Рабочая программа по ОБЖ. 9 класс. Виноградова. Смирнов 7-9 классы. 2020
рабочая программа по обж (9 класс)

Корсаков Александр Евгеньевич

РП по ОБЖ. 9 класс. Виноградова. Смирнов 7-9 классы. 2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования и следующих нормативных и учебно-методических  документов:

Нормативные правовые документы.

  • Конституции РФ;
  • Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 г. № 43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
  • Приказу Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;
  • Приказом Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

Локально-нормативные документы.

  • Приказом директора МБОУ «СОШ№7», от 28 августа 2020 №595.

Учебно – методические документы:

  • Примерной программы основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов( М.: Просвещение, 2019) и авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 7- 9 классы: программа / Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, М.: Вента-Граф,.
  • Программой «Программа  курса и тематическое планирование к учебникам Н.Ф Виноградов, Д.В. Смиронов,  «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 классы / авторы-составители: учебникам Н.Ф Виноградов, Д.В. Смиронов,. – М: ООО Издательский центр «Вента - Граф» – учебник 2020.
  • Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: учебник/ Н.Ф. Виноградова, Д.В. Сидоренко и др- 3-е изд, перераб.-М.: Вента Графа, 2019.-272с.: ил- (Российский учебник)

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из самых насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Актуальность изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным – чрезвычайным  ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения извержения вулканов и пр.); к техногенным – аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным - экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым – ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды);к дорожным - ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.

В условиях чрезвычайных ситуаций может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат- недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого основной идеей конструирования данной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов. Которые направленны на анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий, которые в этих ситуациях необходимо совершить.

Общая характеристика учебного предмета

 Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

В задачи ОБЖ входит:

  • предвидеть опасность;
  • распознать опасность;
  • классифицировать опасность;
  • избегать опасности;
  • правильно действовать в опасной ситуации

Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Цели и задачи изучения предмета.

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:

  • Осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;
  • Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;
  • Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;
  • Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого, как подчеркнуто в письме Минобразования Российской Федерации «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России» является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.

Следует заметить, что данный курс, введенный в учреждениях общего и профессионального образования, представляет собой один из немногих интегрированных образовательных курсов. Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью и общей воспитательной направленностью. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам Отбор содержания учебного предмета ОБЖ исходит из следующих дидактических принципов:

1) Учет требований стандарта основного общего образования по данной предметной области.

2) Актуальность для подростков обсуждаемых проблем.

3) Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинен принципу интеграции субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации.

4) Принцип психологической обусловленности позволяет обучающемуся быть не столько объектом, сколько субъектом образовательной деятельности.

5) Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во внеучебной деятельности.

6) Деятельностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и самостоятельность учебной деятельности школьника.

7) Культурологический принцип дает возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укрепления и охраны. Программное содержание курса построено по линейно-концентрическому принципу, то есть развертывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане образовательного учреждения. Для реализации рабочей программы на ее изучение необходимо по 1 часу в неделю, всего 34 часа за учебный период.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:

  • осознания своей сопричастности к стране, в которой он живет, и, как следствие, воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной;
  • целостного мировоззрения по вопросам безопасности личности, общества и государства;
  • социальных норм, правил поведения в современном обществе с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • умения правильно оценивать себя и свои поступки;
  • морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • понимания здорового и безопасного образа жизни;
  • умения противостоять пагубному воздействию вредных привычек, курению, алкоголизму и наркомании;
  • правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в транспорте и на дорогах;
  • антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
  • основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • четкого осознания роли семьи в жизни человека и общества, ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи и окружающим;
  • умения сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к окружающим.

Метапредметные результаты освоения ОБЖ.

Регулятивные универсальные учебные действия учащихся:

  • уметь самостоятельно ставить себе цель обучения, формулировать задачи в области изучения вопросов безопасности и здорового образа жизни;
  • планировать свою жизнь, выбирать пути достижения и средства реализации поставленных целей с учетом требований безопасности и сохранения здоровья;
  • анализировать причины возникновения опасных ситуаций, прогнозировать возможность их наступления;
  • самостоятельно организовывать свою учебную деятельность по изучению вопросов безопасности;
  • адекватно оценивать уровень своих знаний, умений и результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • находить наиболее простой и эффективный способ решения жизненной задачи, проблемы с учетом требований личной безопасности;
  • уметь учиться, приобретать новые знания для нормальной адаптации в обществе и дальнейшего профессионального роста.

