Главные вкладки

    Ошибки в преподавании ПДД
    статья по обж

    Ольга Михайловна Михеева

    Какими бы востребованными, удачными и яркими не были учебные пособия по обучению детей безопасному поведению на дорогах, в большинстве своем они содержат ошибки в трактовании терминов Правил дорожного движения. Эта статья подготовлена именно для педагогов о корректном использовании терминов ПДД при проведении занятий с детьми по безопасности дорожного движения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oshibki_v_prepodavanii_pdd.docx22.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ошибки в преподавании ПДД

    Светофор. Светофор регулирует движение пешеходов и всех транспортных средств. На уроках, посвященных теме «Светофор», следует рассказать о разных типах светофоров, но особое внимание нужно уделить тем светофорам, сигналам которых должны подчиняться пешеходы. Это два типа светофоров — пешеходный светофор с сигналами красного и зеленого цветов и трех секционный транспортный светофор с сигналами красного, желтого и зеленого цветов, которым пешеходы и должны руководствоваться (см. п. 4.4 ПДЦ). Следует еще раз особо подчеркнуть, что сигналы транспортных светофоров не распространяются на пешеходов. Пешеходы должны руководствоваться только сигналами пешеходных светофоров, независимо от других одновременно работающих сигналов, и лишь при отсутствии пешеходных светофоров — только сигналами трех секционного транспортного светофора. Из года в год на уроках ПДД детям закладывается устаревшая установка, которой нет в правилах дорожного движения: Красный — «стой». Желтый — «приготовься». Зеленый — «иди». Кроме уже сказанного о сигналах транспортного светофора, следует иметь в виду еще и следующее: «Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает. И вскоре будет включен запрещающий сигнал» (п. 6.2 ПДД). Однако пользоваться разрешением движения по зеленому мигающему сигналу пешеходам при переходе дороги опасно, тем более детям. Этим разрешением допустимо воспользоваться, если пешеход видел, когда зеленый сигнал начал мигать, и уверен, что ширина проезжей части такова, что он успеет спокойно пересечь ее до включения запрещающего сигнала. Детям не следует давать такую рекомендацию! Будет правильным объяснить им, почему опасно переходить дорогу по зеленому мигающему сигналу и дать установку не начинать переход дороги по этому сигналу! Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение пешеходов и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала (п. 6.2 ПДД). Следует разъяснять детям опасность перехода дороги по этому сигналу, потому что в этот момент слева и справа могут двигаться транспортные средства, спешащие закончить движение до включения для них запрещающего сигнала.

    Регулировщик. Дорожное движение сейчас невозможно представить без светофора, но даже самые современные системы светофорного регулирования иногда не в состоянии справиться с управлением движением. Тогда, в некоторых конкретных случаях, возникает необходимость непосредственного вмешательства человека в регулирование движением, и на смену светофору приходит регулировщик, сигналы которого обязательны для всех участников движения. «Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки» (п. 6.15 ПДД). К сожалению, не все учителя знакомы с положениями ПДД, относящимися к регулировщику, или, что бывает чаще, не придают им должного значения, почему-то считая их архаичными. Что касается соответствия значений сигналов регулировщика значениям сигналов светофора, то его тоже не существует! Возьмем самый распространенный пример, приводимый в книгах, о якобы имеющемся соответствии сигнала регулировщика со стороны его левого или правого бока с вытянутыми в стороны или опущенными руками зеленому сигналу светофора. Этот сигнал регулировщика разрешает движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть (см. п. 6.10 ПДЦ). В то время, как зеленый сигнал светофора разрешает движение трамваю прямо, направо и налево, безрельсовым транспортным средствам — прямо, направо, налево и в обратном направлении, пешеходам разрешено переходить проезжую часть. Так о каком соответствии сигналов регулировщика сигналам светофора может идти речь?

    Пешеходный переход. Одна из сложнейших тем для объяснения и восприятия детьми является тема «Пешеходный переход». В первую очередь на уроке необходимо дать четкое определение, что такое пешеходный переход. ПДД (п. 1.2) дают следующее определение: «Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенной знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 или 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2. Обращаем внимание учителей на то, что применение дорожных знаков и дорожной разметки для обозначения пешеходных переходов весьма разнообразно, имеет несколько вариантов. Рекомендуем ознакомиться с ними в «Правилах применения технических средств организации дорожного движения (ГОСТ 23457-86)» пункты 2.6.22 и 3.2.17 или в комментарии к ПДЦ 2001 г. 0 правилах перехода дороги (пересечение проезжей части) Основные требования к пешеходам при переходе дороги изложены в ПДД. «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе, по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны» (п. 4.3 ПДД). «В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при отсутствии — транспортного светофора» (п. 4.4 ПДД). Эти требования надо выполнять неукоснительно, имея в виду, что это основные правила пересечения проезжей части при переходе дороги. Существует и ряд других правил. Часть из них изложены в тех же «ПДД РФ» (пп. 4.5—4.7), другие выработаны практикой, направлены на повышение безопасности пешеходов и не противоречат действующим правилам. В то же самое время существует ряд ошибочных стереотипных «правил», применение которых недопустимо, потому что они опасны. Например, применяемое на практике «правило» перехода «Посмотри налево, дойдя до середины, остановись, и посмотри направо», крайне ошибочно: поскольку не обеспечивает безопасность пешехода. Для устранения этой ошибки в первую очередь следует объяснить учащимся, что дороги бывают с двусторонним и односторонним движением.

    Дорога с двусторонним движением. На дороге с двусторонним движением транспортные средства движутся по проезжей части навстречу друг другу, придерживаясь правой стороны. Середину проезжей части определяет дорожная разметка — разделительная линия. Определения разделительной линии даны в пп. 1.1, 1.3 и 1.5 «Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ». Она может быть также условной, т. е. ненанесенной краской на проезжую часть. Кроме разделительной линии еще существует разделительная полоса. Часто считают, что разделительная линия и разделительная полоса — это одно и то же, но это ошибка. «Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов» (ПДД, п. 1.2). Имеющиеся кое-где на дорогах «островки», а также разделительные полосы или направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков (горизонтальная разметка 1.16.1 — 1.16.3) не дают никаких оснований, чтобы ориентировать учащихся на существование «островков безопасности» как элементов безопасности.

    Дорога с односторонним движением. На дороге с односторонним движением транспортные средства движутся в одном направлении, проезжая часть полностью по всей ширине используется для движения в каком-либо одном направлении (только налево или только направо). Из сказанного следует, что требования правил перехода дороги с односторонним движением и с двусторонним движением разные. Первостепенной задачей является объяснение и закрепление основного правила, необходимо при любом переходе проезжей части: «Обязательно остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик. Это необходимо, чтобы внимательно осмотреть проезжую часть и определить, какой является дорога — с двусторонним или односторонним движением».

    Пешеходные переходы на перекрестке. Перекресток — одно из самых опасных мест на дороге. Здесь пути движения транспортных средств пересекаются не только между собой, но и пересекают пути движения пешеходов. В первую очередь при объяснении темы «Перекресток» необходимо дать точное определение, что это такое. «Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий» (п. 1.2 ПДД). Затем следует ознакомить учащихся с разными типами перекрестков. «Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым...» (п. 13.3 ППД). При переходе дороги по пешеходному переходу, расположенному на перекрестке, пешеход всегда должен обращать внимание на сигналы, подаваемые при поворотах (световые указатели, соответствующего направления) транспортными средствами. Сигналы поворотов установлены по три с каждой стороны автомобиля. При повороте налево включается левый сигнал поворота. При повороте направо — правый сигнал поворота. При объяснении правил перехода на нерегулируемом перекрестке необходимо заострить внимание на том, что при переходе опасности могут возникать со всех сторон нерегулируемого перекрестка.

    Путь к маршрутному транспорту. Эта тема включает в себя правила безопасного поведения на остановках маршрутного транспорта во время посадки в транспорт, при поездках в нем и при высадке из него. Но, прежде чем стать пассажиром, каждый из нас является пешеходом, и по окончании поездки опять им становится. Большое внимание от пешехода требуется именно по пути на посадку в транспорт и после высадки из него, т.к. это связано, как правило, с пересечением проезжей части. Как раз в этих ситуациях чаще всего возникают конфликты между водителями и пешеходами, идущими к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него. Пешеходы считают, что водители, проезжающие мимо остановки маршрутного транспорта (например, трамвая), обязаны их, во что бы то ни стало, пропускать. При этом пешеходы не учитывают или не знают требования правил выходить на проезжую часть только после остановки маршрутного транспорта. Водители обязаны уступать пешеходам, идущим к стоящему маршрутному транспортному средству! И еще: после высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. Если маршрутное транспортное средство возобновило движение, то могут двигаться и транспортные средства, проезжающие мимо остановки. Все это достаточно четко оговорено в пп. 4.8 и 14.6 Правил дорожного движения, которые следует тщательно изучить с учащимися. Особое внимание следует обратить на безопасность пешехода после его высадки из транспорта при следовании на тротуар. Формула «Обходи трамвай спереди, а автобус (троллейбус) сзади» давным-давно не соответствует требованиям ПДД, отсутствует в них, а главное — очень опасна. Когда и для чего у пешехода может возникнуть необходимость в обходе трамвая или автобуса? Тогда, когда ему надо перейти на другую сторону дороги. Но порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году! Но и тогда обходить эти транспортные средства разрешалось только в установленных для пешехода местах! Чтобы не провоцировать детей на опасные ситуации (обход транспортных средств), настоятельно рекомендуем словосочетание «обход трамвая и других транспортных средств» вообще не употреблять.

    Дорожные знаки. Дорожные знаки (см. Приложение 1 к Правилам дорожного движения) являются техническими средствами организации дорожного движения (ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86). В этом своем значении дорожные знаки, безусловно, играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения. При этом следует помнить, что они главным образом предназначены для водителей транспортных средств. Конечно, было бы идеально, если бы все пешеходы знали ПДД, включая дорожные знаки, в том же объеме, как и водители. Но главная задача — это обучить детей быть грамотными пешеходами, владеющими навыками безопасного поведения на дороге. Знать значение дорожных знаков им, безусловно, надо. Но, прежде всего, это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов. Цель изучения знаков кратко может быть сформулирована так: ознакомить учащихся с назначением дорожных знаков как составной частью системы средств регулирования движением; сформировать знания, отражающие внешние отличительные особенности, функциональное назначение знаков всех семи групп; научить учащихся быстро и безошибочно ориентироваться в качестве пешехода по дорожным знакам в условиях, приближенных к реальной дорожной обстановке. На практике же учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обстановки. Все это лишь приводит к накоплению и запоминанию непонятной и ненужной информации, что не только бесполезно, а вредно, хотя бы потому, что дискредитирует правила. Да, игра — одна из основных форм обучения детей ПДД. Но игра должна быть познавательной, обучающей, ситуационной и обязательно имеющей конкретную задачу, работающую на безопасность. А какая польза, например, от игры, в которой детям предлагается собрать предварительно разрезанные на части дорожные знаки, и в которой победителем считается тот игрок, который это сделает быстрее других? Вне всякой связи с обучением безопасному поведению на дороге существуют книжки, стишки, спектакли, видеофильмы с «заманчивыми» названиями — «Тайны дорожных знаков», «В стране поющих знаков», «Отгадай знак» и т. п. Все это к настоящему обучению отношения не имеет и нужного влияния на поведение на дороге не оказывает. Влияние дорожных знаков на поведение на дороге зависит от специфических требований к поведению пешехода в конкретной обстановке. Существуют ведущий и сдерживающий принципы поведения пешехода. Ведущий принцип стимулирует правильные и соответствующие обстановке действия, а сдерживающий не допускает тех действий, которые не соответствуют обстановке. Дорожные знаки могут, согласно сдерживающему принципу, предупреждать неадаптированное поведение (например, знаки «Пешеходный переход», 1.20, и «Дети», 1.21) или могут способствовать адаптированному поведению (например, знаки «Пешеходная дорожка», 4.6 и «Пешеходный переход», 5.16.1—5.16.2). Путать эти знаки нельзя! Существует проблема привыкаемости к определенным дорожным знакам и их подсознательного или сознательного игнорирования. А начинается игнорирование уже в период обучения, если, например, отношение к знакам формируется как к неким игрушкам, которые что-то обозначают, и не более того. Существуют психологические требования к дорожным знакам, которые, во-первых, учитывают их восприятие и, во-вторых, влияние на дорожное поведение. Механическое заучивание названий знаков непродуктивно! Восприятие дорожных знаков во многом зависит от определенных графических решений и оформительского исполнения. Существенными критериями для оптимального восприятия являются контраст и рисунок. Поэтому следует избегать приблизительных, неточных изображений знаков. Учитель должен добиваться, чтобы учащиеся при самостоятельном изготовлении знаков стремились к точности их изображения. Цвета знаков (соответствие ГОСТу); их форма; соответствие высоты и ширины знака; соотношение размера знака и размера изображения символа внутри знака; соотношение между собой размеров знаков, относящихся к разным группам, — все это имеет важное значение! Дорожные знаки удобно использовать на уроках в качестве раздаточного материала. Но это обстоятельство не должно служить поводом чрезмерного увлечения знаками. Не надо гнаться за количеством «выученных» знаков. Главное — сформировать у учащихся представление о знаках, о котором говорилось выше, а количество изучаемых знаков будет им доступно по мере необходимости и в соответствии с расширением их знаний по ПДД от класса к классу.

    Дорожная разметка. Внимание к изучению дорожной разметки при обучении учащихся, как правило, неоправданно занижено. Между тем «Разметка» является одним из важнейших средств организации дорожного движения и в значительной мере влияет на безопасность движения» (Комментарий к ПДД РФ / Под общ. ред. генерал-лейтенанта В.А. Федорова. М.: За рулем, 2001. С. 242.). Решающими преимуществами разметки по сравнению со знаками следует считать следующие: дорожный знак (его содержание) не может восприниматься периферическим зрением и требует перенесения на него взгляда (в сторону знака). Разметку на проезжей части («зебра», «направляющие стрелы» и т. п.) водитель и пешеход тоже видят впереди себя, не отвлекаясь от дороги. В результате этого повышается не только надежность, но также и скорость восприятия всей информации. А это чрезвычайно важно для обеспечения безопасности! Линии дорожной разметки выполняют ориентирующую (прерывистые линии) или ограждающую (сплошные линии) функцию, а также информационную («зебра»). Таким образом, цель изучения разметки — ознакомить учащихся с ее назначением как составной частью системы средств регулирования, сформировать знания о назначении каждого вида разметки (линий, обозначений, надписей) и умения руководствоваться разметкой в различных условиях.

    Педагог-организатор РОЦ ПДДТТ и БДД                 Михеева О.М.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА"

    Статья содержит подробную информацию о приёмах ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

    Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

    Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

    Методический материал "Об основных ошибках в преподавании ПДД"

    Уровень детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) на протяжении многих десятилетий остается высоким. Примерно три четверти всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП)  с участием несовер...

    Типичные ошибки в преподавании ПДД для детей.

    Основные ошибки при преподавании правил дорожного движения для детей младшего школьного возраста....

    Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами .

    Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагател...

    Грамматические ошибки. Ошибки в употребление предлогов

    Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 5-7 классах...

    Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

    Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление....