Криминогенная опасность. Преступление.
план-конспект занятия по обж (11 класс)

Лидия Олеговна Форосенко

Преступление. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ. СФЕРЫ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prestuplenie.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Преступление – всегда проявление в поведении тех или иных особенностей личностной позиции, ее свойств, связанных с дисгармоничностью, деформацией или деградацией потребностей, ценностных ориентаций. Во взаимодействии с внешней средой эти свойства личности определяют мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию целей и способа преступного посягательства. В свою очередь криминогенные особенности личности не проявляются в готовом виде, а представляют собой результат достаточно длительного процесса ее искаженного развития в неблагоприятной среде.

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Каждый человеческий акт (поступок-действие) связан с удовлетворением какой-либо испытываемой лицом потребности. По своему социальному значению и содержанию потребности бывают:

– жизненно – необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, кров, самозащита и др.);

– нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, самовыражение, деловая активность и пр.);

– деформированные, когда искажаются нормальные потребности (например, деловая активность с целью хищения чужой собственности);

– извращенные, антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности.

В определенный период времени индивид от ощущения потребности до мотивации того или иного поведенческого акта делает выбор:

– удовлетворить свои потребности и интересы или воздержаться;

– каким путем их удовлетворить, и какими средствами.

Подобный выбор зависит от ряда объективных обстоятельств:

– от наличия возможностей, для удовлетворения испытываемой потребности;

– от морально-нравственных качеств индивида, которые играют решающую роль в выборе варианта поведения.

В большинстве случаев преступное деяние связано не с содержанием потребностей, а с характером, способом их удовлетворения.

Следовательно, конкретное преступление представляет собой акт сознательной, волевой человеческой деятельности, в ходе которой конкретное лицо стремиться удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам.

Преступное посягательство является результатом негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием внешних по отношению к человеку факторов среды и конкретных жизненных обстоятельств, образующих ситуацию совершения преступления.

Поэтому под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний личности, детерминирующих решение совершить уголовное деяние, направляющих и контролирующих ее поведение.

Следовательно, при совершении конкретного умышленного деяния вначале возникает мотивация, затем преступление планируется и в конечном итоге исполняется. Таким образом, в механизм индивидуального преступного поведения входят:

– внутренняя сфера личности, включающая негативные нравственно-психологические особенности личности – субъекта будущего преступления (они детерминируют все звенья механизма);

– социальные явления и процессы (например, неблагоприятные социальные условия жизни), обусловившие формирование этих свойств;

– благоприятные для реализации преступного замысла условия (обстоятельства, являющиеся недостающим элементом для выполнения заду манного);

– ситуация совершения преступления: место, где встретились лицо и необходимые обстоятельства (соединились причины и условия).

Центральным звеном в этой цепочке являетсямотив.

Мотивация – внутренний элемент механизма совершения преступления, вырабатывание решимости совершения преступления. Мотив – внутреннее побуждение к совершению преступления. В роли мотива могут выступать:

– потребности (извращенные, гипертрофированные);

– фрустрация (сильно переживаемая эмоция, страх что-то потерять; ожидание каких-либо негативных событий);

– чувства (тщеславие, гнев, зависть, месть, ревность и др.).

Мотивация преступного поведения (как и мотивация, вообще) несет определенную функциональную нагрузку и вместе с тем имеет типизированное сущностное содержание.

Мотивация выполняет ряд функций:

1) отражательную (это специфическая форма субъективного отражения криминогенных явлений и в первую очередь – негативных условий формирования личности);

2) побудительную (выступающую в роли непосредственно толчкового (побудительного) компонента преступного поведения, выраженного в конкретном мотиве и конкретной цели);

3) регулятивную (то есть контролирующую, функцию самоконтроля).

Конкретная направленность преступной мотивации может быть существенно различной, но в любом случае она отражает (и выражает) пренебрежение субъекта к интересам личности и общества в целом.

С учетом ее характера и содержания выделяется мотивация, отражающая:

1) негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности (жизни, здоровью, телесной и имущественной неприкосновенности, чести, достоинству и т.п.);

2) корыстно-собственнические тенденции, материально-корыстную заинтересованность в виде имущественной выгоды;

3) индивидуалистическо-пренебрежительное отношение к различным социальным институтам и требованиям, своим гражданским, семейным и прочим обязанностям;

4) легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к этим же институтам, требованиям и обязанностям.

В большей или меньшей степени (независимо от того, какой характер мотивации типичен для того или иного индивида) особенностями мотивационной сферы лиц, совершивших преступление, являются:

1) антисоциальность мотивов, большей частью проявляющуюся в узколичностных побуждениях субъекта;

2) преобладание материальных и естественных побуждений над духовными;

3) доминирование побуждений (например, влечений), а не долга;

4) господство побуждений с ближайшими целями, а не с более отдаленными и жизненно важными перспективами (правда, для определенных категорий корыстных преступников, субъектов крупномасштабных завладений приватизированной собственностью, мошенников типа Мавроди и др. это суждение не всегда справедливо);

5) низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей нашего общества.

Отсюда психологический механизм преступления это:

1. Формирование и актуализация потребности или другого детерминанта.

2. Возникновение и становление конкретного мотива.

3. Целеобразование или выбор цели.

4. Выбор путей, средств, способов достижения цели.

5. Прогнозирование возможных действий, желательных и нежелательных последствий, в том числе и возможного уголовного наказания.

6. Принятие решения действовать.

7. Осуществление контроля и коррекции действий.

8. Анализ наступивших последствий, сравнение достигнутого результата с желаемым.

9. Выработка защитного мотива.

Доминирующая направленность определяет всю психологическую деятельность личности. Так, антиобщественная направленность личности преступника выражается:

– в нежелании соблюдать общественный порядок;

– в неуважении к правам и свободам личности;

– в нежелании выполнять конституционные обязанности;

– непризнании неприкосновенности чужой собственности и пр., т.е. в отрицательном отношении к людям и обществу.

Исходя из антиобщественной направленности личности, можно выделить различные виды готовности к преступлению:

По содержанию:

– вынужденная (например, совершение кражи из-за нужды);

– ситуативная (например, совершение кражи из незакрытого автомобиля);

– стратегическая (например, причинения вреда здравью из хулиганских побуждений).

По степени широты и универсальности:

– готовность к любому преступлению (универсальная);

–готовность к преступлению определенного типа (корыстного, насильственного – специализированная);

– единичная готовность (лишь к конкретному преступлению при определенных обстоятельствах).

По степени устойчивости готовности:

– устойчивая;

– неустойчивая.

Негативные, антиобщественные установки появляются не сами по себе: они социальны по своему происхождению. Их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей его средой. На этом этапе жизненного пути закладывается фундамент будущего преступного поведения.

 

СФЕРЫ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

На конкретную личность воздействуют и проявляются в конечном итоге в причинах индивидуального преступного поведения факторы социальной среды как на макро -, так и на микроуровнях, тем более что различия между ними относительны: то, что для одного индивида составляет круг его постоянного и непосредственного общения (микросреда), для другого – есть обстоятельства макросреды.

Основной составляющей микросреды, наиболее активно влияющей на формирование личности, является:

1. Семья – связь недостатков семейного воспитания и правонарушающего поведения не только несовершеннолетних, но и взрослых лиц (т.е. на этапах более отдаленных от детского и юношеского возраста) прослеживается и в многочисленных исследованиях, и в правоохранительной практике:

– семьи с низким материальным достатком, которые не в состоянии обеспечить надлежащий уровень образования детей, организовать полноценный досуг, проявлять постоянную и необходимую заботу об их физическом и нравственном здоровье;

– семьи с одним родителям, в которых несовершеннолетние члены семьи предоставлены сами себе: побеги из дома, совершение правонарушений и пр.;

– семьи, в которых имеются недостатки в воспитательном процессе: балование детей и потакание их капризам, потворство отрицательным чертам, неумеренное удовлетворение материальных потребностей и т.д.;

– семьи, в которых культивируются антиобщественные нравы и привычки в форме соответствующих нравственных оценок, высказываний, симпатий и антипатий и пр.;

– семьи с сильным криминогенным прессом в виде алкоголизма, наркомании, бытового воровства, драк, скандалов, развратного поведения родителей;

– семьи, в которых родители или родственники вовлекают других членов семьи в антиобщественную или преступную деятельность: пьянство, попрошайничество, проституцию и т.д.

2. Влияние ближайшего бытового окружения: друзья, знакомые, соседи и компании, с которыми субъект контактирует постоянно и непосредственно.

3. Общественное воспитание – это целенаправленное формирующее воздействие на личность вне семейной среды: в дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах, училищах, секциях и кружках и др.

К криминологически значимым недостаткам общественных воспитательных институтов исследователи относят следующие:

– недостаточное знание индивидуальных особенностей личности и неполный их учет в процессе педагогического воздействия;

– педагогические ошибки в выборе форм и методов воспитания и отсутствие индивидуального подхода в воспитании;

– неблагоприятные отношения трудных детей и подростков со сверстниками и недостатки оказания помощи в их нормализации;

– незнание источников отрицательного влияния на воспитуемых и отсутствие полной информации о правонарушающем поведении;

– подмена воспитательного воздействия голым администрированием.

4. Недостатки в организации досуговой сферы, связанной с местами отдыха, возможностью участия в секциях, кружках, посещением культурно-массовых мероприятий и т.д.

К другим сферам неблагоприятного формирования личности относятся:

– криминогенная роль средств массовой информации: пропаганда культа насилия, аморализма, иных социальных девиаций;

– разрушение идеалов, традиционализма в семье быту и других сферах нравственного формирования личности;

– неблагоприятное воздействие на личность со стороны криминальной среды, негативное влияние криминальной субкультуры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отрицательные особенности личности, сложившиеся под воздействием неблагоприятных условий ее формирования, приводят к совершению преступления, т.е. создают и обусловливают в той или иной мере криминогенную ситуацию.

Негативные, антиобщественные установки социальны по своему происхождению и их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей его средой.

На этом этапе жизненного пути закладывается фундамент будущего преступного поведения, и этого момента возникает для каждого конкретного индивидуума криминологическая ситуация, которая включает все этапы преступного механизма:

1) формирование личности преступника с определенными нравственно-психологическими деформациями;

2) жизненную ситуацию, в которой формируется конкретное намерение совершить преступление;

3) обстановку, способствующую совершению преступления (в широком смысле все это - предкриминальная обстановка);

4) само преступление.

Криминогенная ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, которые воздействуют на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливают его намерение и решимость совершить действие, образующее умышленное преступление или приводящее к преступлению по неосторожности.

Конкретная жизненная ситуация, имея объективное и субъективно содержание, является частью социальной среды. Если неблагоприятные условия оказывают влияние на личность продолжительный период времени, то ситуация взаимодействует с личностью в короткий момент непосредственно перед совершением преступления. Она действует как сил подталкивающая человека к совершению преступления, подсказывающая ему место и время преступного действия, которого до этого недоставало.

Классификация КС:

1. По порядку образования:

а) людьми;

б) неблагоприятным стечением обстоятельств либо вызванные естественными силами природы.

2. По субъекту:

а) преступником;

б) обоюдными действиями (преступника и жертвы);

в) жертвой преступления (правомерными, неправомерными и аморальными действиями).

3. По содержанию:

а) проблемные ситуации;

б) конфликтные ситуации;

в) экстремальные ситуации.

4. По пространственной распространенности:

а) распространяются на обширную территорию (общие);

б) концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные).

5. По уровню действия:

а) затрагивают только данное лицо;

б) касаются многих лиц.

6. По характеру воздействия на виновного:

а) провоцирующие;

б) сопутствующие;

в) соблазняющие;

г) разряжающие;

д) затрудняющие.

6. По источнику возникновения:

1. Связанные с личностью субъекта и его деятельностью:

– заранее создаваемые преступником (например, внедрение в охрану предприятия соучастника);

– непреднамеренно создаваемые им же (доведение себя до состояния алкогольного, наркотического опьянения).

2. Складывающиеся независимо от субъекта:

– возникшие в результате правонарушающих или аморальных действии других лиц;

– возникшие в результате легкомысленного, непредусмотрительного поведения будущих потерпевших, третьих лиц (оставление вещей малознакомым людям на вокзале, аэропорту).

3. Смешанные, т.е. возникшие в результате, как действий лица, так и других обстоятельств:

– созданные длительным пребыванием лица в неблагоприятных условиях жизни и деятельности, либо краткосрочным стечением интенсивно выраженных неблагоприятных личных и семенных обстоятельств (длительный семейный, производственный конфликт);

– возникшие в результате экстремальных состояний личности из-за болезни, усталости, а также из-за влияния неблагоприятных метеорологических условий;

– вызванные стихийными силами (разрушение хранилищ при землетрясении, наводнении).

7. По периоду существования:

– разовая или краткая;

– относительно длящаяся или длящаяся.

8. По степени внезапности возникновения:

– неожиданная,

– неоднократно либо постоянно наблюдаемая преступником.

Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием виновным зависит от:

а) нравственных свойств виновного;

б) его психофизических особенностей и состояний;

в) внешних (внеличностных) обстоятельств.

Личность и поведение потерпевшего могут играть достаточно существенную роль в мотивации преступного поведения.

По выборочным данным, конкретное преступление связано с личностью и поведением потерпевших в 2-3 случаях бытового насильственного преступления, в каждом 3-м случае изнасилования, в 2-х случаях из 5, при совершении автотранспортных происшествий, в 8-ми из 10 – при совершении мошеннических посягательств.

Роль личности и поведения потерпевшего при этом может быть производной от следующих факторов:

– особенностей его состояния (усталость, опьянение);

– состояния физического (дефекты органов чувств и др.) и психического здоровья (наличие душевной болезни);

– действий, носящих противоправный или иной антиобщественный или легкомысленный характер.

В ряде случаев жертва вообще не является элементом ситуации или фактически отсутствует (кража из квартиры, угон автомобиля).

Виктимность может быть виновной и невиновной. Так, алчный человек и азартный человек, предрасположены стать жертвой мошенника, равно как и кассир в сберкассе жертвой ограбления, но только в связи с выполняемой работой.

В условиях предопределенных отношений между преступником и жертвой совершается значительная часть тяжких насильственных преступлений, а также и корыстных, как, например, мошенничество.

Случайные взаимоотношения между преступником и жертвой возникают независимо от них. Здесь поведение жертвы обычно нейтрально и типично для неосторожных преступлений.

В связи с вышесказанным есть основания выделить следующие виды поведения жертвы:

1) негативное, т.е. так или иначе провоцирующее преступление или создающее для него объективно способствующую ситуацию;

2) положительное, выражающееся в противодействии преступнику, выполнении общественного долга и др.;

3) нейтральное, которое никак не способствовало совершению деяния.

Криминологическая значимость виктимного поведения, достаточно характерная для многих жертв преступлений, позволяет дать им определенную классификацию.

По признаку отношения к преступнику всех жертв можно разделить:

а) родственники и члены семьи (юридические и фактические супруги);

б) соседи, проживающие на одной лестничной площадке, в одном доме, а также те, которые живут рядом в деревнях или близко в города, если они знают друг друга;

в) лица, которые работали вместе с преступником или были как-то связаны совместной общественной, политической или иной деятельностью;

г) проводившие вместе с посягателем досуг;

д) потерпевшие, которые находились с преступником в товарищеских или любовных отношениях;

е) люди, которые были лишь знакомы с преступником (в том числе совсем недавно), но их не связывали товарищеские, деловые, любовные (эротические) или иные отношения;

ж) жертвы, которых преступник (иногда с соучастниками) выслеживает для последующего нападения, иногда с целью ограбления или изнасилования, связанных с убийством, в других случаях это может быть «заказное» убийство;

з) совершенно случайные люди, в их числе могут быть жертвы разбоев, когда, например, нападают ночью на первого встречного.

В зависимости от поведения жертвы делятся на:

1. Агрессивные потерпевшие сами провоцируют драки и другие конфликты своими действиями и высказываниями, в которых явно выражен вызов.

2. Рискующие жертвы сами стараются попасть в опасные для себя ситуации, от которых они либо испытывают острые ощущения или, таким образом, стараются покончить жизнь самоубийством.

3. Беспомощные жертвы – это те жертвы убийства, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут оказать никакого сопротивления преступнику: дети, пожилые люди; лица с психическими аномалиями.

4. Инициативные жертвы, поведение которых носит положительный характер, но приводит к причинению им вреда.

5. Некритичные жертвы, для которых характерны неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации.

6. Нейтральные жертвы – это те, кто никак не способствовал совершению против них преступления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знания, полученные при уяснении механизма индивидуального преступного поведения, имеют существенное практическое значение. Они позволяют получить информацию, необходимую для проведения целенаправленной профилактической работы, включая воздействие на среду и личность правонарушителя. Подобную информацию можно использовать и в целях раскрытия преступления, поскольку определенные типичные обстоятельства формирования преступного намерения, механизма совершения преступления дают возможность выдвигать обоснованные предположения о мотивах совершенного преступления, особенностях личности преступника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

сценарий урока "Опасные ситуации криминогенного характера"

правила безопасного поведения в местах массового скопления людей...

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Терроризм и экстремизм - чрезвычайные опасности для общества и государства. ЧС – социального характера.

Представлено учебное занятие, которое рассматривается в разделе "Основы безопасности личности, общества, государства", где используются различные приемы, формы и методы....

Презентация "Преступление и уголовная ответственность несовершеннолетних" к уроку в 9 классе по ОБЖ к разделу "Безопасное поведение в криминогенных ситуациях"

Материал презинтации поднимает перед учащимися  следующие проблеиы: уголовная и административная ответственность несовершеннолетних и современное законодательство. Молодёжь и закон. Пон...

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...

Криминогенная опасность

Урок по криминогенной опасности в городе. Правила поведения в общественных местах....