Тема урока: «Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении».
учебно-методический материал по обж

Новикова Алина Вадимовна

Тема урока: «Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_pmp.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных организаций под редакцией А. Т. Смирнова.

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Подготовила: преподаватель-организатор ОБЖ

1 квалификационной категории

Алина Вадимовна Новикова  

Тема урока: «Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении».

Цель урока: повышение компетентности обучающихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний по действию в отношении пострадавшего при различных видах кровотечений.

Задачи:

  • Образовательные:  
  • научить осмысленно воспринимать и конкретно представлять ситуации, самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения;
  • сформировать теоретические сведения и полученные практические навыки (основные приемы) оказание первой медицинской помощи;
  • сформировать умения по определению повреждения, его характерных признаков, формы, степени тяжести и осуществлению безотлагательных мер доврачебной помощи себе и окружающим.
  • Развивающие:
  • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых «докторов» в экстремальных ситуациях;
  • развивать логическую мыслительную и лаконично грамотную практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой, интеллектуальной, состязательной, использования наглядно-образных средств;
  • позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личносто-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса;
  • стимулировать повышение уровня требований личности к себе через состязательность и соперничество, ответственность за качество знаний и результата.
  • Воспитательные:
  • повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;
  • формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;
  • создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Межпредметные связи (интегрирование): русский язык, физическая культура, биология.

Техническое оснащение: бинты;  жгуты;  перевязочный материал;   карточки с заданиями;  аптечка первой помощи, ИКТ.

Пояснительная записка:

Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Решить ее возможно, только обратив самое пристальное внимание на здоровье самых маленьких граждан России – детей дошкольного и школьного возраста.

Каждый человек, сознательно заботящийся о своем здоровье, должен соблюдать правила здорового образа жизни и постоянно повышать уровень своей грамотности в этом вопросе.

Первая медицинская помощь – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Она должна оказываться на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу. Согласно Государственному образовательному стандарту ученик девятого класса средней школы обязан владеть навыками её оказания.

Первая помощь является началом лечения повреждений, так как она предупреждает такие осложнения, как шок, кровотечение, развитие инфекции, дополнительные смещения обломков костей и травмирование крупных нервных стволов и кровеносных сосудов.

Следует помнить, что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь. При некоторых незначительных повреждениях медицинская помощь пострадавшему может быть ограничена лишь объемом первой помощи. Однако при более серьезных травмах (переломах, вывихах, кровотечениях, повреждениях внутренних органов и т.д.) первая медицинская помощь является начальным этапом лечения, так как после ее оказания пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение. Первая медицинская помощь очень важна, но никогда не заменит квалифицированной (специализированной) медицинской помощи.

Карта урока

Анализ

Учитель

Ученики

  1. 1

Организационный момент.

 1

Актуальность (сокращенный способ)

Формулирование учебной задачи вместе с учителем

- Здравствуйте, я очень рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. У нас в кабинете сегодня присутствуют гости, учителя школ города. Давайте их поприветствуем. Спасибо, присаживайтесь.

 

 Поворачиваются, приветствуют

Проверка имеющихся знаний на начало урока

3

- Ребята, с любым человеком, а тем более с ребенком может произойти несчастный случай. Чаще всего рядом находится кто-то из взрослых. А если вы остались дома одни, гуляете с друзьями или оказались в ситуации, когда другому человеку срочно нужна помощь, а кроме вас рядом никого нет?

- Обратите внимание на доску. Здесь записан эпиграф.

Знать точно –

 Действовать правильно – Спасти жизнь!

- Ребята, как вы понимаете данное высказывание?

- Если человек получил травму или пострадал от внезапного приступа заболевания, что мы делаем?

-Из курса 5,6 классов давайте вспомним, что называют первой помощью?

- Когда ты в чем-то уверен и знаешь, как поступить ты всё сделаешь правильно для обеспечения собственной и чужой безопасности.

-Оказываем первую помощь.

- это оперативная помощь пострадавшему при получении травмы или внезапном приступе заболевания, которая оказывается до прибытия бригады «скорой помощи».

3

ПОСТАНОВКА

Проблемная ситуация.

Практическое задание не сходное с предыдущим, ситуация №5

(интеллектуальный разрыв)

Между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя

+ Мотивирующий приём «Яркое пятно»

5

(Стол. стул. Тренажер «Максим» с имитацией рваной раны. На столе рядом предметы)

- Я предлагаю вам решить ситуационную задачу:

При отпиливании куска доски пила неожиданно выскочила из руки столяра и поранила ногу ниже колена. Из раны в голени вытекает пульсирующей струёй кровь алого цвета.

Определите вид кровотечения и дайте его характеристику. Перечислите последовательность оказания первой помощи. Рядом с пострадавшим имеется ряд предметов. Выберете необходимые вам для оказания первой помощи.

- Справились с заданием?

- Почему не получилось выполнить? В чём возникло затруднение?

- Какой у вас возникает вопрос?

- Какие цели мы должны поставить перед собой?

- Нет.

- Не смогли правильно определить вид кровотечения, последовательность оказания ПМП, правильно выбрать предметы.

- Как оказать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении?

- Научиться оказывать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении.

- Научиться применять.

4

Поиск решения. Открытие нового.

Первичное усвоение новых знаний.

26

- Чтобы ответить на поставленный вами вопрос и достичь сформулированных целей предлагаю обратить внимание на свою парту, где лежат карточки с заданиями. Работаем в парах.

- Переверните 1 карточку с заданием. ЗАДАНИЕ 1.

Постоянно контролируйте свои действия, т.е. каждый раз проверяйте верность ваших решений. От ваших действий может зависеть здоровье и жизнь человека.

- Проверим.

Наружное кровотечение возникает из-за повреждения кровеносных сосудов и проявляется выходом крови на поверхность кожи.

Интенсивность кровотечения зависит от вида повреждения кровеносного сосуда. При мелких порезах возникает незначительное кровотечение. При повреждении крупных кровеносных сосудов (артерий или вен) кровь вытекает быстро и кровотечение может представлять угрозу для жизни пострадавшего.

- Откройте ваши тетрадочки. Отступите 3 строчки – сюда, чуть позже мы запишем тему урока. Запишите схему-характеристику видов кровотечения:

Для артериального кровотечения характерны быстрое и обильное кровотечение, сильная боль в повреждённой части тела, ярко-красный цвет крови, кровь обычно бьёт из раны фонтаном.

Для венозного кровотечения характерно более ровное вытекание крови из раны, кровь тёмно-красного или бордового цвета и льётся непрерывно и равномерно.

Наиболее опасно артериальное кровотечение, при котором за короткий срок из организма может излиться значительное количество крови. Признаками артериального кровотечения являются алая окраска крови, её вытекание пульсирующей струёй. Венозное кровотечение в отличие от артериального характеризуется непрерывным вытеканием крови, имеющей более тёмный цвет, при этом явной струи не бывает.

Вытекание крови из мелких сосудов в полость тела или во внешнюю среду – это капиллярное кровотечение. Оно возникает при повреждении сосудов слизистых оболочек, мышечных тканей и кожных покровов.

При капиллярных кровотечениях происходит истечение насыщенно-красной крови равномерно по всей раненной поверхности или небольшой струйкой.

Такое кровотечение редко угрожает жизни пострадавшего и обычно прекращается самостоятельно, но может быть и обильным.

- Первую помощь при кровотечении можно условно разделить на 2 части: ПП при незначительных ранах и ПП при сильном кровотечении.

- Сталкивались ли вы с незначительными ранами? Приведите примеры. (использую мяч)

- Каким образом оказывали ПП? (Приглашаю к набору предметов на столе)

Обработать рану антисептическим средством (лекарственным средством, обладающим противомикробной активностью – спиртовой раствор йода, раствор перекиси водорода).

Очистить загрязненную рану (чистой салфеткой. Очистку начать с середины, двигаясь к краям)

Наложить небольшую повязку.

- Нужна ли в этом случае помощь врача?

-Нужна только в том случае, если есть риск проникновения в рану инфекции.

- Спасибо за ответ. Теперь поговорим о ПП при сильном кровотечении. Задание 2. Для его выполнения я разделю вас на группы. По очереди приглашаю группы выступить.

План работы:

ЗАДАНИЕ 1.

- Записывают схему в тетради

- когда режем овощи, падаем с велосипеда на асфальт, иголкой при вышивании, наступить на стекло.

-*******  выбирает и комментирует выбор предметов на столе.

- нет

- готовятся выполнять  задание 2.

- рассказывают и демонстрируют правила ПП.

5

Систематизация и анализ полученного материала. Первичная проверка понимания

2

Присаживайтесь на свои места. Я предлагаю вернуться к заданию, с выполнением которого у вас возникли проблемы. Попрошу вас постараться выполнить его снова.

- Все справились с заданием?

- Помогли ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Молодцы! Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Я немного уточню тему. Фиксирую на доске.

- Да!

- Да.

- Достигли.

- Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

6

Первичное закрепление.

4

- Потренируемся выполнять ситуационные задачи.

Задача 1. Мальчику попали снежком в нос! У него идет носом кровь! Что же делать?

Ответ:

 – обеспечить психофизиологический покой;

– голову слегка наклонить вперед, попросить пострадавшего поддержать ее руками;

– прикладывать тряпочки к носу;

– холод на нос;

– если кровь не останавливается через 10–15 мин – вызвать “скорую”;

– нельзя запрокидывать назад голову – возможна кровавая рвота.

Задание № 5

Человек упал и порезал осколком стекла правую ладонь. Окажите помощь.

Ответ: При порезах необходимо:

– при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее,

– промыть рану дезинфицирующим раствором;

– обработать рану йодом;

– наложить повязку;

– при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку.

- предлагают решение задачи.

7

Закрепление материала. Рефлексия.

2

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?

Задание 3. Тест.

Ответы: АВВВАВВА

5-8, 4-7,6 3-5,4

Оценки за сегодняшний урок я поставлю после того, как проверю ваши выполненные задания. Оценка будет состоять из 3х частей: работа на уроке, выполнение индивидуальных заданий на листочке.

Отвечают на вопросы и проговаривают своё отношение к теме данного урока.

Выполняют задание. Совместно проверяем. Оценивают работу на уроке

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2

- Итак, ребята, наш увлекательный урок подошёл к завершению.

- Чтобы сохранить эти ощущения заинтересованности и увлечённости, я предлагаю вам выбрать одно из двух типов заданий. 1 тип задания поможет вам убедиться в том, что вы изучили сегодняшнюю тему урока и сможете применять её на практике. 2 тип – творческое задание, здесь вы сможете попробовать выполнить нестандартные задания.

Записывают домашнее задание:

- п. 8.1, 8,2  читать

1 тип: Вы обнаружили раненого человека с признаками венозного кровотечения (из раны медленной непрерывной струёй вытекает тёмная кровь). Ваши действия по оказанию первой помощи до приезда «скорой помощи»?

2 тип: Подготовьте небольшое сообщение на тему «Метод пальцевого прижатия артерий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 32 "Общие правила оказания первой медицинской помощи""

Презентация иллюстрируют  материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова «Общие правила оказания ПМП»  Соглас...

Общие правила оказания первой помощи.

Цель оказания первой помощи - это соблюдение Правила "золотого часа"....

Тема:"Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим при ранениях и острой сердечной недостаточности."

Тема:"Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим при ранениях и острой сердечной недостаточности."...

Оказание первой помощи при носовом кровотечении

Презентация по ОБЖ "Оказание первой помощи при носовом кровотечении"...

Общие правила оказания первой помощи

Презентация к уроку по теме "Общие правила оказания первой помощи" (для детей с ОВЗ (ИН), 7 класс)...

Оказание первой помощи при капиллярном кровотечении

Презентация по ОБЖ "Оказание первой помощи при капиллярном кровотечении"...