. Сочетание таких условий называется сопротивлением среды. Для любого биологического вида можно сформулировать следующий принцип изменения популяций: нарушение равновесия между ее биологическим потенциалом и сопротивлением окружающей ее среды. Такое равновесие есть динамическое равновесие, т. е. непрерывно регулирующийся, поскольку факторы не остаются подолгу неизменными. Указанные общебиологические закономерности могут быть применены при рассмотрении истории человечества лишь на период до XIX в. С древнейших исторических эпох до начала прошлого века численность мирового народонаселения колебалась около нескольких сотен миллионов человек, то медленно возрастая, то снижаясь. К началу неолита (нового каменного века) население Земли достигало 10 млн. человек, к концу неолита (3 000 лет до н.э.) - 50 млн., а к началу нашей эры - 230 млн. человек. В 1600 г. в мире насчитывалось около 480 млн., из них в Европе 96 млн., т. е. 1/5 часть всего населения Земли. В середине XIX в. - 1 млрд., в 1930 г. - 3 млрд. человек. Ныне на земном шаре проживает около 7 млрд. человек, а к 2060 г. будет 10 млрд. человек. Такой рост населения, естественно, приведет к еще более сильному влиянию человечества на окружающую среду и, видимо, еще больше обострит существующие на сегодня проблемы. Однако по ресурсной модели мировой системы население Земли не должно превышать 7-7,5 млрд. человек.

Энергетическая проблема

Потребление энергии является обязательным условием существования человечества. Наличие доступной для потребления энергии всегда было необходимо для удовлетворения потребностей человека. История цивилизации - история изобретения все новых и новых методов преобразования энергии, освоения ее новых источников и в конечном итоге увеличения энергопотребления. К XV веку средневековый человек, используя рабочий скот, энергию воды и ветра, дрова и небольшое количество угля, уже потреблял приблизительно в 10 раз больше, чем первобытный человек. Особенно заметное увеличение мирового потребления энергии произошло за последние двести лет, прошедшие с начала индустриальной эпохи[7], - оно возросло в 30 раз и достигло в 1998 г. 13,7 гигатонн условного топлива в год. Человек индустриального общества использует в 100 раз больше энергии, чем первобытный человек. В  современных условиях энергетика является одним их важных отраслей промышленности, определяющих прогресс общественного производства. В свой ответ против могу сказать, что энергетика - источник неблагоприятного воздействия на окружающую среду и человека. Она влияет на: атмосферу (потребление кислорода, выбросы газов, влаги и твердых частиц); гидросферу (потребление воды, создание искусственных водохранилищ, сбросы загрязненных и нагретых вод, жидких отходов); на литосферу (потребление ископаемых топлив, изменение ландшафта, выбросы токсичных веществ). Несмотря на все выше перечисленные минусы, рост потребления энергии не вызывал особой тревоги у широкой общественности. Так продолжалось до середины 70-х годов, когда в руках специалистов оказалась информация, свидетельствующая о сильном антропогенном давлении на климатическую систему, что скрывает угрозу глобальной катастрофы при неконтролируемом росте энергопотребления. С тех пор ни одна другая научная проблема не привлекает такого пристального внимания, как проблема настоящих, а в особенности предстоящих изменений климата.

