Рабочая программа учебного предмета "ОБЖ", 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс)

Разработка РП по ОБЖ для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО учителей физической культуры, ОБЖ, ИЗО, музыки, технологии

Щинников В.А.

__________________________

Протокол заседания ШМО

От 14.06.2017г. № 5

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора               по УР

Кудря Н.В.

________________________

________________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________

Приказ от 29.08.2017г

№ 316

Рабочая программа

учебного курса ОБЖ

в 8-а, 8-б, 8-в классах на 2017-2018 учебный год

учителя Щинникова Виталия Андреевича

г. Покачи

2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса составлена на основе рабочей программы к предметной линии учебно-методического комплекса под редакцией А.Т. Смирнова.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Рабочая программа составлена на основании Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312; Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Учащийся должен:

знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в  опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
  • соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
  • безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности

Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Меры пожарной безопасности. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист – водитель транспортного средства..

Безопасность на водоёмах. Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах. Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характеристика. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения. Причины химических аварий и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Классификация гидродинамических аварий. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций. Обеспечение радиационной безопасности населения. Измерение дозы облучения. Определение допустимых доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды. Обеспечение химической защиты населения. Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях и последовательность герметизации помещений. Организация эвакуации населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Оповещение и информирование населения об опасностях. Локальные системы оповещения. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения ОКСИОН. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны.

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи

Первая помощи при неотложных состояниях. Первая помощь пострадавшим и её значение. Первая помощь при отравлениях аварийно опасными химическими веществами. Первая помощь при травмах. Первая помощь при утоплении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Тема

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

1.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

1.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

1.

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

1.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1

2.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

2.

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

1

2.

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

2.

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества

1

3.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре

1

3.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

3.

Обеспечение химической защиты населения

1

3.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

4.

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

4.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

4.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

4.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

5.

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

5.

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

1

5.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

5.

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

6.

Велосипедист – водитель транспортного средства

1

6.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

6.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1

6.

Профилактика вредных привычек

1

7.

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

1

7.

Пожары и взрывы на взрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

7.

Эвакуация населения

1

7.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

8.

Безопасный отдых на водоёмах

1

8.

8.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

8.

Первая помощь пострадавшим и её значение

1

9.

9.

9.

Здоровье как основная ценность человека

1

9.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

1

10

10

10

1

10

Первая помощь при травмах

1

11

11

11

11

Первая помощь при утоплении

1

Самостоятельные работы

 3

3

3

3

Контрольные работы

1

1

1

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

8 А

8 Б

8 В

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Основы комплексной безопасности

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

Изучение нового материала

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Причины пожаров в быту

Знать: основные причины пожаров в жилых и общественных зданиях; основные поражающие факторы пожара. Уметь устранять причины взрывов и пожаров в жилых зданиях

Текущий

§ 1.1

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

Комбинированный

Меры пожарной безопасности. Структура пожарной охраны

Знать: меры пожарной безопасности, структуру пожарной охраны

Тест

§ 1.2.

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре

1

Комбинированный

ФЗ «О пожарной безопасности». Правила поведения при пожаре в квартире. Пожар в общественном месте. Правила поведения при пожаре на даче

Знать: права, обязанности и ответственность граждан, предусмотренные ФЗ «О пожарной безопасности».

Уметь: действовать при пожаре в квартире, общественном месте, на даче

Текущий

§ 1.3

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

Комбинированный

Дорожно-транспортное происшествие. Правила дорожного движения. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

Знать: понятие дорожно-транспортного травматизма, правил дорожного движения

Практическое задание

§ 2.1

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

Комбинированный

Участник дорожного движения. Дорога. Дорожные знаки. Светофоры. Сигналы регулировщика. Обязанности пассажира

Знать: понятия участник дорожного движения, дорога, дорожные знаки; знать обязанности пешеходов и пассажиров

Тест

§ 2.2

6

Велосипедист – водитель транспортного средства

1

Комбинированный

Водитель. Качества водителя. Велосипед – транспортное средство. Основные обязанности велосипедиста

Знать основные обязанности велосипедиста

Тест

§ 2.3

7

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

1

Комбинированный

Водные объекты. Общие правила безопасного поведения на воде. Наводнение. Движение на замёрзших водоёмах. Аварии на морских и речных судах. Активный отдых на воде

Знать общие правила безопасного поведения на воде

Текущий

§ 3.1

8

Безопасный отдых на водоёмах

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения на воде. Общие правила поведения на воде во время купания. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Организация и безопасность похода. Возможные аварийные ситуации в водном походе

Знать: правила безопасного поведения на воде во время купания

Текущий

§3.2

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Комбинированный

Помощь тонущему. Освобождение от захватов. Способы транспортировки пострадавшего. Спасательный инвентарь

