Гражданско-патриотическое воспитание
статья по обж

Воспитание патриотизма дело огромной государственной важности, на это сделал особый акцент Президент РФ В. Путин, отметивший: "…без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете". В федеральной программе « «Патриотическое воспитание» отмечается, что возрождение России немыслимо без обращения к ее глубинным истокам и связано с выработкой общероссийского патриотического идеала, "...способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные cвершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины.

Понятие «патриотизм» (от греч. patris – родина, отечество) в нашем государстве никогда не требовало долгих разъяснений. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д.? Так, в толковом словаре  Даля слово «патриотизм» трактуется как «любовь к Отчизне». А патриотом назван любитель Отечества, ревнитель о его благе, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Словари определяют патриотизм – как любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Сегодня бытует понятие, что, воспитывая патриотов, мы помогаем государственному аппарату создавать покорный народ, так как «патриотизм» «это не только иноземный термин, но и имеет явную политическую окраску». Да, оно идет от «I´enfant de la Patrie» (сыны отечества), которых «Марсельза» призывала идти вперед на битву за революцию. Но задачи патриотического воспитания гораздо глубже. Меняются государственные мироустройства и гимны, а остается вечное: любовь к родной земле, отеческим гробам, славе и доблести армии. Остается, наконец, самое главное – российский народ, со своими традициями, как фольклорными, так и современными, такими отличными от западных, но, несомненно, несущими в себе гуманистическое начало – желание сделать Россию великой, прежде всего за счет развития нашей особенной культуры, науки, искусства. Вот здесь и выходят на первый план школа, педагог, помогающие юному человеку разобраться в окружающем не всегда благополучном мире, воспринять лучшие традиции своего народа, возжелать пойти дальше в своих трудах и свершениях на благо Отечества.

Для современного педагога задача патриотического воспитания не мыслится без формирования активной гражданской позиции и способности осознанного выбора. Поэтапно знакомясь с историей и культурой родной страны, ребенок должен постепенно прийти к осознанию себя ее гражданином, активно участвующим в современном ее обустройстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazakov_grazhd-patrioticheskoe.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание как духовно- нравственная основа профессионального самоопределения

Казаков Е.А.

Чтобы любить – надо знать, чтобы защищать – надо любить

Воспитание патриотизма дело огромной государственной важности, на это сделал особый акцент Президент РФ В. Путин, отметивший: "…без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете". В федеральной программе « «Патриотическое воспитание» отмечается, что возрождение России немыслимо без обращения к ее глубинным истокам и связано с выработкой общероссийского патриотического идеала, "...способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные cвершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины.

Понятие «патриотизм» (от греч. patris – родина, отечество) в нашем государстве никогда не требовало долгих разъяснений. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д.? Так, в толковом словаре  Даля слово «патриотизм» трактуется как «любовь к Отчизне». А патриотом назван любитель Отечества, ревнитель о его благе, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Словари определяют патриотизм – как любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Сегодня бытует понятие, что, воспитывая патриотов, мы помогаем государственному аппарату создавать покорный народ, так как «патриотизм» «это не только иноземный термин, но и имеет явную политическую окраску». Да, оно идет от «I´enfant de la Patrie» (сыны отечества), которых «Марсельза» призывала идти вперед на битву за революцию. Но задачи патриотического воспитания гораздо глубже. Меняются государственные мироустройства и гимны, а остается вечное: любовь к родной земле, отеческим гробам, славе и доблести армии. Остается, наконец, самое главное – российский народ, со своими традициями, как фольклорными, так и современными, такими отличными от западных, но, несомненно, несущими в себе гуманистическое начало – желание сделать Россию великой, прежде всего за счет развития нашей особенной культуры, науки, искусства. Вот здесь и выходят на первый план школа, педагог, помогающие юному человеку разобраться в окружающем не всегда благополучном мире, воспринять лучшие традиции своего народа, возжелать пойти дальше в своих трудах и свершениях на благо Отечества.

Для современного педагога задача патриотического воспитания не мыслится без формирования активной гражданской позиции и способности осознанного выбора. Поэтапно знакомясь с историей и культурой родной страны, ребенок должен постепенно прийти к осознанию себя ее гражданином, активно участвующим в современном ее обустройстве.

Особенно благодатным и продуктивным в этом плане является старший школьный возраст. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши в своем поведении, закладываются отчетливые представления о долге, чести, ответственности, гражданственности, на более высокий уровень поднимается развитие чувств и волевых качеств.

Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в юношеском возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Как отмечает П.М.Якобсон, "чувство патриотизма… формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым,  духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик"(11). Патриотизм проявляется в поступках и  деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей,  именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

По мнению одного из крупнейших философов России Л.П.Карсавина, наиболее ярким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. "Русская армия всегда была школой патриотической верности". И.А.Ильин считал, что «Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: "Жить для России и умереть за Россию» (1). Служба Родине - важнейшая традиция, передаваемая на Руси из поколения в поколение, именно она позволяет ощутить чувство Родины и связь времен. Чувство патриотизма было одной из причин, почему наши войска не знали поражений. Оно формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой  отечества.

Патриотизм русской армии питали мощные силы православия, народности, самодержавия, воплощенные в призыве "За Веру, Царя и Отечество!". Быть верным воинскому долгу - конкретное проявление патриотизма российских воинов. К духовно-нравственным элементам патриотизма относятся нравственные идеалы, принципы, убеждения и нормы, определяющие отношение человека к государству, отечеству, войне. Они выражены понятиями «отечество», «родина», «воинский долг», «патриотизм», «честь», «ответственность», «товарищество». Однако эти качества не возникают сами собой. Они должны прививаться будущим офицерам в первую очередь в военно-учебных заведениях.

