Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса
рабочая программа (11 класс)

Банников Владимир Александрович

В соответствии с учебным планом школы на учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю). Учебно -методический комплекс Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. 3-е изд. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_obzh_11_klass.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) для       11 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г
  2. Авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов // Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности.5-11 классы / под общей редакцией А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2011г.)
  3. Федерального перечня учебников /Письмо Министра образования и науки РФ от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
  4. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана /Приказ Министра образования и науки РФ от 07.07.2005г. № 03-126;
  5. Учебного плана МКОУ СОШ № 4 на учебный год;
  6. Настоящего положения.

Описание места учебного предмета  в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю).

Учебно -методический комплекс

Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. 3-е изд. – М.:  Просвещение 2016г.

Цели и задачи учебного предмета

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено  на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасное: общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью кг индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасное! жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасность поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайны ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан п защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствуй формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

        Личностные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств в области безопасности жизнедеятельности

Личностные:

  • Формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности РФ и основных приоритетах национальной безопасности: национальной  обороне, государственной и общественной безопасности.
  • Определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.
  • Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства.
  • Осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
  • Формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности.
  • Формирование потребностей в соблюдению норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.
  • Осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране.
  • Формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях.
  • Формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условий.
  • Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам.
  • Воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства РФ в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан.
  • Уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области Гражданской обороны.

        Метапредметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются  сформированностью у учащихся современной системы взглядов:

  • На события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сфере обитания и их влиянии на безопасность жизнедеятельности человека;
  • На состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в РФ.

        Метапредметные

  • Умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
  • Умение характеризовать основные направления перехода РФ к новой государственной политике в области национальной обороны.
  • Поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных ЧС природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране.  Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения и минимизации последствий различных ЧС.
  • Умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
  • Умение логически обоснованно доказать:

- любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;

-   бесцельность террористической деятельности;

- неизбежность наступления наказания за любую террористическую деятельность.

  • Умение обосновать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия.
  • Умение подобрать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и отстаивать свою тоску зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников.
  • Уметь характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе, и логично обосновать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве.
  • Уметь логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях.
  • Умение осмыслить и понять основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
  • Уметь характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны.
  • Уметь доступно изложить содержание основ законодательства  РФ об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ.
  • Уметь обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

                Предметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются уровнем освоения информации, которая характеризует состояние и тенденции развития обстановке в стране в области безопасности жизнедеятельности и формированием знаний, умений и навыков в этой области.

                Предметные:

  • Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
  • Знание законодательства РФ  и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
  • Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
  • Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
  • Уяснение основных положений законодательства РФ  о противодействии терроризму и экстремизму.
  • Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
  • Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
  • Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
  • Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния  человеческого фактора.
  • Сформированность негативного отношения к курению, употреблению  алкоголя и наркотиков  как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества  и демографическую ситуацию в государстве.
  • Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения  военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства.
  • Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
  • Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
  • Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.

                Планируемые результаты изучения учебного предмета

Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности

                Ученик научится:

  • Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в различных природных условиях.
  • Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности.
  • Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.
  • Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни.
  • Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия.
  • Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире.
  • Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности.
  • Обобщать знания по безопасному поведению на  водоемах в различное время года.
  • Соблюдать применять меры безопасного поведения на воде в различное время года.
  • Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.
  • Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.
  • Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни.
  • Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.
  • Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе.
  • Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне.
  • Различать характер современных войн и Вооруженных конфликтов.

                        Ученик получит возможность научиться:

  • Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для отработки элементов ориентирования по местности.
  • Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения.
  • Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения ЧС природного характера  в вашем регионе в текущем году.
  • Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий ЧС природного характера, наиболее часто случающихся в регионе.

                        Защита населения Российской  Федерации от чрезвычайных ситуаций

Ученик научится:

  • Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты РФ в области безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по обеспечению национальной безопасности России в современном мире.
  • Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от ЧС.
  • Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.
  • Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

Ученик получает возможность научиться:

  • Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».
  • Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её функциональные и территориальные подсистемы.

                        Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Ученик научится:

  • Уяснить сущность терроризма и экстремизма как  социального  противоправного явления, представляющего серьёзную угрозу национальной безопасности России.
  • Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в  террористическую и экстремистскую деятельность.
  • Уяснить основное содержание и значение положений нормативно- правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму.
  • Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности.
  • Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения РФ от последствий террористической и экстремистской деятельности.
  • Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.
  • Характеризовать предназначение Национального антитеррористического комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.
  • Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.

Ученик получает возможность научиться:

  • Обосновывать и подтверждать примерами из официальных источников информации следующие утверждения:
  • Терроризм во всех его формах проявления представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
  • Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступления, независимо от их мотивации;
  • Любая террористическая деятельности неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
  • Любая террористическая деятельности бесцельна, т.к. ни при каких условиях не обеспечит достижение поставленных целей и не способствует созданию благополучной жизни её участников.

                Основы медицинских знаний и здорового  образа жизни. Основы здорового образа жизни

Ученик научится:

  • Формировать убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни как надежной гарантии а подготовке к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.
  • Определять основные инфекционные заболевания по их признакам и проявлениям, анализировать причины их возникновения, соблюдать меры профилактики.
  • Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни и своевременно вносить в неё необходимые коррективы с учётом реальных жизненных обстоятельств.
  • Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении правил личной гигиены.
  • Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье, соблюдать меры по их профилактике.
  • Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье.
  • Анализировать причины заражения инфекциями, передаваемыми половым путём и их возможные последствия.
  • Формировать личный стиль поведения. Снижающий риск раннего и случайного вступления в половую связь и способствующий профилактике заражения ИППП.
  • Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в обеспечения здоровья личности и общества, а также демографической безопасности государства.
  • Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации в настоящее время

Ученик получает возможность научиться:

  • Анализировать и оценивать состояние личного здоровья в повседневной жизни, определять в какой мере оно обеспечивает эффективность жизнедеятельности и вносить определённые коррективы в образ жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.
  • Формировать умения в системе самоконтроля за своим здоровьем, умения планировать индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом биологических режимов и индивидуальных возможностей.
  • Самостоятельно анализировать информационные источники в области здорового образа жизни, подбирать и реализовывать рекомендации по обеспечению духовного, физического и социального благополучия.

                        Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Ученик научится:

  • Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.
  • Последовательно выполнять приёмы оказания первой помощи в различных неотложных состояниях.
  • Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего.
  • Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
  • Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального кровотечения.
  • Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких).

Ученик получит возможность научиться:

  • Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).
  • Прогнозировать по характерным признакам возникновения инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.

                        Обеспечение военной безопасности государства. Основы обороны государства

Ученик научится:

  •  Уяснять сущность гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных  ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
  • Систематизировать основные задачи гражданской обороны в мирное и военное время .
  • Осваивать систему оповещения населения чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
  • Классифицировать виды инженерных защитных сооружений по их предназначению.
  • Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской обороны в условиях ЧС.
  • Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
  • Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного учреждения, выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём.
  • Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых возможностей.
  • Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.
  • Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества.
  • Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и воинском товариществе. Являются основой высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.
  • Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан РФ и о её предназначении.
  • Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их содержание.
  • Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной подготовке к военной службе.

Ученик получит возможность научиться:

  •  Самостоятельно прорабатывать материал в различных источниках информации, в том числе в Интернете о реорганизации войск гражданской обороны в Спасательные воинские формирования постоянной готовности.
  • Формировать свое  мнение об этом мероприятия, обосновывать его и подкреплять примерами из опыта по защите населения страны от ЧС.
  • Расширять кругозор в области развития военной организации государства в современных условиях.
  • Использовать положения Военной доктрины РФ для уяснения основных задач Вооружённых Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время.
  • Готовить сообщения на данную тему.

                        Основы военной службы.

Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их выбору.

Ученик научиться

  • Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, которая требует от военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите Отечества.
  • Усваивать существующий порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, их быт и мероприятия, проводимые в войсках по сохранению и укреплению здоровья.
  • Формировать знания о предназначении суточного наряда, об обязанностях дежурного и дневального по роте.
  • Уяснить цели и предназначения караульной службы в войсках.
  • Понимать и обосновывать положения о том, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи.
  • Характеризовать часового как караульного, выполняющего боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.
  • Последовательно излагать основные обязанности часового и обосновывать факторы, определяющие его неприкосновенность.
  • Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки в деле обучения и воспитания военнослужащих.
  • Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых приемов на месте и в движении.
  • Выполнять движения в строю, выполнять воинское приветствие одиночно и в строю.
  • Понимать и объяснять назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
  • Формировать умения в выполнении неполной разборки и сборки автомата.
  • Формировать общее представление о современном бое и характеризовать основные элементы подготовки солдата к современному бою.
  • Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан к военной службе.
  • Формировать умения самостоятельно подбирать информацию, способствующую воспитанию убеждений, качества привычек для успешного прохождения военной службы по призыву.
  • Анализировать  содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как основные нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего.
  • Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил РФ.
  • Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного выполнения.
  • Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
  • Характеризовать особенности военной службы по контракту  и порядок отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту.
  • Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые основы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.
  • Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной гражданской службы.

Ученик получит возможность научиться:

  •  Анализировать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в которых определены правовые основы прохождения военной службы и характеризовать федеральную систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
  • Подбирать и анализировать информацию о правах и свободах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • Подбирать и анализировать информацию о существующих в современном мире военных угрозах и военных опасностях РФ и характеризовать основные внешние военные угрозы и основные внутренние военные угрозы РФ.
  • Анализировать соответствующие источники информации и характеризовать основные пути совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан РФ в целях развития военной организации государства.
  • Формулировать основные требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и  индивидуальным качествам.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

  • основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
  • основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;
  • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
  • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
  • показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
  • рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; пользования бытовыми приборами;
  • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
  • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
  • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
  • подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел I.   Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

1.   Основы здорового образа жизни

1.1.    Правила личной гигиены и здоровье

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

1.2.    Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

1.3.    Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики.

Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

1.4.    СПИД и его профилактика.

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

1.5.   Семья в современном обществе. Законодательство и семья.

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

2.    Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

2.1.    Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия).

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

2.2.    Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия).

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.

2.3.    Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия).

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

2.4.    Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Раздел II.   Основы военной службы

3.    Воинская обязанность

3.1.    Основные понятия о воинской обязанности.

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

3.2.    Организация воинского учета и его предназначение.

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

3.3.    Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.

Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).

3.4.  Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основные   направления   добровольной   подготовки   граждан   к  военной службе.

Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.

   3.6.    Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

           4.   Особенности военной службы

   4.1.    Правовые основы военной службы.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.

4.2.    Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни.

Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения.

4.3.    Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России.

Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

4.4.    Прохождение военной службы по призыву.

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.

Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военная форма одежды.

 4.5.    Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту.

Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

 4.6.    Права и ответственность военнослужащих.

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

4.7.   Альтернативная гражданская служба.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой

деятельности в интересах общества и государства.

Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы.

Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил

5.1.  Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

5.2.    Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

5.3.    Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

5.4.    Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

5.5.    Как стать офицером Российской армии.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

5.6.    Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.

Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.

Средства контроля и оценки результатов обучения по ОБЖ

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

                          Оценка устных ответов обучающегося :

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

 

 

Критерии оценивания подготовленности учащихся по ОБЖ

Оценка устных ответов учащихся.        

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов,  дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится,  если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

         Оценка письменных контрольных работ.

«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

         Оценка практических работ.

«5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

«4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

« ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

 

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Критерии оценивания учащихся  составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему,  так и глубине.

Информационное и учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

1. Авторская программа под редакцией А.Т. Смирнова. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014г.;

2.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012 г.;

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; – М.: Просвещение, 2014г.

Учебно-тематическое планирование. ОБЖ-11 класс.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характ-ка деят-сти учащихся или виды учебной деят-ти

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел I. Основы комплексной безопасности  - 2 ч.

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1

Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Правила личной безопасности при пожаре.

1

Изучение нового материала

Пожар. Наиболее распространенные причины пожаров в быту. Законодательство РФ о пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности при пожаре.

Текущий

Знать правила личной безопасности при пожаре

§ 1-2 буклет «Правила личной безопасности при пожаре

2

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.

1

Изучение нового материала

Безопасный отдых на водоемах. Безопасность на замерзших водоемах. Безопасное обращение с электричеством. Безопасное обращение с бытовым газом. Меры безопасности при пользовании в доме водой и средствами бытовой химии, при работе с инструментами.

Текущий

Знать правила личной безопасности в различных ситуациях

§ 3-4 читать

Буклет «Личная безопасность в бытовых ситуациях»

3

Контрольная работа №1 Личная безопасность в повседневной жизни

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций  - 2 ч.

Тема 2. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации  - 2 ч.

4

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом.

Контртеррористическая операция и условия ее проведения.

1

Изучение нового материала

Терроризм. Террористический акт. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция и условия ее проведения. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму».

Текущий

Знать правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов

§ 5-6 вопросы

5

Правила поведения при угрозе террористического акта (ситуационные задачи).

Государственная политика противодействия наркотизму.

1

Изучение нового материала

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения в случае захвата заложников. Правила поведения, если есть опасность нападения с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами. Угроза по телефону. Государственная политика противодействия наркотизму.

Текущий

Знать правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов

§ 7-10сообщение

С.54,58

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 3. Нравственность и здоровье  -  3 ч.

6

Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье.

1

Комплекс-ный

Гигиена. Правила личной гигиены. Рациональное питание. Нравственность. Семья. Здоровье.

Учетный

Знать основные правила личной гигиены. Пропаганда здорового образа жизни

§ 11 -12 вопросы

7

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции.

1

Изучение нового материала

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики. СПИД. ВИЧ-инфекция.

Текущий

Иметь понятие об ИППП, ВИЧ-инфекции, СПИДе. Пропаганда здорового образа жизни

§ 13 -14

вопросы

8

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

1

Изучение нового материала

Брак. Семья. Семейное законодательство. Условия и порядок заключения брака.

Текущий

Знать современное семейное законодательство

§ 15 С.80 сообщение

.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи  - 4 ч.

Тема 4. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях  - 4 ч.

9

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Первая медицинская помощь при ранениях.

1

Изучение нового материала

ПМП при острой сердечной недостаточности. ПМП при инсульте. Асептика. Антисептика. ПМП при ранениях. Виды ран.

Текущий

Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь

§ 16 ,24

вопросы

10

Правовой аспект оказания первой медицинской помощи.

Правила остановки артериального кровотечения.

1

Изучение нового материала

 Травматический шок у пострадавшего. Основные правила оказания ПМП. Кровотечение, его виды. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Техника наложения жгута-закрутки.

Текущий

Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь

§ 17-18 вопросы

11

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

1

Изучение нового материала

Иммобилизация, его способы. Переноска пострадавшего, способы переноски. Основные виды травм ОДА. ПМП при травмах ОДА.

Текущий

Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь

§ 19-20 вопросы

12

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.

Первая медицинская помощь при остановке сердца.

1

Изучение нового материала

ПМП при черепно-мозговой травме. ПМП при травмах груди, живота. ПМП при переломах. ПМП при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.

ПМП при остановке сердца.

Текущий

Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь

§ 21-23 вопросы

таблица

.

13

Контрольная работа №2 Основы ЗОЖ и медицинских знаний

Раздел V. Основы обороны государства  - 9 ч.

Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства  -  1 ч.

14

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.

Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ.

1

Комплекс-ный

Основные функции ВС РФ. Основные задачи. Концепция национальной безопасности РФ. Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Проведение антитеррористических совместных учений.

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ. Использование российских миротворцев.

Учетный

Знать основные положения концепции национальной безопасности РФ

§ 25-26

С.130 сообщение

Тема 6. Символы воинской чести  - 2 ч.

15

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы.

1

Изучение нового материала

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы.

Текущий

Знать и уважать боевые традиции российской армии

§ 27 вопросы

16

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих.

1

Изучение нового материала

История создания российских орденов. Советская наградная система. Современная наградная система. Военная форма одежда военнослужащих.

Текущий

Знать и уважать боевые традиции российской армии

§ 28-29 с.140 доклад

Тема 7. Воинская обязанность  - 6 ч.

17

Основные понятия о воинской обязанности.

1

Изучение нового материала

Воинская обязанность граждан РФ. Мобилизация. Военное положение. Военное время.

Текущий

Знать основные положения закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»

§ 30 31

читать

18

Организация воинского учета.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

1

Изучение нового материала

Воинский учет. Организация воинского учета. Документы по воинскому учету. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

Текущий

Знать основные положения закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»

§ 32 -33

читать

19

Обязанности граждан по воинскому учету.

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

1

Изучение нового материала

Обязанности граждан по воинскому учету. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Текущий

Знать основные положения закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»

§ 34-35 читать

20

Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским специальностям

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

1

Изучение нового материала

Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским специальностям

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

Текущий

Знать основные положения закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»

§ 36-37

читать

21

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.

1

Изучение нового материала

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.

Текущий

Знать основные положения закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»

§ 38-39 читать

.

22

Профессиональный психологический отбор и его предназначение.

Увольнение с военной службы и его предназначение

1

Изучение нового материала

Профессиональный психологический отбор и его предназначение.

Увольнение с военной службы и его предназначение

Текущий

Знать основные положения закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»

§ 40 -41

читать

Раздел VI. Основы военной службы  - 15 ч.

Тема 8. Особенности военной службы  - 4 ч.

23

Правовые основы военной службы.

Статус военнослужащего.

1

Комплекс-ный

Военная служба – особый вид государственный службы. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Права и обязанности военнослужащих.

Учетный

Знать правовые основы несения военной службы

§ 42-43 читать

.

24

Военные аспекты международного права.

Общевоинские уставы

Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Дисциплинарный устав Воору-женных Сил РФ.

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ.

Строевой устав Вооруженных Сил РФ.

1

Изучение нового материала

«Право войны». Международные правила поведения в бою. Особая защита международным правом. Военные преступления.  Общевоинские уставы.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Дисциплинарный устав Воору-женных Сил РФ.

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ.

Строевой устав Вооруженных Сил РФ.

Текущий

Знать правовые основы несения военной службы

§ 44-48 читать

Тема 9. Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации  -  4 ч.

25

Основные виды воинской деятельности.

Основные особенности воинской деятельности.

1

Комплекс-ный

Учебно-боевая подготовка. Служебно-боевая деятельность. Реальные боевые деятельности. Основные особенности воинской деятельности.

Учетный

Знать и уважать боевые традиции российской армии

§ 49-50 читать

26

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина.

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание воина ВС РФ.

1

Изучение нового материала

Общие требования воинской деятельности. Морально-психологические требования. Военнослужащий – патриот. Примеры героических подвигов российских воинов.

Текущий

Знать и уважать боевые традиции российской армии

§ 51-52 читать

27

Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил РФ.

Военнослужащий - специалист своего дела.

1

Изучение нового материала

Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил РФ.

Военнослужащий - специалист своего дела.

Текущий

Знать и уважать боевые традиции российской армии

§ 53-54 читать

28

Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Основные обязанности военнослужащих.

1

Изучение нового материала

Военная дисциплина. Воинская дисциплина. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих.

Текущий

Знать и уважать боевые традиции российской армии

§ 55-56 читать

Подгот-ся к тесту

Тема 10. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации  -  2 ч.

29

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части.

Ритуал приведения к Военной присяге.

1

Комплекс-ный

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Военная присяга. Ритуал приведения к Военной присяге (принесения обязательства)

Учетный

Знать и уважать боевые традиции российской армии

§ 57-58 читать

30

Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации.

1

Изучение нового материала

Ритуал  вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации.

Текущий

Знать и уважать боевые традиции российской армии

§ 59-60 читать

Тема 11. Прохождение военной службы по призыву  - 1 ч.

31

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.

1

Изучение нового материала

Порядок призыва граждан на военную службу. Отсрочка и освобождение от призыва на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Составы и воинские звания военнослужащих ВС РФ. Размещение и быт военнослужащих.

Текущий

Знать правовые основы несения военной службы

§ 61-63 читать

32

Контрольная работа №3 Основы военной службы

Тема 12. Прохождение военной службы по контракту  - 2 ч.

33

Особенности военной службы по контракту.

Альтернативная гражданская служба.

1

Изучение нового материала

Прохождение военной службы по контракту, ее особенности

Альтернативная гражданская служба. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

Текущий

Знать правовые основы несения военной службы

§ 64-65 читать

Тема 13. Подготовка военных кадров – 1 ч.

34

Порядок подготовки и поступления граждан в военные образовательные учреждения высшего про-фессионального образования.

Порядок проведения проф.отбора кандидатов для зачисления в военно-учебные заведения курсантами.

1

Изучение нового материала

Военные образовательные учреждения, их классификация. Порядок поступления в военные училища и университеты. Поступление в военные училища граждан женского пола. Преимущества и льготы обучения в военных образовательных учреждениях

Текущий

Знать основные требования к поступающим в военные учебные заведения

 Подгот-ся к контрол. занятию

35

Итоговое повторение по курсу ОБЖ за 11 класс

1

Повторение

повторение по курсу ОБЖ за 11 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс ФГОС

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс Рабочая программа по  основам безопасности жизнедеятельности  разработана на основе...

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов

Рабочая программа учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:ФГОС основного общего образования, утвержденно...

Рабочая программа по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" 9 класс

Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы 9 классов. Программа составлена на основании Региональной учебной программы общеобр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»

   Рабочая  программа  по  основам  безопасности  жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с  положениями Конституции Российской Ф...