«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»
план-конспект урока по обж (10 класс)

Урок по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

                                                                                                                                                                                Раздел 1 «Обеспечение  личной  безопасности  в  повседневной  жизни»

Тема № 3 «Безопасность  на  водоёмах»

Урок № 2 (11)»Безопасный  отдых  у  воды»

Цель  урока: используя  ранее  полученные  знания, продолжить  формирование  у  учащихся  безопасного  поведения  на  водоёмах.

Задачи  урока:

Обучающие:

-определить  уровень  усвоения  учащимися  правил  безопасного  поведения  при  наводнении и ПБП  на  водоёмах  в  зимнее  время;

-обобщить  и  закрепить  знания  учащихся  о  ПБП  на  водоёмах  летом;

-отработать  понятия: закаливание, тепловой  и  солнечный  удар.

Развивающие:

-продолжить  формирование  общеучебных  УУД: работать  с  текстом  учебника, рабочей  тетрадью, готовить  сообщения, выступать  с  докладами ;

-использовать  тестовую  форму  контроля  знаний  для  подготовки  учащихся  к  ЕГЭ;

-продолжить  формирование  у  учащихся  представления  о  том, что  безопасное  купание  в  открытых  водоёмах  является  одним  из  лучших  способов  закаливания  и  укрепления  здоровья.

Воспитательные:

-показать  значимость  соблюдения  правил  БП  при  купании  в  водоёмах  для  сохранения  жизни  и  здоровья  человека;

-формирование  у  учащихся  активной  жизненной  потребности  в  соблюдении  правил  в  области  безопасности  жизнедеятельности.

Тип  урока: комбинированный ( основной  блок – обобщение  и  закрепление  ранее  изученного  материала, также  присутствует  контроль  знаний ).

Предметные УУД:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • формирование установки на здоровый образ жизни,

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Структура  урока :

  1. Организационный  момент.
  2. Контроль  знаний  учащихся.
  3. Обобщение  и  закрепление  ранее  полученных  знаний.
  4. Общее  обобщение  по  уроку.
  5. Домашнее  задание.

                               

План – конспект.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ    МОМЕНТ:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня  мы  с  вами  продолжаем  изучение  раздела «Обеспечение  личной  безопасности  в  повседневной  жизни», а  конкретно  темы «Безопасность  на  водоёмах». Эта  тема  в  основном  содержит  материал, который  вам  уже  знаком. На  предыдущем  уроке  мы  с вами  повторяли  причины  возникновения, поражающие  факторы и ПБП при наводнениях  и  ПБП  на  замёрзших  водоёмах, что  в  настоящее  время  очень  актуально. Наступают  морозы , водоёмы  скоро  покроются  слоем  льда , пока  ещё  очень  непрочным , но  очень  привлекательным  для  детей . И  несоблюдение  ПБП  на  льду  может  стать  причиной  несчастного  случая , а также  привести  к  трагедии.

2.КОНТРОЛЬ  ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ( 2+7 мин)

Поэтому урок  мы  с  вами  начнём  с  того, что  проверим, как  вы  усвоили  материал  домашнего  задания, выполнив  тестовую  работу . Перед  вами  лежат  листки , переверните  их . На  нижних  листках  текст  самой  работы , на них  не  нужно  ничего  писать . На  приколотых  к  ним  тетрадных  листках  вы  подписываете  свою  фамилию  и  выписываете  буквы  правильных  на  ваш  взгляд  ответов. В каждом  варианте  имеется  9  вопросов: в разделе А – 5 ( они  подчёркнуты  синими  линиями), в  разделе Б -4  вопроса ( они  подчёркнуты  красными  линиями ). В  разделе А на  вопросы  необходимо  выбрать  только  один  правильный  ответ, а  в  разделе Б- ответов  может  быть  несколько .Поэтому  очень  внимательно  читайте  вопрос  и  предложенные  ответы .Каждое  правильно  выполненное  задание в  разделе А оценивается  в  1  балл , а  в  разделе  Б  - в  2  балла  .Поэтому  максимальное  количество  баллов -5+8=13,поэтому  при  набранных  7-9 баллах- оценка «3», 10-11 б- «4» , 12-12 б – «5».На  выполнение  работы  у  вас  не  более 7 мин. Начинаем  выполнять.

Приложение 1 и 2

ДАННЫЕ  ДЛЯ  ПРОВЕРКИ:

1  вариант            2 вариант

А1)а                            1)в

   2)а                            2)в1)

   3)в                            3)в

   4)б                            4)б

   5)в                            5)а

Б 1)а,б,в                     1)а,в

   2)б,в                        2)а,б,в

   3)а,б                        3)а,в

   4)а,б,в                     4)б,в.

3.ОБОБЩЕНИЕ  И  ЗАКРЕПЛЕНИЕ  РАНЕЕ  ПОЛУЧЕННЫХ  ЗНАНИЙ.

А  теперь  ребята, мы  с  вами  переходим  к  основной  части  урока - обобщению  и  закреплению  знаний  по  теме «Безопасный  отдых  у  воды».

Наша  цель - используя  ранее  полученные  знания, сформулировать  ПБП  при  отдыхе  на  водоёмах.

А: ВСТУПИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО  УЧИТЕЛЯ :

Жизнь  человека  всегда  была  связана  с  водой . 2 3 поверхности  Земли   занимают  океаны, моря, реки, озёра, пруды и т.д. Россия  располагает  огромными  водными  пространствами .Территория  омывается  водами  12  морей .Число  больших  и  малых  рек  составляет   до  2,5  млн ,а  количество  озёр  и  прудов –около  2  млн. Жизнедеятельность  человека  всегда  была  непрерывно  связана  с  водой .В  то  же  время  общение  человека  с  водой  требует  от  него  определённых  знаний  и  умений  по  безопасному  поведению  на  воде  с  учётом  её  свойств  и  повадок .В  настоящее  время  водоёмы  всё  шире  используются  человеком  не  только  для  нужд  экономики , но  и  для  активного  отдыха на  природе , закаливания  организма  и  совершенствования  своего  физического  развития .

Б: ВЫСТУПЛЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ

Учитель: А   сейчас  мы  заслушаем  сообщение  о  том, как  можно  купаясь  в  водоёмах , закаливать  свой  организм.

СООБЩЕНИЕ  « Закаливающий  эффект  купания  в  открытых  водоёмах» ( приложение 3)

2)ПРОБЛЕМНАЯ  СИТУАЦИЯ

А  сейчас  я  вас  попрошу  мысленно  перенестись  в  прошедшее  лето и  послушать  такой  разговор.

Приложение 4

Ребята! Какие  нарушения  ПБП  на  воде  вы  заметили?

НА  МАГНИТНОЙ  ДОСКЕ  НАПИСАТЬ  ТЕКСТ  

1)после  12  часов  не  рекомендуется  загорать

2)сразу  после  бега, разгорячёнными,  нельзя  входить  в  воду

3)не  проверено  дно  водоёма ( если  это  не  оборудованный  пляж )

4)нельзя  купаться  до  изнеможения

5)нельзя  загорать  столько  времени, это  опасно  ожогами  кожи  и  солнечным  ударом

6) незнание  первой  помощи  при  тепловом  ударе.

               Ребята, как  было  бы  правильно  вести  себя  в  данной  ситуации?

Так  как  девочки  благополучно  вышли  из  воды  и  стали  загорать, какое  обстоятельство  является  здесь  наиболее  опасным?

ТЕПЛОВОЙ  УДАР

Вот  с  него  мы  с  вами  и  начнём. Давайте  вспомним  причины, симптомы и  первую  помощь  при  солнечном  и  тепловом  ударе.

Приложение 5

5) А  теперь  давайте  вспомним, как  правильно  выбрать  место  для  купания?

Приложение 6

6) Общение  человека  с  водой, заставило  его  прежде  всего  научиться  плавать. Вода  не  прощает  тех, кто  не  соблюдает  общепринятые  меры  безопасности . Она  становится  опасной  для  жизни  и  здоровья  людей , не  подготовленных  к  пребыванию  на  водоёмах  или  не  желающих  считаться  с  правилами  поведения  человека  на  воде .

   По  статистике  в  среднем  на  водоёмах  России  в  год  погибает  14-16  тыс  человек . Анализ  причин  гибели  людей  на  водоёмах  России  свидетельствует  о  том .что  более  54 %  всех  несчастных  случаев  происходит  во  время  купания , чаще  всего  в  нетрезвом  состоянии или  в  необорудованных  опасных  местах , а  так же  от  неумения  плавать .

     Какие  правила  необходимо  соблюдать  при  купании  нам  сейчас  напомнит  Яна.

Приложение 7  « Правила  безопасного  купания»

4 ОБОБЩЕНИЕ  ПО  УРОКУ

Ребята! Изучение  безопасного  поведения  на  водоёмах  мы  с  вами  продолжим  на  следующем  уроке .А  сейчас  мы  с  вами  подведём  итоги  этого  урока .Для  этого  открываем  учебник  на  странице  70  .Нашли статью « Это  должен знать  каждый» . Давайте  зачитаем  вслух «Основные  правила , которые  должен  знать  и  соблюдать  каждый ,  кто  любит  активный  отдых  на  воде».

Учащиеся  зачитывают  статью

  В  заключение  я  отмечу, что  отдых  на  воде  очень  привлекателен  и  полезен  для  здоровья,  но  пользоваться  этим  благом  надо  с  умом  ,  чтобы  приятное  не  обернулось  несчастьем .

5 Домашнее  задание: используя  материал  параграфа №  3 .2 составить:

« Памятку  правил  безопасного  отдыха  у  воды». Можете  это  сопроводить  рисунками  и  плакатами.

Приложение:

1)

Тестовая работа по теме «Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях»

                       1 вариант

А  Выберите правильный ответ:

1) Что означают длительные звонки , заводские гудки , завывание сирен ?

А Внимание, Всем;

Б Внимание воздушная тревога ;

В Спасайся, кто может.

2)Что такое наводнение:

А превышение расхода воды над пропускной способностью реки выще допустимого уровня

Б волны в океане, вызываемые подвижками земной коры дна Мирового океана

В грязе – каменный поток , разрушающий всё на своём пути .

3)Наиболее  прочным является  лёд:

А слоистый и волнистый

Б  жёлтый и мутный

В чистый и прозрачный.

4 ) Для одиночных пешеходов лёд считается прочным , если его толщина:

А менее 2 см

Б  не менее 7 см

В не менее 5 см.

5) Выбравшись из полыньи :

А вы будете лежать на льду и громко звать на помощь

Б встанете на ноги и как можно быстрее побежите к берегу

В не вставая,  поползёте в ту сторону, откуда пришли.

Б Выберите правильные ответы:

1) Причины возникновения наводнений :

А половодье и паводок

Б заторы и зажоры

В прорыв плотины.

2) Правила поведения  при поступлении сообщения о наводнении и эвакуации:

А останусь дома

Б подготовлю дом к наводнению

В соберу необходимые вещи, продукты, документы и прибуду на эвакуационный пункт.

3) Когда можно самостоятельно выбираться из затопленного района

А когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь

Б нет надежды на спасателей , а вода прибывает

В  надоело сидеть на месте.

4) Признаки ненадёжности льда

А вросшие растения

Б впадение ручьёв, стоков с предприятий

          В участки запорошенные снегом

2)

Тестовая работа по теме «Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях»

                 2 вариант

А Выберите правильный ответ:

1) Как вы будете действовать , если услышите сигнал «Внимание, Всем». Находясь дома

А буду и дальше заниматься своими делами

Б позвоню родителям

В быстро включу телевизор и внимательно прослушаю сообщения и рекомендации о порядке действий.

2) Лёд считается прочным для группы людей, если его толщина

А не менее 7 см

Б не менее 10 см

В не менее 12 см.

3) Как вы определите толщину льда

А по длительной оттепели

Б попрыгаете на льду

В по длительным морозам (-15 С ).

4) Вам , чтобы сократить расстояние, необходимо пройти по льду водоёма

А вы выберете самый короткий путь

Б всё таки обойдёте водоём

В пойдёте по чужим следам.

5) Если вы видите человека провалившегося под лёд

А позовёте на помощь и бросите ему длинную палку или верёвку, прикреплённую к опоре

Б побежите его спасать

В побежите за помощью.

Б Выберите правильные ответы:

1) Поражающие факторы наводнения

А затопление и заболачивание местности

Б удары движущихся масс горных  пород

В гибель людей, животных , уничтожение материальных и культурных ценностей.

2) Правила поведения при отсутствии организованной эвакуации

А запастись предметами , которые могут удержать на воде

Б подняться на верхние этажи или крышу

В постоянно подавать сигналы бедствия.

3) Если вы провалились под лёд

А закричите ,чтобы позвать на помощь

Б будете барахтаться, чтобы как можно  быстрее выбраться из полыньи

В раскинете руки и попытаетесь осторожно выкатиться на лёд без резких движений

4) Что вы будете делать при наводнении после спада воды?

А поторопитесь в дом , чтобы проверить сохранность вещей

Б при входе в дом будете соблюдать меры предосторожности

В откроете окна и двери, дождётесь  проверки линий коммуникаций (газопровода, электросетей и т.д.)

3)

Купание  в  открытых  водоёмах  является  одним  из  эффективных  средств  закаливания. Закаливание – это повышение  устойчивости  организма к неблагоприятному  воздействию  ряда  факторов  окружающей  среды  (например , низкой  или  высокой  температуры ) путём  систематического  воздействия  на  организм  этих  факторов.

   В  основе  закаливания  лежит  способность  организма  человека  приспосабливаться  к  меняющимся  условиям  окружающей  среды.

   У  закалённых  людей  вырабатывается  устойчивость    к  низким  температурам , теплообразование  в  организме  происходит  более  интенсивно, а  это  уменьшает  вероятность  развития  инфекционных  болезней. Закаливание  способствует  повышению  активности  и  мощности  всех  защитных  сил  организма.

   При  закаливании  происходит  постепенное  снижение  чувствительности  организма  к  действиям  определённого  физического  фактора.

   Основную  роль  при  купании  играет  температурное  раздражение  кожи  водой, которое  рефлекторно оказывает  тонизирующее и  возбуждающее  действие  на  нервную  систему, кровообращение, дыхание. Во  время  купания  на  организм  одновременно  воздействуют  солнце,  воздух  и  вода.

   Под  влиянием  ультрафиолетовых  лучей  солнца  в  коже  человека  расщепляются  сложные  белковые  соединения, образуется  красящий  пигмент и  витамин  Д. Солнечные  лучи  обладают  бактерицидными  действиями.  Загорелая  кожа  более  устойчива  к  воспалениям  и  кожным  заболеваниям. Под  влиянием  солнечных  лучей  стимулируется  деятельность  нервной  системы, повышается  общий  тонус, улучшается настроение  и  работоспособность  человека. Но  всё  хорошо  в  меру  и  индивидуально. Кроме  того, необходимо  учитовать  различную  солнечную  активность  в  разное  время  года  и  суток  в  той  местности, где  вы  проживаете.

   Солнечные  ванны  следует  применять  разумно, иначе  они  не  принесут  пользы, а  вызовут  ожоги  кожи, перегревание  организма, солнечный  удар, перевозбуждение  нервной  системы. После  приёма  солнечной  ванны ( не  более 40 минут) рекомендуется 10-15 мин побыть в тени, а  затем  искупаться.

   Правильность  принятия  солнечных  ванн  хорошо  определяется  по  общему  самочувствию       ( приятное самочувствие, хороший  сон, нормальный  аппетит, высокая  работоспособность). Признаки  вредного воздействия  солнечного  облучения: сердцебиение, упадок сил, головная  боль, плохой  сон, потеря  аппетита, вялость, снижение  работоспособности, шелушение  кожи. Лучшие  часы для  загара - в  средней  полосе  с 10 до 12, а на  юге- с 8  до 11 часов.

   Ёщё  одним  из  закаливающих  факторов  при  купании  является  хождение  босиком, которое  испокон  веку  использовалось для  профилактики  и  лечения  многих  заболеваний. Оказывается, при  соприкосновении  с  землёй  на  организм  действует  целый  ряд  благотворных  факторов.

Установлено, что  на  стопе  человека  при  босохождении  включается  в  работу 72 тыс  нервных  окончаний, образующих  биологически  активные  зоны, связанные  с  различными  органами  и  системами  человека. В такт  шагам  ритмично  меняется  температура  стопы. Терморегуляторы  воспринимают  эти  сигналы, которые  преобразуются  в  команды, стимулирующие  кровообращение. Циркуляция  крови  в  сосудах  ног  многократно  возрастает, тренируется  иммунная  система, повышается  способность  организма  противостоять  воздействию  на  него  холода.

   Все  перечисленные  закаливающие  процедуры  должны  проводиться  в  комплексе  с  физическими  упражнениями. Это  обеспечит  наиболее  благотворное  влияние  на  общее  состояние  здоровья.

5)Тепловой и солнечный удар.

О том, что высокая температура и солнечная радиация могут привести к плохому самочувствию, а то и к гибели, знали давно. Например, в 332 г во время похода Александра Македонского при переходе через пустыню от солнечного и теплового удара людей погибло больше, чем в последующих  битвах. Однако лишь в 18 веке стали выясняться истинные причины недомогания от действия солнца. Но полное изучение причин болезни произошло ещё  позже, в 19 веке, благодаря работам  французского физиолога Клода Бернара. Он соорудил специальную тепловую камеру и изучал, как экспериментальные животные переносят жару. Оказалось , что вначале они  неплохо переносили перегревание. Но спустя  20-30 минут регуляторные механизмы истощались, и температура тела начинала подниматься. Частота дыхания и сердцебиение резко возрастали. Начинался срыв : двигательное беспокойство, судороги,. Сердце и дыхательная система не выдерживали высокого напряжения, и в конце концов животные гибли от сердечной  недостаточности. Когда температура достигала 43-44 С, давление крови в сосудах начинало резко падать, наступал обморок, который заканчивался смертью.

       Сходные явления  наступают и при солнечном ударе вследствие перегревания головы. Солнечный удар может произойти и в  нежаркую погоду при условии , если прямые солнечные лучи падают на незащищённую голову. Перегревание головного мозга приводит к срыву теплорегуляции и к появлению тех же симптомов, что и при тепловом ударе.

        Признаками солнечного удара являются:

-учащённое сердцебиение

-побледнение лица

-шаткая походка

-головная боль

-шум в ушах

-головокружение

-сильная слабость и вялость

-еле заметное дыхание

-может появиться тошнота, рвота, кровотечение из носа

-в тяжёлых случаях - судороги и обморок.

            Для  оказания первой помощи:

-пострадавшего отнести в тень

-уложить на спину

-голову немного приподнять

-растегнуть одежду стесняющую дыхание

-на лоб и на область сердца рекомендуется положить смоченную прохладной водой ткань или пузырь со льдом

-дать выпить холодную воду или чай (из-за обильного потения  организм теряет много воды, кровь густеет)

-тело обтереть полотенцем, в тяжёлых  случаях облить холодной водой, приложить к затылку холодный компресс, обмахивать пострадавшего

-если пострадавший потерял сознание , ему надо осторожно дать понюхать нашатырный спирт, для чего смоченную в нём ватку несколько раз на 1 с следует поднести к носу пострадавшего.

4)Яна привет! Наконец-то каникулы начались. Мы с подругой проснулись в 12 часов и сразу побежали на пруд. Скорее в воду! Накупались вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа 3 загорали. Я учила на уроках биологии, что ультрафиолетовые лучи очень полезны для здоровья. Но с моей подругой случился тепловой удар.  Я очень испугалась и растерялась,  бегала по пляжу и  не знала,  что нужно делать.

6)Преимущество купания в открытых водоемах заключается еще и в том, что оно предполагает овладением жизненно важным умением – плавать. Надо помнить о том, что  настоящее время по экологическим причинам не во всех водоемах можно купаться. Главное правило безопасного отдыха на воде заключается в знании мест, где вода в водоёмах проверена и не представляет опасности для здоровья и где купание разрешено.

      Если вы решили искупаться в незнакомом месте, то необходимо:

- тщательно обследовать берег и убедиться, что место для купания находится на песчаном берегу с хорошим спуском;

- проверить: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки;

- дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов;

- вода должна быть прозрачна и спокойна.

7)Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоема( море, река, озеро, пруд) и места купания( пляж, бассейн, незнакомый водоём) необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания:

-купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева,

-купаться рекомендуется не раньше чем через 1-1,5 ч после еды.

Во время купания необходимо постоянно контролировать свое самочувствие и не допускать переохлаждения:

- в жаркую погоду не рекомендуется входить в воду разгоряченным, необходимо перед входом в воду - охладиться в тени;

- при определении длительности купания необходимо учитывать свои физические возможности и температуру воды и воздуха;

- в воду нужно входить осторожно, никогда не прыгать в воду в незнакомых местах;

- температура воды должна быть не ниже 18-19 С, а температура воздуха – 20-25 С;

- наиболее приемлемыми являются следующие режимы купания:

При температуре воды 18 С – 6-8 минут

При 20 С – 10-12 минут

При 24 С – 15-20 минут

Ни в коем случае нельзя купаться до озноба: при переохлаждении могут возникнуть судороги, произойти остановка дыхания, потеря сознания. Судорожные сокращения мышц во время плавания, вызванные длительным пребыванием в воде, часто являются причиной несчастных случаев. Если вы продолжительное время чувствуете озноб, нужно выйти из воды и сделать короткую, но энергичную пробежку по берегу, насухо обтереться полотенцем и после этого можно загорать. Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечет за собой остановку дыхания. Такие же последствия может иметь купание в нетрезвом виде.

       При купании надо стараться не заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться, как можно быстрее доплыть до берега.

       Не следует плавать на надувных предметах. Плавание на них опасно, а для человека, не умеющего плавать, часто заканчивается трагически.

       Важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность:

- шалости не должны переходить известных границ, так как они могут привести к трагическим последствиям;

- проводить игры следует на небольшой глубине;

- ни в коем случае нельзя подавать ложные сигналы бедствия, так как имитация несчастного случая может привести к тому, что окружающие, привыкшие к ложным сигналам, не придут на помощь к тому, кто в ней действительно будет нуждаться;

- нельзя оставлять у воды младших братьев и сестер.

       Нужно внимательно и бережно относиться к товарищу, не терять его из виду и приходить к нему на помощь. Необходимо помнить, что соблюдение мер предосторожности – главное условие безопасности на воде.