Знать правила оказания помощи тонущему, способы освобождения от захватов и транспортировки пострадавшего

Тест

§ 3.3

10

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

1

Комбинированный

Природа. Природная среда. Биосфера. Предельно допустимые нормы концентрации. Загрязнение атмосферы. Газообразные примеси. Взвешенные частицы. Загрязнение почв. Опасные загрязнители. Загрязнение вод

Знать опасные загрязнители атмосферы, литосферы и гидросферы

Текущий

§ 4.1

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

Комбинированный

Мутации. Мутагенез. Мутагены. Свободные радикалы. Витамины. Ферменты. Культура экологической безопасности.

Знать правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Текущий

§ 4.2

12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Комбинированный

Производство. Экономика. Авария. Катастрофа. Чрезвычайная ситуация техногенного характера. Объекты экономики

Знать понятия «авария», «катастрофа», «чрезвычайная ситуация техногенного характера»; знать классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Тест

§ 5.1

13

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

1

Комбинированный

Ионизирующее излучение. Радиационно опасный объект. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Последствия облучения

Знать основные понятия и последствия аварий на радиационно опасных объектах

Текущий

§ 5.2

14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

Комбинированный

Токсичность. Опасные химические вещества. Аварийно химически опасное вещество. Химически опасный объект. Ферменты. Химическая авария. Очаг химического поражения. Поражающие факторы.

Знать основные понятия и последствия аварий на химически опасных объектах

Тест

§ 5.3

15

Пожары и взрывы на взрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

Комбинированный

Взрывопожароопасные объекты. Поражающие факторы аварий на взрывопожароопасных объектах. Последствия аварий на взрывопожароопасных объектах

Знать основные понятия и последствия аварий на взрывопожароопасных объектах

Текущий

§ 5.4

16

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

Комбинированный

Гидротехнические сооружения. Водозаборное сооружение. Водосбросовые сооружения. Шлюзы. Гидродинамическая авария. Зона катастрофического затопления. Основные последствия гидродинамических аварий

Знать основные понятия и последствия гидродинамических аварий

Тест

§ 5.5

17

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

Комбинированный

Радиационная безопасность населения. Естественный радиационный фон. Техногенно изменённый радиационный фон. Эффективная доза. Санитарно-защитная доза. Зона наблюдения. Радиационная авария. Нормы радиационной безопасности. Действия при получении сигнала оповещения о радиационной аварии.

Знать основные понятия радиационной безопасности населения; уметь действовать при получении сигнала оповещения при радиационной аварии

Текущий

§§ 6.1

18

Обеспечение химической защиты населения

1

Комбинированный

Химическая защита. Основные мероприятия по химической защите. Противогаз гражданский фильтрующий. Средства индивидуальной защиты. Аммиак. Хлор. Действия при химической аварии. Действия после химической аварии

Знать основные понятия химической защиты населения; уметь действовать при химической аварии и после химической аварии

Текущий

§ 6.2

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

Комбинированный

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Категории опасных производственных объектов. Меры по повышению безопасности функционирования опасных производственных объектов. Действия при обрушении здания. Действия в завале

Уметь действовать при обрушении здания, действовать в завале

Тест

§ 6.3

20

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

Комбинированный

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций гидродинамического характера. ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Подготовка к гидродинамической аварии. Действия при угрозе гидродинамической аварии. Действия в условиях наводнения. Действия после гидродинамической аварии

Знать правила поведения при угрозе гидродинамической аварии, в условиях наводнения и после гидродинамической аварии

§ 6.4

21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1

Изучение нового материала

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС. Оповещение и информирование населения об опасностях. Региональные автоматизированные системы централизованного оповещения. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения ОКСИОН

Знать комплекс мер организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Текущий

§ 7.1

22

Эвакуация населения

1

Комбинированный

Эвакуация населения. Виды эвакуации: по видам опасности, по способам, по удалённости, по длительности, по времени начала проведения, по масштабам распространения

Знать понятия эвакуация, её цели,  виды и особенности

Текущий

§ 7.2

23

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Комбинированный

Мероприятия по инженерной защите. Защитные сооружения гражданской обороны. Убежища. Противорадиационные укрытия. Коэффициент защиты. Простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях.

Знать основные мероприятия инженерной защиты, виды защитных сооружений, правила поведения населения в защитных сооружениях

Тест

§ 7.3

24

Здоровье как основная ценность человека

1

Комбинированный

Здоровье. Показатели уровня здоровья. Объективные и субъективные показатели уровня здоровья

Знать понятие здоровья, объективные и субъективные показатели уровня здоровья

Текущий

§ 8.1

25

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1

Комбинированный

Индивидуальное здоровье. Духовное, социальное и физическое здоровье.

Знать понятия индивидуальное здоровье, духовное, физическое и социальное здоровье

Тест

§ 8.2

26

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества

1

Комбинированный

Репродукция. Репродуктивное здоровье. Семья. Функции семьи.

Знать понятие репродуктивного здоровья, основные функции семьи

Текущий

§ 8.3

27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

Комбинированный

Здоровый образ жизни. Факторы здорового образа жизни. Образ жизни. Индивидуальная система здорового образа жизни.

Знать понятие здорового образа жизни, факторы положительно и отрицательно влияющие на здоровье

Тест

§ 8.4

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

Комбинированный

Основные неинфекционные заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертония, рак. Причины возникновения неинфекционных заболеваний. Наследственность. Факторы окружающей среды. Стресс.

Знать основные неинфекционные заболевания, причины их вызывающие

Текущий

§ 8.5

29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

Комбинированный

Привычка. Вредная привычка. Наркомания. Наркотическая зависимость. Алкоголизм. Табакокурение

Знать понятия алкоголизма, наркомании и табакокурения; знать последствия зависимости от вредных привычек

Текущий

§ 8.6

30

Профилактика вредных привычек

1

Комбинированный

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Уголовная ответственность за действия с наркотическими и психотропными веществами. Профилактика наркомании.

Знать меры по предупреждению распространения наркотических веществ

Тест

§ 8.7

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

Комбинированный

Общая культура безопасности жизнедеятельности. Личная безопасность

Знать формирующие здоровый образ жизни качества человека

Текущий

§ 8.8

32

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Первая помощь пострадавшим и её значение

1

Комбинированный

Первая помощь. Мероприятия первой помощи. Общие правила оказания первой помощи. Повязки. Виды повязок. Правила наложения повязок. Иммобилизация. Непрямой массаж сердца. Аптечка индивидуальная

Знать общие правила оказания первой помощи

Текущий

§ 9.1

33

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

1

Комбинированный

Признаки воздействия АХОВ на организм. Первая помощь при отравлении АХОВ. Аммиак. Хлор. Отравление аммиаком и хлором. Первая помощь при отравлении хлором и аммиаком

Знать признаки отравления АХОВ и правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ

Текущий

§ 9.2

34

Первая помощь при травмах

1

Комбинированный

Травма. Повреждения: открытые и закрытые. Перелом. Первая помощь при переломах. Вывих. Растяжение и разрыв связок. Растяжение мышц и сухожилий.

Знать понятия травмы, открытых и закрытых повреждений, видов повреждений, правила оказания первой помощи при различных видах повреждений

Текущий

§ 9.3

35

Первая помощь при утоплении

1

Урок проверки знаний

Оказание помощи при утоплении в сознании без нарушения дыхания, без сознания при самостоятельном дыхании, при отсутствии дыхания. Непрямой массаж сердца

Знать правила оказания первой помощи при утоплении, алгоритм выполнения непрямого массажа сердца

Текущий

§ 9.4

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольно-измерительные материалы по курсу ОБЖ для учащихся 8 класса представлены в виде вопросов, составленных из элементов содержания учебной программы.

Критериями оценки ответа учащихся являются следующие:

  1. «Отлично» – дан полный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается чёткая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание по предмету демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены недочёты в определении понятий, исправленные учащимся самостоятельно в процессе ответа.
  2. «Хорошо» – дан полный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ чётко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные учащимся с помощью учителя.
  3. «Удовлетворительно» – дан недостаточно полный и недостаточно развёрнутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Учащийся не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
  4. «Неудовлетворительно» – ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Учащийся не осознаёт связь обсуждаемого вопроса по билету  с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы учителя не приводят к коррекции ответа учащегося; ответ на вопрос полностью отсутствует; или отказ от ответа.

Вопросы:

  1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Опасные аварии и катастрофы. Особенности личной безопасности при техногенных авариях.
  2. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Характерные особенности взрыва. Общие сведения о пожаре.
  3. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Причины пожаров на промышленных предприятиях.
  4. Причины взрывов на взрывоопасных предприятиях. Причины взрывов в жилых домах. Опасные поражающие факторы пожара и взрыва.
  5. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Тушение очага пожара. Эвакуация из горящего здания. Правила поведения в завале. Тушение загоревшейся на человеке одежды. Паника.
  6. Опасное химическое вещество. Химически опасный объект. Химическая авария. Виды аварий с выбросом АХОВ.  Районы РФ с высокой концентрацией химически опасных объектов.
  7. Классификация опасных веществ по степени воздействия на организм человека.  Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека. Характеристика  наиболее распространенных АХОВ.
  8. Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Очаг химического поражения. Зоны химического заражения.
  9. Основные способы защиты населения от АХОВ. Оповещение населения. Использование средств индивидуальной защиты. Укрытие людей. Герметизация помещения.
  10. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. Движение по зараженной местности.
  11. Ионизирующее излучение. Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений. Внешнее и внутреннее облучение человека. Виды аварий с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно-опасный объект.
  12. Причины аварий на АЭС. Зоны радиоактивного заражения. Свойства радиоактивных веществ. Период полураспада. Последствия облучения людей. Радиоактивное загрязнение местности.
  13. Группы критических органов. Последствия однократного радиационного облучения.  Последствия острого однократного и многократного облучения организма человека. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды.
  14. Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах. Подготовка к возможной эвакуации. Проживание на загрязненной территории.
  15. Режим радиационной защиты. Меры по защите населения при радиационной аварии. Использование средств индивидуальной защиты. Проведение йодной профилактики. Контроль безопасности продуктов питания.
  16. Виды гидродинамических аварий. Затопление. Зоны катастрофического затопления. Гидродинамические сооружения напорного фронта. Причины гидродинамических аварий.  Последствия аварий.
  17. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях. Что делать при внезапном затоплении.
  18. Экологическая ситуация в стране. Антропогенные изменения в природе. Воздействие человека на биосферу. Виды ЧС экологического характера.
  19. Изменение климата и прозрачности атмосферы. Разрушение озонового экрана. Кислотные дожди. Выбросы вредных веществ. Физико-химические качества воды. Пресная вода. Сточные воды.
  20. Деградация почвы. Эрозия. Отходы.  Состав твердых бытовых отходов. Классификация отходов по вредности для людей. Классификация отходов различных отраслей промышленности по воздействию на окружающую среду.
  21. ПДК некоторых загрязняющих веществ. Концентрация. Нормы качества воздуха. ПДК некоторых химических веществ в воде. ПДК некоторых химических веществ в почве. Нормы качества воды. Нормы химического загрязнения почв.  Умещение влияния на свое здоровье вредных экологических факторов.
  22. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Умещение влияния на свое здоровье вредных экологических факторов. Показатели предельно допустимых воздействий на природу.
  23. Пути проникновения химических веществ в организм человека. Общие принципы неотложной помощи. Общие меры ПМП при отравлении АХОВ. ПМП при поражении АХОВ удушающего действия.
  24. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ общеядовитого действия. Отравление синильной кислотой. Отравление оксидом углевода. Отравление мышьяковистым водородом.
  25. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего и общеядовитого действия. Отравление сероводородом.
  26. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ нейротропного действия. Отравление фосфорорганическими ядовитыми веществами. Отравление сероуглеродом. Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными АХОВ. Отравление аммиаком.
  27. Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов (медь, ртуть, висмут) и мышьяка.
  28. Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами (концентрированные кислоты, щелочи, фосфор).
  29. ПМП при отравлении бытовыми химикатами. Бытовые инсектициды. Уксусная эссенция. Столовый уксус. Неорганические кислоты. Нашатырный спирт. Перекись водорода.
  30. Первая медицинская помощь при отравлении минеральными удобрениями.
  31. Организм школьника. Скоростные качества. Силовые качества. Выносливость. Гибкость. Влияние занятий спортом на физические качества человека.
  32. Закаливание. Регулярное закаливание. Принципы закаливания.
  33. Закаливание воздухом. Солнечные ванны. Закаливание водой.
  34. Табакокурение. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Влияние вредных привычек на организм человека. Причины пристрастия человека к вредным привычкам. Профилактика вредных привычек. Профилактические меры.
  35. Понятие семьи. Функции семьи. Законодательство о семье.
  36. Основы здорового образа жизни. Понятие здоровья. Понятие здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Дрофа, 2016. – 254 с.

Дополнительная литература:

  1. Латчук, В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа.
  2. Латчук, В.Н., Миронов, С.К., Вангородский, С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы: программы. – М.: Дрофа.
  3. Евлахов, В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы: тематическое планирование. – М.: Дрофа.
  4. Фролов, М.П. Безопасное поведение на дорогах. 5-10 классы: программы дополнительного образования. – М.: Дрофа.
  5. Евлахов, В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  6. Латчук, В.Н., Миронов, С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа.
  7. Клюев, А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты, практические задания, олимпиады. 8-9 классы: учебное пособие. – Ростов н/Д: Легион.
  8. Хренников, Б.О., Дурнев, Р.А., Маслов, М.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: сборник ситуативных задач. – М.: Просвещение.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

№ п/п

Причина корректировки

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...