Рабочая программа по предмету ОБЖ (11 класс)
рабочая программа по обж (11 класс)

Малюкова Тамара Ивановна

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы военной службы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_rabochaya_programma_po_predmetu_obzh.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 11

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 35 часов

Разработчик программы: Малюкова Т.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования», на основании Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 11класс / Под ред. А.Т.Смирнова. - М: Просвещение, 2014.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества

 В рабочей программе реализуются требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения» и др.

Цели:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

- овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.

- развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать

- решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

                ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование у учащихся правила поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. В учебной программе для 11 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в трёх разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом межпредметных и внутренних связей, логику учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, для качественной организации образовательного процесса, перспектив его развития.   Содержание программы выстроено по трем линиям: основы безопасности личности, общества и государства, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, обеспечение военной безопасности государства.

В ходе изучения предмета, учащиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Сегодня особую важность и актуальность имеет задача формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование у учащихся чувства патриотизма.

Практическая направленность предмета обусловлена тем, что изучение ОБЖ должно способствовать развитию личностных качеств школьников, обеспечивающих их защищенность от внешних и внутренних угроз, формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ, воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Таким образом, назначение курса ОБЖ видится не только в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, в укреплении их здоровья, его духовной, физической и психической составляющих, а, главным образом, развитие у них чувства личной ответственности за будущее страны.

Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования, и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся

Программой предусмотрено проведение: 6 самостоятельных (тестовых) работ по 6 разделам.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Авторы составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Учебник для   образовательных организаций.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень), 5-е издание, переработанное

2016

Москва

«Просвещение»

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования на изучение предмета ОБЖ в 11 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитаны на 35 часов. Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Программой предусмотрено проведение трех контрольных срезов по соответствующим модулям.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 11 класса должны

знать/понимать:

- основы комплексной безопасности;

-организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- основы здорового образа жизни;

- основы военной службы;

уметь:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

-пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой, ОЗК) и средствами коллективной защиты;

-действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Система оценки и контроля образовательных результатов

Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за полугодие, за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, умениями и навыками.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).

Знания и умения, учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценка 5 - за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

Оценка 4 - за тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка 3 -  за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Оценка 2 - за непонимание и незнание материала программы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.       В рабочей программе реализуются требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

Модуль 1.  Основы безопасности, личности, государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (2ч)

1.1. Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре.

1.2. Обеспечение личной безопасности на водоемах и в различных бытовых ситуациях.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (3ч)

3.1. Национальный антитеррористический

Комитет (НАК), предназначение, структура, задачи. Контртеррористическая операция. Правовой режим контртеррористической операции.

3.2. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму

3.3. Применение ВС РФ в борьбе с терроризмом. Участие ВС РФ в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

 Раздел 4. Основы здорового образа жизни (4ч)

4.1. Правила личной гигиены. Нравственность и ЗОЖ

4.2. ИППП. Меры их профилактики

4.3. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции

4.4. Семья в современном обществе. Законодательство и семья

Раздел 5. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4ч)

5.1. ПП при острой сердечной недостаточности и инсульте, при ранениях (практика)

5.2. Основные правила оказания ПП, правила остановки артериального кровотечения.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. (практика)

5.3. ПП при травмах опорно – двигательного аппарата, черепно – мозговой травме, травме груди, травме живота (практика)

5.4. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел 6. Основы обороны государства (9ч)

6.1. Основные задачи современных ВС РФ.

Международная деятельность ВС РФ

6.2. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы, ордена – почетные награды

6.3. Военная форма одежды,

6.4. Организация воинского учета и его предназначение, основные понятия о воинской обязанности,

6.5. Первоначальная постановка граждан на воинский учет, обязанности граждан по воинскому учету

6.6. Обязательная подготовка граждан к военной службе

6.7. Добровольная подготовка граждан к военной службе

6.8. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет, Профессиональный психологический отбор и его предназначение.

6.9. Увольнение с военной службы и пребывания в запасе

Раздел 7. Основы военной службы (13ч)

7.1. Правовые основы военной службы, статус военнослужащего,

7.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ— законы воинской жизни

7.3. Основные виды воинской деятельности, основные особенности воинской деятельности

7.4. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

7.5. Военнослужащий - специалист в совершенстве владеющий оружием и военной тактикой.

Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

7.6. Порядок вручения Боевого знамени воинской части.

7.7. Порядок приведения к Военной присяге

7.8. Порядок вручения личному составу вооружения, боевой техники и стрелкового оружия

7.9. Ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ

7.10. Призыв на военную службу

7.11. Размещение и быт военнослужащих

7.12. Прохождение военной службы по контракту

7.13. Альтернативная гражданская служба

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЖ В 11 КЛАССЕ

урока

Тема урока

Содержание

Домашнее задание

1

Пожарная безопасность. Правила личной

Безопасности при пожаре

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Уч.11 кл. § 1-2

2

Обеспечение личной безопасности на

Водоемах и в различных бытовых

ситуациях

Водоемы. Особенности состояние водоемов в различное время года. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Уч.11 кл. § 3-4

3

Национальный антитеррористический

Комитет (НАК), предназначение, структура, задачи. Контртеррористическая операция. Правовой режим  контртеррористической операции.

Национальный антитеррористический Комитет (НАК), предназначение, структура, задачи. Контртеррористическая операция. Правовой режим контртеррористической операции.

Уч.11 кл. § 5-7

4

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму

Основные мероприятия гражданской обороны по противодействию терроризма

Уч.11 кл. § 8

5

Применение ВС РФ в борьбе с

терроризмом. Участие ВС РФ в пресечении международной террористической

деятельности за пределами страны

Основные мероприятия ВС РФ в борьбе с

терроризмом.

Уч.11 кл. § 9-10

6

Правила личной гигиены. Нравственность

 и ЗОЖ

Основы личной гигиены, основные виды гигиены. Основные составляющие здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности.

Уч.11 кл. § 11-12

7

ИППП. Меры их профилактики

Классификация ИППП, характерные особенности отдельных ИППП. Группы риска ИППП. Меры профилактики ИППП

Уч.11 кл. § 13

8

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции

Пути заражения ВИЧ-инфекцией. Профилактика СПИДа, ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Отличие ВИЧ и СПИДа.

Уч.11 кл. § 14

9

Семья в современном обществе. Законодательство и семья

Понятие семьи в современном обществе. Законодательные акты, регламентирующие отношения в семье.

Уч.11 кл. § 15

10

ПП при острой сердечной недостаточности и инсульте, при ранениях (практика)

Правила оказания первой медицинской помощи при сердечной

недостаточности и инсульте, виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки

Уч.11 кл. § 16-17

11

Основные правила оказания ПП, правила остановки артериального кровотечения.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. (практика)

Правила оказания ПП, приемы остановки артериального кровотечения, виды иммобилизации и переноски пострадавшего

Уч.11 кл. § 18-20

12

ПП при травмах опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговой травме,

травме груди, травме живота (практика)

Правила оказания первой медицинской помощи при травмах ОДА, ЧМП, живота. 

Уч.11 кл. § 21-22

13

Первая медицинская помощь при травмах

 в области таза, при повреждении

позвоночника, спины. (практика) Первая медицинская помощь при

остановке сердца

Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Приемы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Уч.11 кл. § 23-24

14

Основные задачи современных ВС РФ.

Международная деятельность ВС РФ

Обязанности граждан по защите государства. Воинская обязанность. Миротворческая деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Уч.11 кл. § 25-26

15

Боевое знамя воинской части – символ

воинской чести, достоинства и славы,

ордена – почетные награды

Традиции воинской части.

Уч.11 кл. § 27-28

16

Военная форма одежды

Отличительные черты военной формы одежды по родам

Уч.11 кл. § 29

17

Организация воинского учета и его предназначение, основные понятия о

воинской обязанности

Организация воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету.

Уч.11 кл. § 30-31

18

Первоначальная постановка граждан

на воинский учет, обязанности граждан по воинскому учету

Содержание постановки граждан на воинский учет.

Уч.11 кл. § 32-33

19

Обязательная подготовка граждан к

военной службе

Содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.

Уч.11 кл. § 34

20

Добровольная подготовка граждан к

 военной службе

Основных направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Уч.11 кл. § 35-37

21

Организация медицинского

освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет, Профессиональный психологический отбор и его

предназначение.

Организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет. Основы военной службы. Основные права и обязанности во время пребывания в запасе.

Уч.11 кл. § 38-39

22

Увольнение с военной службы и пребывания в запасе

Структура увольнения с военной службы

Уч.11 кл. § 40

23

Правовые основы военной службы, статус военнослужащего

Основные положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, и военной службе граждан. 

Уч.11 кл. § 41-43

24

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ— законы воинской жизни

Нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт

Военнослужащих. Предназначение общевоинских уставов Вооруженных Сил.

Уч.11 кл. § 44-48

25

Основные виды воинской деятельности,

основные особенности воинской

деятельности

Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности

Уч.11 кл. § 49-51

26

Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Основные качества военнослужащего. Оценка уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. 

Уч.11 кл. § 52-53

27

Военнослужащий - специалист в

совершенстве владеющий оружием и

военной тактикой.

Основные качества военнослужащего. Принцип единоначалия в Вооруженных Силах РФ. Требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника

Уч.11 кл. § 54-56

28

Порядок вручения Боевого знамени

 воинской части.

Порядок выноса боевого знамени

Уч.11 кл. § 57

29

Порядок приведения к

 Военной присяге

Общий порядок приведения к военной присяге

Уч.11 кл. § 58

30

Порядок вручения личному составу

 вооружения, боевой техники

и стрелкового оружия

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Порядок вручения личному составу  вооружения, боевой техники и стрелкового оружия

Уч.11 кл. § 59

31

Ритуал подъема и спуска

Государственного флага РФ

Основные виды военно-профессиональной деятельности и их

особенности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Уч.11 кл. § 60

32

Призыв на военную службу

Порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов. 

Уч.11 кл. § 61-62

33

Размещение и быт военнослужащих

Общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих. Быт военнослужащих

Уч.11 кл. § 63

34

Прохождение военной службы по

контракту

Основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. 

Уч.11 кл. § 64

35

Альтернативная гражданская служба

Особенности прохождения альтернативной гражданской службы. 

Уч.11 кл. §

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение:

Для ученика:

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

Для учителя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль 10-11 кл. / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.В. Маслов; под общ.ред. А.Т. Смирнова, Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд. – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

2.ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.

Материально-техническое обеспечение:

- мультимедиапроектор

- интерактивная доска;

- колонки.

Тренажеры

- кукла – тренажер «Гоша»;

- макет автомата Калашникова АК-74.

Средства индивидуальной защиты

- ватно-марлевые повязки;

- респираторы;

- противогазы(типа ГП-7)

Стенды, плакаты

- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС);

- криминогенные ситуации;

- пожары, взрывы;

- правила оказания медицинской помощи.

- плакаты ОВС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой

Рабочая  программа по обществознанию  для  6  класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...

Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...