Проблема урбанизации

Процесс урбанизации - одна из проблем современности. Урбанизация - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, и прежде всего в расселении населения, его демографической и социально-профессиональной структуре, образе жизни и культуре[8]. Города существовали еще в глубокой древности: Фивы на территории современного Египта были самым большим городом мира еще в 1300 г. до н. э., Вавилон - в 200 г. до н. э.; Рим - в 100 г. до н. э. Так же урбанизация как общепланетарное явление датируется двадцатью веками позже: он стал порождением индустриализации и капитализма. Еще в 1800 г. в городах проживало лишь около 3% населения мира, в то время как сегодня уже около половины. В процессе урбанизации можно выделить экономический, экологический, социальный и территориальный аспекты (последний выделен достаточно условно, так как он объединяет все предыдущие). На сегодняшний день можно сказать, что процесс урбанизации  ухудшается положением  городской окружающей среды, особенно в развивающихся странах. Там  оно стало угрожающим для здоровья населения и ведения хозяйственной жизни в деревнях и других населенных пунктах.  В городах развивающихся стран переплетаются проявления и последствия ряда кризисов, оказывающих пагубное воздействие на все стороны их жизни. К числу этих кризисов относятся продолжающийся в развивающихся странах демографический взрыв, голод и недоедание значительной части их населения, вызывающее ухудшение качества человеческого потенциала. Особенно неблагополучно состояние окружающей среды в городах в крупнейших центрах с населением свыше 250 тыс. жителей[9]. Именно эти города растут особенно быстро, увеличивая свое население примерно на 10% в год.

Перед вами представлен график урбанизации, где четко можно рассмотреть рост населения в городах и уменьшение его в сельской территории. Все эти действия приводят к ухудшению не только экологии, но и экономики.

http://kommersant.uz/wp-content/uploads/2017/12/urbanizatsiya-grafik-01_02.png

Происходит разрушительное нарушение экологического равновесия в крупнейших и крупных центрах всех регионов и стран третьего мира.

Парниковый эффект

 Термин «парниковый эффект» появился в конце XIX века, а на сегодняшний день получил широкое распространение как одно из самых опасных явлений в природе на нашей планете.[10] Из школьной программы: за счет поглощения парниковыми газами (углекислым, озоном и другими) тепла, поступающего от прогретой поверхности Земли, повышается температура воздуха над Землей. Чем больше в атмосфере этих газов, тем выше парниковый эффект. В дальнейшем это может сыграть не выгодную роль по отношению природным факторам.

https://pptcloud3.ams3.digitaloceanspaces.com/slides/pics/004/872/220/original/Slide12.jpg?1565891704

По некоторым предположениям к 2100 г. климат потеплеет на 2,5-5 °С, что вызовет повышение уровня Мирового океана вследствие таяния полярных шапок Земли, включая ледники Гренландии. Это явная угроза густонаселенным районам континентальных побережий. А так же могут присутствовать и другие ухудшающие природу последствия: расширение площади пустынь, исчезновение вечной мерзлоты, увеличение эрозии почв и т.д[11]. В качестве причины усиления парникового эффекта почти всегда называют рост концентрации парниковых газов в атмосфере. Растет же эта концентрация из-за сжигания огромных количеств органического топлива (нефть, природный газ, уголь, дрова, торф и пр.) промышленностью, транспортом, сельским и домашним хозяйством. Это не единственная причина усиления парникового эффекта. Причина в том, что система живых организмов (биота) успешно выполняет свои задачи, а именно  регулирования концентрации парниковых газов. Например, если в силу каких-либо причин содержание двуокиси углерода СО2 в атмосфере повышается, то активизируется газовый обмен у растений: они больше поглощают СО2, больше выделяют кислорода и этим способствуют возвращению концентрации СО2 к равновесному значению; наоборот, при понижении концентрации этого газа он с меньшей интенсивностью усваивается растениями, что обеспечивает повышение его концентрации[12].

https://rtvi-cache.cdnvideo.ru/rtvi/image/2017/10/30/4d0cb6a4a2533adb8909695989408246.jpeg

Перед вами представлен график концентрации СО2 в атмосфере за 2015 год. Здесь мы можем заметить увеличение выбросов в атмосферу, что приводит к разрушению озонового слоя земли и может привести к неизбежным человеческим и потерям и уничтожению цивилизации.

Биота поддерживает концентрацию парниковых газов на определенном уровне, в очень узких пределах, соответствующих такой величине парникового эффекта, которая обеспечивает оптимальный для биоты климат на Земле. Человек не только весьма существенно увеличил поступление парниковых газов в атмосферу, но и систематически разрушал те естественные экосистемы, которые регулируют концентрацию этих газов, прежде всего - сводил леса.

Глобальное потепление по антропогенным причинам больше не является гипотезой , оно проявило себя как достоверно утвержденный факт. Подготовлена и «почва» для дальнейшего потепления: концентрация парниковых газов не только превышает величину, многие миллионы лет бывшую нормой, но продолжает увеличиваться, поскольку перестройка хозяйства современной цивилизации, более того, всей жизни человечества - дело далеко не быстрое. Разрушение озонового слоя Земная атмосфера состоит, главным образом, из азота (около 78%) и кислорода (около 21%)[13]. Вместе с водой и солнечным светом кислород принадлежит к числу важнейших жизненных факторов. Небольшая часть кислорода находится в атмосфере в виде озона - кислородных молекул, составленных тремя атомами кислорода. Озон сосредоточен преимущественно в атмос

фере на высоте 15-20 километров над земной поверхностью. Одной из главных разрушения озонового слоя является хлор и его водородные соединения. Огромное количество данного вещества (хлора)  попадает в атмосферу, в первую очередь от разложения фреонов. Фреоны - это газы, не вступающие у поверхности планеты ни в какие химические реакции[14]. Фреоны закипают и быстро увеличивают свой объем при комнатной температуре, и потому являются хорошими распылителями. Из-за этой особенности фреоны долгое время использовались в изготовлении аэрозолей. И так как, расширяясь, фреоны охлаждаются, они и сейчас очень широко используются в холодильной промышленности. Когда фреоны поднимаются в верхние слои атмосферы, от них под действием ультрафиолетового излучения отщепляется атом хлора, который начинает одну за другой превращать молекулы озона в кислород. Хлор может находиться в атмосфере до 120 лет, и за это время способен разрушить до 100 тысяч молекул озона. В 80-ых годах мировое сообщество начало принимать меры по сокращению производства фреонов. В сентябре 1987 года 23 ведущими странами мира была подписана конвенция, согласно которой, страны к 1999 году должны были снизить потребление фреонов в два раза. Уже найден практически не уступающий заменитель фреонов в аэрозолях - пропан (бутановая смесь). Она почти не уступает фреонам по параметрам, единственным ее минусом является то, что она огнеопасна. Такие аэрозоли уже достаточно широко используются. Для холодильных установок дела обстоят несколько хуже. Лучшим заменителем фреонов сейчас является аммиак, но данное вещество очень токсичен и все же значительно хуже их по параметрам. Сейчас достигнуты неплохие результаты по поиску новых заменителей, но пока проблема окончательно не решена.

