Главные вкладки

    Чрезвычайные ситуации природного характера
    план-конспект занятия по обж (10 класс)

    Распопин Андрей Викторович

    Чрезвычайные ситуации природного характера

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chs_prirodnogo_haraktera.docx35.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преподаватель – организатор ОБЖ Распопин А.В.

    План-конспект

    проведения занятий по ОБЖ

    Тема:

    Чрезвычайные ситуации природного характера

    Время: 1 час.

    Территория Российской Федерации подвержена комплексному воздействию более 30 видов опасных природных явлений, развитие которых приводит к возникновению катастроф и стихийных бедствий, наносящих стране колоссальный материальный ущерб и приводящих к многочисленным человеческим жертвам.

    В понятие «природные пожары» входят лесные, степные и торфяные пожары. Эти пожары весьма распространены, особенно в засушливое летнее время. Считается, что критическим уровнем относительной влажности поверхности земли, способствующим возникновению пожаров в лесах и степях, является предел в 17…20%.

    Лесные пожары возникают от молний, самовозгорания, неосмотрительного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности при ведении работ, от искр из выхлопных труб транспортных средств и целого ряда других техногенных причин. Лесные пожары развиваются очень быстро и из-за ветров и воздушных потоков с большой скоростью распространяются на огромные территории. Лесные пожары опасны для населенных пунктов (деревень, поселков), расположенных вблизи лесов, так, только в 2010 г. за лето в Российской Федерации от них пострадали или полностью выгорели более 40 поселений.

    Лесные пожары подразделяются на верховые и низовые.

    Верховые пожары, возникающие, как правило, от низовых, охватывают стволы и кроны деревьев. Обычно при верховом пожаре огонь движется сплошной стеной, поднимаясь над лесом до 100 м и более и образуя плотный огонь пожара. Скорость распространения верхового пожара определяется плотностью лесных насаждений и скоростью ветра. Большая масса искр и головней, летящих перед фронтом лесного верхового пожара, образует псевдофронт. За счет псевдофронта по всему периметру образуются новые очаги низовых пожаров.

    Низовые пожары развиваются в результате сгорания кустарников, подлеска, живого и мертвого надпочвенных покровов. Скорость распространения таких пожаров — от нескольких сотен метров до нескольких километров в час.

    Степные пожары имеют вид горящей полосы (кромки) по периметру возгорания. При сильном ветре фронт огня может передвигаться со скоростью до 25…30 км/ч, а в гористой местности — до 50 км/ч.

    Торфяные пожары возникают на торфяных болотах и торфоразработках от самовозгорания, любой искры в сухую погоду или в результате нарушения правил эксплуатации торфооборудования. Мощность торфяных залежей колеблется в пределах 2…3 м. При торфяных пожарах огонь распространяется неравномерно, поэтому в выгоревшем торфе образуются пустоты, куда могут проваливаться люди и техника. Торфяные пожары трудно тушатся. Пожар, продлившийся до осени, может после зимы разгореться с новой силой за счет тлеющих под снегом и льдом слоев торфа.

    Землетрясение представляет собой подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате одномоментных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии и передающиеся на значительные расстояния в виде упругих колебаний. Центр очага землетрясения (гипоцентр) располагается в толще Земли на глубине до 30 км, в отдельных случаях — до 750 км. Его проекция на земную поверхность носит название эпицентра. Волновые колебания расходятся из эпицентра расширяющимися кругами. Продолжительность колебаний грунта — от 20 до 90 с.

    При землетрясении обычно наблюдается несколько толчков, среди которых один, называемый главным, имеет наибольшую силу. Последующие толчки, несмотря на то, что по силе уступают главному, зачастую оказывают на людей более тяжелое психическое воздействие, как бы предвещая новую неотвратимую беду. Силу толчков чаще всего оценивают по шкале Рихтера, которая представляет собой сейсмическую шкалу магнитуд, разбитых по баллам.

    Характеристика землетрясений по 12-балльной шкале

    До IV

    Слабое

    Ощущается во всем здании или на верхних этажах как мелкое дрожание. Качаются люстры, звенят стеклянные изделия, стекла в окнах и дверях

    IV—V

    Умеренное

    Трещины в несущих стенах, частичное обрушение штукатурки, повреждение остекления

    V—VII

    Сильное

    Трещины в наружных стенах несейсмостойких зданий, заклинивание дверей, частичное обрушение внутренних конструкций. Человеку трудно стоять на ногах

    VII—VIII

    Очень сильное

    Значительные повреждения несейсмостойких зданий, порывы подземных трубопроводов, большие трещины на земле. Люди в спешке покидают здания

    IX—X

    Разрушительное

    Сейсмоустойчивые здания получают частичные разрушения, прочие полностью рушатся. Обрушение дымовых труб, памятников, опорных конструкций, искривление рельсовых путей. Наблюдаются горные обвалы, оползни. Животные в большом беспокойстве. Панические настроения у населения

    XI—XII

    Катастрофическое

    Общее разрушение зданий и сооружений. Железнодорожные и автомобильные дороги приходят в полную негодность. Большие изменения ландшафта, многочисленные трещины на земле и вертикальный сдвиг пластов. Значительная часть населения гибнет от оползней, обвалов или под обломками зданий

    Магнитуда — величина, соответствующая десятичному логарифму максимальной амплитуды колебаний маятника сейсмографа (в микронах) в 100 км от эпицентра землетрясения.

    Ежегодно в мире регистрируется более 100 тыс. землетрясений с силой от 3 до 5 баллов и примерно 100 от 6 до 6,5 баллов по шкале Рихтера. На Японию приходится до 7500 землетрясений в год. Число жертв при землетрясениях зависит от многих причин: характера местности, плотности застройки населенных пунктов, этажности и сейсмической устойчивости зданий, времени суток и др. Ориентировочное соотношение погибших и раненых при землетрясениях составляет в среднем 1:3, а легко- и тяжелораненых — 10:1. Как правило, пострадавшие получают механические повреждения различных частей тела и головы, синдром длительного сдавливания, реактивные психозы и психоневрозы.

    Оползень — скользящее смещение вниз по уклону под действием сил тяжести больших масс грунта или горных пород. Оползни возникают на участках склона вследствие нарушения равновесного состояния пород.

    В какой-то момент времени из-за подмыва склона водой, ослабления прочности пород, переувлажнения грунта осадками или подземными водами, сейсмических толчков, производства взрывных, земляных, карьерных и других видов работ, а также иных причин вся масса грунта и пород приходит в движение.

    По мощности переносимого грунта оползни подразделяются на очень крупные — с выносом более 1 млн м3 смеси пород и материалов; крупные — от 100 тыс. до 1 млн м3; средние — от 10 тыс. до 100 тыс. м3; малые — с выносом менее 10 тыс. м3 смеси пород и материалов.

    Наводнение — временное затопление значительной территории в результате действия природных сил.

    Различают два вида природных явлений, лежащих в основе появления наводнений:

    • выпадение обильных осадков, обильное таяние снегов или ледников;
    • воздействие нагонного ветра.

    В первом случае уровень рек, озер и водохранилищ повышается из-за большого дополнительного притока воды, что приводит к образованию при ледоходе заторов. Прорыв заторов и плотин порождает волну прорыва, характеризующуюся перемещением огромных масс воды с большой скоростью и значительной высотой.

    Во втором случае наводнение возникает в прибрежных районах, где крупные реки впадают в море. Нагонный ветер задерживает продвижение речной воды в море, что резко повышает ее уровень в реке. Наводнения такого вида очень часты в Санкт-Петербурге. За время своего существования город пережил более 240 наводнений, при этом уровень воды поднимался выше нормы более чем на 4 м.

    Наводнения классифицируют на низкиевысокиевыдающиеся и катастрофические. Мировая статистика показывает, что низкие наводнения повторяются через 5—10 лет, высокие — через 15—25 лет, выдающиеся происходят, в среднем, раз в 50—100 лет, а катастрофические — не чаще одного раза в 100—200 лет.

    Все наводнения, как правило, приводят к ухудшению условий жизнедеятельности населения на больших территориях: разрушению объектов, дорог, линий электропередач, затоплению сельскохозяйственных угодий и т.д., а катастрофические — кроме того, к большому числу погибших.

    В период наводнения люди получают механические травмы, заболевания в результате переохлаждения, инфекционные заболевания, психоневрозы. Частыми спутниками наводнений являются массовые кишечные инфекции и отравления, которые возникают вследствие разрушения очистных сооружений, складов с минеральными удобрениями и иными химически опасными веществами, падежа скота и других причин.

    Цунами — гравитационные волны очень большой длины, возникающие в океане в результате быстропротекающего вертикального сдвига участков дна вследствие сильного землетрясения.

    Вследствие возникшего возмущения столб воды, опирающийся на деформированные участки дна, приходит в колебательное движение по всей толще воды. На водной поверхности образуются волны, распространяющиеся от эпицентра к периферии со скоростью от 50 до 1000 км/ч.

    В эпицентре землетрясения высота волн не превышает несколько метров, однако волны, достигающие побережья, набирают высоту до 30…50 м. Они распространяются в глубь суши на 3…5 км, сметая на своем пути строения, железнодорожные составы, автомобили, людей и животных. Цунами в большинстве случаев вызывает катастрофические последствия в прибрежной полосе (число погибших в Юго-Восточной Азии от цунами, имевшего место в 2005 г., превысило более 280 тыс. человек), но для кораблей в открытом море оно не опасно.

    Ураганом называется ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого составляет от 25 до 32 м/с и более (12 баллов по шкале Бофорта).

    Фронт урагана простирается до 500 км, а путь, который он проходит, составляет сотни километров. Ураганы зарождаются над сушей и над океаном (тайфуны). Ураганы являются одной из самых мощных сил стихии и по своему поражающему воздействию не уступают землетрясениям. Количество энергии, которую несет в себе средний по мощности ураган, сопоставимо с энергией ядерного взрыва. Часто ураганы, особенно тропические, сопровождаются сильными ливнями, которые являются причинами селевых (грязекаменных или глинистых) потоков и оползней.

    Буря — разновидность урагана с несколько меньшей скоростью ветра (от 20 до 25 м/c).

    Кратковременные усиления ветра до скоростей 20…30 м/c называют шквалами, кратковременные бури — шквальными бурями, а бури на водных просторах — штормами. Бури и шквалы обладают значительно меньшей разрушительной мощью, чем ураганы, но, тем не менее, могут причинять населению, техносфере и природной среде существенный ущерб.

    Различают бури вихревые и потоковые. Первые обуславливаются циклонической деятельностью и распространяются на большие площади, вторые проявляются вследствие местных метеорологических событий и охватывают небольшие пространства. Вихревые бури бывают снежными (метель, пурга, буран) и пыльными, а потоковые — струевыми (поток воздуха движется горизонтально или поднимается вверх) и стоковыми (поток воздуха движется сверху вниз). Они чаще всего происходят в горных долинах.

    Смерч (торнадо) — атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся в виде воронкообразного рукава к поверхности суши или моря.

    Нижняя часть смерча может также приобретать форму перевернутой воронки. Высота смерча может достигать 1500 м, а скорость движения воздуха в нем — до 500 м/c. Воздух в столбе смерча поднимается по спирали вверх, образуя внутри столба зону пониженного давления. За счет разрежения происходит эффект гигантского пылесоса. Смерч втягивает в себя, разрушает, поднимает над поверхностью и переносит на большие расстояния все, что ни попадается на его пути: пыль, воду, машины, людей, скот, крыши домов и др.

    Смерчи обычно возникают в теплом секторе циклона и движутся с ним со скоростью 10…20 м/c, проходя путь иногда в сотни километров. В ряде штатов США мощные торнадо возникают достаточно регулярно, в Российской Федерации также имеют место эти явления природы.

    Поражающие факторы урагана, бури, шквала и смерча имеют одинаковый характер. Непосредственными причинами гибели людей являются механические травмы, асфиксия от высокого давления или, что характерно для смерча, разрыв внутренних органов из-за низкого внешнего давления. Характерно сильное засорение открытых ран пылью, песком, частицами асфальта и другими инородными телами, что с большой вероятностью приводит к септическим осложнениям и может вызвать гангрену.

    Основная и дополнительная литература Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие / Ю.Г.Сапронов. — Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2007. — 125 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чрезвычайные ситуации природного характера

    Контроль знаний по данной теме проводится в виде интеллектуальной телевизионной игры "Своя игра"...

    Презентация "Чрезвычайные ситуации природного характера".

    Презентация «ЧС природного характера» содержит занимательную информацию о природных явлениях, которые способны причинить огромный вред здоровью человека.Работа выполнена в виде тестов. Ребят ждут инте...

    Урок ОБЖ «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

    Разработка урока по ОБЖ«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера» Мирзоев Вагиф Самедович,учитель гимназия №2 Г. БалаковоЦели урока: -познакомить учащихся с ви...

    Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.

    Методическая разработка урока с целью проверить знания учащихся. Урок  проводится   с использованием  презентации. Проверка усвоения знаний составлена в игровой форме ( игра "...

    «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА»

    ЦЕЛИ УРОКА:1)    Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;2)    Ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;3)    Со...