Познавательные универсальные учебные действия учащихся:

  • уметь познавать и исследовать опасности окружающего мира, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • обобщать и сравнивать последствия опасных событий и чрезвычайных ситуаций;
  • уметь воспринимать и перерабатывать информацию и самостоятельно собирать нужные сведения, делать выводы, моделировать развитие ситуации и опасности жизнедеятельности с использованием разных  источников и современных информационных технологий, а также объективно оценивать результат своей деятельности;
  • овладевать логическими операциями: анализ, сравнение, классификация, доказательство, выявление причинно-следственных связей опасных ситуаций и их влияния на безопасность жизнедеятельности человека;

Коммуникативные  универсальные учебные действия учащихся:

  •  уметь взаимодействовать в социуме, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей и признавать право другого человека на иное мнение;
  •  выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобрести соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками;
  •  уметь находить компромиссы и договариваться  друг с другом при разрешении различных ситуаций, в том числе конфликтных.

Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:

  • основами современной культуры безопасности жизнедеятельности для формирования безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • знаниями о выживании в условиях вынужденной автономии в природных условиях;
  • умениями и навыками поведения на природе, ориентирования на местности при помощи компаса, местных предметов, солнца, звезд, добычи воды, поиска и приготовления пищи в природных условиях;
  • правилами поведения при встрече с дикими животными, пресмыкающимися, насекомыми и навыками действий при их нападении и укусах;
  • правилами безопасного поведения на воде;
  • умениями предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления и проявлять осторожность в случае неопределенности их развития;
  • умениями и навыками спасения на воде;
  • знаниями о причинах, последствиях опасных ситуаций, возникающих в повседневной жизни и быту, и правилах безопасной эксплуатации бытовых приборов и оборудования;
  • умениями и навыками действий при возникновении опасных и аварийных ситуаций в доме, связанных с системами водо -, электро- и газоснабжения и безопасного пользования лифтом;
  • правилами безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте;
  • правилами пожарной безопасности и поведения при пожаре;
  • умениями и навыками использования средств пожаротушения при возникновении пожара;
  • умениями принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • пониманием ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни;
  • правилами поведения при нарушении экологического равновесия и информацией о последствиях для жизнедеятельности человека в случае нарушения;
  • знаниями о безопасности при совершении туристических поездок, походов;
  • знаниями о влиянии социально-демографических процессов на безопасность общества;
  • правилами поведения в опасных ситуациях криминального характера;
  • умением предотвращать (избегать) криминогенные ситуации;
  • знаниями об экстремизме и терроризме и их последствиях для личности, общества и государства;
  • правилами поведения при угрозе и возникновении террористического акта;
  • правилами поведения в случае захвата террористами;
  • правилами безопасного поведения при нахождении в зоне вооруженного конфликта;
  • основами обеспечения безопасности интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • правовыми основами обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, правами и обязанностями граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • знаниями о роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • знаниями о деятельности служб экстренной помощи при чрезвычайных и экстремальных ситуациях па муниципальном уровне;
  • знаниями о чести и достоинстве воина, требованиях, предъявляемых к военнослужащему;
  • знаниями о профессии пожарного, спасателя и особенностях их работы;
  • знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
  • знаниями о порядке оповещения населения о чрезвычайных и экстремальных ситуациях, умениями действовать по сигналам оповещения;
  • знаниями и умениями применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • знаниями об особенностях природных чрезвычайных ситуаций для данного района проживания;
  • знаниями о причинах возникновения, предвестниках наступления чрезвычайных ситуаций природного характера и умениями правильно действовать с целью снижения последствий их воздействия;
  • знаниями об организации эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, правилами поведения при ее проведении;
  • умениями и навыками использования средств индивидуальной защиты при пожарах, радиационных, химических и биологических авариях (катастрофах);
  • знаниями о полной и частичной санитарной обработке и порядке ее проведения;
  • умениями проявлять предосторожность при соприкосновении с опасными социальными ситуациями и предвидеть возможные последствия их возникновения;
  • знаниями об инфекционных заболеваниях, основных принципах их протекания и профилактике;
  • нормативными правовыми основами оказания первой помощи;
  • знаниями о правилах оказания первой помощи;
  • знаниями правил и способов транспортировки, иммобилизации пострадавшего и умениями их выполнять;
  • умениями оказывать первую помощь пострадавшим;
  • основами здорового образа жизни, исключающими употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • умениями вести здоровый образ жизни;
  • умениями формировать личностные качества, дающие возможность стать активным членом современного общества.

Планируемые результаты образовательной деятельности.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Безопасный туризм

  • разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях  чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
  • характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в туристическом походе, и их возможные последствия для здоровья;
  • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в турпоходах; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.
  • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в природной среде повреждениях и травмах.

Когда человек сам себе враг

  • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
  • характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
  • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия.
  • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

  • классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
  • анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
  • описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
  • формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций;
  • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации

Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской федерации.

  • негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
  • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
  • анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
  • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
  •  обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
  • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
  • моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
  • систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
  • формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
  • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
  • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
  • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Текущая аттестация - это оценка усвоения содержания компонентов какой-либо темы в процессе её изучения обучающимися по результатам проверки.

Текущая аттестация включает в себя и тематический контроль знаний учащихся. Тематический контроль - это оценка усвоения обучающимися содержания какой-либо темы по окончанию их изучения по результатам проверки.

Тематический контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование пятибалльной или зачетной систем оценивания.

Текущая аттестация проводится на основании тематической аттестации путём выставления оценки преподавателем за весь курс обучения на основании оценок, полученных обучающимися при проверке усвоения изучаемого материала.

Промежуточная аттестация проводится для обучающихся после освоения учебных программ.

Формами промежуточной аттестации являются исследовательский проект, зачет, открытое занятие, собеседование, практическая деятельность.

                       Критерии оценки результатов освоения программы «Основы безопасности жизнедеятельности»

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.

Содержание учебного предмета

Безопасный туризм

Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода. Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды.

Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ. Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег.

Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.

Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов, используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах. Расширение кругозора.

Требования к подбору рюкзака для туристского похода.

Когда человек сам себе враг

Факторы, определяющие физическое здоровье человека: наследственность, экология, условия проживания, медицинское обслуживание, желание и воля человека. Психическое здоровье. Репродуктивное здоровье. Внешние признаки здорового человека. Негативные факторы воздействия на здоровье и благополучие подростка.

Понятия о табаке, никотине, никотиновой зависимости. Как избежать курения. Меры по профилактике курения. Навязчивые действия, курение табака и курительных смесей. Причины приобщения подростка к курению. Что можно найти в сигаретном дыму.

Обстоятельства, при которых у подростков возникают вредные привычки. Негативное влияние вредных привычек на здоровье, самочувствие, успешность обучения и умственную деятельность подростка.

Как избежать курения. Физическое состояние подростка  курильщика.

Понятия об алкоголе и алкогольной зависимости, влияние употребления алкоголя на умственное и физическое развитие человека, заболевания, вызванные чрезмерным употреблением алкоголя и меры по профилактике. Алкоголь — причина преступлений подростков и юношей.

Страницы истории: как относились наши предки к алкогольной зависимости. Отношение к алкоголикам. На что, влияет алкоголь. Заболевания, вызванные чрезмерным употреблением алкоголя и меры по профилактике. Как вырабатывать привычку не принимать алкоголь. Признаки (симптомы) опасного отравления и оказание первой помощи. Какие бывают наркотики? Разновидность наркомании. Виды веществ, которые могут вызвать зависимость. Как развивается наркомания у людей, употребляющих «легкие» наркотики? Ответственность за распространение и употребление наркотических веществ. Как нужно вести себя, чтобы не стать наркоманом?

Виды и формы наркомании и токсикомании. Самые вредные наркотические вещества. Влияние наркотиков на детский организм и психику. Что такое «Наркотическая ломка»?

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Определение чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация. Стадии зарождения чрезвычайных ситуаций. Авария. Катастрофа. Опасное природное явление. Стихийное бедствие. Классификация чрезвычайных ситуаций по причинам возникновения и масштабу.. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Классификация и основные требования к системе оповещения. Эвакуация. Загородная зона. Рассредоточение. Упреждающая эвакуация. Экстренная эвакуация. Сборные эвакуационные пункты и их задачи

Что такое землетрясение.. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения.

Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана. Опасные формы вулканической деятельности. Причины извержения вулканов. Виды извержений. Пеплопад. Последствия извержения вулканов. Алгоритм поведения при извержении вулкана, находясь дома или на улице.

Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней. Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Природные катаклизмы. Штормовое предупреждение. Цунами. Признаки цунами. Действия во время цунами и после. Ураганы, бури, признаки возникновения. Алгоритм действий если ураган (буря) застал вас в здании, на открытой поверхности. Поведение при угрозе их приближения.

Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.

Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.

Источники чрезвычайных ситуаций. Типы и виды чрезвычайных происшествий. Пожары, взрывы, аварии с выбросом химически опасных веществ, аварии в результате прорыва паводка, разрушения плотин, чрезвычайные ситуации на АЭС.

