Рабочая программа по учебной дисциплине ОБЖ специальность Туризм
рабочая программа по обж (10 класс)

Баканин Юрий Николаевич

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Баканин ЮН rp_obzh_-_tr419_.docx67.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора № 01-7/125-1

от «4»сентября 2019г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для профессиональных образовательных организаций

Уровень основной базовый

Код, специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Форма обучения очная

Профиль обучения социально-экономический

Срок обучения 2 года и 10 мес.

Улан-Удэ, 2019

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:

1) ФГОС СОО по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413.

2) ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.05.2014 г. № 539

3) Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций (примерная). – М.: 2015.

           Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии ЕН от «2» сентября 2019 г., протокол № 1

            Председатель ЦК ЕН:                       ________________ /Е.О.Истомина/

                     Согласовано:

            Заместитель директора по УПР      _________________ /Т.Ю.Гужвина/                                              

 

             Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский колледж туризма и сервиса»

             Разработчик:

Ю.Н.Баканин, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ «БКТиС» _______ 

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам. директора по УПР

_______________/Гужвина Т.Ю.                                                          «__»__________ ____ г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в____________ учебном году на заседании ЦК ЕН

Протокол от «__»__________ ____ г.

Председатель ЦК ЕН _____________ /Е.О.Истомина/

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                           стр.

1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

4

2. Содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

8

3. Тематическое планирование

15

4. Источники информации

22

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

ЛК 1. Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

ЛК 2. Готовность к служению Отечеству, его защите;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

ЛК 3. Исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

ЛК 4. Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

ЛК 5. Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

метапредметных:

МК 1. Владение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

МК 2. Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

МК 3. Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

МК 4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

МК 5. Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

МК 6. Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

МК 7. Умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

МК 8. Умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

МК 0. Умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

МК 10. Умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

МК 11. Знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

МК 12. Локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

МК 13. Формирование установки на здоровый образ жизни;

МК 14. Развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

предметных:

ПК 1. Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

ПК 2. Знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

ПК 3. Сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

ПК 4. Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

ПК 5. Знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

ПК 6. Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,

ПК 7. Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

ПК 8. Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

ПК 9. Умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

ПК 10. Знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

ПК 11. Знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

ПК 12. Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;

общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Общие принципы и правила адаптации студентов имеющих ОВЗ и инвалидность:

1. Индивидуальный подход к каждому студенту.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность студентов, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому студенту, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Введение

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности - современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении специальности СПО.

  1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
  1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
  2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.
  1.  Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.
  2.  Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

  1. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
  2.  Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие. Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.
  3.  Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».

Практические занятия:

1. Факторы, разрушающие здоровье, вредные привычки.

  1. Государственная система обеспечения безопасности населения
  1.  Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  2.  Характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
  3.  Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
  4.  Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны; основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
  5.  Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
  6.  Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
  7.  Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
  8.  Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
  9.  Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
  10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Практические занятия:

1. Характеристики ЧС природного и техногенного характера, модели поведения в них.

2. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС природного и техногенного характера.

3. Индивидуальные средства защиты, правила пользования ими.

  1. Основы обороны государства и воинская обязанность
  1. История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
  2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-Космические Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Другие войска: Национальная Гвардия Российской Федерации, пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.

  1. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
  2. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военноприкладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
  3.  Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
  4.  Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
  5.  Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождении альтернативной гражданской службы, требования  предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
  6.  Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
  7.  Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права.
  8. Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
  9. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России - дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.
  10. Ритуалы ВС РФ. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Практические занятия:

1. Памяти поколений – дни воинской славы России.

2. Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия.

3. Огневая подготовка.

  1. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи
  1.  Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
  2.  Понятие и виды травм. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.
  3.  Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.
  4.  Первая помощь при наружных кровотечениях. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.
  5.  Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.
  6.  Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.
  7.  Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из дыхательных путей.
  8.  Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.
  9.  Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
  10. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.
  11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенность питания и образа жизни беременной женщины.
  12. Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.

Практические занятия:

1.     Изучение СМС: перевязочный материал, дезинфицирующие средства, лекарства

2.    ПМП при ранениях, кровотечениях, наложение повязок

3.    ПМП при переломах, ушибах, сотрясении головного мозга, СДС.

4.    ПМП при внезапном прекращении сердечной деятельности и остановке дыхания.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по ППССЗ составляет:

максимальная учебная нагрузка обучающихся – 105 часов, из них:

- аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия - 70 час.;

- внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 35 час.

Структура тематического плана

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

70

в том числе:

лабораторные занятия (не предусмотрено)

-

практические занятия

20

Внеаудиторная самостоятельная работа

35

в том числе:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- подготовка презентаций

- подготовка сообщений

- заполнение таблиц

21

12

2

Всего

105

Промежуточная аттестация в форме   экзамена

Тематический план

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение в дисциплину 

Содержание учебного материала

2

1

Цели и задачи дисциплины.

2

2

Основные теоретические положения и понятия

2

Лабораторные работы

-

Практическое  занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья  

15

Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни

Содержание учебного материала

4

1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

2

2

Культура питания

2

3

Биологические ритмы и их влияние на здоровье. Режим труда и отдыха

2

4

Двигательная активность и закаливание организма

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие: «Факторы, разрушающие здоровье, вредные привычки»

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа:

Подготовить презентацию: «Здоровье и здоровый образ жизни»

3

Тема 1.2. Репродуктивное здоровье. Социальная роль женщины.

Содержание учебного материала

2

1

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества

2

2

Социальная роль женщины в современном обществе

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Подготовить сообщение:

«Социальная роль женщины в современном обществе»

1

Тема 1.3. Правовые основы взаимоотношения полов

Содержание учебного материала

2

1

Семейный кодекс Российской Федерации. Условия и порядок заключения брака

2

2

Права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

 Подготовить сообщение: «Правовые основы взаимоотношения полов»

1

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения

33

Тема 2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций, характеристики ЧС мирного и военного времени

Содержание учебного материала

4

1

Чрезвычайные ситуации: общие понятия и определения, их классификация

2

2

Характеристика ЧС природного характера, модели поведения в ЧС

2

3

Характеристика ЧС техногенного характера, модели поведения в ЧС

2

4

Современные средства поражения и защита от них

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие:

Характеристики ЧС природного и техногенного характера, модели поведения в них.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

1. Подготовить сообщение: «Чрезвычайные ситуации в Бурятии»

2. Подготовить презентацию: «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»

2

2

Тема 2.2. Организация защиты населения в ЧС

Содержание учебного материала

2

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: структура, назначение и задачи

2

2

Гражданская оборона: структура, назначение и задачи

2

Лабораторные работы  

-

Практические занятия:

1. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС природного и техногенного характера.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение:  «Гражданская оборона: структура, назначение и задачи»

1

Тема 2.3. Мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени

Содержание учебного материала

8

1

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.  

3

2

Эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях

2

3

Защитные сооружения гражданской обороны.

2

4

Индивидуальные средства защиты населения

3

5

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС, санитарная обработка населения

2

6

Обучение населения защите в чрезвычайных ситуациях

2

Лабораторные работы  

-

Практические занятия:

1. Индивидуальные средства защиты, правила пользования ими.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Заполнить таблицу: «Средства индивидуальной защиты»

Подготовить презентацию:

«Мероприятия ГО по защите населения от ЧС»

1

3

Тема 2.4. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

Содержание учебного материала

2

1

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

2

2

Действия населения при обращении к службам экстренной помощи

2

3

Организация гражданской обороны

4

Правила безопасного поведения при теракте и захвате в заложники

Лабораторные работы

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Подготовить презентацию: «Организация гражданской обороны»

2

Раздел 3. Основы обороны и воинская обязанность

27

Тема 3.1. История создания и развития Вооруженных сил России

Содержание учебного материала

2

1

История ВС России.

2

2

Необходимость проведения  реформ в Вооруженных силах России

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие:

  1. Памяти поколений – дни воинской славы России

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение: «Памятные даты, дни воинской славы России»

2

Тема 3.2. Основы обороны государства

Содержание учебного материала

2

1

Военная организация Российской Федерации

1

2

Организационная структура ВС РФ, их функции и задачи

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Подготовить презентацию: «Основы обороны государства»

1

Тема 3.3. Воинская обязанность и основы военной службы

Содержание учебного материала

6

1

Правовые основы военной службы.

1

2

Призыв на военную службу, воинский учет.

2

3

Прохождение военной службы по призыву и по контракту.

2

4

Воинская дисциплина и ответственность

2

5

Международное гуманитарное право

1

6

Альтернативная гражданская служба

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

  1. Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия.
  2. Огневая подготовка.

2

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Заполнить таблицу: «Основы военной службы»

Подготовить презентацию: «Воинская дисциплина»

Подготовить презентацию: «Воинские звания»

2

2

1

Тема 3.4. Боевые традиции ВС РФ и символы воинской чести

Содержание учебного материала

2

1

Качества личности военнослужащего, как защитника Отечества

2

2

Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества воина ВС России

2

Лабораторные работы

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Подготовить презентацию: «Основы обороны государства и символы воинской чести»

1

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

28

Тема 4.1. Основы анатомии и физиология человека

Содержание учебного материала

2

1

Структура организма: клетки, ткани, органы.

2

2

Органы, системы органов, организм как единое целое

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Подготовить презентацию: «Структура организма: клетки, ткани, органы»

2

Тема 4.2. Правила оказания первой медицинской помощи

 

Содержание учебного материала

6

1

Общие правила оказания первой медицинской помощи

3

2

Изучение СМС: перевязочный материал, дезинфицирующие средства, лекарства

3

Первая помощь при ожогах, отморожениях, тепловом ударе.

3

4

Первая помощь при поражении электрическим током

3

5

Первая помощь при отравлениях

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1. ПМП при ранениях, кровотечениях, наложение повязок

2. ПМП при переломах, ушибах, сотрясении головного мозга, СДС.

3. ПМП при внезапном прекращении сердечной деятельности и остановке дыхания

2

2

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Подготовить презентацию: «Правила оказания первой медицинской

помощи»

Подготовить сообщение: «Первая помощь при отравлениях»

3

3

Тема 4.3. Инфекционные заболевания и их профилактика

Содержание учебного материала

2

1

Инфекционные заболевания и их классификация, пути и механизмы передачи инфекции. Инфекции, передаваемые половым путем

2

2

Понятие об иммунитете и профилактических прививках. Профилактика инфекционных заболеваний.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение: «Основные инфекционные заболевания и их профилактика»

1

Тема 4.4. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

Содержание учебного материала

2

1

Здоровье родителей. Здоровье будущего ребенка.

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие:

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение: «Здоровье родителей, здоровье будущего ребенка»

1

Тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся на курсовой работой (проектом)

-

Всего:

105

4. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Для обучающихся

Основные источники:

1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для среднего проф. образования [Электронный ресурс] / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 9-ое стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.

Дополнительные источники:

1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для учреждений нач. проф. образования. [Электронный ресурс] / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 144 с.

2. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Электронный ресурс] / Ю.Г. Сапронов. – 5-е изд., стер. – М., Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.  

3. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: Учеб. пособие [Электронный ресурс] / Под общей ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. – 2-е изд.  испр.  и доп. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 396 с.

Для преподавателей

  1. Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 462 с.: ил. - (Учебник для вузов).
  3. Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
  4. Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум. Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование).
  5. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека учителя).
  6. Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
  7. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование).
  8. Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся. 10-11 классы: Методическое пособие / Волокитин А.А., Грачев Н.И., Жильцов В.А. и др. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2009. - 254 с. - (Библиотека учителя).
  9. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 классы / Под ред. А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, - М.: Просвещение, 2010. - 160 с. - (Академический школьный учебник).
  10. Назарова Е. Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2013
  11. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ: ред. 2013 г.- Ростов-на Дону, 2013

Справочники, энциклопедии

  1. Изотова М.А., Царева Т.Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России.- М.: 2008.
  2. Каменев А.И. Энциклопедия русского офицера. - М.: 2008.

Интернет - ресурсы

  1. www.mchs.gov.ru - сайт МЧС РФ.
  2. www.mvd.ru - сайт МВД РФ.
  3. www.mil.ru - сайт Минобороны.
  4. www.fsb.ru - сайт ФСБ РФ.
  5. dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.
  6. www.booksgid.com - Вооk Gid. Электронная библиотека.
  7. ru.book - Электронная библиотечная система
  8. window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  9. www.iprbookshop.ru - Электронно-библиотечная система IPRbooks
  10. http://simvolika.rsl.ru- Государственные символы России. История и реальность
  11. http://militera.lib.ru - Военная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотации рабочих программ общепрофессиональных учебных дисциплин по специальностям

Аннотации рабочих программ общепрофессиональных учебных дисциплин СПО: "Естествознание" - специальность 43.02.11 "Гостиничный сервис", "Физика" - специальность 090203 "Программирование в компьютерных ...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий Для преподавателей литер...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы Для преподавателей литературы...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10  Туризм...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины История специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины История специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Право специальность 43.02.10 Туризм (2 курс)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Право специальность 43.02.10 Туризм (2 курс)...