Чувство патриотизма воспитывалось у кадетов с детства: они старались соблюдать традиции, быть патриотами своего учебного заведения, города, где прошли годы учебы и, естественно, армии. В библиотеке военно-учебного заведения создавались специальные фонды, где хранились книги и брошюры, вышедшие из под пера бывших воспитанников, которые считали за честь прислать свою работу в кадетский корпус или училище (6). Командованием предпринимались шаги, направленные на развитие любви к героическому прошлому своей Родины, пробуждение любви к военному делу. Этому способствовали экскурсии на места боевых сражений, встречи с бывшими воспитанниками, воевавшими в них. В рекреационных залах были вывешены серые мраморные доски с именами отличившихся из числа выпускников, а в церквах заведений – черные мраморные доски для помещения имен «павших на поле брани или умерших от ран, в каком бы офицерском чине не постигла их славная смерть воина»(8).

Патриотическое воспитание заключалось «в постепенном и всестороннем приготовлении каждого воспитанника к патриотической деятельности, для которой воспитание физическое должно развивать в нем необходимые силы, воспитание умственное — сообщить ему потребные знания и уменья, а воспитание нравственное — направить волю его именно к такой деятельности».

В современных военных училищах в содержании патриотического воспитания выделяются два взаимосвязанных компонента: первый характеризуется большей социально – педагогической направленностью и составляет ядро. Его основу составляют духовно-нравственные и деятельностные качества личности, мировоззренческая позиция. Второй специфический компонент определяется военно-профессиональной направленностью обучения. Он включает в себя способность эффективно выполнять служебные обязанности, точно исполнять поручения, поставленные задачи, включает навыки самообслуживания при проживании в общежитии, поддержание порядка и др.

Поскольку патриотизм носит деятельностный характер, И.Ф.Харламов подчеркивает, что его воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся. Знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека, когда он действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевает возникающие препятствия, что связано с проявлением воли. Патриотическая деятельность связанная с высшими нравственными ценностями, также требует волевых усилий как в повседневном труде, так и при совершении патриотических поступков.

Воспитание необходимых волевых черт характера и способность к волевой регуляции является составной частью патриотического воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений. Под волевыми качествами понимаются устойчивые навыки эффективной организации  труда, быта и общения, закрепившиеся в поведении человека. Даже очень одаренным людям, чтобы реализовать свои неординарные возможности, нужны соответствующие волевые качества. "Люди с достаточным запасом волевых качеств - хозяева своего времени, своих дел, своих планов и, как правило, всей своей жизни. Не жизнь тащит их за собой (по известной латинской пословице "Желающего - судьба ведет, не желающего - тащит"),  а они сами организуют свою жизнь в соответствии со своими целями".

Фундаментом воспитания волевых качеств, по нашему мнению, является настойчивость.

По мнению Щурковой Л.В. воплотить какую-либо цель урока нельзя без привлечения его воспитательной функции. Многое зависит от того, в какой мере знания приобретают для человека личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков, приобрели форму взглядов и убеждений. Это сложный процесс. Потребность в совершенствовании возникает, если человек переживает противоречие между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития. Значит в данном случае надо создать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у суворовцев этих внутренних противоречий и побуждали бы к развитию у себя данных качеств. Для осуществления этих целей мы используем самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы.

На  большинстве уроков могут быть представлены достойные личности, борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за Русскую землю. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Тема Родины должна звучать при изучении всех основных курсов истории и литературы. Некоторые авторы учебных пособий прикрываются так называемыми общечеловеческими ценностями, которые существуют как бы за порогом существующего, но все они подвластны национальным традициям, сословным интересам, групповым вкусам. "…русский человек всего менее знаком с тем, что всего ближе к нему: со своей родиной и с тем, что к ней относиться. Не справедливо ли признать патентом на дальнейшее образование основательное знание Родины?"(К.Д.Ушинский)(3).

Но не надо уходить и от вопросов, сомнений, раздумий о неблагополучности нашего бытия. Без их обсуждения не воспитать устойчивых убеждений по вопросам патриотизма, не сформировать личных взглядов, которые могли бы выступать в качестве мотивов и установок поведения. Надо помнить, любовь – это не восхваление, любовь – это понимание и желание спасти, сделать лучше, вера в будущее, наконец. Необходимо, по нашему мнению, быть предельно честным в освещении фактов прошлого, не сгущать краски, а уважение ко всему предшествующему сделать ведущим принципом своей педагогической деятельности.

Таким образом, основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно - психологическим  компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. По мнению Гете  "Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик". Поведение - наиболее сложный, менее предсказуемый компонент патриотизма. Иногда воспитатель ощущает эффект своего воздействия непосредственно, в виде тех или иных поступков. Но "чаще всего от посева до урожая проходит значительный срок: ведь сев проводится по весне человеческой, а урожай снимается летом и осенью жизни человека, когда он взрослеет и складывается как личность"(7).  

1 На службе Отечества /Об истории Российского государства и его вооруженных силах. Под общей ред В.Ф.Кулакова. М. 1999. С.5., С. 125.

2 Тюшкевич С.А. Военная история как фактор духовной жизни общества/Военно – истор журнал № 12. 2002. С. 43.

3 Мощенко А.В. Военно – профессиональная ориентация суворовцев. М., 1992, С. 215.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»

АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...