Поражающие факторы ЧС техногенного характера. Причины и виды техногенных ЧС. Авария. Общие сведения об авариях в коммунальной сфере. Причины возникновения аварий. Неполадки в коммунальных газопроводах. Аварии на теплосетях в морозы и неполадки канализационной системы. Порядок действий в случае аварии на коммунальных системах. Плотины, дамбы, запруды и водозаборные сооружения. Виды гидродинамических аварий. Прорыв, проран, волна прорыва и причины их возникновения.

Последствия, первичные и вторичные поражающие факторы. Поведение при оповещении о гидродинамической аварии и приближении потока воды. Действия после аварии.  Порядок действия при химических авариях, поведение при нахождении вблизи очага пожара в лесу или на торфянике. При утечке газа и оповещении о радиационной аварии и радиоактивном загрязнении местности.

Чрезвычайные ситуации социального характера.

Национальная безопасность Российской федерации.

Сходства и отличия экстремизма и терроризма. Ключевой элемент терроризма. Связь между антиобщественным поведением, экстремизмом и терроризмом. Контртеррористическая операция. Как снизить угрозу теракта. Снижение культурной изоляции. Обучение про-конфликтному поведению. Полицейские как служащие-миротворцы. Инфраструктура законов и правил.

Переговоры. Применение невоенных методов защиты против террора. Взрывы. Взрывоопасные предметы. Поражающие факторы взрыва. Взрывы боевых зарядов. Взрывы бытового газа. Взрывы пиротехнических устройств. Действия при обнаружении взрывоопасного предмета.

Правила поведения во время взрыва и после него. Меры безопасности при угрозе проведения террористических актов. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. Понятие, виды специальных операций. Особенности проведения спецопераций. Средства, применяемые в специальных операциях. Террорист «Зомби». Террорист «мститель». Террорист «патриот». Террорист «за деньги». Террорист «поневоле». Террорист «маньяк». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями). Статья 1. Основные понятия. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности. Основные направления противодействия экстремистской деятельности.  Основные принципы обеспечения национальной безопасности. Основным объекты национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Основные задачи и принципы по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Обеспечение безопасности и защита интересов России в экономической сфере. Обеспечение военной безопасности.


Календарно-тематическое планирование 9 класс

Раздел /

Тема урока

Стр.

Содержание

Дата

Основы безопасности жизнедеятельности (12)

По плану

По факту

1

Безопасный туризм.

151

Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе.

05.09.

2

Безопасность в туристическом походе.

152

Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.

12.09.

3

Движение по туристическому маршруту.

159

Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий.

19.09.

4

Групповое снаряжения.

Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды.

26.09.

5

Безопасность при переправах через реки.

164

Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.

03.10.

6

Если турист отстал от группы.

173

Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы).

10.10.

7

Индивидуальны аварийный набор туриста.

1

Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы.

17.10.

8

Обеспечение безопасности при выборе места для бивуака.

168

Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристической группы.

24.10.

9

Разведение костров.

 

Типы костров, используемые в туристическом походе, и их предназначение. Правила разведения костров.

31.10.

10

Обеспечение безопасности в водном туристическом походе.

179

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.

14.11.

11

Узлы в туристском походе.

182

Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях.

21.11.

12

Применение узлов.

Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах.

Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода.

28.11.

                                     Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни (6ч)

13

Когда человек сам себе враг.

Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм. Как избежать курения?

05.12.

14

Курение.

186

Понятия о табаке, никотине, никотиновой зависимости.

Меры по профилактике курения.

12.12.

15

Алкоголь и здоровье.

191

Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Психологическая готовность к неприятию алкоголя.

19.12.

16

Меры профилактики по употреблению к алкоголю.

195

Понятия об алкоголе и алкогольной зависимости,  влияние употребления алкоголя на умственное и физическое развитие человека, заболевания, вызванные чрезмерным употреблением алкоголя и меры по профилактике.

26.12.

17

Наркотикам – нет!

199

Что такое наркотики и наркомания? Токсикомания.

16.01

18

Наркомания и токсикомания.

201

Виды веществ, которые могут вызвать зависимость, с воздействием наркотических веществ на организм человека и последствия наркомании, основные вопросы профилактики наркомании и ответственность за распространение и употребление наркотических веществ.

23.01

                                              Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (12часов)

19

Чрезвычайные ситуации природного характера и техногенного характера

204

Общие понятия  чрезвычайных ситуаций природного, техногенного  характера. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

30.01.

20

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

210

Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.

06.02.

21

Землетрясение.

212

Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения.

13.02.

22

Извержение вулкана.

216

Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.

20.02.

23

Сели, оползни, обвалы, и снежные лавины.

218

Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.

27.02.

24

Ураган, буря, смерч, цунами.

222

Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения

03.03.

25

Наводнения.

226

Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.

10.03.

26

Природные пожары.

229

Природные пожары, их причины.  Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.

17.03.

27

Гидродинамические аварии.

242

Понятия  и характеристика гидродинамической аварии. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамической аварии.

24.03

28

Аварии на радиационно-опасных объектах.

241

Понятия  и характеристика радиационно – опасных объектов

08.04.

29

Аварии на химически опасных объектах.

239

Понятия  и характеристика химически – опасных объектов

12.04.

30

Аварии на коммунальных сетях.

234

Понятия  и характеристика Аварий на коммунальных сетях

19.04.

                                       Основы противодействия терроризму, экстремизму  в Российской Федерации (4 часа)

31

Экстремизм и терроризм.

244

Что такое экстремизм и терроризм.

26.04.

32

Правила поведения во время взрыва и после него.

257

Правила поведения во время взрыва и после него.

08.05.

33

Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.

254

Правила поведения- если человек оказался в заложниках. Особенности проведения спецопераций

15.05

34

Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Национальная безопасность Российской Федерации.

261

Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.

Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

22.05.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для преподавателя:

  • учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 класса, Н.Ф. Виноградова; Д.В. Смирнов; Л.В. Сидоренко; А.Б. Таранин – 3 –е изд., перераб. – М.; Вентана - Граф, 2020г. ил. – (Российский учебник).
  • методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8—9 классы, Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В.— М.: Вентана Граф, 2019г.
  • рабочая программа для 7-9 классы, «Основы безопасности жизнедеятельности», Виноградова Н.Ф.- М.; Вентана- Граф, 2019г.

Мультимедийные издания:

  • CD и DVD - диски:
  • энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей и подростков;
  • ПДД в картинках;
  • «ПДД для подростков»;
  • «Пожары и наводнения»;
  • «Землетрясения»;
  • «Оказание первой медицинской помощи».

Экранно-звуковые пособия:

  • Видеофильмы по основным темам и разделам курса ОБЖ в основной школе. Аудиозаписи для проведения занятий.
  • Интерактивная доска.

Электронные образовательные ресурсы.

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru 

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru 

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru 

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru 

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru 

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru 

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru 

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru 

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info 

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru 

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net 

Личная безопасность

http://personal-safety.-7.ru 

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru 

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det 

Учебно-практическое оборудование

  • - Набор плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
  • - Набор наглядных пособий.
  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц. - противогазы, респираторы, аптечка индивидуальная (АИ2), противохимические пакеты;

Класс

Оборудование

Количество

9

компас

10

9

Противогаз ГП-5

30

9

Тренажер «Гоша»

2

9

Противогаз ГП-5

30

9

Тренажер «Гоша»

2

9

Тренажер «Гоша»

2

Для обучающихся:

  • учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 класса, Н.Ф. Виноградова; Д.В. Смирнов; Л.В. Сидоренко; А.Б. Таранин – 3 –е изд., перераб. – М.; Вентана- Граф, 2020г. ил. – (Российский учебник).
  • книга рекордов Гиннесса, Н.А. Кочнева, ООО «Издательство АСТ», 2009 г.;
  • правила дорожного движения, ООО «АТБЕРГ 98», 2013 г.;
  • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федеральный закон «О гражданской обороне»; Федеральный закон «О пожарной безопасности»; Федеральный закон«О безопасности дорожного движения»; Федеральный закон«О противодействии терроризму»;
  • Дополнительный материал по курсу ОБЖ можно найти на сайте: http://www.window.edu.ru  «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» раздел — Федеральные образовательные порталы— Единое окно доступа к образовательным ресурсам, общее образование— «Основы безопасности жизнедеятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По Алгебре и началам анализа Ступень обучения (классы) среднее общее 10,11 классы

Программа разработана на основе программы  для  общеобразовательных  школ, гимназий, лицеев,рекомендовано Государственной аттестационной службой Краснодарского края, Краснодарским...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся в общеобразовательных классах, имеющих заключение ПМПК 5 класс

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» предназначена для учащихся с ОВЗ 5 классов. Адаптированная рабочая программа – ...

Рабочая программа по ОБЖ 10 кл Смирнов

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс (Смирнов)...

Рабочая программа по ОБЖ 11 кл Смирнов

Рабочая программа по ОБЖ 11 класс (Смирнов)...

Рабочая программа по ОДНКНР. УМК Виноградова Н.Ф.

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 3 класса (АООП ФГОС НОО с ОВЗ) 2020-2021 уч.год

Программа обучения физической культуре направлена на обучающихся с ОВЗ.- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностя...