Рабочая программа по предмету ОБЖ (9 класс)
рабочая программа по обж (9 класс)

Малюкова Тамара Ивановна

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_rabochaya_programma_po_predmetu_obzh.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 9

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 35 часов

Разработчик программы: Малюкова Т.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273.  Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, на основании Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов (Автор: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Издательство: Просвещение, 2014 г.).

Содержание программы выстроено по двум линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи.

Цели:

- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы- совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Задачи:

- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

В ходе изучения предмета, обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особенностью курса «ОБЖ» по отношению к ФГОС ООО является то, что в нем содержится описание видов деятельности учащихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление системно - деятельностного подхода к обучению, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности». Ведь только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области БЖ и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Практическая направленность предмета обусловлена тем, что изучение ОБЖ должно способствовать развитию личностных качеств школьников, обеспечивающих их защищенность от внешних и внутренних угроз, формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ, воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Таким образом, назначение курса ОБЖ видится не только в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а, главным образом, в укреплении их здоровья, его духовной, физической и психической составляющих.

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся

Программой предусмотрено проведение двух контрольных срезов по соответствующим модулям.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Авторы составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Учебник для   образовательных организаций.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

2018

Москва

«Просвещение»

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования на изучение предмета «ОБЖ» в 9 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитаны на 35 часов. Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов изучения курса «ОБЖ»:

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия учащихся:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия учащихся:

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-навыки смыслового чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

Предметные результаты:

-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

-формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

-формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

-формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

-знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-умение оказать первую помощь пострадавшим;

-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

-овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Система оценки и контроля образовательных результатов

Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, умениями и навыками.

При оценивании знаний по предмету «Основ безопасности жизнедеятельности» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям ОБЖ.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные работы, тестирование, контрольные работы:

Оценка 5 - за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

Оценка 4 - за тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка 3 -  за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Оценка 2 - за непонимание и незнание материала программы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы медицинских знаний и здорового образа жизни.      

В рабочей программе реализуются требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанностью

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЖ В 9 КЛАССЕ

Номер урока

Тема урока

Содержание.

Д/З.

Основы комплексной безопасности

1

Современный мир и Россия

Место России в мировом сообществе, внешняя политика России, развитие сотрудничества с государствами

Уч. 9 кл. § 1.1

2

Национальные интересы России в современном мире

Национальные интересы России:

-во внутриполитической сфере;

-в экономической сфере;

-в духовной сфере;

-в международной сфере;

-в военной сфере

Уч. 9 кл § 1.2

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

Стратегия национальной безопасности, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

Уч. 9 кл § 1.3

4

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность

Анализ чрезвычайных ситуаций на территории России, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Уч. 9 кл § 1.4

5

Чрезвычайные ситуации и их классификация

Концепция национальной безопасности. Федеральные законы: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Уч. 9 кл § 2.1

6

Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия

Опасные природные явления на территории России

Уч. 9 кл § 2.2

7

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины

Опасность развития техносферы для населения и окружающей среды, причины и последствия аварий в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека

Уч. 9 кл § 2.3

8

Угроза военной безопасности России

Организация обороны государства, нормативная база обороны государства, внешние и внутренние военные опасности, основные военные угрозы, возможность применения военной силы для обеспечения безопасности

Уч. 9 кл § 2.4

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), основные задачи РСЧС, координационные органы РСЧС, органы управления РСЧС, силы и средства РСЧС

Уч. 9 кл § 3.1

10

Система гражданской обороны

Создание системы гражданской обороны (ГО), основные задачи в области ГО, мероприятия по ГО, руководство ГО, основные права и обязанности граждан в области ГО

Уч. 9 кл § 3.2

11

МЧС России

История создания МЧС, система МЧС России, основные задачи МЧС, основные полномочия МЧС, приоритетные направления деятельности МЧС

Уч. 9 кл § 3.3

12

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Основная цель мониторинга чрезвычайных ситуаций, методы, способы и методики прогнозирования возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций и опасных природных явлений

Уч. 9 кл § 4.1

13

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Мероприятия по уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, защитные сооружения гражданской обороны, меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Уч. 9 кл § 4.2

14

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций

Система централизованного оповещения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба, «Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения, сущность эвакуации, виды эвакуации, рассредоточение  

Уч. 9 кл § 4.3

15

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения, неотложные работы в очагах поражения, обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ

Уч. 9 кл § 4.4

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

16

Международный терроризм – угроза национальной безопасности

Концепция противодействия терроризму, Стратегия национальной безопасности РФ, источники угроз национальной безопасности, особенности террористической деятельности в России

Уч. 9 кл § 5.1

17

Виды террористической деятельности и террористических актов

Виды террористических актов, средства, используемые при осуществлении террористических актов, виды современной террористической деятельности, особенности современного терроризма

Уч. 9 кл § 5.2

18

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму

Отдельные статьи Конституции РФ по противодействию терроризму, резолюция Совета Безопасности ООН «О принятии декларации по вопросу о борьбе с терроризмом», Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года

Уч. 9 кл § 6.1

19

Общегосударственное противодействие терроризму

Координация деятельности по противодействию терроризму, основные задачи противодействия терроризму, направления противодействия терроризму в РФ, силовые ведомства, привлекаемые для борьбы с терроризмом

Уч. 9 кл § 6.2

20

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму

Наркоугрозы России, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в РФ, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г., отдельные статьи Уголовного кодекса РФ

Уч. 9 кл § 6.3

21

Организационные основы противодействия терроризму

Национальный антитеррористический комитет, его задачи, Федеральный оперативный штаб, состав по должностям Федерального оперативного штаба и его права

Уч. 9 кл § 7.1

22

Организационные основы противодействия наркотизму

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственный антинаркотический комитет

Уч. 9 кл § 7.2

23

Правила поведения при угрозе террористического акта

Правила поведения:

-при возможной опасности взрыва;

-если произошел взрыв;

-если вас завалило обломками;

-в случае захвата в заложники

Уч. 9 кл § 8.1

24

Правила поведения при угрозе террористического акта

Правила поведения:

-в случае похищения;

-при захвате самолета;

-при перестрелке;

-при угрозе террористического характера по телефону

Уч. 9 кл § 8.1

25

Профилактика наркозависимости

Метод формирования отрицательного отношения к наркотикам

Уч. 9 кл § 8.2

Основы здорового образа жизни

26

Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность

Основные определения здоровья человека, факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

Уч. 9 кл § 9.1

27

Здоровый образ жизни и его составляющие

Индивидуальная система здорового образа жизни, основные составляющие здорового образа жизни

Уч. 9 кл § 9.2

28

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Условия, влияющие на уровень репродуктивного здоровья личности и общества, семейный кодекс РФ, концепция демографической политики

Уч. 9 кл § 9.3

29

Брак и семья.

Понятия: семья и брак, факторы, характеризующие взаимоотношения супругов, функции семьи

Уч. 9 кл § 10.1

30

Семья и здоровый образ жизни

Понятия: семья и брак, факторы, характеризующие взаимоотношения супругов, функции семьи

Уч. 9 кл § 10.2

31

Основы семейного права в Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации, условия и порядок заключения брака

Уч. 9 кл §10.3

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи

32

Первая помощь при массовых поражениях

Мероприятия по оказанию первой помощи в местах массового поражения людей

Уч. 9 кл § 11.1

33

Первая помощь при массовых поражениях (практика)

Мероприятия по оказанию первой помощи в местах массового поражения людей

Уч. 9 кл § 11.1

34

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ

Признаки передозировки при приеме психоактивных веществ, правила оказания первой помощи при передозировке

Уч. 9 кл § 11.2

35

Консультация по теме «Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ»

Признаки передозировки при приеме психоактивных веществ, правила оказания первой помощи при передозировке

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение:

Для ученика:

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 кл.  общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2018.

Дополнительная литература:

Для учителя:

1.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Составители А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; под общей редакцией А.Т.Смирнова. -2-е издание - М.: Просвещение, 2004.

2.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под редакцией А.Т.Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» – М.: Просвещение, 2007.

3.Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебно-методическое пособие для занятий с населением / Под общей редакцией Г.Н.Кириллова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2005.

Материально-техническое обеспечение:

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

- колонки.

Тренажеры

- кукла – тренажер «Максим»;

- макет автомата Калашникова АК-74.

Средства индивидуальной защиты

- ватно-марлевые повязки;

- респираторы;

- противогазы (типа ГП-7).

Стенды, плакаты

-Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС);

- безопасность на улицах и дорогах;

- пожары, взрывы;

- наводнения и затопления;

- правила оказания медицинской помощи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой

Рабочая  программа по обществознанию  для  6  класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...

Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...