Кислотные осадки

Впервые термин «кислотный дождь» был введен в 1882 году английским учёным Робертом Смитом в книге «Воздух и дождь: начало химической климатологии». Его внимание привлек викторианский смог в Манчестере[15]. И хотя ученые того времени отвергли теорию о существовании кислотных дождей, сегодня уже никто не сомневается, что кислотные дожди являются одной из причин гибели лесов, урожаев и растительности. Кроме того, кислотные дожди разрушают здания и памятники культуры, трубопроводы, приводят в негодность автомобили, понижают плодородие почвы и могут приводить к просачиванию токсичных металлов в водоносные слои почвы[16]. В процессе работы автомобильных двигателей, тепловых электростанций, и прочих заводов и фабрик в воздух в большом количестве выбрасываются оксиды азота и серы. Эти газы вступают в различные химические реакции и в итоге создаются капли кислот, которые и выпадают кислотными дождями или переносятся в виде тумана. Кислотные осадки могут быть не только в виде дождевых капель, но и в виде града или снега. Такие осадки наносят в 5 - 6 раз больше вреда, так как в них более высокая концентрация кислот. В истории упомянут случай об исчезновении в реках и озерах Скандинавии рыб, снег в горах поменял свой окрас на серый цвет, и листва с деревьев раньше времени падала на землю. В недавнем времени те же явления произошло и  в США, Канаде, Западной Европе. В Германии из-за этого пострадало 30% - 50% лесов. И все это происходит вдали от городов и промышленных центров. Со временем стало понятно, что причиной данных неприятностей стали кислотные дожди. Показатель рН[17] меняется в разных водоемах, но в ненарушенной природной среде диапазон этих изменений строго ограничен. Природные воды и почвы обладают буферными возможностями, они способны нейтрализовать определенную часть кислоты и сохранить среду. Однако очевидно, что буферные способности природы имеют свои границы. Находящая на поверхности Земли живые растения и его обитатели так же страдают от кислотных дождей, исход для них является плачевным. Это снижение продуктивность почв, сокращается поступление полезных  веществ, изменение состава почвенных микроорганизмов. Огромный вред наносят кислотные дожди и лесам. В особенности страдают хвойные деревья, потому что хвоя сменяется реже, чем листья, и поэтому накапливает больше вредных веществ за один и тот же период. Так же нельзя и забывать и о нанесении ущерба сельскохозяйственным культурам: повреждаются покровные ткани растений, изменяется обмен веществ в клетках, растения замедляют рост и развитие, уменьшается их сопротивляемость к болезням и паразитам, падает урожайность. Кислотные дожди уничтожают не только  живую природу, но и разрушают исторические памятники культуры и архитектуры. Прочный, твердый мрамор, смесь окислов кальция (СаО и СО2), реагирует с раствором серной кислоты и превращается в гипс (СаSО4). Смена температур, потоки дождя и ветер разрушают этот мягкий материал. Например, исторические памятники культуры Греции и Рима, простояв тысячелетия, в последние годы разрушаются от данных осадков ( Статуя Зевса, Великий Колизей).   В дальнейшем этого ждет и великий архитектурный памятник Индии -  Тадж-Махал, данный шедевр индийской архитектуры периода Великих Моголов.  В Лондоне же это  - Тауэру и Вестминстерскому аббатству. На соборе Св. Павла в Риме слой портлендского известняка разъеден на 2,5 см. В Голландии статуи на соборе Св. Иоанна тают, разрушаются от безысходности. Черными отложениями изъеден королевский дворец на площади Дам в Амстердаме. Более 100 тыс. ценнейших витражей, украшающих соборы в Шатре,  Контербери, Кёльне, Эрфурте, Праге, Берне, в других городах Европы могут быть полностью утрачены в ближайшие 15- 20 лет.  Так же огромный вред кислотные дожди приносят питьевой воде, из-за малого количества чистой воды умирают жители стран с неразвивающееся экономикой и возможностями на дальнейшее развитие. Причиной того является потребление загрязненной токсичными отходами металлами - ртутью, свинцом, кадмием. Ради спасения человеческой и природной жизни необходимо снизить выбросы в атмосферу окислов серы и азота, но в первую очередь сернистого газа, так как именно серная кислота и ее соли на 70-80% обусловливают кислотность дождей, выпадающих на больших расстояниях от места промышленного выброса.

Деградация земель и их опустынивание

Опустынивание - это деградация земель в аридных, полуаридных (семиаридных) и засушливых (субгумидных) областях земного шара, вызванная как деятельностью человека (антропогенными причинами), так и природными факторами и процессами[18]. Термин «климатическое опустынивание» был предложен в 1940-х годах французским исследователем Обервилем. Понятие «земля» в данном случае означает биопродуктивную систему, состоящую из почвы, воды, растительности, прочей биомассы, а также экологические и гидрологические процессы внутри системы. Деградация земель - снижение или потеря биологической и экономической продуктивности пахотных земель или пастбищ в результате землепользования. Обуславливается иссушением земли, увяданием растительности, снижением связанности почвы, в результате чего становится возможной быстрая ветровая эрозия и образование пылевых бурь. Опустынивание относится к трудно-компенсируемым последствиям климатических изменений, так как на восстановление одного условного сантиметра плодородного почвенного покрова уходит в аридной зоне в среднем от 70 до 150 лет[19].  Деградацию земель вызывают многочисленные факторы, включая экстремальные погодные явления, особенно засухи, и деятельность человека, приводящая к загрязнению или деградации качества почв и пригодности земли, что негативно сказывается на производстве пищевых продуктов, средствах к существованию, производстве и предоставлении других продуктов и услуг экосистем. Деградация земель в нынешнее время ускорилась из-за возрастающего давления со стороны производства сельскохозяйственных культур и домашнего скота (чрезмерного возделывания, чрезмерного выпаса, конверсии лесов), урбанизации, вырубки лесов и экстремальных погодных явлений, таких как засухи и засоление прибрежных земель, заливаемых волнами. Опустынивание является формой деградации земель, в процессе которой плодородные земли превращаются в пустыни. Эти процессы истощают обрабатываемые земли и пастбища, необходимые для производства пищевых продуктов, воды и качественного воздуха. Деградация земель так же негативно отражается на человеческом здоровье.  По мере деградации земель и расширения пустынь во многих районах уменьшается производство пищевых продуктов, высыхают источники воды и люди вынуждены перебираться в более благоприятные районы. Это одна из самых значимых глобальных проблем человечества. Самой важной причиной  разрушения плодородного слоя является почвенная эрозия[20]. Происходит она главным образом из-за так называемого «агропромышленного» земледелия: почвы распахиваются на больших площадях, а затем плодородный слой выдувается ветром или смывается водой. Вследствие этого к настоящему времени произошла частичная потеря плодородия почвы на площади 152 млн. га, или 2/3 общей площади пахотной земли.  Установлено, что 20-сантиметровый слой почвы на пологих склонах разрушается эрозией под культурой хлопка за 21 год, под культурой кукурузы - за 50 лет, под луговыми травами - за 25 тыс. лет, под пологом леса - за 170 тыс. лет. Например, в США  около 44 % обрабатываемых земель подвержено эрозии. В России исчезли уникальные богатые черноземы с содержанием гумуса 14-16 %, которые называли «цитаделью русского земледелия», а площади самых плодородных земель с содержанием гумуса 10-13 % сократились почти в 5 раз[21]. Засушливые регионы занимают 41 процент земной суши. На этой территории проживает более 2 млрд. человек (информация 2000 года). 90 процентов населения - жители развивающихся стран, отличающихся низкими показателями развития. А так же нельзя не упомянуть и детскую смертность в странах, занимающих засушливые территории, выше, а валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения ниже, чем в остальном мире. Из-за тяжелого  доступа к воде, рынку сельскохозяйственной продукции, малого числа природных ресурсов в засушливых регионах распространена нищета. Почвенная эрозия в основном возникает в странах с самой большой населенностью. Реки Хуанхэ и Янцзы  в Китае ежегодно сносят  в Мировой океан около 2 млрд. т почвы. Почвенная эрозия не только уменьшает плодородие и снижает урожайность. В результате эрозии гораздо быстрее, чем обычно предусматривается в проектах, заиливаются искусственно сооружаемые водные резервуары, снижается возможность орошения и получения электроэнергии от гидроэлектростанций[22]. Последствия опустынивания в экологическом и экономическом отношении очень существенные и почти всегда носят губительный характер. Уменьшается производительность сельского хозяйства, сокращаются разнообразие видов и количество животных, что особенно в бедных странах приводит к ещё большей зависимости от природных ресурсов. Опустынивание ограничивает доступность элементарных услуг экосистемы и угрожает безопасности людей. Оно является важной помехой развитию, из-за чего Организация Объединённых Наций в 1995 году установила Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, затем провозгласила 2006 год международным годом пустынь и опустынивания, а в дальнейшем обозначила период с января 2010 года по декабрь 2020 года Десятилетием ООН, посвящённым пустыням и борьбе с опустыниванием[23].

Загрязнение мирового океана и дефицит пресной воды

В современном мире, по моему мнению, загрязнение водных ресурсов одно из наиболее важных и трудно решаемых вопросов в экологии.   Загрязнение вод - попадание различных загрязнителей в реки, озера, подземных вод, морей, океанов. Происходит при прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду в отсутствие адекватных мер по очистке и удалению вредных веществ. В большинстве случаев загрязнение вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько природных загрязнителей. Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций. Паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам. Можно заметить, что загрязнение и выбросы человеческих факторов намного больше и губительнее нежели чем сами естественные производства природы. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с губительными последствиями, многие из которых представляют собой новые и более опасные химические соединения. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжёлых металлов (как кадмия, ртути, свинца, хрома), пестициды, нитраты и фосфаты, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества (ПАВы), лекарственные препараты. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти[24]. Определенный вклад в повышение концентрации тяжелых металлов в воде вносят и кислотные дожди. Они способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в воде ионов тяжелых металлов. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро - около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой[25]. Сушу и океан связывают реки, впадающие в моря и несущие различные загрязнители. Не распадающиеся при контакте с почвой химические вещества, такие как нефтепродукты, нефть, удобрения (особенно нитраты и фосфаты), инсектициды и гербициды в результате выщелачивания попадают в реки, а затем в океан. В итоге океан превращается вместо смешения всех токсичных веществ и ядов, что в дальнейшем может вызвать новые болезни и привести к летальному исходу. Нефть и нефтепродукты - основные загрязнители океанов, но наносимый ими вред значительно ухудшают сточные воды, бытовой мусор и загрязнение воздуха. Выносимые на пляжи пластмассовые предметы и нефть остаются вдоль отметки уровня прилива, свидетельствуя о загрязнении морей и о том, что многие отходы не разлагаются микроорганизмами. Запасы пресной воды находятся под угрозой из-за увеличения потребности в ней. Население растет и нуждается в ней все больше, а из-за изменений климата скорее всего ее будет все меньше. В настоящее время каждый шестой на планете, т.е. более миллиарда человек, испытывает недостаток питьевой пресной воды.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Многие ученые, которые занимаются исследованием экологических проблем, утверждают, что у человечества есть еще около 40 лет для возврата природной среды в состояние нормально функционирующей биосферы и решения вопросов собственного выживания и организации.

В современном мире  помимо технологий, которые наносят вред, так же присутствуют и те, что спасают окружающую среду. Знания ученых направлена на преодоление экологического кризиса. Человечество, государства должны максимально использовать имеющиеся научные достижения для собственного спасения.

Авторы научного труда «Пределы роста: 30 лет спустя» Медоуз Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й[26],  считают, что выбор человечества состоит в том, чтобы снизить нагрузку на природу, вызванную деятельностью человека, до устойчивого уровня через разумную политику, разумную технологию и разумную организацию, либо ждать, когда в результате происходящих в природе изменений уменьшится количество пищи, энергии, сырья и возникнет совершенно непригодная для жизни окружающая среда.

Из-за малого количества времени, люди должны определить своё направление и отношение к природе и к окружающему его миру, правильно использовать свои открытия и технические возможности.  Не относиться равнодушно к окружающей среде и старятся её уберечь всеми возможными способами.

Пути решения экологической проблемы:

  • Системность

В соответствии с ним каждый отдельный процесс или производство рассматривается как элемент динамичной системы всего промышленного производства.  В  регионе (ТПК) и на более высоком уровне как элемент эколого-экономической системы в целом, включающей кроме материального производства и другой хозяйственно-экономической деятельности человека, природную среду (популяции живых организмов, атмосферу, гидросферу, литосферу, биогеоценозы, ландшафты), а также человека и среду его обитания.  

  • Комплексность использования ресурсов.

Это значит, максимальное использование всех компонентов сырья и потенциала энергоресурсов. Как известно, практически все сырье является комплексным, и в среднем более трети его количества составляют сопутствующие элементы, которые могут быть извлечены только при комплексной его переработке. Так, уже в настоящее время почти все серебро, висмут, платина и платиноиды, а также более 20% золота получают попутно при переработке комплексных руд.

  • Цикличность материальных потоков.

К простейшим примерам цикличных материальных потоков можно отнести замкнутые водо- и газооборотные циклы. В конечном итоге последовательное применение этого принципа должно привести к формированию сначала в отдельных регионах, а впоследствии и во всей техносфере сознательно организованного и регулируемого техногенного круговорота вещества и связанных с ним превращений энергии.

  • Требование ограничения воздействия производства на окружающую природную и социальную среду с учетом планомерного и целенаправленного роста его объемов и экологического совершенства. В первую очередь это  связано с сохранением таких природных и социальных ресурсов, как атмосферный воздух, вода, поверхность земли, рекреационные ресурсы, здоровье населения.
  • Рациональность организации малоотходных и безотходных технологий.

Основным здесь являются требование разумного использования всех компонентов сырья, максимального уменьшения энерго-, материало- и трудоемкости производства и поиск новых экологически обоснованных сырьевых и энергетических технологий, с чем во многом связано снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и нанесение ей ущерба, включая смежные отрасли народного хозяйства.

  • Охрана природы
  • Переработка отходов Использование вторичного сырья в качестве новой ресурсной базы - одно из наиболее динамично развивающихся направлений переработки полимерных материалов в мире. Интерес к получению дешевых ресурсов, которыми являются вторичные полимеры, весьма ощутим, поэтому мировой опыт их вторичной переработки должен быть востребован.

Все вышеперечисленные условия помогут восстановить природу и сохранить её в лучшем свете.

Заключение

С каждым годом население Земной поверхности увеличивается в несколько тысяч раз, а так же увеличивается воздействие и потребление природных ресурсов.  Можно сделать предположения, что ресурсы, которые мы используем для своих нужд и потребностей в скором времени исчерпаются. На протяжении всей своей жизни человек, как биологическое существо будет выбрасывать в окружающую среду отходы, но многие из них не будут  переработаны, не потому что не хотим, а потому что чисто физически будет невозможно. Из чего будет следовать и само загрязнение экологии.  Загрязняя среду,  мы теряем возможности красоты, чистоты, здорового образа жизни.

Для обеспечения условий благоприятного обитания необходимо изменения равнодушного и безразличного отношения к «нашему дому». Так же следует учитывать и частое потребление ресурсов, которые входят в ограниченный оборот, равномерное и правильное потребление и распределение.

Защищать природу, является обязанностью каждого гражданина[27]. Каждый из нас дышит одним воздухом, потребляет одну воду и пищу Земли. Я надеюсь, что шанс исправить нашу экологическую ситуацию всё же есть, просто нужно любить и бережно относиться к тому, что дала «матушка природа», находится в мире и процветании с ней.

Список использованных источников

  1. Бринчук. - М.: КонсультантПлюс, 2009. - 385 c. .
  2. Брылов, С.А. Охрана окружающей среды / С. А. Брылов, Л.Г. Грабчак, В.И. Комащенко. - М.: Высшая школа, 1985. - 271 с. .
  3. Булдаков, Л.А. Радиационное излучение и здоровье / Л. А. Булдаков, В.С. Калистратова. - М.: Информ-Атом, 2003. - 160 с. .
  4. Гордиенко, В. А. Введение в экологию / В. А. Гордиенко, К. В Показеев, М. В. Старкова. - СПб.: Лань, 2009. - 590 с. .
  5. Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среде
  6. Дуглас, У. О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. Пер. с английского / У. О. Дуглас. - М.: Прогресс, 1975. - 238 с. .
  7. Журавлев, В. А. Снижение биологического разнообразия // Вестник экологического образования. - 2001. - № 2 (20). - С. 23 .
  8. Зайков, Г.Е. Кислотные дожди и окружающая среда / Г.Е. Зайков, С. А. Маслов, В. Л. Рубайло. - М.: Химия, 1991. - 141 с. .
  9. Клименко, В. В. Введение в энергетику / В. В. Клименко, А. А. Макаров. - М.: Изд. дом МЭИ, 2009. - 408 с. .
  10. Мельников, А. А. Проблемы окружающей среды и стратегия её сохранения / А.А. Мельников. - М.: Гаудеамус, 2009. - 720 с. .
  11. Мишон, В. М. Поверхностные воды Земли: ресурсы, использование, охрана / В. М. Мишон. - Воронеж.: ВГУ, 1996. - 220 с. .
  12. Оценка экосистем на пороге тысячелетия
  13. Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов.
  14. Романова, Э. П. Природные ресурсы мира / Э.П. Романова, Л.И. Куракова, Ю.Г. Ермаков. - М.: МГУ, 1993. - 304 с. .
  15. Шалимов, А.И. Экология: тревога нарастает / А.И.Шалимов. - Л.: Лениздат, 1989. - 79 с. .
  16. Штюрмер, Ю.А. Туристу - об охране природы / Ю. А. Штюрмер. - М.: Профиздат, 1975 - 104 с. 26.
  17. Википедия // Свободная энциклопедия.
  18. Декларация министров по вопросам окружающей среды региона Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК/ООН).


[1] Экологическая проблема — изменение природной среды, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

[2] Воздушное пространство – это пространство (столб воздуха), расположенное над сухопутной и водной территории государства.

[3] Научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

[4] Интенсификация — процесс и организация развития производства, в котором применяются наиболее эффективные средства производства, а также расширение производства.

[5] Цивилизация — это совокупность человеческого бытия, со всеми проявлениями производственной, интеллектуальной, духовной и творческой деятельности.

[6] Термин «демография» появился в 1855 г., придумал его и ввел в научный оборот французский ученый, статистик, демограф, естествоиспытатель, один из основателей Парижского статистического общества А. Гийяр.

[7] Индустриализация— процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике.

[8] Энциклопедический словарь

[9] Воздействие урбанизации на окружающую среду

[10] Парниковый эффект и разрушение озонового слоя

[11] Парниковый эффект и разрушение озонового слоя

[12] Углекислый газ в атмосфере Земли

[13] Данные по исследовательской работе

[14] К.Гульдберг и П.Вааге

[15] Блок «NANO» — как нано есть

[16] «За чистоту воздуха» Хилари Френч

[17] Водородный показатель (pH-фактор) - это мера активности ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность. Когда pH не на оптимальном уровне, растения начинают терять способность поглощать некоторые из необходимых для здорового роста элементы.

[18] Факты о пустынях и опустынивании, Сайт ООН

[19] Текст Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием

[20] Эро́зия (от лат. erosio «разъедание») — разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром, включающее в себя отрыв и вынос обломков материала и сопровождающееся их отложением.

[21] Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1

[22] NEWECOLOGIST

Экология и охрана природы

[23] Конвенция Организации Объединённых Наций по борьбе с опустыниванием

[24]  Металлы как загрязнители воды. studfile

[25] Безопасность и качество воды. Всемирная Организация Здравохранения

[26] Американские учёные,  профессоры системного управления. Один из них бывший директор Института политических и социальных исследований при Университете Нью-Гэмпшира[4], президент лаборатории интерактивного образования, широко известен как соавтор доклада Римскому клубу «Пределы роста».

[27] Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране окружающей среды"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Курсовая работа "Физика и экология"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учашихся 9 класса....

курсовая работа по промышленной экологии

Виды рынков услуг0,44 висновки. Обсяг – 1-2 сторінки. Висновки повинні бути короткими, органічно Обед в кафе Стамбула педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели 2 управл...

курсовая работа по экологии

Особенности философии марксизмаб). При пуске без груза Обед в кафе Эфеса областях. Элективные курсы в правовом обучении. объекте исследования, они должны быть проанализированы особенно тщательно. При ...

Положение о курсовой работе (курсовом проекте) для студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование НСГК 2021-2022г.

Настоящее Положение о курсовой работе (курсовом проекте) разработано на основе ФЗ от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации ...