Статья "Принципы построения современного курса ОБЖ"
статья по обж (10 класс)

В статье рассматриваются инновационые методики преподавания курса ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_uspehi.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы построения современного курса ОБЖ

Нынешние педагоги (и уж тем более ученики) затрудняются ответить, какими именно знаниями из сферы безопасности жизнедеятельности должен обладать выпускник. История предмета «ОБЖ» отсылает к концу Великой Отечественной войны, когда в школах ввели уроки военной подготовки. Со временем эти занятия трансформировались в известный сегодня предмет.

Уже изначально занятия по ОБЖ представляли собой смесь физкультуры, экологии, медицины и других дисциплин. Согласитесь, достаточно широкие области знаний — и объемы информации в них только растут (в геометрической прогрессии). При этом на ОБЖ большинство школ отводит 1 час в неделю (в отдельных гимназиях – 2 часа).

Авторы новой программы постарались сохранить преемственность популярного курса для 5-9 классов от заслуженного деятеля науки РФ Натальи Федоровны Виноградовой. При этом программа учитывает возраст и потребности выпускников. Например, дано много заданий для самоконтроля и четко прописаны критерии оценивания знаний, поскольку некоторые ученики 10-11 классов предпочитают изучать ОБЖ самостоятельно дома, а в школе готовиться к экзаменам. Структура УМК обеспечивает базовый уровень образования за 35 часов в год.

Помимо самого учебника, УМК включает в себя ЭФУ, а также бесплатные рабочую программу и методическое пособие.

Курс является авторским, при этом он содержит давно проверенные методики и охватывает привычные темы. Рассмотрим подробнее на примере нового УМК эффективный и актуальный подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности.

Цели преподавания ОБЖ

  • Передача знаний о стратегиях и тактиках обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  • Передача знаний о правах и обязанностях личности, гражданина и государства.
  • Формирование таких жизненно важных умений, как предвидение опасности, адекватная реакция на экстренные ситуации, использование ресурсов для устранения опасности.
  • Формирование бережного отношения к своему здоровью (здорового образа жизни / ЗОЖ).
  • Воспитание чувства причастности к сохранению безопасности в обществе, в государстве.
  • Формирование активной гражданской позиции для сохранения мира и правового поведения в конфликтах.
  • Воспитание ценностного отношения к жизни и к среде обитания.
  • Развитие духовных и физических качеств, таких как культурное поведение, самодисциплина.

Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. Учебник.

Учебник предназначен для осознанного формирования у обучающихся знаний и навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуааций и здорового образа жизни, основ медицинских знаний и оказания первой помощи, основ обороны государства воинской обязанности и военной службы. 

Принципы построения современного курса ОБЖ

  • Социогуманитарная направленность в связке с требованиями ФГОС.
  • Учет психофизиологических особенностей учеников и их социальных потребностей.
  • Преемственность методов на протяжении всего школьного обучения.
  • Серьезная научная теоретическая основа и ее неразрывная связь с практикой.
  • Системность в формировании представлений школьников об окружающей среде.
  • Демонстрация тесной связи основ безопасности жизнедеятельности с естественно-научным знанием.
  • Представление культуры как важной составляющей безопасности личности и общества.

Педагогическая модель АААА

Изучение каждой темы курса предполагает четыре важные составляющие. Они нужны для того, чтобы можно было индивидуализировать обучение в старших классах и сделать его более эффективным.

  • Актуализация эмоционально-оценочной деятельности ученика. Мотивация и саморегуляция достигаются за счет визуализации, анализа разных мнений, знакомства с разными источниками информации.
  • Актуализация когнитивной готовности школьника. Ученик определяет и принимает познавательную проблему, в которой нужно разобраться.
  • Актуализация движения по ИОМ. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается от незнания к знанию через создание теоретических моделей, квантирование и кодирование информации.
  • Актуализация регулятивных УУД. Ученик использует универсальные учебные действия (в том числе самоконтроль), чтобы получить возможный максимум предметной информации.

Метапредметные результаты на уроках ОБЖ

Кроме личностных качеств (они прописаны в целях) и непосредственно предметных знаний, современный курс ОБЖ должен развивать и метапредметные навыки. Рассмотрим, как это можно реализовать.

  • Познавательные и интеллектуальные умения: самостоятельная постановка проблемы (формулирование задачи), анализ опасных ситуаций, сравнение и обобщение последствий чрезвычайных ситуаций, поиск причинно-следственных связей, моделирование и планирование безопасного поведения, выбор ресурсов для обеспечения безопасности, поиск информации по неразрешенным проблемам во всех возможных источниках, применение теоретических знаний.
  • Коммуникативные умения: обсуждение вопросов безопасности с одноклассниками и педагогом, аргументирование своей точки зрения и принятие чужой точки зрения в общении, проба себя в различных социальных ролях в условиях обеспечения безопасности.
  • Регулятивные умения: построение ИОТ и управление своей деятельностью, ведение проектных и исследовательских работ, рефлексия для постановки новых учебных задач, практика в оказании первой помощи, соблюдение ЗОЖ, соблюдение психогигиены, соблюдение бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока

В материале изложены принципы системно - деятельностного подхода в современном обучении, его цели и задачи....

«СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОСТРАНСТВЕ ИННОВАЦИИ ФГОС»

«Стратегии  построения современного  урока иностранного  языка  в пространстве  инновации ФГОС»...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые тип...

Использование принципов построения современного урока на примере изучения темы "Проценты" в 5 классе

Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации "Развитие профессиональной компетенции педагога в условиях непрерывного образования". Построение современного урока в соответствии с Ф...

Статья: «Системно - деятельностный подход как основа построения современного урока»

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать...

Доклад на тему: Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью....

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...